Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. «Сущность несостоятельности популярной психологии»

Поиск

Введение в профессию.

Преподаватель: Городничева Татьяна Александрова

Форма сдачи предмета: зачет, 41 вопрос

Литература: основная книга: Вачков И., Гриншпун И., Пряжников - введение в профессию психолог;

дополнительный материал в книгах: Абрамова - практическая психология;

Бархаев - введение в профессию,

Гиппенрейтер - введение в общую психологию,

Карандашев -психология и введение в профессию;

Климов - психология профессионального самоопределения;

практическая психология образования под редакцией Дубровиной.

 

 

Лекция1. 25.11.12

Вопрос 1. «Психология как многоотраслевая дисциплина»

Психология – академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.

 

Научная психология – система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психологических явлений.

 

 

Научная психология разделяется на Фундаментальную и Прикладную.

Фундаментальная психология -изучает психические явления характерные для человека (животного) в целом, общие психологические закономерности, которые имеют место во всех сферах психической жизни.

 

К числу отраслей относятся:

1. Общая психология,

2. Психология личности

3. Дифференциальная психология

4. Психофизиология

5. Нейропсихология

6. Социальная психология

7. Психология развития (возрастная)

8. Психология аномального развития (специальная)

9. Сравнительная психология

10. Зоопсихология.

Прикладная психология – изучает общие психологические проблемы характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей.

Отрасли:

1. Педагогическая психология

2. Медицинская психология

3. Юридическая психология

4. Экономическая психология

5. Психология религии

6. Психология спорта

7. Психология труда (включая инженерную, военную, транспортную, авиационную, космическую, психологию торговли и т.д.)

 

Вопрос 2. «Сущность несостоятельности популярной психологии»

Популярная психология -система знаний и практик, связанных с психологией, завоевавшая популярность среди широкого круга людей.

Примеры:

  • НЛП
  • Соционика
  • Транзактный анализ

 

Отличительные признаки:

1. Простой язык, понятный широкой публике

2. отсутствие верификации (эмпирической проверки) и критической позиции по отношению к теории

3. практически не ограниченная область применения

4. опирается на жизненный опыт автора и иногда на упрощенную трактовку научных данных

5. дает готовые однозначные ответы на психологические проблемы в виде рецептов

6. отсутствие границ между научными и не научными знаниями

7. упрощенная трактовка научных данных приводит к искажению начальной информации

Вопрос 3. «Основные направления современной парапсихологии»

Парапсихология (др-греч. παρα- — возле, около ) – дисциплина направленная на исследование существования и причин сверхъестественных психических способностей людей, животных и растений, феноменов жизни после смерти, и т.д., используя научную методологию.

Термин парапсихологии был введен 1889г. немецким ученым Максом Дессуаром

 

К парапсихологии относятся исследования связанные с другими областями психологии:

  • трансперсональную психологию, изучающую трансцендентальные или духовные аспекты человеческого разума
  • аномальную психологию, исследующую не поддающиеся объяснению верования и субъективные аномальные события в традиционных психологических условиях.

Парапсихология в России началась с открытия в 1875г. при Петербургском университете специальной медицинской комиссии во главе с Дмитрием Ивановичем Менделеевым.

 

В советском союзе исследованиями занимался профессор, доктор физико-математических наук, Ипполит Моисеевич Коган.

 

 

Ряд основных паранормальных явлений:

  1. Телепатия – гипотетическая способность мозга успешно передавать мысли, образы, чувства и неосознаваемое состояние другому мозгу или организму, непосредственно на расстоянии.
  2. Предвидение – восприятие информации о будущих событиях еще до их возникновения
  3. Ясновидение - удаленное получение информации о местах и событиях с помощью средств неизвестных современной науке
  4. Психокинез – способность сознания влиять на материю, время, пространство или энергию, с помощью неизвестных современной науке механизмов
  5. Околосмертный опыт – опыт человека, который был «на грани» смерти или пережил клиническую смерть
  6. Реинкарнация – возрождение души или других нефизических аспектов человеческого сознания, в новом физическом теле, после смерти.
  7. Призрачный опыт – явления связанные с призраками
  8. Экстрасенсорное восприятие

 

По данным Парапсихологической Ассоциации (США), парапсихологи не изучают все паранормальные явления, и в сферу исследований не входят:

· астрология,

· НЛО,

· снежный человек,

· язычество,

· вампиры,

· алхимия,

· магия

· колдовство.

 

Вопрос 4. «Объяснительные принципы психологии»

Принципы объяснения – основополагающие положения, предпосылки или концепции, применение которых позволяет содержательно описывать предполагаемые свойства и характеристики объекта исследований, и на основании общенаучного метода строить процедуры для получения эмпирического материала, по обобщению и интерпретации.

 

!!!!!!ПРОЧИТАТЬ САМИМ!!!!!!

Основные объяснительные принципы:

1. Принцип взаимодействия и развития

2. Детерминация (причинность) генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия).

