Практикум 5. Личность в социальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум 5. Личность в социальной психологии



Вводные замечания

Данное занятие способствует интеграции знаний по разделу «Социальная психология личности». В раздел «Социальная психология личности» входят такие темы, как «Социализация», «Я‑концепция», «Социальная установка», «Личность в группе».

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, а также процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей.

Занятие целесообразно проводить в тот момент, когда студенты уже изучили содержание раздела «Социальная психология личности», но еще не знакомы с темами из разделов «Социальная психология групп» и «Социальная психология общения».

Подготовка к занятию начинается с домашнего задания. Студенты должны повторить все изученные темы из раздела «Социальная психология личности», так как на занятии по ходу просмотра моноспектакля Евгения Гришковца «Как я съел собаку» студенты должны будут отвечать на вопросы.

Цели занятия

Обобщение пройденного материала по социальной психологии личности, первичное знакомство с содержанием тем по социальной психологии групп и психологии общения.

Оснащение

Диск с записью спектакля Е. Гришковца «Как я съел собаку» для публичного или индивидуального просмотра, карточки с вопросами по количеству студентов (приложение 5.1).

Порядок работы

Возможны два варианта работы.

Первый вариант. Студенты смотрят спектакль и по ходу спектакля отвечают на вопросы, делая пометки и записывая цитаты. После просмотра спектакля преподаватель напоминает студентам, что ответы на все вопросы в письменном виде должны быть подготовлены к следующему занятию. На втором занятии происходит обсуждение спектакля на основе обозначенных вопросов.

Второй вариант. Если время позволяет, то и просмотр спектакля, и дискуссию можно провести в один день. Студенты на первом занятии смотрят спектакль и записывают цитаты, отвечая на вопросы. На втором занятии студенты под руководством преподавателя обсуждают спектакль. В этом случае письменные ответы на вопросы можно не представлять.

Задания для самостоятельной работы

Прокомментируйте следующие определения личности. Какое из них кажется вам наиболее правильным? Поясните, как представленные определения превратить в более полные и точные.

1. Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других.

2. Личность - это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению.

3. Личность - это индивидуально выраженное всеобщее.

4. Личность - дееспособный член общества, сознающий свою роль в нем.

5. Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

6. Личность - ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино разные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

 

Приложение 5.1

Вопросы для обсуждения телеспектакля «Как я съел собаку»

1. Социализация героя.

– Какие институты социализации демонстрируются в пьесе?

– Опишите механизмы социализации.

– Назовите основных агентов социализации рассказчика.

– Как вы считаете, когда произошла вторичная социализация героя (если она была)?

– Представлено ли в пьесе подтверждение того, что имела место ресоциализация главного героя? Приведите примеры.

– Педагог А. В. Мудрик отмечает, что человек может быть объектом, субъектом и жертвой социализации. Приведите примеры, когда герой является объектом, субъектом и жертвой социализации.

2. Я‑концепция героя.

– Опишите Я‑реальное, Я‑идеальное, Я‑зеркальное героя.

– Опишите личностную и социальную идентичность героя.

– Когда социальная идентичность фиксируется, закрепляется, когда исчезает? Приведите примеры.

3. Социальные установки героя.

– Опишите социальные (центральные и периферические) установки героя.

– Какие установки изменились с возрастом? Какие не изменились? Почему? Что стало причиной формирования конкретных социальных установок (приведите пример одной‑двух причин)?

4. Социальные стереотипы героя.

– Какие социальные стереотипы демонстрирует герой?

5. Общение.

– Какие виды общения присутствуют в тексте?

– Возникают ли какие‑нибудь барьеры в процессе коммуникации героя?

6. Малые и большие группы.

– В какие малые группы включен герой?

– В какие большие группы включен герой?

– Как связано включение в различные группы с формированием личностной и социальной идентичности?

Методика: ориентационная анкета

(опросник направленности личности)

Автор: Б.М. Басс.

Модификация: В. Смейкал, М. Кучер.

