ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык и речь. Виды и функции речи.



Речь – форма общения, опосредованная языком и сложившаяся исторически в процессе материальной и преобразующей деятельности людей. Язык – система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Язык– это продукт общественно-исторического развития (вырабатывается обществом). Каждый язык имеет свой лексический состав (значение слов), грамматику (форма слов), фонетический состав (звуки). Основное предназначение языка – закрепление за каждым словом определенного значения (любое значение, понятие – это всегда обобщение предметов).

Язык и речь составляют единое целое. Они возникли в процессе совместной деятельности людей. Речь может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Кроме содержания в речи выражается и наше эмоциональное отношен к тому, что мы говорим (эмоционально-выразительная сторона). Речь имеет и смысловой подтекст, отражающий цель (мотив). Речь- могучий фактор психологического развития человека, под ее влиянием формируется сознание, взгляды, убеждения, характер, воля. Все психические процессы становятся произвольными и управляемыми.

Виды речи: 1.Внешняя. Устная–это общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой. - Монологическая–это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли;-диалогическая–это разговор, в котором участвует не менее двух собеседников. Письменная– это речь посредством письменных знаков. 2.Внутренняя–речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека, средство мышления, речь про себя, отсутствие звуковой выраженности. Формы внутренней речи: 1. Внутреннее проговаривание или речь про себя. Используется для решения мыслительных задач в затруднительных условиях.2. Собственно внутренняя речь, когда она выступает как форма мышления. Эта речь свернута, автоматизирована, конспектна. 3. Внутреннее программирование–формирование и закрепление в специальных единицах речевого высказывания внутреннего замысла. 4. различные виды использования речевых значений в не реальной коммуникации. 3. промежуточное положение - эгоцентрическая речь, к. направлена не на партнера по общению, а на себя.

Виды речи (по Льву Сем. Выготскому):1) Внешняя – вербальная – невербальная2) Эгоцентрическая – звучащая, не предполагающая наличие собеседника,- письменная - устная3) Внутренняя – монологическая - диалогическая.

Виды речи (по Жану Пиаже ): 1) Аутическая (аналог внутренней речи) 2) Эгоцентрическая 3) Внешняя.

Онтогенез речи: 1) Гуление (произнесение гласных звуков, вокализация) – 2,5 - 3 мес. 2) Лепет (появление согласных звуков), начинает развиваться импрессивная речь (пассивный словарь) 3) К году появляются первые двусложные слова (мама, папа, каша). Активно формируется экспрессивная речь (активный словарный запас) и пассивный словарный запас. - К 2-м годам словарный запас составляет 250-300 слов. - К 3-м годам ребёнок овладевает основами родной речи и понимает около 80% обращённой к нему речи. Его словарный запас достигает 1000 слов. - У взрослого человека словарный запас около 10 000 слов.

Усвоение речи идёт по 3-м направлениям:1)Усвоение фонематического строя языка2)Усвоение семантического строя языка 3)Усвоение синтаксического строя языка

Речь формируется при подражании, ребёнок должен видеть артикуляцию говорящего. Моторика способствует развитию речи.

От. Петр Куз. Анохин, Ник. Алексан. Бернштейн, Алек. Ром. Лурия, Алексей Ник. Леонтьев, Лев Сем. Выготский, Олег Конст. Тихомиров.

Зар. Жан Пиаже, супруги Гарднеры.

 

