Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Социальная психология личностиСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные (ключевые) понятия: личность, социализация, адаптация, индивидуализация, интеграция, самоактуализация, социальный и межличностный статус, социальные и межличностные роли, аттитюды, установки, диспозиции. Содержание темы: Социально-психологическая характеристика личности. Социализация. Самооценка и оценка личности другими людьми. Социальный статус личности. Понятие о социальных и межличностных ролях, их формирование и принятие личностью. Социальные установки. Отношения, установки, диспозиции личности. Диспозиции личности и их иерархическая структура (по В. А. Ядову): фиксированные установки, социальные установки (аттитюды), направленность интересов в определенные сферы социальной активности, ценностные ориентации на цели жизнедеятельности и средства их достижения. Аттитюд как единство его эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов. Функции аттитюдов: приспособления, знания, выражения, защиты собственного «Я». Установки и поведение. Социальное развитие личности. Понятие о социализации и индивидуализации. Их соотношение в развитии личности. Роль регулятивных механизмов культуры в становлении морального сознания и поведения личности. Проблемы социализации личности в социальной психологии. Тема 7. Социальные группы Основные (ключевые) понятия: социальная группа, референтность, сплоченность, совместимость, конформность, внутригрупповая дифференциация и интеграция. Содержание темы: Понятие социальной группы. Основные характеристики группы: композиция (состав), структура, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Классификация групп. Большие и малые группы, их отличительные особенности. Этапы образования малой группы. Формальные и неформальные группы. Референтные группы. Условные группы. Структурные и динамические характеристики малой группы. Групповая дифференциация и интеграция. Феномены групповой дифференциации: положение личности в группе (роль групповых ожиданий, статуса и роли, лидерства, установок, самочувствия личности) и мотивы межличностного выбора (количественная и качественная стороны). Феномены групповой интеграции: сплоченность, совместимость, внушаемость, конформность. Групповое развитие и его уровни. Групповая динамика и лидерство в группе. Тема 8. Личность в группе Основные (ключевые) понятия: социальная фасилитация, ингибиция, социальная леность, фундаментальная ошибка атрибуции, конформизм, авторитет, власть, групповое давление. Содержание темы: Положительное и отрицательное влияния группы на личность. Самочувствие личности в группе. Влияние личности на группу. Эксперименты Аша: исследования давления группы. Эксперименты Милграма: подчинение. Социальная фасилитация. Фундаментальная ошибка атрибуции. Сопротивление групповому давлению. Реактивное сопротивление. Деиндивидуализация. Борьба за уникальность. Влияние меньшинства. Тема 9. Психологические особенности больших социальных общностей Основные (ключевые) понятия: большая группа, стихийность, анонимность, слухи, паника, мода. Содержание темы: Массовидные явления. Разновидности больших групп. Массовые процессы в больших социальных группах. Общественное настроение. Слухи, причины их возникновения и циркуляции. Условия противодействия их возникновению и распространению. Паника. Условия и механизмы ее возникновения и развития. Роль знаний о них в профилактике и прекращении паники. Мода как форма стандартизированного массового поведения. Роль уподобления в распространении моды.
Раздел 4. ПРИКЛАДНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Тема 10. Социально-психологические проблемы власти Основные (ключевые) понятия: власть, лидерство, руководство, авторитет, стили руководства, теории лидерства, манипуляция. Содержание темы: Власть как социально-психологический феномен. Лидерство как социально-психологическая проблема. Различные теоретические подходы к изучению лидерства в истории социальной психологии и в современной социальной психологии. Стиль лидерства и условия его эффективности. Руководство как феномен власти в группе. Феномены межличностного влияния: внушение, заражение, подражание, убеждение. Виды внушения. Феномен конформизма. Различная интерпретация понятий “конформизм”, “конформность” и “конформное поведение”. Теоретические подходы и экспериментальные исследования конформизма в социальной психологии. Власть авторитета. Власть референтная. Власть традиции. Чудо, тайна и авторитет как виды власти. Убеждение. Информационная зависимость. Виды манипулятивного воздействия в межличностных отношениях. Тема 11. Социально-психологические аспекты воспитания Основные (ключевые) понятия: семья, социум, воспитание, развитие, возрастная группа. Содержание темы: Общение и воспитание. Развитие личности в школе. Семья и воспитание. Формирование и изменение социальных установок. Воспитание в общении со сверстниками и взрослыми. Использование данных социально-психологической диагностики в педагогической практике. Составление программы социально-психологического изучения детских групп и других социальных общностей. Социально-психологическая диагностика и прогностика.
