Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. 2. Сознание как высшая форма отраженияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие о высших психических функциях. Интериоризация. Культурно-историческая обусловленность психических процессов. Роль знаковых систем, предметов материальной и духовной культуры в становлении высших психических функций. Речь и ее влияние на формирование познавательных процессов. Речь и деятельность как факторы развития высших психических функций. Понятие, виды и структура человеческой деятельности. Сознание как высшая форма отражения и регуляции деятельности. Структура, основные характеристики сознания. «Я-концепция». Понятие о бессознательном. Неосознаваемые механизмы и действия. Общая характеристика проблемы неосознаваемых психических процессов. Классификация неосознаваемых процессов.
Краткий словарь 2.2. Автоматизм — действие, реализуемое без непосредственного участия сознания. Бессознательное — совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные, прежде всего речью по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления. Действие — относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. Выделяют три основных вида деятельности: игра, учебная, труд. Игра (детская) — вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта Натуральные психические функции — понятие, введенное в психологическую теорию Л.С. Выготским, дополняющее понятие "высшие психические функции". Ориентировочная деятельность — совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование, планирование, контроль и регуляцию поведения. Потребность — основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования. Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Труд — деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. Учение — деятельность человека, направленная на сознательное усвоение определенных знаний, умений, навыков. Установка — готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.
ТЕМА 2.3. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИКИ Понятие о нейроне. Строение нейрона. Нервная система ее функции. Понятие ЦНС. Понятие о возбуждении и торможении. Понятие анализатора, схема. Рефлекс. Строение рефлекторной дуги. Безусловные и условные рефлексы. Образование условных рефлексов. Понятие условно-рефлекторного научения. Понятие о ВНД. Понятие о динамическом стереотипе. Модель функциональной системы (по П.К.Анохину).
Краткий словарь 2.3. Анализатор — нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды. Высшая нервная деятельность (ВНД) — Высшая нервная деятельность — это деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. К высшей нервной деятельности относят гнозис (познание), праксис (действие), речь, память и мышление, сознание и др. Поведение организма является венцом результата высшей нервной деятельности. Структурную основу высшей нервной деятельности у человека составляет кора больших полушарий вместе с подкорковыми образованиями переднего и промежуточного мозга. Термин "высшая нервная деятельность" ввел в науку И П. Павлов. Динамический стереотип — выработанная и зафиксированная устойчивая последовательность условных рефлексов, вырабатываемая в результате многократного воздействия следующих в определенном порядке условных сигналов. Нейрон — структурная и функциональная единица нервной системы. Нервная клетка. Нервная система — сложная сеть структур, пронизывающая весь организм и обеспечивающая саморегуляцию его жизнедеятельности благодаря способности реагировать на внешние и внутренние воздействия. Рецепторы — специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение. Рефлекс — ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляемая через нервную систему. Выделяют безусловные (врожденные) и условные (приобретенные) рефлексы. Рефлекторная дуга — путь, проходимый нервными импульсами при осуществлении рефлекса. Рефлекторная дуга состоит из: рецептора — нервное звено, воспринимающее раздражение; афферентного звена, осуществляющего передачу импульсов от чувствительных нервных окончаний в центральную нервную систему; центрального звена; эфферентного звена — осуществляющего передачу от нервного центра к эффектору; эффектора — исполнительный орган, деятельность которого изменяется в результате рефлекса. Центральная нервная система (ЦНС) — часть нервной системы, ограниченная пространством черепа и позвоночника.
РАЗДЕЛ 3. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
ТЕМА 3.1. ОЩУЩЕНИЕ. ВОСПРИЯТИЕ Представления об ощущениях. Структура приема информации. Функции ощущений. Общие свойства ощущений. Возникновение ощущений. Основные свойства сенсорных процессов. Пороги чувствительности. Индивидуально-типологические особенности чувствительности. Значение ощущений в жизни человека. Понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущения. Классификация восприятия. Виды восприятия. Типы восприятия. Индивидуально-типологические особенности восприятия. Основные свойства восприятия. Законы восприятия. Индивидуально-типологические особенности восприятия.
