Современная психология и ее место в системе наук. Задачи психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современная психология и ее место в системе наук. Задачи психологии.



Современная психология и ее место в системе наук. Задачи психологии.

Психология это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) псих. процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), псих. состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных. Психология – наука о душе («психе» - душа, «логос» - учение, наука). Каждая наука имеет свой предмет объект и задачи. Объект психологии – мир психических явлений, психика. Предмет психологии – тенденции, закономерности, законы, механизмы возникновения, проявления, развития и изменения психических явлений.

Современная психология представляет собой несколько десятков разных наук, которые делятся на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные - основные знания, составляющие основу научного образования психолога, а в прикладных - те знания, которые касаются проявления психологии людей в отдельных сферах деятельности. К фундаментальным наукам относится, например, общая психология, социальная психология, дифференциальная психология; сюда же можно отнести и пограничные науки, такие, как, например, психофизика, психогенетика, психофизиология. К прикладным относится педагогическая психология, медицинская психология, юридическая психология и др. Задачи психологии: 1) выяснение, определение и классификация психических явлений; 2) объяснение природы и происхождения психических явлений; 3) выяснение роли психических явлений в жизни человека; 4) разработка методов научного изучения психических явлений; 5) разработка практических рекомендаций по формированию и изменению психологии людей.

Общая психология – исследует самые общие законы и механизмы развития и функционирования психики человека и животных. Выделяют разделы которые представляют познавательные процессы (внимание, память, ощущение, воображение, восприятие, мышление) и психология личности (характер, способности, эмоции, потребности, мотивы, волю, самосознание).

Место в системе Современная психология находится в ряду наук, занимая промежуточное положение между философскими науками, естественными и социальными. Это объясняется тем, что в центре ее внимания всегда остается человек. Взаимосвязи психологии с другими отраслями науки прочны и закономерны. С одной стороны, философия, социология и другие социальные науки предоставляют психологии возможность методологически правильно подходить к пониманию психики и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности людей. Исторические науки показывают, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений. Физиологи я и антропология позволяют более точно понять строение и функции НС, их роль и значение в формировании механизмов функционирования психики. Науки о трудовой деятельности ориентируют психологию в правильном осмыслении проблем проявления психики и сознания в условиях труда и отдыха, их требований к индивидуально - и социально-психологическим качествам людей. Медицинские науки помогают психологии осмыслить патологию психического развития людей и находить пути для психокоррекции и психотерапии. Педагогические науки п редоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

От. Пс.- Ник..Алек.Берштейн, Иван.Мих. Сеченов, Алек. Ром. Лурия, Лев.Сем.Выготский

З.Пс.- Зигмунд. Фрейд, Эрих.Фромм, Аристотель, Рене.Декарт,Джон.Локк

Определение психики. Понятие психического отражения.

Психика – это свойство высокоорганизованной, живой материи отражать объективную реальность, необходимое человеку и животным для ориентирования в окружающей среде и активного взаимодействия с ней, а на уровне человека – для управления своим поведением.

1. Психика – это особое свойство, то, что проявляется во взаимодействии с другими вещами это особая функция материи.

2. Это свойство высокоорганизованной материи – человек или животное: а) обязательно живая материя; б) обязательно живая жизнь от простейшего до человека, которые ведут активную подвижную жизнь в сложно расчлененной среде, т.к. среда все время изменяется и усложняется, им приходится активно и постоянно приспосабливать свое поведение, а это требует вспомогательного аппарата – психики.

Среди различных подходов к соотношению психических и явлений материальных можно выделить следующие:

Психика есть одна из форм материи (Демокрит, Б. Спиноза, Л. Фейербах, материалистическая психология и др.); Психика – это явление идеальное, не имеющее материальной основы (Платон. Г Лейбниц, Г. Гегель, идеалистическая психология); Панпсихизм или гилозоизм – вся материя (живая и неживая) обладает психикой (Эмпедокл, Дж. Бруно, Ж.. Робинс, Д. Дидро, Ф. Шеллинг); Биопсихизм – психика возникает у жизни вообще, свойственна только живой материи (Т. Гоббс, К. Бернар, Э. Геккель, В. Вундт); Нейропсихизм психика присуща живым существам, имеющим нервную систему (Ч. Дарвин, Г. Спенсер).

