Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как технология принятия группового решенияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Каждый получает то, что хочет; не каждый этому рад» (К. Льюис). Вводные замечания Раздел «Социальная психология малой группы» охватывает достаточно широкий круг проблем, посвященных изучению структурных характеристик (коммуникативная и эмоциональная структура, ролевая структура) малой группы, в том числе структуре психологической власти в группе, механизмам развития межличностных отношений в группе, процессам групповой динамики. Лекционный материал ориентирован на начальную теоретическую подготовку, которая предполагает знание основных понятий, теоретических подходов к изучению того или иного феномена, знакомство с результатами социально‑психологических исследований. Цели занятия Знакомство с основными технологиями принятия группового решения. Формирование представления и навыков участия в процессе групповой дискуссии. Оснащение Раздаточный материал информационного блока (приложение 10.1), приложения 10.2 и 10.3 для проведения практического этапа занятия. Порядок работы Занятие состоит из трех этапов: Этап 1. Информационный. Этап 2. Практический. Этап 3. Заключительный. Этап 1. Информационный Основной задачей этапа является обеспечение студентов необходимой информацией о технологической стороне процесса принятия группового решения. На данном этапе студенты знакомятся с теоретическими вопросами процесса принятия группового решения, а также с технологиями принятия группового решения, их особенностями и содержанием. Группа не может существовать как единое целое, не обладая общими взглядами, мнениями по значимым для нее вопросам. Принятие группового решения является одним из основных процессов, в ходе которого группа вырабатывает единое групповое мнение по какому‑либо вопросу. Кроме того, значимым для развития группы как целого является и то, чтобы данное групповое решение было эффективно для нее. Групповое мнение – это не результат группового компромисса, это наиболее оптимальное для всей группы и каждого ее члена решение жизненно важной задачи. Явление принятия группового решения может быть рассмотрено как – социально‑психологический феномен, который традиционно связан с феноменами групповой поляризации, сдвига к риску, «огруппления» мышления; – социально‑психологический процесс, в ходе которого используются следующие технологии: групповая дискуссия, мозговой штурм, групповое интервью. Выделяются три основные технологии принятия группового решения. 1. Групповое интервью – это средство для сбора мнений членов группы по конкретному вопросу и оценки сложившейся ситуации. Результат – сбор информации, подведение итогов относительно разнообразия групповых мнений и отношения к ним со стороны тех, кто проводил обсуждение. 2. Мозговой штурм – средство для свободного поиска новых решений проблемы. Результат – список предложенных идей, отобранных по критериям, позволяющим реализовать данную идею. К таким критериям относятся: реализация в данных условиях; реализация сразу, после определенного срока, при дополнительных условиях; применение идей в других областях. 3. Групповая дискуссия – метод группового обсуждения, позволяющий не только выявить весь спектр мнений членов группы и возможные пути решения, но и найти групповое решение проблемы. В раздаточном материале (см. приложение 10.1) содержится информация, раскрывающая, при решении каких задач используется та или иная технология, основные этапы проведения технологий. Этап 2. Практический Задачи этапа: 1) создание ситуации групповой дискуссии, в ходе которой демонстрируется модель поведения ведущего; 2) развитие коммуникативных умений, необходимых для участия групповой дискуссии и ее проведения. Преподаватель предлагает студентам принять участие в групповой дискуссии. Тема, которая будет предложена, является нейтральной, она не затрагивает эмоциональную, личностную проблематику и позволяет избежать внутригрупповых конфликтов, а также не провоцирует проявление дистрессов. Первый этап групповой дискуссии: организация и сбор информации. Тема дискуссии (проблема): «Представьте, что вы пассажиры самолета, который потерпел крушение. Но чудо! Вы и ваши товарищи выжили. Итак, вы в пустыне и решили отправиться на поиски населенного пункта. Перед вами список вещей (приложение 10.2), вам необходимо выбрать те, которые могли бы пригодиться в пути». Правила работы. 1. Говорить по одному. Поднятие руки означает готовность высказаться. 2. Не перебивать. Это одно из основных правил. 3. Не отходить от темы (например, не рассказывать об опыте своих путешествий, разрешаются только ссылки на них). 4. Не оценивать участника, оценка дается только фактам. 