Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эллинистическая психологическая мысль

Поиск

В ходе завоевательных походов Александра Македонского (IV век до н. э.) возникла крупнейшая мировая монархия древности. Ее последующий распад открыл новый период в истории древнего мира - эллинистический - с характерным для него синтезом элементов культур Греции и стран Востока. Утрачивается связь человека с городом-полисом, исчезает понятие "гражданин", фиксировавшее позицию человека как активного социального существа, "политического субъекта"; оно заменяется понятием "подданный". Исчезает ощущение стабильности социальной жизни; человек оказывался перед лицом непредсказуемых грядущих катастроф. Эти сдвиги в реальном положении и в самоощущении личности наложили отпечаток на представления о ее душевной жизни. Вера в могущество разума и в великие интеллектуальные достижения прежней эпохи ставились под сомнение. Возникает и становится популярной философия скептицизма, призывающая отказаться от суждений, касающихся окружающего мира в силу их недоказуемости, относительности. Подвергается сомнению значение интеллектуальных ценностей (Пиррон, конец IV в. до н.э.). Данная концепция отражала новое мироощущение человека кризисного общества и базировалась на представлении о том, что отказ от поисков истины позволит человеку обрести душевный покой, достичь состояния атараксии (означающего отсутствие волнений). В период эллинизма психологическая мысль развивается в русле следующих направлений: перипатетики (развитие идей Аристотеля ); стоицизма (развитие идей Гераклита); эпикуреизма (развитие концепции Демокрита); платонизма (развитие идей Платона); раннехристианской патристики. Школа стоиков возникла в IV в. до н, э. Ее основатели - Зенон, Хризипп. Наибольшего развития стоицизм достиг в римский период (Сенека). Стоики рассматривали космос как состоящий из бесчисленных модификаций огненного воздуха - пневмы, разновидностью которой является душа. Согласно стоицизму, мировая пневма тождественна "божественному огню", иначе - Логосу или судьбе. Отсюда вытекает этический постулат стоиков - человек должен жить согласно Логосу, покориться судьбе. возвеличивали разум, утверждали, что человек не достигает счастья из-за того, что не знает, в чем оно состоит. Они категорически отрицали роль и ценность аффективной сферы, видя в ней источник "порчи разума", поскольку аффекты возникают в результате "неправильной" деятельности ума. Удовольствие и страдание оценивались ими как ложные суждения о настоящем; желание и страх - как ложные суждения о будущем. Отсюда вывод: от аффектов следует лечить, как от болезней; от них надо решительно избавляться. Только разум, свободный от любых эмоциональных потрясений, способен правильно направлять и регулировать поведение. Лидер другой популярной школы философии периода эллинизма Эпикур (конец IV в. до н.э.) опирался на атомистическое учение Демокрита. Однако в противовес Демокритову утверждению о неотвратимости движения атомов по законам, исключающим всякую случайность, Эпикур высказал идею, что атомы могут отклоняться от своих закономерных траекторий. И он обосновал идею о самопроизвольности, спонтанности изменений, их случайном характере. Тем самым эпикуреизм отверг строгую предопределенность поступков, признал возможность самопроизвольных отклонений, заложенных в самой природе вещей, свободу выбора. Вслед за Демокритом утверждалось, что живое тело, как и душа, состоит из движущихся в пустоте атомов, которые в момент смерти рассеиваются; а поэтому "смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, когда же смерть наступает, то нас уже нет". Как и стоики, эпикурейцы размышляли о путях достижения независимости личности, обеспечения ее спокойствия. Последователем Эпикура в Древнем Риме был Лукреций (I в. до н.э.). Лукреций критиковал пантеистические воззрения стоиков о "разлитом" в природе в форме пневмы разуме. Он считал, что реально существуют лишь атомы, движущиеся по законам механики, что в познании первичными являются ощущения, преобразуемые в более сложные образы, вплоть до разума.
В эллинистический период проводились исследования в области анатомии и физиологии. Так, александрийские врачи Герофил и Эразистрат, изучали строение организма, включая головной мозг. Ими было установлено различие между чувствительными и двигательными нервами.
Другим великим исследователем душевной жизни в ее связи с телесностью был древнеримский врач Гален (II в. н.э.). Он доказывает зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы. В его работах глубоко рассмотрены вопросы строения и функционирования мозга как центра "высшего сорта" пневмы - субстрата разума. Его учение считается вершиной психофизиологической античной мысли.
Вслед за Гиппократом Гален развил гуморальное учение о темпераментах как о пропорциях, в которых смешаны основные "соки" организма.
Большое внимание он уделял аффектам, утверждая, что первичным в аффективных состояниях является изменение в организме ("повышение сердечной теплоты"), психическая же составляющая (стремление) является вторичной.
Продолжателем учения Платона в период эллинизма был Плотин, доказывающий абсолютную нематериальность души и отвергающий телесность. В основе существования всего сущего он видел эманацию (истечение) божественного, духовного первоначала.
Что касается психологии, то в работах Плотина она обрела новое предметное содержание - стала наукой о "самосознании". Продолжая учение Платона, Плотин утверждал, что индивидуальная душа происходит от мировой души, к которой она и устремлена; вторая ее направленность ориентирована на чувственный мир. Эти два вектора активности души Плотин дополняет третьим - обращенностью души на себя, превращение в предмет изучения души ее собственной работы. По сути, Плотин первым приступает к исследованию рефлексии как важнейшего механизма сознательной деятельности человека. Особенность его подхода состоит в рассмотрении рефлексии как самодостаточной, не из чего не выводимой сущности.
Представителем раннехристианских учений, развивающихся в русле античного мира, был Августин (IV-V вв.). Он подчеркивал главенствующую роль души, которая, по его мнению, управляет телом. Особую роль в психическом мире человека он отводил воле, возвышая ее над разумом, став, таким образом, одним из основоположников античного волюнтаризма (от лат. "волюнтас" - воля).
Августин считал, что знания априорны, заложены в душе. Соответственно они не приобретаются в ходе опытного познания, а извлекается из души благодаря направленности воли. Основанием истинности знания служит внутренний опыт: душа устремляется в себя, стремясь познать собственную деятельность и заложенные в душе Божественные идеи.
Подводя итог, необходимо отметить, что труды древнегреческих мыслителей актуальны и значимы для современной психологической науки. В них определены основные линии, по которым осуществлялось последующее развитие психологии, ставятся и рассматриваются многие проблемы, составляющие и поныне предмет серьезных психологических исследований: психофизиологическая и психофизическая проблемы, вопросы индивидуальных различий, соотношение чувственного и рационального познания, структуры психики, ее функций, проблема характера (первый трактат на эту тему принадлежит греческому мыслителю Теофрасту).

