Раздел 1. Психология в системе наук 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Психология в системе наук



РАЗДЕЛ 1. ПСИХОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ НАУК

ТЕМА 1.1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

Предмет и объект психологии. Значение слова «психология». Особенности психологии как науки. Система феноменов, изучаемых современной психологией. Житейские и научные психологические знания. Отрасли психологии.

Связь психологии с естественными науками: биологией, физиологией, медициной и др. Связь психологии с социальными науками: историей, социологией, философией и др. Связь психологии с гуманитарными науками: педагогикой, культурологией и др. Промежуточное положение психологии между общественными, естественными и гуманитарными науками. Практическая психология.

 

Краткий словарь 1.1.

Психология — наука о закономерностях формирования и функционирования психики.

Психиатр — это врач, имеющий сертификат по специальности "психиатрия". Врач-психиатр может консультировать и лечить психически здоровых и психически больных людей, выписывать лекарства, проводить освидетельствование людей и определять степень их психического здоровья и дееспособности.

Психоаналитик — специалист, пользующийся идеями и методами психоанализа при работе с клиентами.

Психолог — специалист с высшим гуманитарным психологическим образованием, который работает с пациентом только с использованием специальных словесных методик. Он не имеет медицинского образования и не может назначать лекарства.

Психотерапевт — это врач, занимающийся лечением методом «психологического воздействия» – беседы, разъяснения, выявления внутренних конфликтов и поиск путей решения психологических проблем пациента. Особое поле деятельности психотерапевта – это психосоматические расстройства – заболевания, при которых страдает тело, но причина страданий – душа.

ТЕМА 1.2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

Представления античных и средневековых философов о душе и сознании. Дуалистическая философия Р.Декарта. Интроспеция в учении Дж. Локка. Первая экспериментальная психологическая лаборатория В.Вундта. Бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, гуманистическая психология, гештальт-психология. Становление отечественной психологии. Вклад И.М. Сеченова, И.П.Павлова, Б.М.Бехтерева. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Теория деятельности А.Н. Леонтьева. Проблемы человекознания в работах Б.Г. Ананьева. Содержание и динамика психологических исследований в советский период.


 

Краткий словарь 1.2.

Аналитическая психология — система взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга.

Архетип — дословно "древнейший образец" способ организации психики посредством форм, переходящих из поколения в поколение.

Бихевиоризм — направление в американской психологии ХХ в., отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Основоположники — Д. Уотсон, Э. Торндайк.

Гештальт [нем. Gestalt — образ, форма] — функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений.

Гештальтпсихология — направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), Основоположники М. Вертгеймер, К. Коффка, В. Келлер.

Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а "открытую возможность" самоактуализации, присущую только человеку. Основоположник — А.Маслоу.

Индивидуальная психология — одно из направлений психоанализа, ответвившееся от фрейдизма и разработанное А. Адлером.

Интроспекция — метод углубленного исследования и познания человеком актов собственной активности: отдельных мыслей, образов, чувств, переживаний, актов мышления как деятельности разума, структурирующего сознание, и т. п.

Когнитивная психология — современное направление в исследовании познавательных процессов.

Психоанализ (фрейдизм) — направление в психологии XX в., согласно которому основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам. Недооценивается ведущая роль сознания. Основоположник — З. Фрейд.

Экзистенциальная психология — одно из направлений "гуманистической психологии". Экзистенциальная психология изучает: 1) проблемы времени, жизни и смерти- 2) проблемы свободы, ответственности и выбора- 3) проблемы общения, любви и одиночества- 4) проблемы поиска смысла существования.

 

ТЕМА 1.3. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Понятие о методе и методологии психологии.

Методы исследования в современной психологии. Классификация методов исследования, их особенности. Основные этапы психологического исследования.

 

Краткий словарь 1.3.

Анкета — методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации, оформляемое в виде набора вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования.

Беседа — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации.

Биографические методы — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности.

Контент-анализ — научный метод выявления и оценки определенных характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле- и радиопередач, интервью, ответов на открытые вопросы и т. д.), в котором в соответствии с целями исследования анализируются определенные элементы содержания — смысловые единицы или формальные признаки.