Опросник предназначен для определения направленности личности в процессе деятельности, взаимодействия и общения. Тест построен на гипотезе Б.М. Басса, в соответствии, с которой способ поведения и реагирования личности на требования, возникающие в процессе деятельности и взаимодействия с другими людьми, зависит от того, какие виды удовлетворения и вознаграждения он ожидает и ищет, а также от того, что у него вызывает чувство неудовлетворенности. Автор выделяет три сферы достижения удовлетворенности личности в процессе деятельности, взаимодействия и общения:

- сделать и закончить работу,

- быть в хороших отношениях с другими,

- получить удовлетворение от процесса своей деятельности.

Существующая ориентация личности и реальный процесс деятельности могут быть либо комплементарными, что приводит к чувству удовлетворения от процесса деятельности, либо взаимоисключающими, что может привести к конфликту во взаимодействии и общении.

Предлагаемый автором метод позволяет получить три показателя направленности личности:

Направленность на себяЯ») отражает, в какой мере человек ожидает вознаграждения и удовлетворения независимо от деятельности, которой занимается, и людей, с которыми работает. В представлении человека с выраженной направленностью на себя группа является буквально «театром» или «полем действия», где можно удовлетворить определенные личные потребности. Остальные члены группы – лишь актеры и зрители, которым можно демонстрировать личные достоинства либо трудности, приобретая при этом самоуважение или общественный статус. Для личности с направленностью на себя характерны властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интроспективность. Такой человек занимается преимущественно собой, игнорирует людей и работу, которую обязан выполнять, не обращает внимания на потребности окружающих его людей и ориентирован на удовлетворение собственных потребностей.

Направленность на взаимодействие (общение, взаимоотношения)О») отражает степень стремления человека в процессе деятельности поддерживать хорошие отношения с окружающими. У личности такого типа ярко выражена потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с другими, она ориентирована на социальное одобрение и зависима от группы. Человек с выраженной потребностью во взаимодействии проявляет большой интерес, когда речь идет о коллективной деятельности, но, по сути дела, сам не вносит никакого вклада в процесс выполнения групповых заданий. Он ориентирован, скорее, на сам процесс совместной деятельности, а не на конечный результат, что часто препятствует выполнению конкретных заданий.

Направленность на задание (дело)Д») отражает заинтересованность и целеустремленность, с которой человек выполняет какой-либо род деятельности или решает деловую проблему. Личность с выраженной направленностью на задачу стремится выполнять свою работу или задание как можно лучше, способна в интересах дела отстаивать собственное мнение вопреки коллективу. Несмотря на свои интересы, такой человек будет охотно сотрудничать с коллективом, если это, по его мнению, повысит продуктивность групповой деятельности и поможет реализовать поставленную задачу.

Тестовый материал

Инструкция: «Опросный лист включает 30 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответа: А, В, С. Отвечая на каждый пункт, выберите тот ответ, который лучше всех отражает вашу точку зрения на данный вопрос.

Возможно, что какие-то варианты ответа покажутся вам равноценными. Тем не менее вам необходимо выбрать только один из них: тот, который в наибольшей степени выражает ваше мнение и более всего ценен для вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, В, С), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1–30) под рубрикой «Больше всего». Затем из ответов на каждый пункт выберите тот, который дальше всех отстоит от вашей точки зрения, наименее ценен для вас. Букву, которой обозначен такой ответ, вновь напишите на листе записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «Меньше всего». Таким образом, для ответа на каждый вопрос вы используете две буквы, которые запишите в соответствующие столбцы. Оставшиеся ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из них является правильным или лучшим для вас.

Время от времени проверяйте, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. Если вы обнаружили ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было видно четко».

Текст опросника

1. Больше всего в жизни дает удовлетворение: а) оценка работы; в) сознание того, что работа выполнена хорошо; с) сознание того, что находишься среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть: а) тренером; в) известным игроком; с) избранным капитаном команды.

3. Лучшими преподаватели – это те, которые: а) имеют индивидуальный подход; в) увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему; с) создают дружескую атмосферу в классе.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих преподавателей тех, которые: а) не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны; в) вызывают у всех дух соревнования; с) создают представление о преподаваемом ими предмете как их не интересующем.

5. Я рад, когда мои друзья: а) помогают другим при всякой возможности; в) всегда верны и надежны; с) интеллигентны, имеют широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считаю тех: а) с которыми складываются хорошие отношения; в) которые могут сделать больше, чем другие; с) на которых всегда можно надеяться.

