Практикум 1. Социальная психология как наука 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум 1. Социальная психология как наука



ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-

педагогический университет»

Факультет психолого-педагогического образования

Кафедра психологии

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Практикум

 

Казань

 


УДК 316.6(076)

ББК 88.5я73

С69

Печатается по решению кафедры психологии факультета психолого-педагогического образования Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

 

Социальная психология: Практикум. – Сост. Афанасьев П.Н. – Казань: Изд-во «??????», 2010. – 76 с.

 

Рецензенты:

 

Петрушин С.В., канд. психол. наук, доцент факультета психологии КФУ.

Ахмадуллина Э.А., канд. психол. наук, зам. директора «Тренинг-центра ИНО КФУ».

 

 

Пособие составлено для студентов педагогических и других высших учебных заведений, в профессиональной деятельности которых психолого-педагогический компонент занимает одно из ведущих мест. Предлагаемый практикум содержит описание практических занятий по курсу социальной психологии. Основное направление практических занятий: познание себя, познание другого, развитие коммуникативных умений, пути и способы решения конфликтных ситуаций, принятие групповых решений. В заключении приведен тест для итоговой оценки знаний.

 

© Афанасьев П.Н., 2010


Содержание

 

Введение. 4

Основные понятия дисциплины.. 4

Практикум 1. Социальная психология как наука. 5

Практикум 2. Предмет социальной психологии. 9

Практикум 3. Я‑концепция личности. 15

Практикум 4. Социальная установка. 20

Практикум 5. Личность в социальной психологии. 26

Практикум 6. Невербальная коммуникация. 33

Практикум 7. Механизмы межличностного восприятия. 38

Практикум 8. Социальная психология конфликта. 44

Практикум 9. Интерактивная сторона общения. 53

Практикум 10. Групповая дискуссия как технология принятия группового решения 61

Тест для итоговой оценки знаний. 61

Литература. 75

 


Введение

Социальная психология как наука и отрасль знания актуальная для всех специалистов, работающих в сфере «человек-человек», особенно в системе образования. Изучение этой дисциплины имеет общекультурное значение, но кроме этого социально-психологические знания обеспечивают человеку высокую эффективность социального функционирования.

Предполагается, что среди итогов изучения курса "Социальная психология" присутствуют:

- владение научными основами социальной психологии и умение применять их в педагогической деятельности;

- навыки использования методов социальной психологии в школьной практике, диагностика личностных качеств и умений;

- изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия, основами коммуникативной компетентности.

На достижение этих целей и направлены практические занятия, способствующие общему развитию личности, но попутно решающих и ряд сопутствующих задач:

а) повышение социально-психологической компетентности студентов, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

б) формирование активной социальной позиции студентов и развитие их способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;

в) повышение уровня психологической культуры.

Основные понятия дисциплины

Агенты социализации; внутригрупповой фаворитизм; групповая динамика; групповая норма; групповая структура; диспозиция; зеркальное Я; значимый другой; идентификация; интеракция; каузальная атрибуция; когнитивный диссонанс; коммуникация; компетентность в общении; конфликт; конформность; межгрупповая дискриминация; межличностная аттракция; мозговой штурм, лидерство; невербальная коммуникация; общение; референтная группа; первичные и вторичные группы; самооценка; самоуважение; социализация; социальная идентичность; социальная ингибиция; социальная перцепция; эффекты межличностного восприятия; социальная рефлексия; социальная роль; социальная установка; социальная фасилитация; социальные нормы; социальный статус; социальный стереотип; социально ‑ психологическая совместимость; социально ‑ психологическое явление; социометрия; эмпатия; Я‑концепция; Я-образ; заражение; подражание; внушение.


Практикум 10. Групповая дискуссия

Литература

Основная:

1. Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 368 с.

2. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм‑Еврознак, 2008. – 560 с.

3. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии: Учебное пособие / О.А. Ахвердова и др. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 336 с.

4. Битянова М.Р. Социальная психология: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2008. – 368 с.

5. Журавлев А. Л., Соснин В. А., Красников М. А. Социальная психология: учебное пособие. – М: ФОРУМ: ИНФРА‑М, 2008. – 416 с.

6. Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2007. – 416 с.

7. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2007. – 794 с.

8. Практикум по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. – СПб.: Питер, 2008.- 256 с.

9. Социальная психология. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.