46. Понятие о внимании. Функции, свойства, виды.Развитие внимания. Внимание-процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой. Концепция Петра.Яков.Гальперина: внимание-своеобразная ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на содержание мысли, образа другого. По своим функциям представляет собой контроль за этим содержанием. Однако не всякий контроль следует рассматривать как внимание; контроль лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению. В отличие от познав. процессов(восприятия, памяти, мышления) внимание не имеет своего особого содержания. Оно проявляется как бы внутри псих. процессов и неоделимо от них, характеризуя динамику их протекания. Имеет социальную природу-порождается трудовой деятельностью.Свойства внимания: Устойчивость - проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Сосредоточенность- проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Объем- определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Переключаемость -проявляется в скорости перевода внимания с одного объекта на другой. Распределение проявляется в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.Функции: 1.активизация нужных и торможение ненужных психологических и физиологических процессов. 2.способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей информации. 3.обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. Виды: по направленности и сосредоточенности психической деятельности. 1.Непроизвольное–возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Механизм Н.В. – ориентировочные рефлексы. Это внимание, вызываемое внешними причинами – теми или другими особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть: - интенсивность раздражения - новизна и необычность объекта - динамичность 2.Произвольное внимание – управляется сознательной целью, тесно связано с волей человека и было выработано в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным. Механизм: 2-я сигнальная система – внешняя или внутренняя речь:- целенаправленность, организованность, повышенная устойчивость. 3.Послепроизвольное (выделил и изучал Ник.Фед.Добрынин). при котором остается цель деятельности, но исчезают волевые усилия, т. к. появляется мотивация. 4.Сосредоточенное–направленное на какой-либо один объект или вид деятельности. Оно бывает: динамическим (в начале работы характеризуется малой интенсивностью и только с помощью больших усилий человек повышает его интенсивность). статическим (высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протяжении всего времени его выполнения).Развитие внимания (по Выготскому) - в процессе обучения и воспитания: диффузный, неустойчивый его характер в раннем детстве, в. непроизвольное; взрослый его направляет, постепенно присоединяется целеполагание, произвольность; развитие объема находится в теснейшей связи с умственным развитием ребенка; развивается произвольное внимание - школьный возраст. Подростки – интеллектуализация внимания. Развитие внимания связано с развитием воли, но, в свою очередь, волевые качества человека зависят от особенностей его внимания.

От. Лев Сем Выготский, Петр Яков Гальперин, Дмит Ник. Узнадзе,Петр Куз Анохин,Алексей Ник. Леонтьев., Бор. Мих. Теплов, Зар. Рибо, Шеррингтон,Гербернт, Гамильтон.

Методики изучения внимания.

Внимание –избирательная направленность сознания человека на определенный объект (предмет, явление), сосредоточенность на нем при одновременном отвлечении. Из методик исследования внимания наиболее известны и широко применяются: корректурные пробы Бурдона Исследование производится при помощи специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв, Инструкция предусматривает зачеркивание одной или двух букв (выбор их определяется исследующим). Каждые 30 или 60 с исследующий делает отметку в том месте таблицы. Регистрируется: время на выполнение всего задания, количество ошибок и темп выполнения задания, распределение ошибок в течение опыта - равномерно ли они встречаются во всей таблице, или в конце исследования в связи с истощаемостью, характер ошибок - пропуски отдельных букв или строчек, зачеркивание других, расположенных рядом или внешне похожих букв. С помощью графика можно получить кривые работоспособности - равномерность и темп выполнения задания, наличие истощаемости, врабатываемости, расстройства внимания.

счет по Крепелину- возможности осуществления испытуемым счетных операций, состояние внимания. Опыт заключается в отсчитывании (вычитании) от 100 или 200 все время одного и того же числа (например, 7).

Промежутках между числами хронометрируются. При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в конце - увеличивается. Возможны два вида ошибок. 1)- ошибки в единицах и главным образом при переходе через десяток - свидетельствует о некоторой интеллектуальной недостаточности; 2)ошибки в десятках - характерен главным образом для больных с неустойчивым вниманием.

Отыскивание чисел по таблицам Шульте. Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и особенностей внимания. Исследование производится с помощью специальных таблиц, изготовление которых несложно. На этих таблицах в беспорядке расположены числа от 1 до 25. Размер таблицы - 60х60 см. Обследуемый находится на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему дается инструкция отыскивать числа по порядку, каждое показать указкой и назвать вслух. Секундомером отмечается время, которое затрачивается на каждую таблицу. Можно отмечать количества чисел, найденных обследуемым за каждые 30 с, либо время, за которое обследуемый находит каждые пять чисел. Обычно здоровые обследуемые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, а иногда даже наблюдается у них ускорение темпа сенсомоторных реакций в последующих таблицах.

При органических поражениях головного мозга (травмах, сосудистых заболеваниях, воспалительных процессах, опухолях) - невысокая продуктивность, истощаемость внимания, снижение работоспособности при небольших нагрузках, наличие ошибок.

При неврозах - выполнение заданий может иметь пикообразный характер, ошибок допускается мало, с приближенной к норме продуктивностью, но с тенденцией к истощению.

отыскивание чисел по таблицам Шульте, поочередное сложение, поочередное вычитание, тест Мюнстерберга и др.

особенности распределения внимания Прочитать вслух небольшой рассказ, состоящий из трех-четырех фраз. Чтение сопровождать негромким постукиванием карандаша по столу. Испытуемые должны запомнить текст и сосчитать число ударов. переключения внимания Покажите таблицу с числами черного и красного цвета от 1 до 12, написанными по порядку. Испытуемый должен назвать и показать числа: а) черного цвета от 1 до 12;

б)красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного — в убывающем (например: 1 — черное, 13 — красное, 2 — черное, 11 — красное и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера. Отметьте также характер выполнения заданий. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

 

48. Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности.