3. Целостности

4. Системности и взаимодействия

5. Пактивности

6. Субъективности

7. Реконструкции

Вопрос 5. «Сущность биогенетического закона»

Биогенетический закон – положение сформулированное Геккелем отражающее закономерное повторение (рекапитуляцию) признаков предковых форм в индивидуальном(преимущественно эмбриональном) развитии высших организмов, при этом онтогенез рассматривается как сжатое и сокращенное повторение процесса филогенеза - тех этапов, которые прошли предки в своей эволюции, с усложнением телесной организации взрослой формы индивидуального развития, удлиняется путем надставок последовательно повторяющих путь эволюции данного вида.

Онтогенез – индивидуальное развитие

Филогенез – развитие всего человечества.

 

Теория Штерна:

В детстве выделяется 6 фаз, соответствующих 6ти эпохам эволюции человека:

1. Первые полгода жизни ребенок стоит на ступени жизни млекопитающих – преобладание рефлексов, элементарных психических функций

2. Вторые полгода достигает ступени развития высших млекопитающих – хватание, подражание

3. Со 2го года вступает в эру собственно человеческой истории, которую проходит по ступеням первобытной истории – от 2х о 7лет возраст игр и сказок.

4. Античность – младший школьный возраст

5. Христианство – средний школьный возраст

6. Современность – этап полового созревания.

Существовала также концепция различения этапов развития по историческому способу добывания пищи:

1. Период собирательства до 5 лет

2. Охоты до 12 лет

3. Пастушества 9-14л.

4. Замледелие 12-16лет

5. Торговли и промышленности 14-20л.

Вопрос 6. «Сущность принципа детерминизма»

Вопрос 7. «Сущность принципа целостности»

Вопрос 8. «Сущность принципа активности»

для самостоятельного изучения

Вопрос 10. «Предмет психологии»

Предмет психологии в традиционных представлениях:

Душа - все исследователи до нач. XVIIIв

Явления сознания- англ. Эмпирическая ассоцианистская психология

Непосредственно опыт субъекта – структурализм

Интенциональные акты сознания – функционализм

Происхождение психических деятельностей – психофизиология

Поведение- бихевиоризм

Бессознательное – психоанализ

Процессы переработки информации и результаты этих процессов- гештальт психология

Личный опыт человека – гуманистическая психология

В отечественной психологии предметом психологии являются:

1. психические процессы,

2. свойства состояния человека

3. закономерности его поведения.

Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельностью.

Вопрос 12. «Вклад В.Вундта в развитие психологии»

ДОПОЛНИТЕЛЬНО.

Сокращения.

Введение в профессию.

Преподаватель: Городничева Татьяна Александрова

Форма сдачи предмета: зачет, 41 вопрос

Литература: основная книга: Вачков И., Гриншпун И., Пряжников - введение в профессию психолог;

дополнительный материал в книгах: Абрамова - практическая психология;

Бархаев - введение в профессию,

Гиппенрейтер - введение в общую психологию,

Карандашев -психология и введение в профессию;

Климов - психология профессионального самоопределения;

практическая психология образования под редакцией Дубровиной.

 

 

Лекция1. 25.11.12

Вопрос 1. «Психология как многоотраслевая дисциплина»

Психология – академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах.

 

Научная психология – система теоретических (понятийных), методических и экспериментальных свойств познания и исследования психологических явлений.

 

 

Научная психология разделяется на Фундаментальную и Прикладную.

Фундаментальная психология -изучает психические явления характерные для человека (животного) в целом, общие психологические закономерности, которые имеют место во всех сферах психической жизни.

 

К числу отраслей относятся:

1. Общая психология,

2. Психология личности

3. Дифференциальная психология

4. Психофизиология

5. Нейропсихология

6. Социальная психология

7. Психология развития (возрастная)

8. Психология аномального развития (специальная)

9. Сравнительная психология

10. Зоопсихология.

Прикладная психология – изучает общие психологические проблемы характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей.

Отрасли:

1. Педагогическая психология

2. Медицинская психология

3. Юридическая психология

4. Экономическая психология

5. Психология религии

6. Психология спорта

7. Психология труда (включая инженерную, военную, транспортную, авиационную, космическую, психологию торговли и т.д.)

 

Вопрос 2. «Сущность несостоятельности популярной психологии»

Популярная психология -система знаний и практик, связанных с психологией, завоевавшая популярность среди широкого круга людей.

Примеры:

  • НЛП
  • Соционика
  • Транзактный анализ

 

Отличительные признаки:

1. Простой язык, понятный широкой публике

2. отсутствие верификации (эмпирической проверки) и критической позиции по отношению к теории

3. практически не ограниченная область применения

4. опирается на жизненный опыт автора и иногда на упрощенную трактовку научных данных

5. дает готовые однозначные ответы на психологические проблемы в виде рецептов

6. отсутствие границ между научными и не научными знаниями

7. упрощенная трактовка научных данных приводит к искажению начальной информации



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.183.186 (0.007 с.)