3. Это свойство субъективно отражать объективную реальность.

Отражение -понятие, в соответствии с которым все психические процессы и состояния человека рассматриваются как отражения в голове человека объективной, независимой от него действительности (буквально – отражение – это взаимодействие чего-то с чем-то).

Виды психического отражения на разных стадиях эволюционного развития психики: 1. Элементарная сенсорная психика. Появляется способность реагировать только на отдельные свойства предметов внешнего мира. Происходит реакция на биологически нейтральные раздражители. Главная особенность этой стадии, то, что ведущую роль играют заложенные программы поведения и инстинкты, а роль научения минимальна. (простейшие). 2. Стадия перцептивной психики. Происходит отражение внешней действительности в предметные формы. Появляются высокоразвитые и сложные инстинкты. Возрастает роль научения.(Насекомые, рыбы, низшие позвоночные, высший уровень беспозвоночных, птицы млекопитающие.) 3.Стадия интеллекта. Появляется способность отражать межпредметные связи и отношения. Преимущественна роль индивидуального опыта (научение).(Обезьяны). 4.Стадия сознания. Отражается окр.мир (в форме понятий, зафиксированных в языке); собственный внутренний мир. Решающую роль играет культурно-исторический опыт, который усваивает человек. (Ощущение, мышление, воображение). Для человека – высшие психические функции.

Переживание – субъективный образ объективной реальности. Виды отражения субъективного (психические переживания): ощущение - отражение отдельными органами чувств отдельные функции предмета (свойства); восприятие - отражение целостных предметов органами чувств (полное представление о предмете); мышление - отражение отношений и закономерностей между предметами (общие функции, анализ, сортировка), ситуациями, объектами; эмоции - отражение важных событий, значимость происходящего (субъективная оценка - для одного радость, для другого горе); память - вид отражения событий, которое обеспечивает нам запечатление событий, их хранение и возможность воспроизведения.

5. На уровне человека для управления свои поведением (о специфичности психики человека). Животное обязательно должно подчиняться природе, ее законам, а человек научился подчинять природу себе. Человек существо социальное, появляется речь как средство общения, появляются орудия труда, с которыми человека меняет природу.

Метод тестов в психологии.

Тест - это стандартизированный метод психологического исследования, позволяющий получать точные количественный и качественные данные об изучаемых психических явлениях. От других методов тесты отличаются тем. что имеют четкую процедуру сбора и обработки данных, а также психологической интерпретацией полученных результатов. Тесты начали применяться в 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном, в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки. Термин "тест" впервые ввёл американский психолог Дж. Кеттел в 1890 году.

Тест выступает в качестве измерительного инструмента, поэтому он должен удовлетворять строгим и ясным требованиям. Случайно подобранный набор заданий нельзя называть тестом. Качество теста определяется их надежностью (устойчивостью результатов тестирования), валидностъю (соответствие теста целям диагностики), дифференцирующей силой заданий (способностью теста подразделять тестируемых по степени выраженности исследуемой характеристики). Применение тестов оправдано лишь в узких пределах той практической задачи, для которой они созданы и по отношению к которой они проверены..

Тесты классифицируют по различным основаниям:

1. по цели применения (профессиональный отбор, клинический диагноз, выяснение интересов, предпочтений и т. д.), 2. по форме проведения (индивидуальные и групповые), 3. по содержанию (тесты общей одаренности, тесты специальных способностей и т.д.), 4. по используемому материалу: бланковые (выполняемые с помощью карандаша и бумаги), предметные (тесты оперирования с определенными предметами, например, тесты сложения фигур из деталей) и аппаратурные (требующие специального технического оснащения), 5. по степени однородности заданий: гомогенными (задания в них однотипны) и гетерогенными (задания существенно различаются). 6. по охвату психических свойств: тесты личности и тесты интеллекта.