Содержание семинарских и практических занятий Тема 1. Возникновение и развитие социально-психологического знания Цель занятия: проанализировать и систематизировать основные исторические предпосылки, а также специфические особенности становления социальной психологии в России и за рубежом. Ключевые понятия: объект, предмет, методы, предпосылки, дискуссии. Вопросы для обсуждения: 1. Исторические предпосылки оформления социальной психологии в самостоятельную науку. 2. Предмет и методы американской социальной психологии. 3. Предмет и методы западно-европейской социальной психологии. 4. Развитие социальной психологии в России. & Список литературы Базовый учебник: Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. С. 11-19, 28-46. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2010. С.11-43. Список источников: Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология. Хрестоматия. – М.: Аспект-пресс, 2010. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 2000. С. 26-38, 181-188, 313-324. Тема 2. Предмет и методы социальной психологии Цель занятия: сформировать представление о современном состоянии, задачах и методах социальной психологии Ключевые понятия: предмет, разделы, задачи, методы, этические требования. Вопросы для обсуждения: 1. Предмет, состояние и основные разделы современной социальной психологии. 2. Методы исследования в социальной психологии. 3. Этика социально-психологических исследований. & Список литературы Базовый учебник: Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. С.19-27, 47-66. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2010. С.43-53. Список источников: Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб.,1996. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб., 2001. С.18-60. (социальная психология и этика). Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. для студ. вузов / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2004. - 336 с. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб; М.: ОЛМА-Пресс, 2002. С.183-202. (этика) Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. – М.: Аспект-пресс, 2002. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Сухов А. Н., Деркач А. А. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. - 600 с. Тема 3. Социально-психологическая характеристика личности Цель занятия: сформировать представление о специфике рассмотрения личности в социальной психологии, этапах ее развития и основных характеристиках. Ключевые понятия: личность, социализация, идентификация, подражание, роли и статусы, установки, аттитюды, диспозиции. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие личности в социальной психологии. 2. Социальное развитие личности: социализация (адаптация), индивидуализация, самоактуализация (интеграция). 3. Механизмы социализации. 4. Роли, статусы, установки и диспозиции личности. & Список литературы Базовый учебник: Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. С.257-293. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2010. С.387-442. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2010. С. 64-98. Список источников: Айзенк Г, Айзенк М. Исследования человеческой психики. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С.452-473, 104-119, 431-452. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект-пресс, 2002. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. –СПб., 2001. С.167-207. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.; М.: ОЛМА-Пресс, 2002. С.420-429. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. для студ. вузов / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2004. - 336 с. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Сухов А. Н., Деркач А. А. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. - 600 с. Тема 4. Психология общения Цель занятия: проанализировать различные подходы к пониманию категории «общение» в социальной психологии, охарактеризовать стороны, виды, уровни и функции общения. Ключевые понятия: деятельность, общение, социальная перцепция, средства коммуникации, виды интеракций, вербальное и невербальное общение. Вопросы для обсуждения: 1. Развитие понятия «общение» в концепциях А.А.Леонтьева, Б.Ф. Ломова, М.С. Кагана и А.М. Эткинда. 2. Структура общения (по Г.М. Андреевой): перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны. 3. Виды, уровни, функции общения. & Список литературы Базовый учебник: Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. С.69-134. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2010, С.54-169. Список источников: Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии / Отв. ред. Б.Ф.Ломов. – М.,1981. С.218-241. Айзенк Г., Айзенк М., Исследования человеческой психики. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С.29-46, 47-66. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.,1993. Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту,1974. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. – М.,1981. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб., 2001.С.106-166. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.; М.: ОЛМА-Пресс, 2002. С.274-288, 298-304. Тема 5. Межличностное взаимодействие Цель занятия: проанализировать специфические особенности субъектной и объектной позиций человека в различных типах межличностного взаимодействия, освоить основные принципы анализа транзакций. Ключевые понятия: человек как субъект и как объект в межличностном взаимодействии, общение, коммуникация, управление, обслуживание, манипуляция, родитель, взрослый, ребенок, типы транзакций. Вопросы для обсуждения: 1. Субъектная и объектная позиции человека в системе межличностного взаимодействия. 