Тема 5. 2. Темперамент. Характер 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. 2. Темперамент. Характер



Понятие о темпераменте. Темперамент как свойство личности. Основные типы темперамента.

Краткий обзор учений о темпераменте. Учение о темпераменте Гиппократа. Типология Э. Кречмера. Концепция типов телосложения и темперамента по У. Шелдону. Исследования про­блемы темперамента в трудах И. П. Павлова. Психо-физиологические основы темперамента. Свойства нервной системы как основа темпера­мента. Основные свойства темперамента и их проявления по Б. М. Теплову. Концепция темперамента В. М. Русалова.

Понятие о характере. Определение характера. Особенности характера как психического феномена. Характер как прижизненное образование. Закономерности формирования характера. Понятие о чертах характера. Классификация черт характера. Проявление характера через дея­тельность, отношение к другим людям, интересы, эмоциональность и волю. Мотивационные и инструментальные черты личности.

Понятие об акцентуации характера. Психопатии. Концепции К. Леонгарда и А. Е. Личко. Взаимосвязь характера и темперамента.

 

Краткий словарь 5.2.

Активность показывает, насколько активен человек в преодолении препятствий в своих действиях, поступках.

Акцентуация характера — чрезмерное усиление и выраженность отдельных черт характера или их сочетаний.

Динамичность — скорость и легкость выработки условных рефлексов.

Интровертированность — направленность личности на себя, на собственные переживания и мысли.

Лабильность — скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процессов.

Пластичность — гибкость, легкость приспособления к новым условиям.

Подвижность выступает как показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.

Реактивность — сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители.

Ригидность — инертность, косность, нечувствительность к изменению условий.

Сензитивность — возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы.

Сила — способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток.

Темперамент — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний..

Темп реакций — скорость протекания психических процессов и реакций.

Уравновешенность характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения.

Экстравертированность — направленность личности во вне, на окружающих людей, предметы, события.

Характер — совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для него способы поведения.

 

ТЕМА 5.3. ПСИХОЛОГИЯ СПОСОБНОСТЕЙ

Общая характеристика способностей человека. Понятие о способности. Определение спо­собностей по Б. М. Теплову. Соотношение способностей и успешности обучения. Способности и развитие человека. Классификация способностей. Характеристика общих способностей. Теоре­тические и практические способности. Учебные и творческие способности.

Основная классификация уровней развития способностей. Врожденные задатки и генотип. Развитие задатков как социаль­но обусловленный процесс. Потенциальные и актуальные способности. Соотношение общих и специальных способностей. Одаренность. Компенсация способностей. Мастерство и талант. Ге­ниальность.

 

Краткий словарь 5.3.

Гениальность — высший уровень развития способностей: общих, интеллектуальных, специальных.

Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

Навык — действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Одаренность — своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

Сензитивные периоды развития — периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям; возрастной период оптимального сочетания условий для развития определенных психических свойств и процессов.

Склонность — избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой являются глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.

Способности — индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Талант — высокий уровень развития способностей, прежде всего, способностей специальных (музыкальных, литературных и т. д.).

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

 

РАЗДЕЛ 6. ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ

 

ТЕМА 6.1. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Понятие общения. Содержание, цели и средства общения. Функции общения. Роль общения в психическом развитии человека. Общение как обмен информацией. Вербальное и невербальное общение. Виды невербального общения. Общение как взаимодействие. Общение как восприятие людьми друг друга. Взаимное влияние людей в процессе общения. Познание в процессе общения. Эмпатия, рефлексия, идентификация. Типичные трудности и техники общения.

 

Краткий словарь 6.1.

Атрибуция каузальная — интерпретация человеком восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу (носит вербальный характер).

Заражение — бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям (носит невербальный характер).

Идентификация — процесс и результат самоотождествления с другим человеком, группой (групповая идентификация) на основании установившейся эмоциональной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм ценностей и образцов.

Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Стереотип — некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются в общении как средством «сокращения» процесса узнавания.

Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека.

Эффект ореола — распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств.

Эффект первичности проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше.

Эффект новизны, напротив, проявляется в ситуациях восприятия знакомого человека и заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

 

 

ТЕМА 6.2. ЛИЧНОСТЬ И ГРУППА

Личность в группе. Социальные роли личности. Выполнение социальных ролей. Взаимовлияние личности и социальной роли. Влияние социальных норм на личность. Референтные группы и личность.