Тесты личности — это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности - отношений, мотивации, интересов, эмоций, а также особенностей поведения индивида (методика многофакторного исследования личности Кеттелла, Люшера). Тесты интеллекта — это диагностические методы, предназначенные для исследования и качественной оценки интеллектуального уровня развития. (КОТ краткий ориентировочный тест, Векслер) Тесты достижения — выявляют степень владения испытуемыми конкретными знаниями, умениями и навыками. (Стэнфордский тест достижений (SAT)) Тесты креативности - совокупность методик для изучениями оценки творческих способностей личности (тест Гилфорда). Тесты проективные — группа методик, предназначенных для диагностики личности, в которых испытуемым предлагается реагировать на неопределенную, многозначную ситуацию. Проективные тесты в результате дают ответ, который не может быть расценен как "правильный" или "не правильный", а должен быть дан свободный ответ, т.е. должен быть такой способ построения тестового задания, при котором испытуемый должен получить ответ "из головы", а не выбирать его из заданного списка. (ДОМ-ДЕРЕВО-ЧЕЛОВЕК, Роршах)

Различают тесты вербальные и невербальные, это зависит от того, представлен или нет в тесте речевой компонент. Так, тест на словарный запас— вербальный, невербальный— тест, требующий определенных действий в качестве ответа. Объективные тесты включают в себя большинство тестов достижений и психофизиологических тестов. Простые и сложные тесты различаются тем, что последние состоят из нескольких самостоятельных подтестов, по каждому из которых должен быть получен ответ, при этом высчитывается общая оценка. В случае соединения нескольких единичных тестов образуется тестовая батарея или пакет тестов.

 

Мотивы, их функции и виды.

В последние годы все более отчетливо выкристаллизовывается мысль, что детерминация поведения и деятельности обусловливается не просто разрозненными факторами, а их совокупностью, каждый из которых выполняет в целостном процессе детерминации свои определенные функции (Борис. Федорович. Ломов, Вячеслав. Андр.. Иванников). Отсюда и мотив правомерно рассматривать как сложное интегральное (системное) психологическое образование. Надо отметить, что подобные взгляды на мотив высказывались и ранее. Так, еще В. Вундт (1897) понимал мотив как соединение представлений и чувств; первые являются основанием поступка, а вторые — побудительной причиной его. Правда, приоритет В. Вундт отдавал все же потребностям и чувствам, а не представлениям. Дмит. Ник. Узнадзе (1969) понимал мотив как сложное психическое образование, воз­никающее в результате многоэтапного процесса мотивации.

В. Г. Леонтьев (1992) рассматривает мотив как системное образование личности, как системный способ организации активности человека.

Мотивам приписываются различные функции: - побуждающую и направляющую функции. Первая отражает энергетику мотива, вторая — направленность этой энергии на определенный объект, на определенную активность. Побуждающая функция мотива связана с возникновением потребностного состояния, которое вызывает мобилизацию энергии. Возникающее возбуждение может носить и спонтанный характер, без направленности на определенный объект. Поэтому наличие в мотиве цели и позволяет ему осуществлять направляющую функцию. — стимулирующая, которая связана с продолжением побудительности и при осуществлении намерения. Стимулирующая функция мотива, отражающая напряжение потребности, наряду со значимостью цели позволяет говорить о силе мотива. - регулятивная функция, являющаяся центральной в процессах мотивации; управляющей функции мотива, поскольку в последнюю входит и планирование действия (результата и способа), в то время как регуляция является частью управления и направлена на стабилизацию функционирующей системы с помощью контроля. - организующая функция - структурирующая функция: важность конечного результата (цели) приводит к более тщательному анализу ситуации, элементов задачи, к большей вербализации ходов (путей решения задачи) и критической их оценке - смыслообразующая функции мотива (А. Н. Леонтьев).

Леонтьев выделяет 2 вида мотивов: 1. Смыслообразующие мотивы – мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл. 2. Мотивы-стимулы – выполняют только роль побудительных факторов.