Лабораторный эксперимент — разновидность эксперимента, проводимого в условиях специально оборудованных помещений, что обеспечивает особенно строгий контроль независимых и зависимых переменных.

Методология — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методы психологии — основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей.

Наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан.

Обучающий, или формирующий эксперимент — метод психологии, при котором имеет место планомерное формирование требуемого психического процесса или качества личности.

Социометрия — метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Тест — стандартизованная измерительная методика, направленная на выявление скрытого свойства интересующего объекта путем одного или нескольких кратких испытаний (заданий), обладающих максимальной информативностью.

Эксперимент — один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности.

 

РАЗДЕЛ 2. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХИКЕ

 

ТЕМА 2.1. ПОНЯТИЕ О ПСИХИКЕ

Явления, изучаемые психологией. Психические процессы, свойства и состояния. Понятие субъективной и объективной реальности. Психическая реальность как мир психических явлений в форме мнений, переживаний, чувств, побуждений, желаний.

Стадии эволюционного развития психики.

 

Краткий словарь 2.1.

Активность — всеобщее качество живой материи вступать во взаимодействие с окружающей средой.

Инстинкт — наследственно заложенные формы поведения.

Интеллектуальное поведение — тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных и выражающийся, прежде всего, в умении животного решать некоторые наглядно-действенные задачи.

Отражение — всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.

Поведение — совокупность направленных действий субъекта, реализуемых им согласно закономерностям внутреннего развития и взаимодействия со средой.

Раздражимость — основное, первичное свойство живого организма проявлять активность (реакцию) в ответ на воздействие раздражителей (предметов, явлений, процессов и других агентов внешней и внутренней среды) на сенсорные, воспринимающие органы.

Сознание — высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей.

Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.

Чувствительность — общая способность к ощущению- Ч. появляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды, выполняющие сигнальную функцию по отношению к имеющим прямое биологическое значение воздействиям.

 

Краткий словарь 2.2.

Автоматизм — действие, реализуемое без непосредственного участия сознания.

Бессознательное — совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных явлениями действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета.

Высшие психические функции — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, опосредствованные, прежде всего речью по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления.

Действие — относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели.

Деятельность — целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. Выделяют три основных вида деятельности: игра, учебная, труд.

Игра (детская) — вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

Мотив — побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта

Натуральные психические функции — понятие, введенное в психологическую теорию Л.С. Выготским, дополняющее понятие "высшие психические функции".

Ориентировочная деятельность — совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование, планирование, контроль и регуляцию поведения.

Потребность — основной источник активности человека и животных; внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования.

Рефлексия — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.

Труд — деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.

Учение — деятельность человека, направленная на сознательное усвоение определенных знаний, умений, навыков.

Установка — готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека.

 

Краткий словарь 2.3.

Анализатор — нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды.

Высшая нервная деятельность (ВНД) — Высшая нервная деятельность — это деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к окружающей среде. К высшей нервной деятельности относят гнозис (познание), праксис (действие), речь, память и мышление, сознание и др. Поведение организма является венцом результата высшей нервной деятельности. Структурную основу высшей нервной деятельности у человека составляет кора больших полушарий вместе с подкорковыми образованиями переднего и промежуточного мозга. Термин "высшая нервная деятельность" ввел в науку И П. Павлов.

Динамический стереотип — выработанная и зафиксированная устойчивая последовательность условных рефлексов, вырабатываемая в результате многократного воздействия следующих в определенном порядке условных сигналов.

Нейрон — структурная и функциональная единица нервной системы. Нервная клетка.

Нервная система — сложная сеть структур, пронизывающая весь организм и обеспечивающая саморегуляцию его жизнедеятельности благодаря способности реагировать на внешние и внутренние воздействия.

Рецепторы — специализированные нервные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение.

Рефлекс — ответная реакция организма на те или иные воздействия, осуществляемая через нервную систему. Выделяют безусловные (врожденные) и условные (приобретенные) рефлексы.