Психология групп. Виды групп и их функции. Размер группы и ее структура. Психологическая совместимость в группе. Групповой подход к принятию решений. Социально‑психологический климат группы. Лидерство и руководство.

 

Краткий словарь 6.2.

Группа — социальная общность людей, объединенных на основании ряда признаков, относящихся к содержанию совместно выполняемой ими деятельности или характеру общения.

Коллективвысшая форма развития малой группы.

Масса — более стабильное и организованное образование, чем толпа, с довольно нечеткими границами.

Нормы групповые — совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы, характера их взаимоотношений, взаимодействия и общения.

Роль — социальная функция личности.

Публика — кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем

Санкции — меры, предпринимаемые членами группы к тем, кто нарушает общегрупповые нормы.

Социализация — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.

Социально-психологический климат — целостное состояние группы (коллектива), относительно устойчивый и типичный для нее эмоциональный настрой, отражающий реальную ситуацию трудовой деятельности и характер межличностных отношений.

Статус — положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.

Толпа — скопление людей, которое образуется на улице по поводу самых различных событий. Длительность ее существования определяется значимостью инцидента

 

Вопросы к зачету по дисциплине «Психология»

1. Предмет, объект психологии, ее задачи. Основные отрасли психологии.

2. История развития психологии как науки за рубежом.

3. История развития отечественной психологии как науки.

4. Методы психологического исследования.

5. Понятие о психике. Концепция эволюции психического отражения А.Н. Леонтьева, К.Э. Фабри.

6. Понятие сознания. Возникновение и развитие сознания.

7. Культурно-историческая концепция развития психики человека.

8. Понятие человека, индивида, индивидуальности, личности, субъекта в концепции Б.Г. Ананьева.

9. Биологические основы психики. Понятие о нейроне. Строение нервной системы человека.

10. Понятие о рефлексе. Безусловные и условные рефлексы. Рефлекторная дуга. Образование условного рефлекса. Понятие об условно-рефлекторном научении и динамическом стереотипе.

11. Психика как система. Понятие о функциональной системе (П.К. Анохин).

12. Высшие психические функции. Их образование в онтогенезе

13. Понятие об ощущениях. Природа ощущений. Виды ощущений.

14. Свойства ощущений. Измерение и изменение ощущений.

15. Анализатор. Строение анализатора.

16. Понятие восприятия. Взаимосвязь ощущений и восприятия.

17. Основные виды и свойства восприятия.

18. Внимание как психический феномен. Виды и свойства внимания.

19. Понятие о памяти. Основные процессы и механизмы памяти.

20. Основные виды памяти. Классификации видов памяти.

21. Понятие и виды воображения. Механизмы воображения.

22. Понятие мышления. Виды мышления.

23. Операции и элементы мышления.

24. Развитие мышления в течение жизни. Теория когнитивного развития Ж.Пиаже.

25. Понятие о речи. Речь и язык. Функции и виды речи.

26. Речь как инструмент мышления. Соотношение речи и мышления.

27. Понятие об эмоциях. Виды эмоций. Высшие чувства.

28. Стресс как психическое состояние и как процесс.

29. Общее понятие о личности. Представления о личности в отечественной психологии.

30. Понятие о темпераменте. Типы темпераментов. Вклад отечественных ученых в развитие современных представлений о темпераменте.

31. Характер. Взаимосвязь характера и темперамента. Формирование характера. Акцентуации характера.

32. Понятие о способностях. Соотношение понятий: способности, знания, умения, навыки. Классификация способностей.

33. Уровни развития способностей. Задатки, способности, одаренность, талант, мастерство, гениальность.

34. Понятие об интеллекте. Структура интеллекта.

35. Понятие об общении. Функции и структура общения.

36. Коммуникативный компонент общения.

37. Интерактивный компонент общения.

38. Перцептивный компонент общения.

39. Вербальные и невербальные средства общения.

40. Психология малой группы. Понятие о малой группе. Классификации малых групп.

41. Численность и структура малой группы.

42. Лидерство. Главные личностные характеристики лидера.

43. Нормативная регуляция поведения в группе. Понятие о социальной норме. Конформизм и нонконформизм.

Основная литература

 

1. Бордовская и С. И. Розум. - Москва: Питер, 2010. - 432 с.: пер. (Учебное пособие)

2. Лурия, А. Р.. - Лекции по общей психологии [Текст]: учебник / А. Р. Лурия. - Москва: Питер, 2012. - 319 с.: пер. (Мастера психологии).