Термин мотивация обозначает два психических явления: 1. совокупность побуждений взывающих активность индивида и определяющую его активность, т.е. систему факторов, детерминирующих поведение. 2. Процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивационные явления повторяются и со временем становятся чертами личности, К таким чертам можно отнести: 1. мотив достижения успеха (стремление добиться успеха в различных видах деятельности), 2. мотив избежания неудачи (избежание неудач связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности), 3. Локус контроль (характеристика локализации причин, для объяснения своего поведения), 4. Самооценка (себя, своих возможностей, достоинств и недостатков), 5. Уровень притязаний (желаемый уровень самооценки).

Личность характеризуется также такими мотивационными образованиями как:: Аффилиация (стремление быть в обществе, общение), Альтруизм (мотив оказания помощи людям, Мотив власти (стремление обладать властью). Агрессивность (стремление нанести вред)

 

22.Восприятие, его основные свойства и закономерности. Восприятие - это психический познавательный процесс отражения целостных предметов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие обладает такими свойствами как: активность - встроено в структуру определенной деятельности, подчинено целям, задачам. предметность - свойство образа быть отнесенным к воспринимаемому предмету; адекватность - мера соответствия образа воспринимаемому объекту; константность - способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине не зависимо от меняющихся условий; целостность отдельные элементы предмета определяются в целое; осмысленность - восприятие носит обобщенный характер, предмет обозначается слово, понятием; апперцепция - зависимость восприятия от личности воспринимающего. Восприятие не задано генетически, оно формируется в процессе жизнедеятельности (первые годы жизни, дошкольный возраст). В зависимости от содержания и особенностей воспринимаемой реальности: восприятие пространства - отражение величины, формы, объемности, глубины и взаимного соотнесения предметов, велика роль двигательного анализатора, с помощью которого устанавливается взаимодействие между различными органами чувств, участвующими в формировании образа; восприятие времени - отражение объективной длительности, быстроты и последовательности явлений, процессов, событий: долго, коротко, в настоящем - это чувство не врожденное, а развивается, зависит от возраста и эмоций; восприятие движения - отражение физического перемещения объектов в пространстве, оценка динамического состояния объекта.

Общие закономерности восприятия: (Вертгеймер гештальтпсихология) 1)фактор сходства. В фигуру объединяются элементы, сходные по форме, цвету, величине, цвету, текстуре и т.д.; 2) фактор близости. В фигуру объединяются близко расположенные элементы; 3)фактор «общей судьбы». Элементы могут объединяться общим характером наблюдаемых в них изменений. Например, если воспринимаемые элементы смещаются или движутся относительно других в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то они объединяются в фигуру;. 4)фактор «вхождения без остатка». Несколько элементов легко объединяются в фигуру тогда, когда не остается ни одного отдельно, стоящего элемента. 5)фактор «хорошей линии». Из двух пересекающихся или касающихся линий фигурой становится линия с наи-меньшей кривизной; 6)фактор замкнутости. Замкнутые фигуры воспринимаются лучше.

Важным феноменом человеческого восприятия можно считать его иллюзии. Иллюзии восприятия определяются как искажение восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Особенно многочисленны зрительные иллюзии, возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, форм) и движения. Можно назвать следующие их виды: 1)иллюзии, связанные со строением глаза. Примером служат иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что светлые предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им темными (так, белый квадрат на чёрном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне); 2)переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве; 3) иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Один и тот же кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков (иллюзия Эббингауза); 4)перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную ее часть не изолировано, а всегда в известном целом. 5) иллюзия железнодорожных путей. Если смотреть вдаль, то складывается впечатление, что параллельные рельсы у горизонта пересекаются.

 

Методики изучения эмоций.