2. Формы межличностного взаимодействия (помимо общения). 3. Транзактный анализ. Типы транзакций. & Список литературы Базовый учебник: Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. Список источников: Айзенк Г., Айзенк М., Исследования человеческой психики. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С.12-28. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.; М.,1996. С.15-51. Каган М.С., Эткинд А.М. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. 1988. №4. Степанский В.И. Субъектность – предпосылка личностной формы общения // Вопросы психологии. 1991. №5. С.98-103. Тема 6. Межличностные отношения Цель занятия: систематизировать знание о типах межличностных отношений, теориях альтруизма и психологии конфликта. Ключевые понятия: межличностные отношения, просоциальное поведение, конфликт. Вопросы для обсуждения: 1. Варианты межличностных отношений: влечение и близость, любовь, дружба, привязанность. 2. Теории альтруизма. 3. Конфликт: понятие, виды, характеристика. Стратегии поведения личности в конфликте. & Список литературы Базовый учебник: Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 20102. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2010. С.170-226. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2010. С.586-672. Список источников: Айзенк Г., Айзенк М., Исследования человеческой психики. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С.255-269. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. – СПб.: Питер, 2003. С.261–309. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2001. Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой и др. – М.,1984. С.61-82. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.; М.: ОЛМА-Пресс,2002. С.290-296, 471-478. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М.,1991. Тема 7. Социальные группы Цель занятия: рассмотреть основные характеристики социальных групп, охарактеризовать наиболее распространенные групповые феномены. Ключевые понятия: группа, интеграция, дифференциация. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие и основные характеристики социальных групп. 2. Классификации групп. 3. Структурные и динамические характеристики группы. Тенденции интеграции и дифференциации. 4. Отношения между малыми группами, их влияние на внутригрупповые процессы. & Список литературы Базовый учебник: Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2010. С.354-397. Список источников: Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2000. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2010. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы. – СПб.: Питер, 2003. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. для студ. вузов / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2004. - 336 с. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Сухов А. Н., Деркач А. А. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. - 600 с. Тема 8. Личность в социальной группе Цель занятия: раскрыть линии влияния группы на личность и личности на группу, проанализировать этапы групповой динамики, систематизировать знание о специфике рассмотрения феноменов руководства и лидерства. Ключевые понятия: личность, группа, групповая динамика, лидерство, руководство, стили руководства. Вопросы для обсуждения: 1. Личность и группа. 2. Групповая динамика и лидерство в группе. 3. Теории лидерства. 4. Стили руководства. & Список литературы Базовый учебник: Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. С. 294-306. Список источников: Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2010. С. 268-309. Робер М.А., Тильман Ф. Групповая динамика. Руководство и лидерство в малых группах // Хрестоматия по социальной психологии. – М.,1994. С.152-155. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.,1988. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. для студ. вузов / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2004. - 336 с. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Сухов А. Н., Деркач А. А. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. - 600 с. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1. Изучение коммуникативных установок личности (с точки зрения «Эго-состояний» (по Э.Берну) и типов общения). Литература: Ивашов А., Заика Е. Методика изучения коммуникативных установок // Вопросы психологии. 1991. №5. Занятие 2. Изучение стратегий поведения личности в конфликте. Литература: Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2000. С.631-672. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2002. С.418-420. Занятие 3. 1. Составление социально-психологической характеристики малой группы. 2. Изучение положения субъекта в системе межличностных отношений. Литература: Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина – Л., 1977. Морено Д. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. –М., 1958. Битянова М.Р. Социометрический метод в школьной практике // Школьный психолог. 1999. №5. Занятие 4. 1. Изучение психологического климата в группе.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.77.134 (0.009 с.) |