Дополнительная:

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ‑Дана, 2002. – 591 с.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди… Люди, которые играют в игры. – Минск: Современный литератор, 2002. – 447 с.

3. Бернс Р. Развитие Я‑концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.

4. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2003. – 464 с.

5. Девяткин А.А. Явление социальной установки в психологии ХХ века: Монография / Калинингр. ун-т. - Калининград, 1999. – 309 с.

6. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. – М.: ЧеРо; Изд‑во МГУ, 2000. – 344 с.

7. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с.

8. Куницына В. И., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с.

9. Крысько В.Г. Социальная психология: учебник для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 432 с.

10. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. – СПб.: Речь, 2000. – 407 с.

11. Общественное животное. Исследования / под ред. Э. Аронсона. Том 1. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 448 с.

12. Общественное животное. Исследования / под ред. Э. Аронсона. Том 2. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. – 352 с.

13. Пиз А. Язык жестов / Пер. с англ.; НПО «МОДЭК». – Воронеж, 1992. – 218 с.

14. Почебут Л.Г., Мейжис И.А. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2010. – 672 с.

15. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2004. – 255 с.

16. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб.: Речь, 2002. – 207 с.

17. Социальная психология в современном мире: Учебное пособие для вузов / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. – М: Аспект Пресс, 2002.

 

ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-

педагогический университет»

Факультет психолого-педагогического образования

Кафедра психологии

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Практикум

 

Казань

 


УДК 316.6(076)

ББК 88.5я73

С69

Печатается по решению кафедры психологии факультета психолого-педагогического образования Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

 

Социальная психология: Практикум. – Сост. Афанасьев П.Н. – Казань: Изд-во «??????», 2010. – 76 с.

 

Рецензенты:

 

Петрушин С.В., канд. психол. наук, доцент факультета психологии КФУ.

Ахмадуллина Э.А., канд. психол. наук, зам. директора «Тренинг-центра ИНО КФУ».

 

 

Пособие составлено для студентов педагогических и других высших учебных заведений, в профессиональной деятельности которых психолого-педагогический компонент занимает одно из ведущих мест. Предлагаемый практикум содержит описание практических занятий по курсу социальной психологии. Основное направление практических занятий: познание себя, познание другого, развитие коммуникативных умений, пути и способы решения конфликтных ситуаций, принятие групповых решений. В заключении приведен тест для итоговой оценки знаний.

 

© Афанасьев П.Н., 2010


Содержание

 

Введение. 4

Основные понятия дисциплины.. 4

Практикум 1. Социальная психология как наука. 5

Практикум 2. Предмет социальной психологии. 9

Практикум 3. Я‑концепция личности. 15

Практикум 4. Социальная установка. 20

Практикум 5. Личность в социальной психологии. 26

Практикум 6. Невербальная коммуникация. 33

Практикум 7. Механизмы межличностного восприятия. 38

Практикум 8. Социальная психология конфликта. 44

Практикум 9. Интерактивная сторона общения. 53

Практикум 10. Групповая дискуссия как технология принятия группового решения 61

Тест для итоговой оценки знаний. 61

Литература. 75

 


Введение

Социальная психология как наука и отрасль знания актуальная для всех специалистов, работающих в сфере «человек-человек», особенно в системе образования. Изучение этой дисциплины имеет общекультурное значение, но кроме этого социально-психологические знания обеспечивают человеку высокую эффективность социального функционирования.

Предполагается, что среди итогов изучения курса "Социальная психология" присутствуют:

- владение научными основами социальной психологии и умение применять их в педагогической деятельности;

- навыки использования методов социальной психологии в школьной практике, диагностика личностных качеств и умений;

- изучение и овладение индивидуализированными приемами межличностного взаимодействия, основами коммуникативной компетентности.

На достижение этих целей и направлены практические занятия, способствующие общему развитию личности, но попутно решающих и ряд сопутствующих задач:

а) повышение социально-психологической компетентности студентов, развитие их способности эффективно взаимодействовать с окружающими;

б) формирование активной социальной позиции студентов и развитие их способностей производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей;

в) повышение уровня психологической культуры.