Понятия и факты акцентируют представление об эмоции как о сложном феномене, имеющем нервный, выразительный и переживательные компоненты. Следовательно, диагностирование эмоций может происходить на любом из трех уровней, соответствующих одному из основных компонентов эмоционального процесса. Методы и приемы исследования диктуются в наибольшей степени тем, какой из компонентов изучается.1. Методика «Изучение эмоционального отношения к моральным нормам»( Подобрать картинки с изображением ситуаций, подлежащих моральной оценке (например, сцена в автобусе; мальчик сидит и читает книгу, а девочка уступила место пожилой женщине). Индивидуально с детьми 3-6л. В протоколе фиксируют содержание картинки, ответы ребенка, его объяснения, эмоциональные реакции Качественный анализ состоит в оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы.2. Методика «Изучение эмоциональных реакций у детей на смешные изображения» (Подобрать картинки с нелепым изображением (например, у кота хвост петуха, у коровы лапы собаки, у курицы крылья орла и т.д.)Индивидуально с детьми 4-7л. В протоколе -содержание картинки, ответы и объяснения ребенка, его эмоциональные реакции. Оценивают адекватность эмоциональных реакций ребенка на нелепое содержание картинки.); 3. Методика «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке»;

4. Методика "Изучение эмоциональной напряженности" (опросник, 30 утверждений для подростков),

5. Опросник САН (самочувствие, активность, настроение) старшеклассники (при анализе важны не только значения отдельных показателей, но и их отношения).

6. Методика оценки настроения старшеклассники (по ответам составляется мнение какое настроение преобладает: обычное, эйфорическое или негативное (астенизированное)

7.Методика "Изучение социальных эмоций" (Сначала за детьми 3-7 лет наблюдают в разных видах деятельности. Затем проводят индивидуально 2 серии. Первая серия. Экспериментатор задает ребенку вопросы: -Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему? И т.д. Вторая серия. Ребенку предлагают закончить несколько ситуаций: Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку. Воспитатель ей сказал: «Маша, ты сделала свою часть работы. Если хочешь, иди играй или помоги Свете закончить, уборку». Маша ответила... Что ответила Маша? И т.д.. Анализ результатов наблюдения проводят по схеме: Как ребенок относится к сверстникам (равнодушно, ровно, отрицательно), отдает ли кому-то предпочтение и почему. Оказывает ли другому помощь и по какой причине (по собственному желанию, по просьбе сверстника, по предложению взрослого); как он это делает (охотно, помощь действенная; неохотно, формально; начинает помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает и т.д.). Проявляет ли чувство долга по отношению к сверстникам, младшим детям, животным, взрослым, в чем оно выражается и в каких ситуациях. Замечает ли эмоциональное состояние другого, в каких ситуациях, как на это реагирует. Проявляет ли заботу по отношению к сверстникам, младшим детям, животным и как (постоянно; время от времени, эпизодически); что побуждает его заботиться о других; в каких действиях выражается эта забота. Как реагирует на успех и неудачи других (равнодушен, реагирует адекватно, реагирует неадекватно - завидует успеху другого, радуется его неудаче.При обработке результатов серий особое внимание обращают не только на правильность ответа ребенка, но и на его мотивировку. Делают вывод о сформированности социальных эмоций и их влиянии на поведение детей разного возраста.);

8. «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова. 9.. Шкала эмоционального отклика А. Меграбиана и Н. Эпштейна для оценки эмоциональной составляющей эмпатии. 10.Опросник «Эмоционального интеллекта» (EQ) Н. Холла для выявления способности понимать отношения личности, представленные в эмоциях, и управлять эмоциями. Обычно исследуются следующие параметры эмоций: удовольствие-неудовольствие и эмоциональная напряженность..

Стадия истинных понятий.

Психология изучает развитие понятий у человека. В эмпирических исследованиях мышления широко используются методики определения понятий, сравнения понятий, классификации понятий, образования искусственных понятий (обобщение). Изучается степень систематизированности понятий (семантические сети). Доказана возможность более раннего формирования понятийных структур у ребенка в условиях специального обучения по сравнению с их стихийным формированием (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин

 

39. Мышление как решение задач. Операции и формы мышления.

Мышление возникает и развивается одновременно с практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственного познания. Мышление – это психический познавательный процесс отражения сущности и отношений предметов и явлений объективного мира.