Краткий словарь 3.1. Адаптация сенсорная — приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя. Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Избирательность — качество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности. Иллюзии восприятия — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Константность — относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств. Модальность — одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет — в зрении, тон и тембр — в слухе, характер запаха — в обонянии и т. п.). Образ — субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. Порог ощущения — величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение. Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом ощущения называют величину раздражителя, при крой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется, например, превращается в болевое, как это имеет место при увеличении громкости звука или яркости света. Минимальный прирост величины раздражителя, сопровождающийся едва заметным изменением ощущения, называется разностным (или дифференциальным) порогом. Предметность восприятия — отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира. Сенсибилизация — повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов. Синестезия — явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное, характерное для другого органа чувств. Целостность восприятия — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы.
ТЕМА 3.2. ВНИМАНИЕ Определение понятия «внимание». Физиологические основы внимания. Виды внимания: природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем.
Краткий словарь 3.2. Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте. Внимание непроизвольное — наиболее простое и генетически исходное. Имеет пассивный характер; возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений, в силу особенностей объекта — новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и пр. Внимание послепроизвольное (постпроизвольное) возникает на основе внимания произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности. Внимание произвольное направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, а потому неразрывно связано с речью. О внимании произвольном говорят, если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений и требует со стороны субъекта волевых усилий. Концентрация внимания — качество внимания, характеризующее степень сосредоточенности внимания на объекте. Объем внимания — качество внимания, характеризующее количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно. Переключение внимания — качество внимания, характеризующее намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Распределение внимания — качество внимания, характеризующее возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов. Устойчивость внимания — качество внимания, характеризующее длительность сосредоточения внимания на объекте. Рассеянность — функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности.
ТЕМА 3.3. ПАМЯТЬ Определение понятия «память». Значение памяти в жизни и деятельности человека, в обучении, воспитании, общении с людьми. Виды памяти. Процессы памяти. Развитие процессов памяти в онтогенезе. Индивидуально-типологические особенности памяти. Формирование и развитие памяти.
Краткий словарь 3.3. Воспоминание — извлечение из долговременной памяти образов прошлого, мысленно локализуемых во времени и пространстве. В. может быть произвольным (припоминание) и непроизвольным, когда образы спонтанно возникают в сознании. Забывание — постепенное уменьшение возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. Запоминание — удержание материала в памяти. Мнемоника (мнемотехника) — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Объем памяти — количественные возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации. Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память долговременная — вид памяти, обеспечивающий продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемый огромным объемом сохраняемой информации. Память кратковременная (оперативная память, рабочая память) — вид памяти, обеспечивающий оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной. Память оперативная — разновидность кратковременной памяти. Ее специфика в том, что оперативная память непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Память сенсорная — вид памяти, обеспечивающий удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств. Реминисценция — более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным). Узнавание — восприятие объекта как уже известного по прошлому опыту. Эффект края — явление, заключающееся в том, что при заучивании расположенного в ряд материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине. Эффект незавершенного действия (эффект Зейгарник) — явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б.В. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные.
ТЕМА 3.4. МЫШЛЕНИЕ Понятие о мышлении. Отличие мышления от других психических процессов. Проблемы психологии мышления. Классификация видов мышления. Основные мыслительные операции. Развитие мышления в онтогенезе. Теория когнитивного развития Ж.Пиаже. Понятие творческого мышления, его особенности и условия продуктивности. Факторы, способствующие и препятствующие творческому мышлению человека. Понятие интеллекта. Структура интеллекта (по Р. Кеттелу). Виды интеллекта. Коэффициент интеллекта.
Краткий словарь 3.4. Абстракция — одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Анализ — процесс расчленения целого на части. Ассоциация — возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.) Дедукция — движение знания от более общего к менее общему, частному. Знак — предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса. Значение — обобщенная форма запечатления субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях. Индукция — движение знания от единичных утверждений к общим положениям. Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Интуиция — способность сознания непосредственно постигать предмет познания без опосредствующего влияния знаково-символического и доказательно-логического инструментария. Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Понятие — одна из логических форм мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов; высший уровень обобщения, характерный для мышления словесно-логического. Символ — образ, являющийся представителем других (как правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений. Синтез — включенный в акты взаимодействия организма со средой процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое, необходимый этап познания. Смысл — индивидуальное значение. Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами. Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Умозаключение — одна из логических форм мышления. У. характеризуется выводом на основе правил логики заключения или следствия из нескольких суждений (посылок).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.5.179 (0.009 с.) |