Тема 1.Предмет и задачи социальной психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1.Предмет и задачи социальной психологии.



Тема 1.Предмет и задачи социальной психологии.

Социальная психология - изучение закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик этих групп. Объекты изучения - малые и большие группы (семья - нация). Как наука, социальная психология определилась в 1908 году в Америке, а в России в 60-х гг. Дискуссия о предмете социальной психологии и ее границ. 1. 20-е годы. Челпанов делил психологию на: 1) социальную психологию - должна разрабатываться в рамках марксизма; 2) собственно психологию - эмпирическая наука независимо от мировоззрения. Артемов делит психологию на психологию индивида и психологию коллектива. Корнилов: задача социальной психологии -измерение субъектов, силы, коллективных реакций на раздражителя. Бехтерев: отрасль рефлексологии - "коллективная рефлексология, которая изучает поведение коллектива, личности в нем. Выготский: предмет социальной психологии -психика отдельного лица. Сравнивает "социальную психологию" и "коллективную психологию".
2. Конец 50-х - начало 60-х. Выделяется 3 основных подхода к предмету социальной психологии:• "Массовидные явления психики" (социологи). • Личность в группе (т.е. что с ней происходит при взаимодействии)-психологи; • Массовые психические процессы и положения личности в группе.

Границы социальной психологии. 1) социальная психология - это часть социологии; 2) социальная психология - это часть психологии; 3) социальная психология - наука, которая располагается на стыке психологии и социологии; 4) социальная психология захватывает "ничью землю" - область, находящуюся между.

Проблемами социальной психологии являются личность в группе, психические характеристики массовых социальных процессов и больших групп, проблема общения.

Предмет соц.псих. явл. закономерность повед-я и д-ти людей, обусловленное их включение в группы, а также психол-е хар-ки самих этих групп.

- Динамика развития межличностных отношений в группе;

- Сама природа совместной деятельности людей в группе; - Форма складывающегося общения и взаимодействия; - Как конкретно действует личность в различных реальных группах. Все это является задачами социальной психологии. "Задачи для социальной психологии задает общество, оно диктует социальной психологии проблемы».

Зависимость предмета социальной психологии от понимания предмета общей психологии и социологии. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

Вместе с тем потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем, и вряд ли можно «ожидать» окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии для их решения. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии.

Таким образом, для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, стол необходимых практике, и «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Приступая к решению этих задач, естественно, необходимо, пока не прибегая к точным дефинициям, очертить круг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины. Мы исходим при этом из принятия той точки зрения, что, несмотря на пограничный характер, социальная психология является частью психологии (хотя существуют и другие точки зрения, например, отнесение социальной психологии к социологии). Следовательно, определение круга ее проблем будет означать выделение из психологической проблематики тех вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Тема 4.Осн. механизмы межличностного восприятия.

Стиль лидерства.

Нужно очень точно обозначать всякий раз, что имеется в виду, когда речь идет об «авторитарном», «демократическом» или «попустительском» стиле лидерства. Ряд авторов предлагают вообще отказаться от этой терминологии и ввести новые обозначения, чтобы исключить недоразумения. Так, например, вводятся определения «директивный», «коллегиальный» и «разрешительный» (либеральный) стиль (Журавлев, 1977, С. 116), хотя очевидно, что психологический рисунок обозначенных стилей сохраняет известную стабильность.

Поэтому прежде всего нужно отдать себе отчет в том, что обозначает каждый из выделенных Левиным стилей лидерства. Таких попыток было сделано достаточно много, и главным результатом их являются уточнение и конкретизация как минимум двух сторон: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений. Тогда можно «расписать» каждый из трех стилей по двум характеристикам:

Формальная сторона Содержательная сторона
Авторитарный стиль
Деловые, краткие распоряжения Дела и группе планируются заранее (во всем их объеме)
Запреты без снисхождения, с угрозой Определяются лишьнепосредственные цели, дальние — неизвестны
Чегкий язык, неприветливый тон Голос руководится — решающий
Похвала и порицания субъективны  
Эмоции не принимаются в расчет  
Показ приемов — не система  
Позиция лидера — вне группы  
Демократический стиль
Инструкции в форме предложений Мероприятия планируются не заранее, а в группе
Не сухая речь, а товарищеский тон За реализацию предложений отвечают все
Похвала и порицание — с советами Все разделы работы не только предлатаются, но и обсуждаются
Распоряжения и запреты —с дискуссиями  
Позиция лидера — внутри группы  
Попустительский стиль
Тон — конвенциональный Дела в группе идут сами собой
Отсутствие похвалы, порицаний Лидер не дает указаний
Никакого сотрудничества Разделы работы складываются из от дельных интересов или исходят от нового лидера
Позиция лидера — незаметно в стороне от группы  
   

Вопрос о методиках изучения стиля лидерства и руководства требует еще дальнейшего обсуждения. Основные предложения относительно методик исследования в большей степени относятся к деятельности лидеров, но не руководителей. В этих случаях палитра методов весьма разнообразна. Так, Л.И. Уманским был разработан комплекс методов, объединенных названием «лабораторный аппаратурный эксперимент», куда включен целый набор оригинальных конструкций, позволяющих выявить лидера в группе, определить стиль его деятельности (групповой сенсомоторный интегратор, конструкция «Арка», прибор «Эстакада» и др.). Однако все исследования при помощи данных методик проводились на определенных группах в молодежном лагере, где зачастую лидер выступал и в качестве руководителя группы. Поэтому в данном конкретном случае выявление лидера имеет смысл, лидер может быть «закреплен» и выступать в качестве руководителя. В других группах, например в рабочих бригадах, такая ситуация невозможна.