Каждый акт мышления представляет собой процесс решения какой-либо задачи, возникающей в ходе познания или практической деятельности человека. Акт мышления, в котором решается элементарная задача, неразложимая на более простые, называется мыслительным действием. С психологической т.з. требованию задачи соответствует субъективно поставленная цель, а условиям - средства ее достижения. Если в прошлом субъекта есть готовые средства достижения цели, то решение сводится к использованию сформированного мыслительного действия (продуктивное мышление), отсутствие готовых средств характеризует особый вид интеллектуальных задач- проблему.

Решение проблемной ситуации проходит через ряд этапов. 1)Прежде всего выясняется вопрос, который надо решить. 2)В ходе анализа условий здесь дифференцируется то, что дано и что требуется найти. Затем привлекаются знания (правила, факты, законы), необходимые для решения задачи. Используется прошлый опыт, приобретенный в сходных ситуациях, появляются ассоциации (связи) с уже известными явлениями. На этом этапе идет активный поиск возможных средств из прошлого опыта и путей решения. Завершается данный этап появлением предположения о сущности изучаемого явления. 3) процесс проверки предположения (гипотезы). Чаще всего проверка гипотезы осуществляется со схематическим изображением проектируемого устройства. Здесь первое предположение уточняется, детализируется.4)–это реализация принятого решения. Здесь осуществляется сопоставление цели (как мысленного результата) с истинным результатом. Нередко уже найденное решение может вызвать новые вопросы, служащие началом новых мыслительных действий, в каждом из которых названные этапы будут иметь место. Затруднения при решения мыслительных задач могут происходить по самым разнообразным причинам: отсутствие соответствующих знаний, слабо развитые умения в пользовании мыслительными операциями и т.д.

Процесс мышления включает ряд операций, с помощью которых осуществляется решение проблем, стоящих перед человеком. К операциям мышления относятся:

анализ – мыслительная операция расчленения объекта на составные части; синтез – мыслительная операция, предполагающая соединение частей предмета или явления, сочетание их принципов и свойств;

обобщение – мыслительная операция соединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам;

сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами;

систематизация, или классификация, - мыслительная операция распределения предметом или явлений по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия друг с другом; абстрагирование – мыслительная операция отвлечения от несущественных в данный момент свойств предметов и явлений с целью сосредоточения на главном; абстрагирование – мыслительная операция отвлечения от несущественных в данный момент свойств предметов и явлений с целью сосредоточения на главном;

конкретизация – мыслительная операция сосредоточения на частных аспектах предметов и явлений. К формам мышления относятся:

понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженные словом или группой слов; суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо;

умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Выделяют индуктивное, дедуктивное умозаключение и умозаключение по аналогии.

 

Методики изучения памяти.

Память. это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение, извлечение и забывание информации.

1. Методика " Десять слов". Алекс. Ром. Лурия. Испытуемому зачитывают десять одно-двухсложных слов, затем он их повторяет в любом порядке 5 раз. Данные вносят в таблицу. Спустя 20-30 минут просят воспроизвести слова для проверки ретенции (удержания в памяти). Направлена на изучение особенностей механической памяти, ее тренированности. С помощью ее также можно судить об устойчивости и концентрации внимания. Методика рассчитана на проведение как со взрослыми так и со школьниками. Ограничений на проведение методики нет. Следует обратить на особенности запоминания, как то: какие группы слов запоминал быстрее, есть ли какая-либо связь между этими словами; какие слова были привнесены в список, есть ли между этими словами и словами из списка какая-либо связь. Такой анализ может показать характерные особенности, используемые при запоминании, заучивании: устанавливает ли (пытается установить) смысловые связи, или старается запомнить чисто механически.

2. Пиктограммы А.Р. Лурия. Испытуемый должен запомнить 15 слов. Для облегчения воспроизведения он должен сделать карандашом рисунок, имеющий смысловую связь со стимульным словом. Никаких записей, пометок делать не разрешается. После окончания работы можно попросить повторить слова, затем повторить их через 20-30 минут. Использовать методику можно для исследования памяти у детей, а также лиц с невысоким интеллектом.