Способности–индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.

(Борис Мих.Теплов), 3 признака:- под спос. подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; - они имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности; - спос. не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям, но могут объяснить легкость и быстроту приобретения этих знаний. Спос. всегда развиваются в деятельности и представляют собой активный процесс со стороны человека. Одним из основных принципов отеч. психологии является личностный подход к пониманию способностей. Главный тезис: нельзя сужать содержание понятия «способность» до характеристик отдельных психических процессов. Заруб. психологи связывают их с достижениями в различных видах деятельности, рассматривают как основу достижений, но не связывают способности и достижения как тождественные характеристики.

Виды сп. Общие – интеллектуальные и творческие способности, которые находят свое проявление во многих разных видах деятельности (к обучению, общие умственные спос., к труду. Специальные–определяются по отношению к отдельным специальным областям деятельности (математические, музыкальные, спортивные, литературные). Чаще всего соотношение общих и специальных способностей анализируется как соотношение общего и особенного в условиях и результатах деятельности.

Теоретические предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а практические–к конкретным практическим действиям. Чаще всего теоретические и практические способности не сочетаются друг с другом. Большинство людей обладают или одним, или другим типом способностей. Вместе они встречаются крайне редко. Учебные определяют успешность обучения, усвоения знаний, умений и навыков, а творческие определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры. Это в умение человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи, зависит от кругозора человека. Чем больше он знает, тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

Задатки — это первичная природная основа способностей, еще не развитая, но дающая о себе знать при первых пробах деятельности. К анатомо-физиологическим особенностям, обуславливающим развитие способностей, относятся, как показали исследования, индивидуальные свойства нервной системы. Задатки неспецифичны. Кроме того, Натан.Сем.. Лейтес выделил в качестве первоосновы умственных способностей интеллектуальную активность и саморегуляцию. Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей. В их развитии они входят лишь как исходный момент. Способности, развивающиеся на их основе, обусловливаются, но не определяются ими. Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом на процесс формирования и развития способностей, которые прижизненно формируются в процессе деятельности и воспитания, а также обусловливают: - различные пути формирования способностей; - влияют на уровень достижения, быстроту развития способностей.

Наличие определенных задатков у человека не означает, что у него не будут развиваться те или иные способности. развитие задатков - это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии, если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях.

Отечественная– Лев Сем. Выготским, Алексей Ник. Леонтьевым, Сергей Леонид. Рубинштейном, Борис Мих.Тепловым, Борис Герасим.Ананьевым,.

Зар. Гальтон, Штерн, Пиаже,

 

49. Способности и одаренность. Проблема диагностики и развития способностей.

Способности–индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. В личности наблюдается своя динамическая иерархия способностей. В этой структуре выделяются и особые личностные образования, называемые одаренностью. Одаренность—качественно своеобразное, личностное сочетание способностей. Согласно позиции Борис. Мих. Теплова одаренность, как и способность, не врожденна, а существует в развитии. Он решительно противопоставлял свою трактовку одаренности и распространенное в западной психологии понятие “коэффициента интеллекта” как универсальной количественной меры одаренности. Всякая одаренность комплексна, т.е. включает в себя некие общие и специальные моменты. Под общей одаренностью понимается развитие относительно широких и универсально задействованных психологических составляющих, например памяти и интеллекта. Однако способность и одаренность могут существовать только применительно к некой конкретной деятельности. Специальная одаренность имеет более узкое понятийное содержание, поскольку относится к некоторой специальной (специфической) деятельности. Высокая степень одаренности называется талантом, при описании качеств которого используется множество выразительных эпитетов. Гениальность — это качественно наивысшая степень развития и проявления одаренности и таланта. Гения характеризуют уникальность, высочайшее творчество, открытие чего-то, ранее человечеству неизведанного. В от. психологии считается, что самый верный путь определения способностей-это выявление динамики успехов индивида в процессе обучения и деятельности, к. позволяет делать выводы о величине, силе или слабости способностей. Их изучение ведется с различных сторон: - в общесоциологическом плане; - природные основы общих умственных и специальных способностей и механизмы их развития (Айзенк, Чуприкова, Голубева). Исследование разных видов спец. способностей проводилось в связи с проф. ориентацией и профотбором (Е.А.Климов).Развитие способностей. 1) в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур. Обычно это происходит в период от рождения до шести-семи лет. 2) происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей. В это же время начинается становление и развитие специальных способностей. 3) Затем развитие специальных способностей продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию специальных способностей помогают различного рода детские игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность. Не все виды деятельности, которой занимается ребенок, имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной ближайшего развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, в гораздо меньшей степени способствует развитию способностей. Развитие способностей в значительной мере зависит от условий, позволяющих реализоваться задаткам (особенности семенного воспитания). Другую группу-особенности макросреды. Макросредой принято считать особенности общества, в котором родился и растет человек. (С. Л. Рубинштейн): «Развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития способностей бо­лее высокого уровня. Одаренность человека определяется диапазоном новых возможностей, который открывает реализация наличных возможностей».

