Практикум 2. Предмет социальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум 2. Предмет социальной психологии



«Есть все основания полагать, что в поступках людей существует некий порядок, но большинство закономерностей еще не распознано потому, что используются негодные понятия» (Т. Шибутани).

Вводные замечания

В системе взглядов многих психологов сформировалось мнение, что социальная психология – это психологическая наука. На данном занятии важно подчеркнуть следующие моменты: во‑первых, то, что социальная психология – это самостоятельная область научного знания, имеющая свои предмет, структуру, сложившуюся систему понятий. Социальная психология как наука имеет свою историю развития, свою методологию и методы эмпирического исследования.

Вторая важная идея, которая должна обсуждаться на данном занятии, – это двойственный статус социальной психологии в системе научного знания. Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке двух наук – психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус.

Это приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает ее в себя в качестве составной части.

На данном занятии также важно уяснение студентами круга проблем, изучаемых социальной психологией. Необходимо обсудить с ними роль социальных знаний в повседневной жизни людей.

Цели занятия

Расширение и закрепление знаний, полученных на лекционном занятии по проблеме определения и специфики предмета социальной психологии. Формирование представления о роли социальной психологии в жизни людей.

Порядок работы

Занятие состоит из двух тематических этапов.

Этап 1. Обсуждение содержания предмета социальной психологии.

Этап 2. Анализ практического значения социальной психологии.

На первом этапе обсуждается проблема определения предмета социальной психологии, на втором – рассматривается практическое значение социальной психологии.

Этап 1. Обсуждение содержания предмета социальной психологии

Задачи этапа:

1) расширение и закрепление знаний по проблеме определения предмета социальной психологии;

2) развитие умения использования профессиональной терминологии при формулировании определений.

Форма работы: мини‑группы по 3–4 человека, групповое обсуждение и презентация результатов работы.

Содержание задания. Каждой группе выдается раздаточный материал (приложение 2.1), который содержит разные варианты определения предмета социальной психологии. Необходимо внимательно прочитать текст и ответить на следующие вопросы.

1. Какие общие проблемы, изучаемые социальной психологией, отражены в представленных определениях?

2. С какими вопросами вы могли бы обратиться к социальному психологу (формулировки вопросов должны быть конкретизированными)?

3. Самостоятельно сформулируйте определение предмета социальной психологии, отражающее общие проблемы, изучаемые социальной психологией.

4. В каких известных вам науках мы обнаруживаем социально‑психологические знания?

Время выполнения задания 10 минут.

После выполнения задания каждая группа представляет результаты своей работы. Преподаватель, подводя итоги, подчеркивает, что предмет социальной психологии понимается достаточно широко и касается не только проблемы групп и массовых психических явлений, но и проблемы личности.

Этап 2. Анализ практического значения социальной психологии

Задачи этапа:

1) закрепление знаний по проблеме специфики социальной психологии;

2) формирование представлений о практическом значении социальной психологии.

Форма работы: индивидуальная.

Содержание задания. Всем необходимо прочитать и проанализировать текст, раскрывающий практическое значение социальной психологии, и заполнить табл. 2.1 «Практическое значение социальной психологии в жизнедеятельности людей» (приложение 2.2).

Вопросы для анализа текста

1. Почему социальную психологию можно отнести к культурным феноменам?

2. Назовите отрасли практической социальной психологии и их проблематику.

Время выполнения задания 15 минут.

После выполнения задания каждая группа представляет результаты работы. В завершение преподаватель предлагает студентам выделить основные результаты работы, которые касаются предмета социальной психологии, практических приложений социальной психологии, и обсудить проблему современного развития социально‑психологической практики.

Контрольные вопросы

1. Что является предметом изучения социальной психологии?

2. В чем сходство и различие социальной психологии и социологии?

3. В чем сходство и различие социальной психологии и общей психологии?

4. В решении каких практических вопросов могут быть использованы социально‑психологические знания в сфере образования, массовой коммуникации, рекламы и управления?

Приложение 2.1

Определение предмета социальной психологии

1. Социальная психология как наука обращается к изучению закономерностей поведения и деятельности людей, которые обусловлены включенностью в социальные группы, а также к изучению психологических характеристик таких групп (Г.М. Андреева).