7. Я хотел бы быть таким, как те, кто: а) добился жизненного успеха; в) может быть увлеченным человеком; с) отличается дружелюбием и благожелательностью.

8. Если бы я мог выбирать, то хотел бы быть: а) научным работником; в) начальником отдела; с) опытным летчиком.

9. Когда я был ребенком, то любил: а) играть с друзьями; в) успевать во всех своих делах; с) когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда я: а) встречаю препятствия на своем пути; в) когда ухудшаются дружеские отношения; с) когда меня критикуют.

11. Основная задача школы должна заключаться: а) в подготовке учащихся к работе по специальности; в) в развитии индивидуальных способностей и самостоятельности; с) в воспитании у учащихся качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых: а) недемократическая система; в) человек теряет индивидуальность в общей массе; с) невозможно проявление собственной инициативы.

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его: а) для общения с друзьями; в) любимых дел и образования; с) для беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на максимальную отдачу, когда: а) работаю с симпатичными людьми; в) у меня работа, которая мне по душе; с) мои усилия достаточно вознаграждены.

15. Я люблю, когда: а) другие ценят меня; в) чувствую удовлетворение от выполняемой работы; с) приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне написали в газете, мне хотелось бы, чтобы: а) отметили мои успехи в делах; в) похвалили бы меня за мою работу; с) сообщили, что меня часто выбирают в советы коллективов, депутатом, лидером команды.

17. Лучше всего учиться, когда преподаватель: а) имеет индивидуальный подход ко мне; в) стимулирует меня на более интенсивный труд; с) вызывает дискуссию по разбираемым вопросам (для всех).

18. Нет ничего хуже, чем: а) оскорбление личного достоинства; в) неуспех при выполнении важного задания; с) потеря друзей (подруг).

19. Больше всего я ценю: а) личный успех; в) общую, совместную работу; с) фактические результаты.

20. Очень мало людей, которые: а) действительно радуются выполненной работе; в) с удовольствием работают совместно; с) выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу: а) ссоры и споры; в) неприятие всего нового; с) людей, ставящих себя выше других.

22. Мне хотелось бы: а) чтобы окружающие считали меня своим другом; в) помогать другим в общем деле; с) вызывать восхищение других.

23. Я люблю руководство, которое: а) требовательно; в) пользуется авторитетом; с) доступно.

24. Желательно, чтобы на работе: а) решения принимались совместно; в) была возможность самостоятельно решать проблемы; с) начальство признавало мои достоинства.

25. Хотелось бы почитать книгу: а) об искусстве уживаться с другими людьми; в) о жизни замечательного и известного человека; с) из серии «Сделай сам».

26. Если бы у меня были развиты музыкальные способности, мне бы хотелось быть: а) дирижером; в) солистом; с) композитором.

27. Свободное время с наибольшим удовольствием я провожу: а) увлекаясь детективными фильмами; в) в развлечениях с друзьями (подругами); с) занимаясь своим хобби.

28. При одинаковом финансовом успехе для меня было бы предпочтительнее: а) подготовить интересный конкурс; в) выиграть в конкурсе; с) организовать конкурс и руководить им.

29. Для меня важнее всего знать: а) что я хочу сделать; в) как достичь цели; с) как привлечь других к достижению моей цели.

30. Человек должен вести себя так, чтобы: а) другие были довольны им; в) выполнить, прежде всего, свою задачу; с) не нужно было укорять его за работу.

Бланк ответов

№ утверждения «Больше всего» «Меньше всего»
  (а, в или с) (а, в или с)
  (а, в или с) (а, в или с)
  (а, в или с) (а, в или с)
     

Обработка результатов методики

Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ «наиболее» получает 2 балла, «наименее» – 0, оставшийся невыбранным – 1 балл. Баллы, набранные по всем 30 пунктам, суммируются отдельно.

Диапазон количества «сырых» баллов: от 0 до 30, максимальные значения по каждой шкале с учетом пересчета составляют 60 баллов. Средний уровень выраженности направленности по каждой из шкал (расчетный) – от 20 до 40 баллов.

Интерпретацию результатов производят, исходя из соотношения результатов по всех трем шкалам, выбирая наиболее и наименее выраженную направленность (на себя, на взаимодействие, на задачу).

Ключ обработки результатов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1090; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.161.165 (0.07 с.)