3.Воспроизведение рассказов. Испытуемому читают рассказ, он воспринимает его на слух или читает рассказ сам. Затем он воспроизводит рассказ устно или записывает. При анализе учитывается, все ли смысловые звенья воспроизведены, что опущено. Для запоминания наиболее предпочтительны рассказы: "Галка и голуби", "Муравей и голубка", "Логика", "Колумбово яйцо", "Вечный король" и др.

4. Исследование зрительной ретенции (тест А.Л. Бентона). Используется пять серий рисунков. В трех сериях предлагается по 10 карточек равной сложности, в двух – по 15 карточек. Карточку в течение 10 секунд предъявляют испытуемому, затем он должен воспроизвести увиденные фигуры на бумаге.

Методики изучения внимания.

Внимание –избирательная направленность сознания человека на определенный объект (предмет, явление), сосредоточенность на нем при одновременном отвлечении. Из методик исследования внимания наиболее известны и широко применяются: корректурные пробы Бурдона Исследование производится при помощи специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв, Инструкция предусматривает зачеркивание одной или двух букв (выбор их определяется исследующим). Каждые 30 или 60 с исследующий делает отметку в том месте таблицы. Регистрируется: время на выполнение всего задания, количество ошибок и темп выполнения задания, распределение ошибок в течение опыта - равномерно ли они встречаются во всей таблице, или в конце исследования в связи с истощаемостью, характер ошибок - пропуски отдельных букв или строчек, зачеркивание других, расположенных рядом или внешне похожих букв. С помощью графика можно получить кривые работоспособности - равномерность и темп выполнения задания, наличие истощаемости, врабатываемости, расстройства внимания.

счет по Крепелину - возможности осуществления испытуемым счетных операций, состояние внимания. Опыт заключается в отсчитывании (вычитании) от 100 или 200 все время одного и того же числа (например, 7).

Промежутках между числами хронометрируются. При наличии повышенной истощаемости длительность пауз в конце - увеличивается. Возможны два вида ошибок. 1)- ошибки в единицах и главным образом при переходе через десяток - свидетельствует о некоторой интеллектуальной недостаточности; 2)ошибки в десятках - характерен главным образом для больных с неустойчивым вниманием.

Отыскивание чисел по таблицам Шульте. Методика применяется для исследования темпа сенсомоторных реакций и особенностей внимания. Исследование производится с помощью специальных таблиц, изготовление которых несложно. На этих таблицах в беспорядке расположены числа от 1 до 25. Размер таблицы - 60х60 см. Обследуемый находится на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему дается инструкция отыскивать числа по порядку, каждое показать указкой и назвать вслух. Секундомером отмечается время, которое затрачивается на каждую таблицу. Можно отмечать количества чисел, найденных обследуемым за каждые 30 с, либо время, за которое обследуемый находит каждые пять чисел. Обычно здоровые обследуемые ведут поиск чисел в таблицах равномерно, а иногда даже наблюдается у них ускорение темпа сенсомоторных реакций в последующих таблицах.

При органических поражениях головного мозга (травмах, сосудистых заболеваниях, воспалительных процессах, опухолях) - невысокая продуктивность, истощаемость внимания, снижение работоспособности при небольших нагрузках, наличие ошибок.

При неврозах - выполнение заданий может иметь пикообразный характер, ошибок допускается мало, с приближенной к норме продуктивностью, но с тенденцией к истощению.

отыскивание чисел по таблицам Шульте, поочередное сложение, поочередное вычитание, тест Мюнстерберга и др.

особенности распределения внимания Прочитать вслух небольшой рассказ, состоящий из трех-четырех фраз. Чтение сопровождать негромким постукиванием карандаша по столу. Испытуемые должны запомнить текст и сосчитать число ударов. переключения внимания Покажите таблицу с числами черного и красного цвета от 1 до 12, написанными по порядку. Испытуемый должен назвать и показать числа: а) черного цвета от 1 до 12;

б)красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного — в убывающем (например: 1 — черное, 13 — красное, 2 — черное, 11 — красное и т.д.). Время опыта фиксируется с помощью секундомера. Отметьте также характер выполнения заданий. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

 

48. Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности.

Способности –индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 6412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.055 с.)