Рефлекторная дуга — путь, проходимый нервными импульсами при осуществлении рефлекса. Рефлекторная дуга состоит из: рецептора — нервное звено, воспринимающее раздражение; афферентного звена, осуществляющего передачу импульсов от чувствительных нервных окончаний в центральную нервную систему; центрального звена; эфферентного звена — осуществляющего передачу от нервного центра к эффектору; эффектора — исполнительный орган, деятельность которого изменяется в результате рефлекса.

Центральная нервная система (ЦНС) — часть нервной системы, ограниченная пространством черепа и позвоночника.

 

Краткий словарь 3.1.

Адаптация сенсорная — приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя.

Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.

Восприятие — целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Избирательность — качество восприятия, определяемое направленностью или опытом личности.

Иллюзии восприятия — неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств.

Константность — относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств.

Модальность — одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет — в зрении, тон и тембр — в слухе, характер запаха — в обонянии и т. п.).

Образ — субъективная картина мира или его фрагментов, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий.

Ощущение — отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы.

Порог ощущения — величина раздражителя, вызывающего или меняющего ощущение. Минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом ощущения называют величину раздражителя, при крой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется, например, превращается в болевое, как это имеет место при увеличении громкости звука или яркости света. Минимальный прирост величины раздражителя, сопровождающийся едва заметным изменением ощущения, называется разностным (или дифференциальным) порогом.

Предметность восприятия — отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к объектам этого мира.

Сенсибилизация — повышение чувствительности анализатора под влиянием внутренних факторов.

Синестезия — явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное, характерное для другого органа чувств.

Целостность восприятия — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы.

 

ТЕМА 3.2. ВНИМАНИЕ

Определение понятия «внимание». Физиологические основы внимания. Виды внимания: природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем.

 

Краткий словарь 3.2.

Внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Внимание непроизвольное — наиболее простое и генетически исходное. Имеет пассивный характер; возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений, в силу особенностей объекта — новизны, силы воздействия, соответствия актуальной потребности и пр.

Внимание послепроизвольное (постпроизвольное) возникает на основе внимания произвольного и заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости или интереса для личности.

Внимание произвольное направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, а потому неразрывно связано с речью. О внимании произвольном говорят, если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений и требует со стороны субъекта волевых усилий.

Концентрация внимания — качество внимания, характеризующее степень сосредоточенности внимания на объекте.

Объем внимания — качество внимания, характеризующее количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно.

Переключение внимания — качество внимания, характеризующее намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.

Распределение внимания — качество внимания, характеризующее возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов.

Устойчивость внимания — качество внимания, характеризующее длительность сосредоточения внимания на объекте.

Рассеянность — функциональное или органическое нарушение способности к сосредоточенной, целенаправленной деятельности.

 

ТЕМА 3.3. ПАМЯТЬ

Определение понятия «память». Значение памяти в жизни и деятельности человека, в обучении, воспитании, общении с людьми. Виды памяти. Процессы памяти. Развитие процессов памяти в онтогенезе. Индивидуально-типологические особенности памяти. Формирование и развитие памяти.

 

Краткий словарь 3.3.

Воспоминание — извлечение из долговременной памяти образов прошлого, мысленно локализуемых во времени и пространстве. В. может быть произвольным (припоминание) и непроизвольным, когда образы спонтанно возникают в сознании.

Забывание — постепенное уменьшение возможности припоминания и воспроизведения заученного материала.

Запоминание — удержание материала в памяти.

Мнемоника (мнемотехника) — система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Объем памяти — количественные возможности запечатляемой, сохраняемой и воспроизводимой человеком информации.

Память — процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память долговременная — вид памяти, обеспечивающий продолжительное (часы, годы, иногда десятилетия) удержание знаний, а также сохранение умений и навыков и характеризуемый огромным объемом сохраняемой информации.

Память кратковременная (оперативная память, рабочая память) — вид памяти, обеспечивающий оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной.

Память оперативная — разновидность кратковременной памяти. Ее специфика в том, что оперативная память непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов.

Память сенсорная — вид памяти, обеспечивающий удержание в течение очень короткого времени (обычно менее одной секунды) продуктов сенсорной переработки информации, поступающей в органы чувств.

