ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях.



Задачи обучения психологии— овладение теоретическими и практическими знаниями и методами построения взаимодействия и общения с людьми в различных условиях их жизнедеятельности. Одной из заметных тенденции последнего десятилетия во многих странах стало широкое распространение психологии как учебного предмета в средних учебных заведениях. В настоящее время существует два основных типа программ обучения психологии в российских школах: 1) предметно-ориентированные; 2) личностно-ориентированные. В программах предметно-ориентированного типа психология выступает как предмет обучения. Этот предмет имеет программу, определяющую перечень знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся в результате его изучения. Содержание программы составляют научно-психологические знания, а также умения их практического использования. Программа может быть научно- пли практически-ориентированной. Знания и умения, которые усваиваются, допускают поурочное планирование и предполагают изучение определенного учебного материала (знаний и умений) на каждом уроке.

Среднее (полное) общее образование является третьей ступенью школьного образования. Данные программы направлены на овладение учащимися системой знаний о природе, обществе и человеке, формирование их мировоззрения. Психология в этих программах может изучаться и как факультативный, и как обязательный предмет. Главным в изучении психологии в средних школах, гимназиях и лицеях является психологическое просвещение, формирование психологической грамотности и психологической культуры учащихся, формирование коммуникативной компетентности (ФГОС) В учебно-воспитательной программе психология выполняет общеобразовательную, общекультурную и развивающую функции. В старших профильных классах преподавание психологии может играть также профориентационную роль, способствовать более близкому знакомству со сферой будущего среднего специального или высшего профессионального образования. Задачи:1)обучение психологическим знаниям как составной части мировоззрения и общей культуры; 2) знакомство с методами психологического познания и психологической практики; 3) обучение психологии как средству познания других людей; 4) обучение психологии как средству самопознания и саморазвития; 5) профессиональная ориентация. Высшее профессиональное, а также среднее специальное образование специалистов по работе с людьми. Главным объектом профессиональной деятельности специалистов данного профиля является человек или группа людей. Отсюда вытекает непосредственная значимость психологических знаний для их профессиональной деятельности. Поэтому главным направлением преподавания психологии по программам данного типа является формирование профессиональной психологической компетентности. Это направление определяет задачи преподавания психологии: 1) обучение основам психологических знаний; 2) знакомство с методами психологии; 3) обучение прикладным психологическим знаниям, соответствующим профессиональной специализации студентов; 4) обучение применению психологических знаний для решения практических задач в рамках будущей профессиональной деятельности; 5) формирование общем психологической культуры студентов.

Специфика обучения: в средней школе: рассказ, обсуждение, практические упражнения. Формирование практических психологических умений и личностное развитие учащихся составляют основную задачу таких программ. Развивающий аспект на таких уроках является центральным, а объективная оценка уровня развития чрезвычайно затруднена. Такие уроки выступают как психологическое сопровождение естественного развития учащихся, направленное на оказание помощи в их личностном развитии. в вышей: становление мировоззрения, направленности личности на действенное участие в продуктивной профессиональной деятельности, в культурной и общественной жизни.

 

Особенности организации и методика проведения занятий по психологии (лекция, семинарские и практические занятия)

Для того чтобы знания были наиболее полно усвоены, необходимо варьировать занятия по психологии, максимально активизируя учебную деятельность студента. В вузах принято по базовым дисциплинам проводить следующие виды занятий: лекции, семинары, практические занятия. Они не являются альтернативными.

Лекция—специфическая форма устного общения преподавателя с аудито­рией с целью передачи научных знаний. Лекция как форма учебного процесса имеет ряд отличительных черт, в частности: она дает целостное и логичное освещение основных положений учебной дисциплины; вооружает студентов методологией изучения данной науки; лучше и полнее других форм компенсирует устаревание или отсутствие современных учебников и учебных пособий, оперативно знакомит с последними данными наук; органично сочетает обучение с воспитанием; нацеливает студентов на самостоятельную работу и определяет основные ее направления. Ведущее место лекции в учебном процессе определяется тем, что: 1)курс лекций по предмету передает основное его содержание; 2)именно лекции определяют не только содержание, но и идейно-теоретическую и профессиональную направленность всего учебного процесса; 3) от них зависят направление, содержание и эффективность других форм учебного процесса. Виды лекций. По содержанию дисциплины, вводная лекция; текущая лекция; заключительная лекция; обзорная лекция. По соотношению различных видов и уровней познавательной деятельности. объяснительная лекция. Кроме описания материала содержит раскрытие причинно-следственных связей. законов(процессы осмысления и понимания) описательная лекция. Лекция-сообщение.Проблемная лекция. Используется система проблемных ситуаций, для решения которых выдвигаются гипотезы, решаемые в ходе групповой дискуссии. Эффективное усвоение знаний. Требования к учебной лекции по псих. дисциплинам. 1. безукоризненной в научном от­ношении. 2. выходить за рамки даже самого свежего и удачного учебника. 3. учить мыслить, а не состоять из готовых ответов и рецептов. 4. грамотной и логичной с точки зрения языка. 5. яркой и убедительной. Достоинства: экономичный способ обучения, эффективна по степени усвоения, действенных средств формирования мировоззрения и убеждений. Недостатки: не может совершенно отходить от базовых трудов, учебников, аксиом и истин; обеспечивает лишь самую минимальную обратную связь от студентов к лектору; чем многочисленнее лекционная аудитория, тем сильнее влияние лектора на конкретного обучаемого.

Семинар - один из основных видов учебных практических занятий, состоящий в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, выполненных ими по результатам учебных исследований под руководством преподавателей. Цель семинарского занятии–углубленное изучение наиболее сложных вопросов, формирование навыков переработки научных текстов, обобщение материала, развитие критического мышления. С точки зрения теоретической, преподаватель обязан глубоко уяснить план и сформировать замысел семинара, изучить литературу, посетить лекции (ес­ли он их не читает), отработать для себя лично наиболее важные и сложные моменты темы. Для студентов подготовка к семинару будет заключаться в знакомстве с темой и планом семинара, уяснении его замысла и методических особенности, сборе материалов для выступлений. При возникновении трудностей и проблем студенты приходят на консультации к преподавателю.

Практические занятия. Основные формы практических занятий: семинары-практикумы; семинары-дискуссии; собственно практические занятия; лабораторные занятия. Основная структурная единица практического занятия представляет собой учебную задачу. Для разработки учебных задач существует два принципа: "от теории - к практике", "от жизни - к теории".

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.009 с.)