Основные понятия дисциплины

Агенты социализации; внутригрупповой фаворитизм; групповая динамика; групповая норма; групповая структура; диспозиция; зеркальное Я; значимый другой; идентификация; интеракция; каузальная атрибуция; когнитивный диссонанс; коммуникация; компетентность в общении; конфликт; конформность; межгрупповая дискриминация; межличностная аттракция; мозговой штурм, лидерство; невербальная коммуникация; общение; референтная группа; первичные и вторичные группы; самооценка; самоуважение; социализация; социальная идентичность; социальная ингибиция; социальная перцепция; эффекты межличностного восприятия; социальная рефлексия; социальная роль; социальная установка; социальная фасилитация; социальные нормы; социальный статус; социальный стереотип; социально ‑ психологическая совместимость; социально ‑ психологическое явление; социометрия; эмпатия; Я‑концепция; Я-образ; заражение; подражание; внушение.


Практикум 1. Социальная психология как наука

«Мудрость состоит в том, чтобы изучив все, что только можно, иметь достаточную скромность, чтобы понимать, что мы не можем знать все» (С. Кови).

Вводные замечания

С этого занятия могут начинаться практические занятия по социальной психологии. Его можно проводить и в том случае, если студенты еще не прослушали первой лекции. Игровой характер занятия привлекает студентов и помогает легко запомнить новый материал или закрепить уже пройденный.

Существует два методических подхода преподавания любой учебной дисциплины, связанные с разной подачей материала. Первый подход предполагает изучение предмета «от частного к общему». Применительно к социальной психологии это изучение различных социально‑психологических явлений, которые при последовательном целенаправленном рассмотрении позволяют студенту увидеть общую структуру курса. Второй подход«от общего к частному» – заключается в рассмотрении общей идеи курса, понимании целостности его структуры. Мы придерживаемся такого мнения, что целесообразно изучать социальную психологию «от общего к частному». В этом случае знания не являются хаотичными и отрывочными.

На первом практическом занятии студенты знакомятся с системой представлений о социальной психологии как о науке. Мы придерживаемся идеи социального психолога Г. М. Андреевой о том, что весь курс состоит из пяти разделов: введение, психология общения и взаимодействия, социальная психология групп, социальная психология личности и практические приложения социальной психологии.

Во введении даются характеристика предмета социальной психологии, история развития ее основных идей, методологические принципы и методы социальной психологии. В разделе психология общения и взаимодействия рассматривается связь межличностных и общественных отношений, исследуются структура, функции, механизмы общения. В разделе социальная психология групп предлагаются классификации малых и больших групп, описываются структурные и динамические характеристики социальных групп, раскрываются особенности межгруппового взаимодействия. Социальная психология личности раздел, в котором рассматриваются социально‑психологические характеристики личности. Практические приложения социальной психологии – раздел, посвященный рассмотрению направлений прикладных исследований в социальной психологии (управление и развитие организаций, психология массовой коммуникации и рекламы, образование, психология семейных отношений и др.).

На данном занятии студенты должны получить первичные знания о предмете социальной психологии как науки, изучающей социально‑психологические явления. Эта информация, к примеру, может быть изложена так: «В своей повседневной жизни мы сталкиваемся с такими разнородными и вместе с тем важными для нас явлениями, как общение; ролевые, межличностные и межгрупповые отношения; конфликты; слухи; мода; паника; подчинение. В основе перечисленных и подобных им явлений лежат, прежде всего, психическая деятельность и поведение людей, которые взаимодействуют друг с другом в качестве социальных субъектов. Иными словами, речь идет о явлениях, порождаемых взаимодействием как отдельных личностей, так и их объединений – социальных групп: это и семья, и школьный класс, и компания друзей, и спортивная команда, и политическая партия, и целый народ, составляющий население той или иной страны.

Любой из упомянутых социальных субъектов – конкретная личность или конкретная социальная группавзаимодействует с другим социальным субъектом (субъектами) в соответствии с определенными закономерностями, имеющими психологическую и одновременно социальную природу. Однако это психологическое настолько тесно переплетено с социальным, что попытка их разделить в конкретном взаимодействии людей заранее обречена на провал.

Например, на протекание конфликта между двумя студентами, безусловно, будут влиять особенности их характеров, темпераментов, мотивов, целей, эмоций, социальных статусов, ролей и установок. Но тем не менее определяющими здесь окажутся факторы совсем иного порядка, а именно: реальное поведение этих лиц, их взаимное восприятие, взаимоотношения, а также социальная ситуация, в которой все это происходит. Даже без глубокого анализа видно, что каждый из данных факторов представляет собой как бы сплав социального и психологического. Поэтому обозначение «социально‑психологические» наилучшим образом подходит к этим факторам и соответствующим им явлениям. В свою очередь, наука, изучающая подобные явления и их закономерности, с полным правом может называться социальной психологией».

