Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы исследования темпераментаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Метод лабораторного эксперимента в таком эксперименте можно точно измерять реакции, что особенно важно для получения их временных характеристик и для оценки энергетических параметров поведения. Лишь в лабораторных условиях можно измерять непроизвольные реакции, не поддающиеся сознательному контролю субъекта и именно поэтому раскрывающие свойственные ему подлинные особенности темперамента. Значение этих условий, типичных для лабораторного эксперимента, подчеркивают главным образом те психологи, которые занимаются изучением типов нервной системы. Однако применительно к диагностике темперамента лабораторные методы имеют некоторые недостатки, главный из которых состоит в том, что в таких условиях, как правило, производятся измерение по необходимости кратковременно, происходит в небольшом временном интервале, а это значит, что его результаты, по которым судят о темпераменте, могут оказаться случайными, маловероятными. Это связано с тем, что физиологические механизмы темперамента очень сложны; так тонус нервной системы, определяющий интенсивность реакции, обычно на разных ее уровнях различен. Известно также, что некоторые реакции зависят не только от темперамента индивида, но и от ряда других факторов, в принципе не поддающихся одновременному контролю. Для преодоления этих трудностей применяются комплексные, полифункциональные исследования, в которых одновременно применяется ряд измерительных приемов, многочисленные показатели свойств темперамента и регистрация различных реакций. Конечно, такие исследования, учитывая используемую в них аппаратуру, довольно дороги и требуют от экспериментатора основательной подготовки, что не способствует их широкому распространению. Многие исследователи, особенно те, кто занимается изучением темперамента у детей, проводят для диагностики темперамента естественный эксперимент, который, обладая основными чертами экспериментального метода, в то же время весьма близок к методу наблюдения. Этот метод создает возможность для детального контроля условий и хода эксперимента, а также для управления ими; вместе с тем он позволяет измерять интересующее нас поведение в естественных условиях. Примерами естественного эксперимента по исследованию темперамента детей могут служить разнообразные подвижные игры, организуемые исследователем. В педагогической работе наиболее подходящим методом диагностики темперамента, как и других психологических особенностей ученика, является наблюдение. Однако для определения темперамента и других черт личности недостаточно просто наблюдать поведение индивида. Если мы замечаем, что ребенок быстро выполняет порученное ему действие, совершает движения с большей или меньшей энергией, или же знакомимся с поведением ребенка в трудных или необычных жизненных ситуациях, то на основании многих подобных наблюдений можно с известным приближением судить об определенных особенностях его темперамента. Успешным путем познания темперамента может быть только направленное наблюдение, проводящееся таким образом, чтобы с его помощью можно было бы действительно регистрировать те формы поведения, в которых в большей или меньшей степени проявляются особенности темперамента. Проведение таких наблюдений, особенно лицам, не имеющим специальной подготовки, может облегчить прежде всего схема наблюдения, содержащая как бы программу наблюдения. Эта схема указывает, на какие явления, а так же на какие формы поведения и в каких ситуациях следует обратить особое внимание. Метод тестирования: "Шкала оценок для измерения выраженности силы и других св-в НС (Стреляу), тест-опросник Г. Айзенка (57 вопросов об особенностях поведения), "Определение преобладающего темперамента" (Белова) (определение смешанных типов темперамента, с преобладанием одного из них). 52. Общее представление о характере. Основные типологии характера. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и мало изменяемым. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. С характером неразрывно связаны и способности. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием. Его можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. Основные черты личности, которые входят в состав характера человека. 1. свойства личности, к. определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных) (рациональность, расчетливость или противоположные им качества). 2. черты, к. относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность а также альтернативные им) В этом плане характер сближается с волей человека. 3. инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость – ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. Ник. Дмит. Левитов: Характер - психический склад личности, выраженный в ее направленности и воли. Основное - направленность. Направленность определяет деятельность, воля подкрепляет ее. Классификация черт 1. Свойство характера как целого: определенность (связанная с направленностью), цельность и непротиворечивость, сложность (широта), сила (твердость);2. Черты характера, связанные с направленностью;3. Черты характера, связанные с волей. Типология. Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие: 1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый. 2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров. (Э. Кречмер) три типа строения тела или конституции человека: 1. Астенический -обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле, тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми, накоплениями. 2. Атлетическому -сильно развитый скелет и мускулатура, среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой, плотная, высокая голова. 3. Пикнический развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате, среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами. (Андрей.Евген. Личко). Акцентуация - это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. 1. Гипертимный тип 2. Циклоидный тип 3. Лабильный тип 4. Астеноневротичесчий тип 5. Сензитивный тип 6. Психастенический тип 7. Шизоидный тип 8. Эпилептоидный тип 9. Истероидный тип 10. Неустойчивый тип 11. Конформный тип. (К. Леонгард). основана на оценке стиля общения человека с окружающими людьми и представляет как самостоятельные следующие типы характеров: 1. Гипертимный тип 2. Дистимный тип 3. Циклоидный тип 4. Возбудимый тип 5. Застревающий тип 6. Педантичный тип 7. Тревожный тип 8. Эмотивный тип 9. Демонстративный тип 10. Экзальтированный тип 11. Экстравертированный тип 12. Интровертированный тип.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 3042; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.116.61 (0.007 с.) |