2. Социальная психология – это область психологии, призванная изучать те психические явления и законы, которые возникают как результат общения людей друг с другом (Е.С. Кузьмин).

3. Социальная психология – это психологическая наука, изучающая человека как участника различных по форме и целям социальных отношений (прежде всего межличностных и межгрупповых), а также особенности отношений, возникающих между людьми в процессе межличностного общения, внутригруппового и межгруппового взаимодействия (М.Р. Битянова).

4. Социальная психология – наука, изучающая, что люди думают друг о друге и как относятся друг к другу (Д. Майерс).

5. Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия (А.Л. Журавлев).

6. Социальная психология – это наука, которая изучает закономерности познания людьми друг друга, их взаимоотношений и взаимовлияний (А.Л. Свенцицкий).

7. Социальная психология – это наука, изучающая, как люди думают, чувствуют и ведут себя, находясь под влиянием реального или воображаемого присутствия других людей (Э. Аронсон).

8. Социальная психология – это наука о явлениях идеологии (когнитивные явления и социальные представления) и коммуникативных феноменах. Социальная психология – это наука о социальных представлениях, которые объединяют индивидов, заряжают их энергией и придают смысл существованию общества (С. Московичи).

9. Социальная психология – это область науки, которая пытается понять природу и причины человеческого поведения и мышления в социальных ситуациях (Р. Бэрон).

10. Социальная психология это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей (В.Г. Крысько).

Приложение 2.2

Текст. Социальная психология как культурный феномен

Практическая социальная психология

Социальная психология существует не только как научное знание, но и как культурный феномен. Как культурный феномен она возникала задолго до появления самого понятия «наука».

Человеку как существу, включенному в разнообразнейшие отношения и взаимодействия с другими людьми, издавна был присущ социально‑психологический тип мышления, т. е. определенный способ восприятия и объяснения событий, явлений, состояний, которые он может наблюдать в самом себе и окружающем его мире. Многие века социальная психология существовала как мировоззрение, причем и на бытовом, и на научном уровнях. Благодаря этому возникли и продолжают развиваться такие ее формы, как житейская социальная психология (она существует в форме обрядов, традиций, заключена в содержании сказок, мифов, пословиц, поговорок и даже анекдотов) и социальная психология, представленная в образцах искусства и литературы. Люди всегда старались применить установленные социально‑психологические закономерности для изменения и улучшения жизни. На основе житейских наблюдений, образцов литературы и искусства и научных данных создавались и создаются различные приемы социально‑психологического воздействия, стратегии построения отношений в той или иной ситуации, технологии управления поведением и установками людей. Социально‑психологические техники лежат в основе приемов риторики, целенаправленного воздействия на большие массы людей, негласных и гласных правил политического давления, тактики ведения дворцовых интриг, управления людьми на производстве.

 

Основные направления практической социальной психологии следующие:

1. Промышленное производство. Промышленное производство явилось одним из главных заказчиков на прикладные социально‑психологические исследования. Хотя проблемы управления производством можно отнести к общей проблематике психологии управления, за социальной психологией промышленного предприятия остается собственный круг вопросов, прежде всего – проблемы формирования производственных коллективов.

Построение модели психологической службы промышленного предприятия позволило обратиться к таким темам, как

психологический климат коллектива;

удовлетворенность трудом;

текучесть кадров, аттестация кадров;

адаптация новичков.

Особое внимание уделяется проблеме психологического климата, который рассматривается посредством изучения ряда отношений: 1) отношений между членами коллектива по вертикали (руководство, восприятие руководителя коллективом, и наоборот, степень участия в управлении, удовлетворенность степенью); 2) отношений между членами коллектива по горизонтали (сплоченность коллектива, характер межличностных отношений, типы и способы разрешения конфликтов); 3) отношения к труду (удовлетворенность трудом, эффективность деятельности коллектива).

2. Управление. В разработку проблемы управления вовлечены специалисты и по экономике, и по социологии. Социальная психология имеет здесь свой собственный достаточно четко обозначенный аспект. Одной из важных частей в нем является вопрос о необходимых руководителю психологических качествах. Многочисленные прикладные исследования ориентированы именно на выяснение этого вопроса. Ради этого применяются различные личностные тесты, конструируются другие методики, часто делаются описательные характеристики идеального руководителя.