Самым большим упрощением проблемы лидерства и руководства является представление о необходимости обязательного совпадения при всех обстоятельствах в одном человеке и лидера, и руководителя. На эту идею работает предлагаемое иногда деление на «официальных» и «неофициальных» лидеров, когда под «официальным» лидером понимается как раз руководитель.

В реальной жизнедеятельности малых групп, конечно, наряду с руководителем могут существовать различные лидеры, выдвигающиеся из членов группы в каких-то определенных проявлениях: то ли в качестве центров эмоционального притяжения, то ли еще в других. Психологически важно определить специфику сочетания деятельности руководителя и деятельностей многочисленных лидеров, так же как и в его собственной деятельности сочетание черт руководителя и лидера.

Определенную помощь может оказать при этом использование упоминавшейся модели Ф. Фидлера. В ней различаются: руководитель, «ориентированный на задачу», и руководитель, «ориентированный на межличностные отношения». При помощи особых методик устанавливается, к какому типу принадлежит тот или иной руководитель, в частности, выявляется такой показатель, как «отношение к наименее предпочитаемому сотруднику» (НПС). Ориентированный «на задачу» руководитель видит в последнем одни отрицательные черты, ориентированный «на межличностные отношения» склонен видеть такого сотрудника не в одном лишь черном цвете. Далее описывается характеристика групповой деятельности, при которой тот или другой тип руководителя оказывается наиболее эффективным (Кричевский, Дубовская, 1991). Предложенная в модели многогранность подхода позволяет в определенной степени учитывать соотношение чисто управленческих и психологических (т.е. лидерских) качеств руководителя.

Тема 1.Предмет и задачи социальной психологии.

Социальная психология - изучение закономерности поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик этих групп. Объекты изучения - малые и большие группы (семья - нация). Как наука, социальная психология определилась в 1908 году в Америке, а в России в 60-х гг. Дискуссия о предмете социальной психологии и ее границ. 1. 20-е годы. Челпанов делил психологию на: 1) социальную психологию - должна разрабатываться в рамках марксизма; 2) собственно психологию - эмпирическая наука независимо от мировоззрения. Артемов делит психологию на психологию индивида и психологию коллектива. Корнилов: задача социальной психологии -измерение субъектов, силы, коллективных реакций на раздражителя. Бехтерев: отрасль рефлексологии - "коллективная рефлексология, которая изучает поведение коллектива, личности в нем. Выготский: предмет социальной психологии -психика отдельного лица. Сравнивает "социальную психологию" и "коллективную психологию".
2. Конец 50-х - начало 60-х. Выделяется 3 основных подхода к предмету социальной психологии:• "Массовидные явления психики" (социологи). • Личность в группе (т.е. что с ней происходит при взаимодействии)-психологи; • Массовые психические процессы и положения личности в группе.

Границы социальной психологии. 1) социальная психология - это часть социологии; 2) социальная психология - это часть психологии; 3) социальная психология - наука, которая располагается на стыке психологии и социологии; 4) социальная психология захватывает "ничью землю" - область, находящуюся между.

Проблемами социальной психологии являются личность в группе, психические характеристики массовых социальных процессов и больших групп, проблема общения.

Предмет соц.псих. явл. закономерность повед-я и д-ти людей, обусловленное их включение в группы, а также психол-е хар-ки самих этих групп.

- Динамика развития межличностных отношений в группе;

- Сама природа совместной деятельности людей в группе; - Форма складывающегося общения и взаимодействия; - Как конкретно действует личность в различных реальных группах. Все это является задачами социальной психологии. "Задачи для социальной психологии задает общество, оно диктует социальной психологии проблемы».

Зависимость предмета социальной психологии от понимания предмета общей психологии и социологии. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус. Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много различных причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрестке» этих двух наук. Все это создает немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга ее проблем.

Вместе с тем потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем, и вряд ли можно «ожидать» окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии для их решения. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально из всех сфер общественной жизни, особенно в связи с тем, что в каждой из них сегодня происходят радикальные изменения. Такие запросы следуют из области промышленного производства, различных сфер воспитания, системы массовой информации, области демографической политики, борьбы с антиобщественным поведением, спорта, сферы обслуживания и т.д. Можно утверждать, что практические запросы опережают развитие теоретического знания в социальной психологии.

Таким образом, для социальной психологии, как, может быть, ни для какой другой науки, актуально одновременное решение двух задач: и выработки практических рекомендаций, полученных в ходе прикладных исследований, стол необходимых практике, и «достраивание» своего собственного здания как целостной системы научного знания с уточнением своего предмета, разработкой специальных теорий и специальной методологии исследований.

Приступая к решению этих задач, естественно, необходимо, пока не прибегая к точным дефинициям, очертить круг проблем социальной психологии, чтобы более строго определить задачи, которые могут быть решены средствами этой дисциплины. Мы исходим при этом из принятия той точки зрения, что, несмотря на пограничный характер, социальная психология является частью психологии (хотя существуют и другие точки зрения, например, отнесение социальной психологии к социологии). Следовательно, определение круга ее проблем будет означать выделение из психологической проблематики тех вопросов, которые относятся к компетенции именно социальной психологии. Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.241 (0.019 с.)