Цель занятия

Знакомство с социальной психологией как наукой и широким спектром социально‑психологических явлений.

Оснащение

Ксерокопии программы курса по социальной психологии (по количеству студентов), карточки с заданием по количеству мини‑групп (приложение 1.1), учебники по социальной психологии, бумага, карандаши.

Порядок работы

Этап 1. Знакомство с программой курса социальной психологии.

Этап 2. Обсуждение содержания социально‑психологических явлений.

Этап 1. Знакомство с программой курса социальной психологии

Преподаватель рассказывает о социальной психологии как о науке и учебной дисциплине, раздает студентам программу курса. Кратко рассказывает о структуре социальной психологии. Вопросы для обсуждения следующие:

1. В чем заключается отличие социальной психологии от психологии человека? От социологии?

2. Какие феномены, представленные в программе, вы уже изучали? Почему эти феномены изучаются и социальной психологией, и другими науками?

Далее студентам предлагается представить социальную психологию в виде цветка. Стебель цветка – методология и методы; сердцевина – предмет; лепестки цветка – основные разделы, а листочки, растущие от стебля, – направления и теории зарубежной и отечественной социальной психологии, т. е. история науки.

Студенты рисуют цветок. В каждом лепестке цветка схематично рисуют основную идею раздела, на стебле подписывают известные им методы (пользуясь программой) и т. д.

Процесс рисования позволяет, во‑первых, поработать с программой, во‑вторых, наглядно представить себе и запомнить структуру курса социальной психологии.

Этап 2. Обсуждение содержания социально‑психологических явлений

Преподаватель рассказывает о том, что социальная психология изучает социально‑психологические явления, возникающие в процессе взаимодействия человека с человеком, человека и группы, а также массовидные явления. Приводятся примеры социально‑психологических явлений. Далее студентам предлагается работа в мини‑группах. Пользуясь программой и учебниками, студенты должны найти в предложенном им тексте (приложение 1.1) как можно больше социально‑психологических явлений. После самостоятельной работы (15–20 минут) мини‑группы по очереди представляют полученный результат, доказывая, что названное явление присутствует в тексте.

Студенты довольно легко определяют, что в данном тексте можно найти проявления конформности героев, присутствует феномен лидерства, подражание и др.

Преподаватель может специально обратить внимание на то, что три героя являются малой группой, что Кристофер Робин является референтным лицом для Пуха и Пятачка, что имеет место ситуация неформального общения.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение социально‑психологическому явлению.

2. Можно ли описать все социально‑психологические явления?

3. Существуют ли социально‑психологические явления, проявляющиеся при взаимодействии человека с человеком, при взаимодействии человека и группы, массовидные явления? Назовите эти явления.

Задания для самостоятельной работы

Студентам в качестве домашнего задания предлагается найти социально‑психологические явления в обыденной жизни и описать их.

Приложение 1.1

Внимательно прочитайте текст. Используя учебники, словари по социальной психологии и программу курса, определите, какие социально‑психологические явления здесь описаны. Докажите (используя терминологический аппарат), что здесь представлены именно эти феномены.

 

«Однажды, когда Кристофер Робин, Винни‑Пух и Пятачок сидели и мирно беседовали, Кристофер Робин проглотил то, что у него было во рту, и сказал, как будто между прочим:

– Знаешь, Пятачок, а я сегодня видел Слонопотама.

– А чего он делал? – спросил Пятачок.

Можно было подумать, что он ни капельки не удивился!

– Ну, просто слонялся, – сказал Кристофер Робин. – По‑моему, он меня не видел.

– Я тоже одного как‑то видел, – сказал Пятачок. – По‑моему, это был он. А может, и нет.

– Я тоже, – сказал Пух, недоумевая. «Интересно, кто же такой Слонопотам?!» – подумал он.

– Их часто не встретишь, – небрежно сказал Кристофер Робин.

– Особенно сейчас, – сказал Пятачок.

– Особенно в это время года, – сказал Пух».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1060; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.067 с.)