Также в контексте данной проблемы рассматривается такой вопрос, как оптимизация делового общения руководителя с подчиненными разного ранга. Эта область включает в себя разработку практических занятий для руководителей, в которых отрабатываются стратегии и техника делового общения, его правила и нормы.

3. Развитие организации. Исследования в области организационного развития начались с повышения квалификации управленческого персонала. Организационное развитие означает создание особой культуры по использованию различных технологий для совершенствования поведения индивидов и групп в организации, особенно в том, что касается принятия решений, разрешения конфликтов, развития сети коммуникаций. Психолог выполняет роль как внешнего, так и внутреннего агента изменения. Перед ним встает задача обеспечения трех видов изменений: 1) «изменения» людей, что подразумевает изменение стиля их поведения в соответствии с новыми условиями в организации, их квалификации, ценностных ориентации; 2) изменения управленческих технологий, что включает в себя совершенствование методов принятия решений, формирования команд; 3) изменения самой структуры организации, что предполагает изменение целей для лучшей адаптации к изменениям во внешней среде, совершенствование системы коммуникации.

4. Массовая коммуникация и реклама. В данной области проводятся социально‑психологические исследования, изучающие каждый элемент коммуникации: коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эффект. Разрабатываются рекомендации, применимые на практике.

5. Школа. Психологическая служба школы решает следующие задачи: помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений, проблемы профессиональной ориентации, обеспечение благоприятного климата школьных коллективов учащихся, коллектива педагогов.

6. Служба семьи. В социальной психологии семья рассматривается как пример естественной малой социальной группы. Проблемы, с которыми работает социальный психолог: подготовка молодых людей к созданию семьи, регулирование семейных взаимоотношений.

Таблица 2.1. Практическое значение социальной психологии в жизнедеятельности людей

Сфера деятельности Основная социально-психологическая проблематика
Управление  
Промышленное производство  
Образование  
Семья  
Массовая коммуникация и реклама  
Развитие организации  

Практикум 3. Я‑концепция личности

«– Значит, все это мне не приснилось, – сказала про себя Алиса. – А впрочем, может, все мы снимся кому-нибудь? Только пусть уж лучше это будет мой сон, а не сон Черного Короля!

Подумав, она жалобно продолжала:

– Не хочу я жить в чужом сне. Вот пойду и разбужу его – посмотрим, что тогда будет!» (Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»).

Вводные замечания

Я‑концепция обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности, «теория» самого себя.

Я‑реальное структурный элемент Я‑концепции. Это система приписываемых себе в данный момент жизни качеств, свойств, характеристик.

Я‑идеальное структурный элемент Я‑концепции. Представление о себе в соответствии с желаниями (каким я хотел(а) бы быть). Желаемое может состоять из социально желательного или из предпочитаемых черт отдельных людей.

Я‑зеркальное представление индивида о том, что думают о нем другие.

Я‑образ относительно устойчивая Я‑концепция, которая состоит из динамичных Я‑образов: Я‑реальное, Я‑идеальное, Я‑фантастическое (представления о том, каким бы хотел стать человек, если бы все было возможно), образ тела и др. Я‑образы ситуативны и в зависимости от быстроты изменения ситуации сменяют друг друга. Таким образом, психика гибко реагирует на изменения окружающей среды.

Прайминг – процесс, в ходе которого признаки ситуации включают нашу память и тем самым активизируют какой‑либо аспект Я‑концепции. Например, услышав слово «ребенок», человек вспоминает о своих детях, и в его схеме Я‑концепции активизируется Я‑образ, соответствующий роли родителя. Внимание сосредоточивается на определенной грани нашей личности, и это может изменить психическое состояние и поведение человека.

Функции элементов Я‑концепции

Я‑реальное мотивирует текущую активность, детерминирует выбор ближайших целей, детерминирует уровень притязаний, определяет особенности общения с людьми, детерминирует выбор стратегии адаптации и жизненных стратегий.

Я‑идеальное необходимо для сохранения самоуважения, мотивирует деятельность человека, определяет выбор социальных статусов и ролей, определяет долгосрочные цели и средства их достижения.