3. Никандров, В. В. - Психология [Электронный ресурс]: электронный учебник / В.В. Никандров. - Электрон. текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр.. - Москва: КНОРУС, 2009. (Информационные технологии в образовании)

4. Реан, А. А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2010. - 432 с.

 

Дополнительная литература

 

5. Айсмонтас Б.Б. Общая психология: [Текст]: Тесты / Б.Б. Айсмонтас. – Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 192 с.

6. Бреслав Г.М. Психология эмоций /Г.М. Бреслав. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.

7. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО – Пресс, 2000.- 1008 с.

8. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию [Текст]: Курс лекций /Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: ЧеРо, 2001. – 336 с.

9. Дружинин, В.Н. Психология [Текст]: Учебник для гуманитарных вузов / под общ. Ред. В.Н. Дружинина – 2-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с.

10. Крылов, А.А. Психология [Текст]: Учебник. / Под. ред. А.А. Крылова. -2‑е изд. - М.: «Проспект», - 2001. – 584 с.

11. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии [Текст] / В.Г. Крысько. – Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001-268 с.

12. Общая психология. Словарь /Под ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах /Ред. – сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. М.: ПЕРСЭ, 2005. – 251 с.

13. Петровский, А.В. Психология [Текст]: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – 4-е изд., стереотипное. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 501с.Психология внимания / Под ред. Ю.В. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М.: ЧеРо, 2001. – 858 с.

14. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2002.- 476 с.

15. Психология: Словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 496 с.

16. Райгородский, Д. Я.. Психология личности [Текст]. В 2 томах. Том 2:хрестоматия / Д. Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М", 2006. - 544 с.

17. Райгородский, Д. Я.. Психология личности [Текст]. В 2 томах. Том 1: хрестоматия / Д. Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом "БАХРАХ-М", 2006. - 512 с.

18. Рогов Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. –336 с.

19. Сластенин, В. А. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Виталий Александрович Сластенин и Владимир Петрович Каширин. - 6-е изд., стереотип.. - Москва: Академия, 2007. - 480 с.: пер. (Высшее профессиональное образование).

 

Перечень полезных ссылок

1. www.edu.ru – сайт Министерства образования РФ

2. http://www.pedlib.ru/ - Педагогическая библиотека

3. http://www.eduhmao.ru/info/1/4382/ - информационно-просветительский портал «Электронные журналы»

4. www.gumer.info – библиотека Гумер

5. www.voppsy.ru – Вопросы психологии

6. www.psychologies.ru – PSYCHOLOGIES/Психология

7. www.flogiston.ru – Флогистон: Психология из первых рук.

8. www.psi.webzone.ru – Психологический словарь.

9. www.psdict.ru – Словарь практического психолога.

10. www.PsyPRESS.ru – Агентство психологических новостей.

11. http://psyfactor.org/lybr.htm Библиотека «ПСИ-ФАКТОРА».

12. http://psylib.org.ua/books/index.htm PSYLIB Психологическая библиотека Киевского Фонда содействия развитию психической культуры.

13. http://www.psycheya.ru/ Психея.

14. http://psyberia.ru/work/temes/ Библиотека сайта Psyberia.

15. http://hpsy.ru/public/ Экзистенциальная и гуманистическая психология.

Приложение 1.

Методические рекомендации по выполнению

самостоятельной (контрольной) работы

«Психологическая характеристика»

по дисциплине «Психология»

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

 

1. Титульный лист оформляется в соответствии со всеми правила, предъявляемыми к его оформлению. На титульном листе указывается название работы.

 

ФГБОУ «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» Социально-гуманитарный институт Кафедра педагогики и психологии     Самостоятельная работа «Психологическая характеристика» по дисциплине «Психология»     Выполнил(а): Фамилия И.О., студент(ка) гр. МСКД-141 ОФО Проверила: Ахметгалеева З.М.   Кемерово, 2014

 

 

2. Далее, в самой работе, приводится ее заголовок, в котором указываются фамилия и имя человека (в родительном падеже), на которого составляется характеристика;

3. Пишется цель диагностики, применявшаяся психодиагностическая методика;

 

Психологическая характеристика Ивановой Марии.   С целью изучения акцентуаций характера проводилась психологическая диагностика с применением методики Леонгарда-Шмишека.  

 

4. Приводятся результаты диагностики по каждой шкале опросника в баллах, с указанием названия шкалы опросника, соответствующего ей балла и степени выраженности признака (явная, скрытая, отсутствующая акцентуация).

0-11 — акцентуация характера отсутствует;

12-17 — скрытая акцентуация характера;

18-24 — явная акцентуация характера.

 

Диагностику можно пройти в он-лайн форме здесь [1].

