ТОП 10:

Развитие Ч. Дарвином эволюционных иедй в биологии и их значение для психологии



В 1859 г. Дарвин опубликовал свой труд «Происхождение видов путем естественного отбора», самую значительную работу в биологии. Установленный Дарвином факт изменчивости видов и открытые им законы эволюции — естественный отбор в условиях борьбы органических существ за существование на основе законов изменчивости и принцип наследственности — дали материалистическое истолкование целесообразности — приспособленности организмов в природе. Указывая на дальнейшее развитие исследований, Дарвин писал: «Много света будет пролито на происхождение человека и на его историю». В книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) Дарвин специально исследовал вопрос о месте человека в органическом мире и показал, что человек произошел в процессе развития от низших животных форм: «...человек обязан своим существованием длинному ряду предков. Если бы не существовало какого-либо из звеньев этой цепи, человек не был бы совершенно таким, каким он есть. Если мы не станем нарочито закрывать глаза, то с теперешними нашими знаниями мы сможем приблизительно узнать наших прародителей, и нам незачем стыдиться их».
В следующей работе «Выражение эмоций у человека и животных» (1872) Дарвин с помощью эволюционного учения обосновал идею общности происхождения выразительных движений, сопровождающих чувство страха, агрессивности, удивления и др. у животных и человека, показал их приспособительный смысл. Идея приспособительного значения психики оказала большое влияние на психологию. Высказанная также Г. Спенсером, она дала начало новому подходу к изучению психики как важнейшего средства адаптации к среде.
Теория эволюции оказала глубокое влияние на психологию. Она утверждала идею развития, а открытые Дарвином законы эволюции в органическом мире поставили перед психологией задачу определения движущих сил психического развития и в особенности по отношению к человеку. Вставал также вопрос о сопоставлении психики животных и человека. В трудах Дарвина эти вопросы впервые были поставлены на научную основу, а их разработка дала начало развитию новых направлений и подходов в психологии — психологии животных, детской психологии и психологии так называемых малокультурных народов.
Сосредоточив свое внимание на доказательстве родства человека и животных, Дарвин подчеркивал скорее черты сходства между ними, нежели различия. Нередко он, завышая психические способности животных, приписывал им специфически человеческие черты (воображение, нравственные чувства и т. п.). Дарвин не усматривал качественного своеобразия интеллекта человека: «Как бы ни было велико умственное различие между человеком и животным, оно только количественное, а не качественное». Истолкование психических проявлений животных по аналогии с психикой человека определило развитие начатой им сравнительной психологии. Первым направлением этой области был антропоморфизм (Дж. Романее). Животные изображались по образцу человека, делались выводы о том, что в каких-то отношениях животные выше людей (имелись в виду взаимопомощь, взаимовыручка и другие факты поведения так называемых «общественных» животных).


 

36. Эволюционная теория

Эволюция по мысли Спенсера - это "всеобщий процесс", характеризующийся тремя существенными чертами: интеграцией, дифференциацией и упорядочиванием. Для пояснения своей мысли он приводит разнообразные примеры. Так организм в процессе роста вынужден питаться, т.е. интегрировать материю из окружающей среды. Подобным образом феодыскладываются в области, а те в королевства, которые стремятся к общеевропейской федерации. В процессе развития также повсеместно наблюдается дифференциация органов и видов. Однородное яйцо эволюционирует в сложный организм цыплёнка. И, наконец, возрастает упорядоченность.

Основываясь на научных фактах и данных, Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе – космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно – эволюции.
Эволюция – это всегда развитие, рывок вперед. Социальная эволюция, как и любая другая эволюция, имеет свои причины возникновения, предпосылки и возникать сама по себе не может. Поэтому я согласна с Г. Спенсером в том, что социальная эволюция является следствием деятельности самих людей. И главную роль в эволюционистской социологии играет такой социальный институт, как политический, потому как именно он, создавая определенные социальные условия, способствует развитию социальной стороны жизни общества.