Я‑зеркальное является основным источником формирования Я‑концепции, регулирует поведение, контролирует реалистичность Я‑концепции.

Расхождение между Я‑реальным и Я‑идеальным

Я‑реальное и Я‑идеальное не только могут не совпадать, но в большинстве случаев значительно различаются. Это расхождение может приводить к различным, как позитивным, так и негативным, следствиям. С одной стороны, рассогласование между Я‑реальным и Я‑идеальным может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я‑концепции является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию. Исход определяется интерпретацией этой рассогласованности человеком.

Соотношение между Я и Мое

У. Джемс выделил две подструктуры Я‑концепции – чистое Я и эмпирическое Я – Мое.

Мое – совокупность всего того, что человек может назвать своим: семья, предки, творческие достижения. Включает в себя три подсистемы: материальное Я (тело, одежда, дом и другая собственность), социальное Я (то, чем признают данного человека окружающие), духовное Я (способности, склонности, особенности, привычки).

Существует опасность отождествления эмпирического Я со всей Я‑концепцией: какая‑либо подсистема может начать доминировать в Я‑концепции и подчинять себе личность.

Отрицательная Я‑концепция

Поведение человека, имеющего отрицательную Я‑концепцию, выражается в слабой вере в себя, боязни получить отказ, низкой самооценке, активном поиске социального одобрения. Отрицательная Я‑концепция может приводить к нарушениям в поведении. Люди с низким самоуважением могут демонстрировать агрессивное поведение. Также распространены у них конформистские реакции в трудных ситуациях. Такие люди легко поддаются влиянию группы и втягиваются в преступную деятельность.

Люди с негативной Я‑концепцией с трудом осознают, что они успешны и способны совершать хорошие поступки, поскольку не считают себя способными к этому.

Цели занятия

Закрепление и расширение представления о понятии «Я‑концепция личности». Осмысление студентами характеристик собственной Я‑концепции.

Оснащение

Листы бумаги формата А4, цветные карандаши или фломастеры.

Порядок работы

Этап 1. Теоретическое информирование.

Цель: актуализация основных определений по теме.

Этап 2. Закрепление знаний о структуре Я‑концепции.

Цель: закрепление знаний о структуре Я‑концепции и функциях ее элементов.

Этап 3. Осознание «образа Я».

Цель: усвоение понятия «образ Я»; понимание различия Я‑образа и Я‑концепции; усвоение понятия «прайминг»; осознание своего образа; понимание различия между Я и Мое.

Этап 4. Анализ негативного и позитивного Я.

Цель: изучение компонентов отрицательной Я‑концепции; понимание того, каким образом она формируется; формирование элементов позитивной Я‑концепции у студентов.

Этап 1. Теоретическое информирование

1. Приветствие.

2. Информирование о теме и цели (целях) занятия.

3. Обсуждение понятия «Я‑концепция личности».

Этап 2. Закрепление знаний о структуре Я‑концепции

Упражнение «Рисунок Я»

Процедура. Каждый член группы на листе, разделенном на три части, изображает себя: Я‑реальное, Я‑идеальное, Я глазами других (Я‑зеркальное).

Инструкция. Нарисуйте себя такими, какие вы есть; такими, какими хотели бы быть; такими, какими вас видят другие люди.

Обсуждение. Чем отличается идеальный образ от реального? Как формируют Я‑концепцию мнения других людей? Какие функции выполняет каждый из элементов Я‑концепции?

Резюме преподавателя: функции каждого элемента Я‑концепции; значение несовпадения между реальным и идеальным Я.

Данное упражнение подразумевает определенную степень самораскрытия. Опыт его проведения в студенческих группах показывает, что студенты воспринимают обсуждение Я‑концепции как возможность самопознания и самосовершенствования и охотно принимают в нем участие. Если учебная группа не готова к подобному опыту, преподаватель может предложить для обсуждения рисунки других людей.

Этап 3. Осознание «образа Я»

Упражнение «Образ Я»

Процедура. Членам группы раздаются листы для рисования. В центре листа нужно нарисовать солнце, в центре солнечного круга – крупная буква «Я». Преподаватель диктует начало предложения, студенты записывают его продолжение на «лучах солнца».