Реминисценция — более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с первоначально запечатленным (заученным).

Узнавание — восприятие объекта как уже известного по прошлому опыту.

Эффект края — явление, заключающееся в том, что при заучивании расположенного в ряд материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине.

Эффект незавершенного действия (эффект Зейгарник) — явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности. Установлен Б.В. Зейгарник, проверявшей гипотезу К. Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные.

 

 

ТЕМА 3.4. МЫШЛЕНИЕ

Понятие о мышлении. Отличие мышления от других психических процессов. Проблемы психологии мышления. Классификация видов мышления. Основные мыслительные операции.

Развитие мышления в онтогенезе. Теория когнитивного развития Ж.Пиаже.

Понятие творческого мышления, его особенности и условия продуктивности. Факторы, способствующие и препятствующие творческому мышлению человека.

Понятие интеллекта. Структура интеллекта (по Р. Кеттелу). Виды интеллекта. Коэффициент интеллекта.

 

Краткий словарь 3.4.

Абстракция — одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных.

Анализ — процесс расчленения целого на части.

Ассоциация — возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.)

Дедукция — движение знания от более общего к менее общему, частному.

Знак — предмет (явление), служащий представителем другого предмета, явления, процесса.

Значение — обобщенная форма запечатления субъектом общественно-исторического опыта, приобретенного в процессе совместной деятельности и общения и существующего в виде понятий, опредмеченных в схемах действия, социальных ролях, нормах и ценностях.

Индукция — движение знания от единичных утверждений к общим положениям.

Интеллект — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Интуиция — способность сознания непосредственно постигать предмет познания без опосредствующего влияния знаково-символического и доказательно-логического инструментария.

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности.

Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Понятие — одна из логических форм мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов; высший уровень обобщения, характерный для мышления словесно-логического.

Символ — образ, являющийся представителем других (как правило, весьма многообразных) образов, содержаний, отношений.

Синтез — включенный в акты взаимодействия организма со средой процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое, необходимый этап познания.

Смысл — индивидуальное значение.

Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.

Умозаключение — одна из логических форм мышления. У. характеризуется выводом на основе правил логики заключения или следствия из нескольких суждений (посылок).

 

 

Краткий словарь 3.5.

Агглютинация — создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов и представлений.

Акцентирование — форма воображения, для которой характерно подчеркивание каких-либо признаков.

Воображение — форма психического отражения, состоящего в создании новых образов на основе ранее сформированных представлений.

Воображение воссоздающее развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака.

Воображение пассивное характерно созданием образов, которые не воплощаются в жизнь; программ, которые не воплощаются или вообще не могут быть осуществлены.

Воображение творческое предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Гиперболизация — увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей.

Грезы — вид пассивного преднамеренного воображения, создание образов, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые.

Инсайт — озарение, внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

Мечта — образ желаемого будущего, который может быть воплощен в реальность.

Речь — 1) форма общения, опосредствованная языком- 2) деятельность говорящего, применяющего язык для взаимодействия с другими членами языкового коллектива.

Речь внутренняя — различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации.

Схематизация — сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними.

Творчество — деятельность человека или коллектива людей по созданию новых оригинальных общественно значимых ценностей.

Фантазия — способность к творческому воображению.

Эгоцентрическая речь — речевая деятельность, сопровождающая игру ребенка-дошкольника и обращенная к самому себе. Представляет собой промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней.

Язык — система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации.

 

ТЕМА 4.1. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА

Определение понятия «эмоции». Характеристика эмоций. Основные функции эмоций: коммуникативная, регулятивная, сигнальная, мотивационная, стимулирующая, защитная. Виды эмоций: настроение, аффект, страсть, фрустрация. Структура эмоциональных состояний.

Определение понятия «чувства». Виды чувств. Высшие чувства как результат общественного развития личности и как мотивы поведения. Саморегулирование в сфере чувств.

 

Краткий словарь 4.1.

Аффект — сильная, взрывного характера, относительно кратковременная эмоциональная реакция, сопровождаемая резко выраженными изменениями как в физиологическом состоянии организма, так и в поведении индивида, и развивающаяся в критических условиях.

Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся в качестве положительного или отрицательного эмоционального фона психической жизни индивида.

Сензитивность — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям- обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п.

Страсть — сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил.

Страх — эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

Тревога — эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.

Фрустрация — крайне неприятное эмоциональное состояние, возникающее когда на пути к достижению значимой цели возникают непреодолимые препятствия.

Чувства — высшая форма эмоционального отношения человека к предметам и явлениям действительности, отличающаяся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и ценностям, сформированным в его личностном развитии.

Эмоции — особый класс психических явлений, выражающих в виде пристрастного субъективного переживания значение отражаемых предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа.

 

ТЕМА 4.2. СТРЕСС. АДАПТАЦИЯ

Понятие о стрессе как неспецифической реакции организма. Ос­новные стадии стресса по Г. Селье. Эустресс и дистресс. Особенности проявления эмоционального стресса. Условия возникнове­ния информационного стресса. Индивидуальные особенности и проявления стресса (А- и В- реакции). Понятие о тревоге. Способы преодоления тревоги. Взаимосвязь эффективности деятельности и уровня эмоционального напряжения.

Понятие об адаптации. Факторы, повышающие адаптационные способности личности. Понятие о жизнестойкости личности.

 

Краткий словарь 4.2.

Адаптация — приспособление строений и функций организма к условиям среды.

Гомеостаз — подвижно-равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внешним и внутренним факторам.

Стресс — особая форма эмоционального переживания, возникающего в экстремальной жизненной ситуации, требует от человека мобилизации нервно-психологических сил,

 

ТЕМА 5.1. ЛИЧНОСТЬ

Понятие о личности. Соотношение понятий: «индивид», «субъект деятельности», «личность», «индивидуальность». Биологическое и социальное в структуре личности. Концепция структуры личности К.К. Платонова. Структурный подход А.Н. Леонтьева. Мотивационно-потребностная сфера личности. Концепция личности А.В. Петровского.

 

Краткий словарь 5.1.

Индивид — отдельное живое существо, представитель биологического вида.

Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей.

Личность — 1) человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности- 2) определяемое включенностью в социальные связи системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.

Направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности относительно независимо от конкурентных условий.

Субъект деятельности — человек как источник активности.

 

Краткий словарь 5.2.

Активность показывает, насколько активен человек в преодолении препятствий в своих действиях, поступках.

Акцентуация характера — чрезмерное усиление и выраженность отдельных черт характера или их сочетаний.

Динамичность — скорость и легкость выработки условных рефлексов.

Интровертированность — направленность личности на себя, на собственные переживания и мысли.

Лабильность — скорость возникновения и протекания возбудимого и тормозного процессов.

Пластичность — гибкость, легкость приспособления к новым условиям.

Подвижность выступает как показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.

Реактивность — сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители.

Ригидность — инертность, косность, нечувствительность к изменению условий.

Сензитивность — возникновение психической реакции на внешний раздражитель наименьшей силы.

Сила — способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток.

Темперамент — характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний..

Темп реакций — скорость протекания психических процессов и реакций.

Уравновешенность характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения.

Экстравертированность — направленность личности во вне, на окружающих людей, предметы, события.

Характер — совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающая типичные для него способы поведения.

 

Краткий словарь 5.3.

Гениальность — высший уровень развития способностей: общих, интеллектуальных, специальных.

Задатки — анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

Навык — действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля.

Одаренность — своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

Сензитивные периоды развития — периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействиям; возрастной период оптимального сочетания условий для развития определенных психических свойств и процессов.

Склонность — избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой являются глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.

Способности — индивидуально-психологические особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.

Талант — высокий уровень развития способностей, прежде всего, способностей специальных (музыкальных, литературных и т. д.).

Умение — освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

 

РАЗДЕЛ 6. ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ

 

Краткий словарь 6.1.

Атрибуция каузальная — интерпретация человеком восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу (носит вербальный характер).

Заражение — бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям (носит невербальный характер).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.24.209 (0.209 с.)