Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие Ч. Дарвином эволюционных иедй в биологии и их значение для психологииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В 1859 г. Дарвин опубликовал свой труд «Происхождение видов путем естественного отбора», самую значительную работу в биологии. Установленный Дарвином факт изменчивости видов и открытые им законы эволюции — естественный отбор в условиях борьбы органических существ за существование на основе законов изменчивости и принцип наследственности — дали материалистическое истолкование целесообразности — приспособленности организмов в природе. Указывая на дальнейшее развитие исследований, Дарвин писал: «Много света будет пролито на происхождение человека и на его историю». В книге «Происхождение человека и половой отбор» (1871) Дарвин специально исследовал вопрос о месте человека в органическом мире и показал, что человек произошел в процессе развития от низших животных форм: «...человек обязан своим существованием длинному ряду предков. Если бы не существовало какого-либо из звеньев этой цепи, человек не был бы совершенно таким, каким он есть. Если мы не станем нарочито закрывать глаза, то с теперешними нашими знаниями мы сможем приблизительно узнать наших прародителей, и нам незачем стыдиться их».
36. Эволюционная теория Эволюция по мысли Спенсера - это "всеобщий процесс", характеризующийся тремя существенными чертами: интеграцией, дифференциацией и упорядочиванием. Для пояснения своей мысли он приводит разнообразные примеры. Так организм в процессе роста вынужден питаться, т.е. интегрировать материю из окружающей среды. Подобным образом феодыскладываются в области, а те в королевства, которые стремятся к общеевропейской федерации. В процессе развития также повсеместно наблюдается дифференциация органов и видов. Однородное яйцо эволюционирует в сложный организм цыплёнка. И, наконец, возрастает упорядоченность. Основываясь на научных фактах и данных, Спенсер распространил идею эволюции на все без исключения явления и процессы в природе и обществе – космические, химические, биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное развивается по законам природы, а следовательно – эволюции.
37. Первая программа психологии как самостоятельной науки В. Вундта Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология В. Вундта(1832 – 1920). Свои исследования он начал в Гейдельбергском университете в области восприятия. Из них составилась книга «Очерки по теории восприятия» (1862). В этих «Очерках» Вундт развивает идеи о психологии как экспериментальной науке. В вышедших в 1863 г. «Лекциях о душе человека и животных», где наряду с экспериментом в качестве источника психологического.исследования В. Вундт называет анализ продуктов человеческого духа (впоследствии – психология народов).Так, к началу 60-х гг. складывается программа психологии, объединяющая два метода – экспериментальный и культурно-исторический. Вышедшие в 1874 г. «Основания физиологической психологии» В. Вундта явились началом психологии как самостоятельной науки. Ее объектом объявляются те процессы, которые доступны одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению. Они имеют как физиологическую, так и психологическую сторону, поэтому не могут быть объяснены ни только физиологией, ни только психологией: это ощущения и простейшие чувствования. По методу физиологическому психология есть психология экспериментальная. Начиная с 1875 г. В. Вундт действовал в Лейпцигском университете. Здесь в 1879 г. он создал психологическую лабораторию, на базе которой через два года (1881) был создан Институт экспериментальной психологии, превратившийся впоследствии в международный центр подготовке психологов. Так сложилась школа В. Вундта, от которой начинается история психологии как самостоятельной науки. Однако не вся психика поддается экспериментальному изучению. Исследование высших психических процессов требует других методов. В качестве таковых В. Вундт называл анализ продуктов человеческого духа, которые являются продуктом общения множества индивидов: языка, мифов, обычаев. Эту часть психологии он назвал психологией народов, противопоставив ей индивидуальную экспериментальную психологию. С введением В. Вундта двух психологий, отличающихся по содержанию и методам, различно ориентированных – на естествознание и науки о духе, происходит раскол единой науки, который явился одной из причин и характерной чертой открытого кризиса, разразившегося в психологии в начале второго десятилетия XX в. Вторая программа психологии как самостоятельной науки И.М. Сеченова Результатом работ И.М. Сеченова явилось новое представление о психике и задачах психологии как науки. Его по праву можно считать основоположником отечественной научной психологии. Его важнейшие труды: «Рефлексы головного мозга» (1863), в которых сформулирована рефлекторная теория в связи с проблемой произвольных и непроизвольных движений; «Кому и как разрабатывать психологию» (1873), здесь в полемике с К.Д. Кавелиным излагается общая программа построения психологии, взгляды на предмет, методы и задачи психологии. В «Рефлексах головного мозга» И.М. Сеченов поставил задачу «доказать возможность приложения физиологических знаний к явлениям психической жизни». Схема психического процесса та же, что и схема рефлекса: психический процесс берет начало во внешнем воздействии, продолжается центральной деятельностью и заканчивается ответной деятельностью – движением, поступком, речью. И.М. Сеченов предпринимает попытку «вырвать» психологию из замкнутого круга мира внутреннего сознания и объяснить, как происходят психические процессы, проследить становление сознания в онтогенезе. Программа И.М. Сеченова подводила к изучению целостного поведения. В своем принципиальном содержании эта задача решается и современной психологией. В то же время ей свойственна историческая ограниченность. Признавая социальную обусловленность человеческого сознания, И.М. Сеченов не смог включить эту реальность в свою программу. Тем не менее, его работы оказали огромное влияние на отечественную психологию. Его традиции продолжены в трудах Н.Н. Ланге, В.М. Бехтерева, в физиологии М.П. Павлова, А.А. Ухтомского. Начало развития психологии как науки о поведении Развитие объективных исследований в детской психологии и зоопсихологии способствовали возникновению ряда новых направлений. Каждое из них открывало противоречия в теоретических основах старой психологии, казавшиеся до этого бесспорными. Преобразование представлений о природе, развитие психологического эксперимента, приложение психологических знаний, в том числе экспериментальных методов, к различным областям науки и практики (медицинской, педагогической, военного дела), – стали свидетельством недостаточности имеющейся психологической теории. Собственно, в этом и состояла причина кризиса психологии.Требовалось решительное изменение исходных принципов и представлений. Основным содержанием периода открытого кризиса (10 – 20 гг. ХХ в.) было возникновение новых психологических направлений, оказавших большое влияние на современную психологию: бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, описательная (понимающая) психология.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 684; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.235.177 (0.012 с.) |