Предложения:

– Мое любимое занятие…

– Мой любимый цвет…

– Лучше всего я умею…

– Я знаю, что смогу…

– У меня есть способность к…

– Моя любимая одежда…

– Когда я сержусь, я… и т. д.

Обсуждение. Как соотносятся понятия Я‑образ и Я‑концепция? Каковы роль и значение такой подструктуры как Мое в Я‑концепции личности? Какие Я‑образы актуализируются легче, какие труднее? Какими эмоциями сопровождается актуализация отдельных Я‑образов?

Этап 4. Анализ негативного и позитивного Я

Упражнение «Негативное и позитивное Я»

Процедура. Студенты записывают на листке список причин, по которым они не могут полюбить себя. Преподаватель просит пометить все то, что относится к общим правилам, принципам: «Любить себя нескромно» и прочее, а также предложения, содержащие негативные высказывания родителей или других близких людей. Останется список недостатков, приписываемых себе самим человеком.

Обсуждение. Как и когда формируется негативная Я‑концепция? Как могут повлиять на ее формирование другие люди? Как соотносятся Я‑концепция и самооценка? Как влияют позитивная и негативная Я‑концепции на поведение? Почему важно любить и уважать себя? Как в недостатках можно увидеть достоинства?

Упражнение «Подарок»

Процедура. Каждый член группы продолжает предложение «Я подарок для себя самого, так как я…» и «Я подарок для других, так как я…».

Контрольные вопросы

1. Какую роль играет Я‑концепция в структуре личности?

2. Каковы источники формирования Я‑концепции?

3. Каковы функции основных элементов Я‑концепции?

4. Каково соотношение между понятиями «Я‑образ» и «Я‑концепция»?

5. Раскройте содержание понятия «Мое» в концепции У. Джемса.

6. Каковы источники позитивной и негативной Я‑концепции и какова их роль в общем развитии личности?

Задания для самостоятельной работы

Проанализируйте концепцию развития самосознания Л. А. Зурхера. Согласны ли вы с ней? Выскажите предположение, какой модус является наиболее распространенным в вашем окружении и почему.

Американский социолог Луис А. Зурхер-младший считает, что изменениям социальной структуры, характерным для "постиндустриального общества", в сфере индивидуального самосознания соответствует постепенная переориентация со стабильного "Я", где "самость" воспринимается как объект, на изменчивое "Я", понимаемое как процесс. Исходя из анализа эмпирических данных, Зурхер различает 4 главных типа (модуса) "Я": физический, социальный, рефлексивный и океанический.

Модус А ("физическое Я") - жесткое, центростремительное, обращенное внутрь и замкнутое в себе "микро-Я", основанное на телесных свойствах и ощущениях. Лица, принадлежащие к этому модусу, описывают себя преимущественно в физических терминах, подчеркивая такие свойства, как пол, возраст, рост и т.д.

Модус В ("социальное Я") также фиксирует внимание на объективных свойствах, но не физических, а социальных. Его носители описывают себя в терминах своих социальных статусов, ролей, групповых принадлежностей и т.п. Этот модус стабилен, относительно статичен и мыслится как совокупность и некоторый синтез социальных ролей.

Модус С ("рефлексивное Я") переносит центр тяжести на субъективные свойства, вкусы и диспозиции, относительно независимые от конкретных социальных ситуаций (типа "я счастливый человек" или "я люблю хорошую музыку"). Он отличается текучестью и не зависит от "внешних" социальных ролей, каждая из которых постоянно оценивается личностью, стоящей как бы рядом с ними.

Модус D ("океаническое Я") является расширяющимся, центробежным. Это обращенное вовне "макро-Я", основанное на универсальных ценностях, абстрактных идеях, трансцендентных процессах или духовно-мистическом откровении. Поэтому оно и называется "океаническим". Представители этого модуса описывают себя наиболее абстрактно, в суждениях, вообще не подразумевающих какой-либо жесткой детерминации ("Я - живое существо" или "Я - песчинка на берегу времени").

Именно "океанический тип, полагает Зурхер, лучше всего отвечает потребностям современного развития; самосознание проходит все 4 модуса, но их соотношение у разных индивидов различно. Зурхер предполагает, что это связано также с исторической эволюцией общества".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.59.187 (0.083 с.)