 

 


Неоплатонизм

Неоплатони́зм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин. Парадигма неоплатонизма сводится: к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа; к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи; к мистически-интуитивному познанию высшего; к освобождению души человека от мате́рийной обременённости, к достижению чистой духовности с помощью аскезы и/или экстаза. Неоплатонизм — учение об иерархически устроенном мире, возникающем от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством). III в. н. э. был не только веком становления христианской теологии, но и временем возникновения неоплатонизма. Подобно тому как стоицизм был характерен для теоретического мировоззрения Ранней Римской империи, так для Поздней Римской империи характерен неоплатонизм. Неоплатонизм возникает в промежутке между Ранней и Поздней империями, в смутное время, в вакууме между империями. Этот вакуум продолжался полвека: с 235 г.— до 284 г. В это смутное пятидесятилетие и протекала творческая деятельность основоположника неоплатонизма Плотина (204/205—270 гг.). Плотин ходил с войском Гордиана на восток и еле спасся, когда персы разгромили римлян, а восставшие солдаты убили злосчастного императора! Оказавшись в Риме, Плотин вел философские беседы с императором Галлиеном, который увлекался многим, в том числе и философией, тогда как государственные дела требовали императорского присутствия. И вряд ли Плотин мог ему помочь в деле спасения распавшейся империи своими ориентированными на сверхчувственный мир беседами. Источником наших знаний о жизни Плотина служат сочинения Порфирия «Жизнь Плотина», «Жизнеописание философов» Евнапия, словарь Свиды и некоторые другие источники. Плотин умер на исходе второго года царствования императора Клавдия — победителя готов, когда умер и сам Клавдий, т. е. в 270 г. Плотин прожил 66 лет. Отсюда можно вывести, что он родился в 204/205 гг., в двенадцатый год царствования основателя династии Северов — Септимия Севера. Известно, что Плотин родился в римской провинции Египет в городе Ликополе Он учился у ряда философов, которые его не удовлетворяли. Наконец, он попал к Аммонию Саккасу. Об Аммонии Саккасе известно не так уж много. Он жил приблизительно с ок. 175 по 242 г., так что Аммоний был соотечественником и современником Климента Александрийского. Аммоний был крещен родителями, но затем вернулся в язычество. Как и некоторые другие философы, Аммоний ничего не писал, преподавал устно. Он имел многих учеников. Порфирий рассказывает, что «к философии он обратился на двадцать восьмом году жизни и был направлен к самым видным александрийским ученым, но ушел с их уроков со стыдом и печалью», зато, «побывав у Аммония и выслушав его, Плотин сказал другу: «Вот кого я искал!». С этого дня он уже не отлучался от Аммония '. Плотин пробыл учеником Аммония в течение одиннадцати лет, а когда Плотину стало под сорок, то он возымел желание ознакомиться с мировоззрением персов, а если возможно, то и индийцев, и примкнул к войску Гордиана III. Этот военный поход, как было сказано, кончился печально. При сменившем Гордиана III Филиппе, Аравитянине Плотин оказался в Риме, где основал свою школу и возглавлял ее в течение четверти века, имея в числе учеников и сенаторов, и самого императора Галлиена, о чем говорилось выше. Имея на Галлиена большое влияние, Плотин просил о выделении ему территории для реализации социально-политического проекта Платона, для создания Платонополиса — император было согласился, но осуществлению этого утопического замысла помешали императорские советники.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.188.211 (0.008 с.)