 

  По результатам диагностики выявлено: 1. Гипертимный — 13 (скрытая); 2. Возбудимый — 15 (скрытая); 3. Эмотивный — 22 (явная); И так далее...  

 

5. Из приведенных ранее данных выбираются наиболее важные для характеристики обследуемого. Перечисляются акцентуации характера в порядке убывания набранного балла. Сначала перечисляются явные, затем — скрытые акцентуации характера. Отсутствующие акцентуации характера не указываются и для дальнейшей работы не принимаются во внимание;

 

  Таким образом, явными акцентуациями в характере Ивановой Марии являются: 1. Педантичный — 24; 2. Эмотивный — 22.   Скрытые акцентуации: 1. Возбудимый — 15; 2. Гипертимный — 13; И так далее...  

 

6. Раскрываются описания наиболее выраженных акцентуаций характера обследуемого. Из справочной и учебной психолого-педагогической литературы выбираются только наиболее подходящие личности обследуемого характеристики. После описания каждой акцентуации приводятся примеры из жизни.

Раскрываются все явные акцентуации, если их не обнаружено или обнаружено мало, допустимы характеристики трех - четырех скрытых акцентуаций, набравших наибольшее число баллов.

 

  1. Педантичный. Добросовестность, аккуратность, серьезность, надежность в делах. В конфликты вступает редко, выступая в них скорее пассивной, чем активной стороной... И так далее... Пример из жизни: в моем доме, комнате, где я живу, всегда порядок, у меня все всегда стоит на своих местах, аккуратно. И так далее...  

 

7. Из описаний всех акцентуаций, раскрытых в пункте №6, выбираются наиболее привлекательные черты, характеризующие обследуемого с лучшей стороны.

 

  Сильные стороны: Педантичный: Добросовестность, надежность в делах. Помогает уходить от конфликтов. Эмотивный: гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, такие люди радуются чужим успехам. и так далее...  

 

8. Из описаний всех акцентуаций, раскрытых в пункте №6, выбираются негативные черты, характеризующие обследуемого со слабой стороны.

 

  Слабые стороны: Педантичный: изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Эмотивный: тревожность, болтливость, боязливость, остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. И так далее...  

 

9. Исходя из приведенной характеристики обследуемого, делаются рекомендации. В рекомендациях могут быть перечислены те виды деятельности, с которыми испытуемый в силу своего характера будет справляться наилучшим образом; либо, напротив, те виды деятельности, в которых у него могут возникнуть затруднения. Приводятся причины, почему такое может произойти. Также возможно указание тех качеств и сторон личности, на которые испытуемый мог бы опираться; либо, наоборот, которые ему бы следовало развивать.

 

  Рекомендации: Так как мне присущи педантичный и эмотивный типы акцентуаций характера, то мне следует выбирать такую работу, где маловероятны конфликты, ситуации, где я не стала бы мишенью скандалов. Поскольку мне свойственна аккуратность, я смогу справиться с таким заданиями как составление и оформление документов. А так как я чувствительна, я смогу понимать маленьких детей и поэтому работать с ними. Таким образом, мне подойдут такие профессии как воспитатель в детском саду или библиотекарь. И так далее...  

 

10. Список используемой литературы оформляется в соответствии с правилами библиографического описания..

 

  Список используемой литературы: 1. Ахметгалеева З.М. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной (контрольной) работы «Психологическая характеристика» по дисциплине «Психология» [Электронный ресурс] / З.М. Ахметгалеева. – Электрон. текстовые дан. – Кемерово, 2013. – Режим доступа: Computer university network. – Загл. с экрана. – Рус. – Дата доступа: 01.09.2013.  

 

Рекомендуемая литература:

1. Тест на определение типа характера. Тест Леонгарда-Шмишека [Электронный ресурс] // Акме: академия личностного роста. - Режим доступа: http://www.acme-alr.com/?p=573 Дата доступа: 05.10.2014.

2. Опросник Шмишека [Электронный ресурс] // Psylab.info – Энциклопедия психодиагностики: [web-сайт]. - Режим доступа: http://www.psylab.info/%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%A8%D0%BC%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%BA%D0%B0 Дата доступа: 01.09.2013.

3. Маклаков А.Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2002. - C. 570-576.

4. Леонгард К. Акцентуированные личности [Электронный ресурс] // Библиотека психологической литературы: [web-сайт]. - Режим доступа: – http://www.psyknow.ru/genpsy/leongard/ Дата доступа: 01.09.2013.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.42.205 (0.086 с.)