 


37. Первая программа психологии как самостоятельной науки В. Вундта

Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология В. Вундта(1832 – 1920). Свои исследования он начал в Гейдельбергском университете в области восприятия. Из них составилась книга «Очерки по теории восприятия» (1862). В этих «Очерках» Вундт развивает идеи о психологии как экспериментальной науке. В вышедших в 1863 г. «Лекциях о душе человека и животных», где наряду с экспериментом в качестве источника психологического.исследования В. Вундт называет анализ продуктов человеческого духа (впоследствии – психология народов).Так, к началу 60-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода – экспериментальный и культурно-исторический. Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» В. Вундта явились началом психологии как самостоятельной науки. Ее объектом объявляются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению. Они имеют как физиологическую, так и психологическую сторону, поэтому не могут быть объяснены ни только физиологией, ни только психологией: это ощущения и простейшие чувствования. По методу физиологическому психология есть психология экспериментальная. Начиная с 1875 г. В. Вундт действовал в Лейпцигском университете. Здесь в 1879 г. он создал психологическую лабораторию, на базе которой через два года (1881) был создан Институт экспериментальной психологии, превратившийся впоследствии в международный центр подготовке психологов. Так сложилась школа В. Вундта, от которой начинается история психологии как самостоятельной науки. Однако не вся психика поддается экспериментальному изучению. Исследование высших психических процессов требует других методов. В качестве таковых В. Вундт называл анализ продуктов человеческого духа, которые являются продуктом общения множества индивидов: языка, мифов, обычаев. Эту часть психологии он назвал психологией народов, противопоставив ей индивидуальную экспериментальную психологию. С введением В. Вундта двух психологий, отличающихся по содержанию и методам, различно ориентированных – на естествознание и науки о духе, происходит раскол единой науки, который явился одной из причин и характерной чертой открытого кризиса, разразившегося в психологии в начале второго десятилетия XX в.

Вторая программа психологии как самостоятельной науки И.М. Сеченова

Результатом работ И.М. Сеченова явилось новое представление о психике и задачах психологии как науки. Его по праву можно считать основоположником отечественной научной психологии. Его важнейшие труды: «Рефлексы головного мозга» (1863), в которых сформулирована рефлекторная теория в связи с проблемой произвольных и непроизвольных движений; «Кому и как разрабатывать психологию» (1873), здесь в полемике с К.Д. Кавелиным излагается общая программа построения психологии, взгляды на предмет, методы и задачи психологии. В «Рефлексах головного мозга» И.М. Сеченов поставил задачу «доказать возможность приложения физиологических знаний к явлениям психической жизни». Схема психического процесса та же, что и схема рефлекса: психический процесс берет начало во внешнем воздействии, продолжается центральной деятельностью и заканчивается ответной деятельностью – движением, поступком, речью. И.М. Сеченов предпринимает попытку «вырвать» психологию из замкнутого круга мира внутреннего сознания и объяснить, как происходят психические процессы, проследить становление сознания в онтогенезе. Программа И.М. Сеченова подводила к изучению целостного поведения. В своем принципиальном содержании эта задача решается и современной психологией. В то же время ей свойственна историческая ограниченность. Признавая социальную обусловленность человеческого сознания, И.М. Сеченов не смог включить эту реальность в свою программу. Тем не менее, его работы оказали огромное влияние на отечественную психологию. Его традиции продолжены в трудах Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерева, в физиологии М.П. Павлова, А.А. Ухтомского.

Начало развития психологии как науки о поведении

Развитие объективных исследований в детской психологии и зоопсихологии способствовали возникновению ряда новых направлений. Каждое из них открывало противоречия в теоретических основах старой психологии, казавшиеся до этого бесспорными. Преобразование представлений о природе, развитие психологического эксперимента, приложение психологических знаний, в том числе экспериментальных методов, к различным областям науки и практики (медицинской, педагогической, военного дела), – стали свидетельством недостаточности имеющейся психологической теории. Собственно, в этом и состояла причина кризиса психологии.Требовалось решительное изменение исходных принципов и представлений. Основным содержанием периода открытого кризиса (10 – 20 гг. ХХ в.) было возникновение новых психологических направлений, оказавших большое влияние на современную психологию: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, описательная (понимающая) психология.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.229.89 (0.069 с.)