5. Временной регламент на высказывание – не больше 2 минут. Каждому участнику выдается список и предлагается перейти к сбору информации. Внимательно прочитайте список, подумайте, какие функции и при каких условиях могут выполнять те или иные вещи. Задачами ведущего являются активизация обсуждения уточняющими, наводящими вопросами, контроль за соблюдением правил, поддержание атмосферы сотрудничества, создание условий для высказывания каждого члена группы. Второй этап: оценка полученной информации. На данном этапе участникам предлагается оценить полученную информацию и принять к рассмотрению несколько вариантов решения. Ведущему необходимо зафиксировать варианты решений на доске. Каждый вариант обсуждается, обосновывается. Взвешиваются все «за» и «против». Третий этап: принятие решения. На данном этапе ведущий предлагает выбрать конечный вариант принятия решения. Результатом является принятие единого решения. Ведущий в завершение может познакомить студентов с наиболее оптимальным решением, а также прокомментировать назначение той или иной вещи (приложение 10.3). Этап 3. Заключительный На данном этапе преподаватель подводит итоги. Дает пояснения к поведению ведущего дискуссии, указывает основные ошибки проведения дискуссии. Также можно обсудить со студентами следующие вопросы. 1. Какими коммуникативными навыками должен обладать специалист для проведения групповой дискуссии? 2. Какие техники общения использует ведущий для активизации участников дискуссии, подведения итогов? Контрольные вопросы 1. Назовите основные технологии принятия группового решения. 2. В чем заключаются различия основных технологий принятия группового решения? 3. Какие основные правила устанавливаются ведущими на первом этапе группового интервью и групповой дискуссии? 4. Какими социально‑психологическими феноменами представлено принятие группового решения? Задания для самостоятельной работы Подготовить сообщение на темы: 1. Феноменологический аспект принятия группового решения: феномен сдвига к риску, огруппление мышления (литература: Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 1998. – 684 с.); 2. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения. Эксперимент К. Левина (литература: Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 364 с). Прочитайте о таких технологиях принятия группового решения, как метод синектики, обсуждение отдельного случая, выступление‑дискуссия, и сравните с уже известными вам технологиями. Приложение 10.1 Таблица 10.1. Соответствие типов производственных задач технологии принятия группового решения
Таблица 10.2. Этапы технологического процесса
Приложение 10.2 Ваш самолет потерпел крушение. Но чудо! Вы и несколько ваших товарищей выжили. Итак, вы в пустыне и решили отправиться на поиски населенного пункта. Вам необходимо выбрать вещи, которые могли бы пригодиться. Что из предложенных вещей вы возьмете в первую очередь: – магнитный компас; – полиэтиленовый плащ; – карманное зеркало; – карманный фонарь; – переносная газовая плита с баллоном; – солнечные очки (на каждого); – охотничье ружье с боеприпасами; – летная карта окрестностей; – парашют красно‑белого цвета; – легкое полупальто на каждого; – пачка соли; – литр водки; – определитель съедобных растений и животных; – полтора литра воды на каждого; – охотничий нож. Приложение 10.3 Распределение по значимости: 1) полтора литра воды на каждого; 2) пачка соли; 3) магнитный компас; 4) летная карта окрестностей; 5) легкое полупальто на каждого; 6) солнечные очки на каждого; 7) литр водки на всех; 8) карманный фонарь; 9) полиэтиленовый плащ; 10) охотничий нож; 11) охотничье ружье с боеприпасами; 12) карманное зеркало; 13) определитель съедобных животных и растений; 14) парашют красно‑белого цвета; 15) переносная газовая плита с баллоном. Назначение вещей (распределение в случайном порядке) 1. Полтора литра воды на каждого. В пустыне необходимо для утоления жажды. 2. Карманное зеркало. Важно для сигнализации воздушным спасателям. 3. Легкое полупальто на каждого. Прикроет от палящего солнца днем и от ночной прохлады. 4. Карманный фонарь. Также средство сигнализации летчикам ночью. 5. Парашют красно‑белого цвета. И средство прикрытия от солнца, и сигнал спасателям. 6. Охотничий нож. Оружие для добычи пропитания. 7. Полиэтиленовый плащ. Средство для сбора дождевой воды и росы. 8. Охотничье ружье с боеприпасами. Может использоваться для охоты и подачи звукового сигнала. 9. Солнечные очки на каждого. Помогут защитить глаза от блеска песка и солнечных лучей. 10. Переносная газовая плита с баллоном. Может пригодиться только для приготовления пищи, но в пути она не нужна. 11. Магнитный компас. Определяет направление движения. 12. Летная карта окрестностей. Поможет определить свое местонахождение. 13. Определитель съедобных животных и растений. В пустыне нет большого разнообразия животного и растительного мира. 14. Литр водки на всех. Допустимо использовать в качестве антисептика для обеззараживания при любых травмах. В других случаях имеет малую ценность, поскольку при употреблении внутрь может вызвать обезвоживание организма. 15. Пачка соли. Значимости практически не имеет.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1085; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.122 (0.009 с.) |