ТЕМА 1.1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 1.1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА



Предмет и объект психологии. Значение слова «психология». Особенности психологии как науки. Система феноменов, изучаемых современной психологией. Житейские и научные психологические знания. Отрасли психологии.

Связь психологии с естественными науками: биологией, физиологией, медициной и др. Связь психологии с социальными науками: историей, социологией, философией и др. Связь психологии с гуманитарными науками: педагогикой, культурологией и др. Промежуточное положение психологии между общественными, естественными и гуманитарными науками. Практическая психология.

 

Краткий словарь 1.1.

Психология — наука о закономерностях формирования и функционирования психики.

Психиатр — это врач, имеющий сертификат по специальности "психиатрия". Врач-психиатр может консультировать и лечить психически здоровых и психически больных людей, выписывать лекарства, проводить освидетельствование людей и определять степень их психического здоровья и дееспособности.

Психоаналитик — специалист, пользующийся идеями и методами психоанализа при работе с клиентами.

Психолог — специалист с высшим гуманитарным психологическим образованием, который работает с пациентом только с использованием специальных словесных методик. Он не имеет медицинского образования и не может назначать лекарства.

Психотерапевт — это врач, занимающийся лечением методом «психологического воздействия» – беседы, разъяснения, выявления внутренних конфликтов и поиск путей решения психологических проблем пациента. Особое поле деятельности психотерапевта – это психосоматические расстройства – заболевания, при которых страдает тело, но причина страданий – душа.

ТЕМА 1.2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Представления античных и средневековых философов о душе и сознании. Дуалистическая философия Р.Декарта. Интроспеция в учении Дж. Локка. Первая экспериментальная психологическая лаборатория В.Вундта. Бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, гуманистическая психология, гештальт-психология. Становление отечественной психологии. Вклад И.М. Сеченова, И.П.Павлова, Б.М.Бехтерева. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Теория деятельности А.Н. Леонтьева. Проблемы человекознания в работах Б.Г. Ананьева. Содержание и динамика психологических исследований в советский период.


 

Краткий словарь 1.2.

Аналитическая психология — система взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга.

Архетип — дословно "древнейший образец" способ организации психики посредством форм, переходящих из поколения в поколение.

Бихевиоризм — направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Основоположники — Д. Уотсон, Э. Торндайк.

Гештальт [нем. Gestalt — образ, форма] — функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений.

Гештальтпсихология — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), Основоположники М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер.

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а "открытую возможность" самоактуализации, присущую только человеку. Основоположник — А.Маслоу.

Индивидуальная психология — одно из направлений психоанализа, ответвившееся от фрейдизма и разработанное А. Адлером.

Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п.

Когнитивная психология — современное направление в исследовании познавательных процессов.

Психоанализ (фрейдизм) — направление в психологии XX в., согласно которому основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам. Недооценивается ведущая роль сознания. Основоположник — З. Фрейд.

Экзистенциальная психология — одно из направлений "гуманистической психологии". Экзистенциальная психология изучает: 1) проблемы времени, жизни и смерти- 2) проблемы свободы, ответственности и выбора- 3) проблемы общения, любви и одиночества- 4) проблемы поиска смысла существования.

 

ТЕМА 1.3. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Понятие о методе и методологии психологии.

Методы исследования в современной психологии. Классификация методов исследования, их особенности. Основные этапы психологического исследования.

 

Краткий словарь 1.3.

Анкета — методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации, оформляемое в виде набора вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования.

Беседа — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Биографические методы — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.

Контент-анализ — научный метод выявления и оценки определенных характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т. д.), в котором в соответствии с целями исследования анализируются определенные элементы содержания — смысловые единицы или формальные признаки.

Лабораторный эксперимент — разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных.

Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методы психологии — основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.

Наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Обучающий, или формирующий эксперимент — метод психологии, при котором имеет место планомерное формирование требуемого психического процесса или качества личности.

Социометрия — метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Тест — стандартизованная измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний (заданий), обладающих максимальной информативностью.

Эксперимент — один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности.

 

РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХИКЕ

 

ТЕМА 2.1. ПОНЯТИЕ О ПСИХИКЕ

Явления, изучаемые психологией. Психические процессы, свойства и состояния. Понятие субъективной и объективной реальности. Психическая реальность как мир психических явлений в форме мнений, переживаний, чувств, побуждений, желаний.

Стадии эволюционного развития психики.

 

Краткий словарь 2.1.

Активность — всеобщее качество живой материи вступать во взаимодействие с окружающей средой.

Инстинкт — наследственно заложенные формы поведения.

Интеллектуальное поведение — тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся, прежде всего, в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи.

Отражение — всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.

Поведение — совокупность направленных действий субъекта, реализуемых им согласно закономерностям внутреннего развития и взаимодействия со средой.

Раздражимость — основное, первичное свойство живого организма проявлять активность (реакцию) в ответ на воздействие раздражителей (предметов, явлений, процессов и других агентов внешней и внутренней среды) на сенсорные, воспринимающие органы.

Сознание — высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей.

Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.

Чувствительность — общая способность к ощущению- Ч. появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды, выполняющие сигнальную функцию по отношению к имеющим прямое биологическое значение воздействиям.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.9.187 (0.009 с.)