50. Общая характеристика темперамента. Проблема типологии темперамента.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение. Темперамент – динамическая характеристика индивида, его психологической деятельности т.е. темпа, быстроты, ритма и интенсивности псих процессов. (Павлов, Теплов, Небылицин, Русалов, Голубева).

При анализе структуры темперамента выделют три компонента (Теплов и Небылицин): 1. Общая активность –в особенностях осуществления различных видов деятельности, в особенностях эффективного освоения и преобразования к внешней действительности. 2. Моторика –силой, особой значимостью этого компонента. В ней проявляется внутренняя динамика психических состояний проявляющихся в скорости, амплитуде и силе мышечных движений. 3. Эмоциональность – описывается как обширный комплекс свойств и качеств, характерных особенностей возникновения, протекания и прекращения разнообразных чувств, аффектов. Основные компоненты темперамента образуют единство побуждения действия и переживания, которое позволяет говорить о целостности проявления темперамента и отграничения его от характера (совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования) и способностей (индивидуальные особенности, от которых зависит успешность выполнения различных видов деятельности и приобретение ЗУН).

Три теории темперамента: 1.Гуморальная –связывает проявления темперамента со свойствами тех или иных жидких сред организма. Ярко представлено у Гиппократа: кровь- сангвиник; желтая желчь – холерик; слизь – флегматик; черная желчь – меланхолик. В дальнейшем эта теория была обобщена и систематизирована Кантом (допустил смешение черт темперамента и характера). 2.Морфологическая–Кречмер и Шелдон. Определяют темперамент особенностями морфологической конституции (строением тела). 4 типа телосложения: Пикник – приземистая фигура, округлые формы, тенденция к отложению жира, средняя ширина плеч и большой объем грудной клетки. Астеник – вытянутая худощавая фигура, узкие плечи, узкая грудная клетка, не развитая мускулатура. Атлет – высокая, крупная фигура, широкие плечи и развитая мускулатура. Диспластический тип–отклонения от нормальной пропорции в телосложении. Кречмер установил связь между типом телосложения и темпераментом и выделил: Циклотимический: гипоматический (веселый, живой, полный планов); праксический (склонен к изменчивости настроения, реалист); депрессивный (хмурый, медлительный, нуждается в понимании). Шизотимический: гиперистетический (чувствительный, идеалист); шизоидный (с формально-логическим подходом); анестетический (равнодушный, бесчувственный). Вискозный – гармоничный тип. Шелдон 3 соматотипа: Эндоморф (внутренние органы) пикник; Мезаморф (мускулатура) атлет; Эктоморф (кожа) астеник. И три типа темперамента: Вицреротоник (пищеварительный); Соматотоник (мускульный); Церебротоник (мозговой тип). 3. Теория Павлова – о типологических свойствах нервной системы человека и животного. Разработал теоретическое и экспериментальное обоснование о ведущей роли ЦНС в регуляции поведения. Выделил свойства: сила, подвижность, уравновешенность и возбудимость. Из ряда возможных сочетаний 4 комбинации – типы ВНД: Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный); Флегматик (сильный, уравновешенный, инертный); Холерик (сильный, неуравновешенный); Меланхолик (слабый).

В последующем работы Теплова, Небылицына позволили выделить другие свойства нервной системы: лабильность, динамичность. Небылицын 3 сферы проявления темперамента: Общая активность, Двигательная сфера (Моторика) Эмоциональная сфера (эмоциональная экспрессивность, выраженность эмоций). Г.Айзенк предложил схему взаимосвязи типов темперамента и 2-х базовых характеристик личности: экстраверсии и интроверсии.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.014 с.)