Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV. Организация контроля содержания и качества↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Направление подготовки: 050400.62 – «Психолого-педагогическое образование» Профиль подготовки: «Психология образования» Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Пермь ПГГПУ Рецензент: (ученая степень, звание, должность, место работы, Ф.И.О) (рецензент может быть внутренний - преподаватель кафедры, чья дисциплина входит в программу формирования компетенций, либо внешний)
Авторы-составители: доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Дорфман Леонид Яковлевич кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Таллибулина Марина Тимергалиевна Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная психология» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050400.62 – Психолого-педагогическое образование (профиль «Психология образования») Дисциплина входит в профессиональный цикл, относится к базовой части учебного плана ООП. Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов на психологических факультетах.
Согласовано с деканом обучающего факультета: Декан:____________________________________(Кирилова Н.А.)
Содержание I. Общие положения II. Порядок разработки учебно-методического комплекса III. Структура и содержание учебно-методического комплекса 1. Цель освоения дисциплины 2. Место дисциплины в структуре ООП 3. Требования к результатам освоения дисциплины 3.1. Принятая структура компетенций 3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и формируемых компетенций 4. Объем дисциплины 4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 5. Содержание дисциплины 5.1. Программа дисциплины 5.2. Содержание семинарских и практических занятий Формы и методы обучения 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов 7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов 7.2. План - график самостоятельной работы студентов 7.3. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины 8.1. Основная литература 8.2. Дополнительная литература 8.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 8.4. Материально-техническое обеспечение Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации 9.1. Содержание и форма проведения входного контроля 9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний 9.2.1. Формы текущего контроля знаний 9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций 9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов 9.3 Содержание и форма промежуточной аттестации IV. Организация контроля содержания и качества учебно-методического комплекса V. Хранение и использование УМК I. Общие положения 1. Учебно-методический комплекс (далее - УМК) представляет собой совокупность дидактических средств, методов, приемов и условий организации процесса обучения. УМК повышает качество, интенсивность и управляемость самостоятельной работы студента, позволяет дифференцированно подходить к процессу обучения, а также дает возможность осуществлять регулярный контроль. 2. Настоящее Положение предназначено для определения единых требований к учебно-методическому обеспечению учебных дисциплин, входящих в основные образовательные программы профессиональной подготовки выпускников, реализуемые в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет». 3. Положение об учебно-методическом комплексе регулирует процесс разработки, использования и хранения учебно-методического обеспечения дисциплин в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО). 4. Настоящее Положение определяет структуру, содержание, систему контроля качества учебно-методического комплекса дисциплины в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет». 5. Требования Положения являются едиными для всех субъектов образовательной деятельности Пермского государственного педагогического университета. 6. Учебно-методический комплекс дисциплины является частью основной образовательной программы (далее ООП), разрабатываемой по каждому направлению и профилю подготовки, реализуемому в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет». II. Порядок разработки учебно-методического комплекса 1. Учебно-методическое управление государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет» в соответствии с учебным планом формирует заказ на разработку учебно-методического комплекса кафедрам, обеспечивающим реализацию учебных дисциплин. 2. УМК разрабатывается преподавателем (группой преподавателей) кафедры, что является частью его (их) учебно-методической нагрузки. 3. Разработчик(и) УМК назначаются заведующим кафедрой, за которой закреплена соответствующая дисциплина. Кафедра является ответственной за качество и реализацию УМК, определенных требованиями ФГОС ВПО по соответствующему направлению и профилю подготовки бакалавров (магистров). 4. Разработка УМК реализуется по следующему алгоритму: 4.1 Утверждение кафедрой ответственных за разработку УМК по соответствующей дисциплине и сроков его подготовки. 4.2 Представление, обсуждение, внесение изменений, и утверждение УМК в окончательной редакции на заседании кафедры, также согласование с деканом факультета. 4.3 Представление, рецензирование и утверждение УМК дисциплины на заседании учебно-методической комиссии факультета. 4.4 Рассмотрение и утверждение УМК дисциплины Учебно-методическим управлением университета (данный пункт относится к дисциплинам общеуниверситетских кафедр). 4.5 Предоставление УМК в редакционно-издательский отдел университета. 4.6 Тиражирование УМК в объеме не менее 15 экземпляров, а также размещение электронной версии УМК на сайте университета и соответствующей кафедры.
III. Структура и содержание учебно-методического комплекса
1. Цель изучения дисциплины Роль курса «Социальная психология» в системе профессиональной подготовки студентов факультета психологии педагогического университета особенная и, может быть, даже центральная. Такое положение курса объясняется тем, что именно он дает в первую очередь общее представление, а затем последовательно конкретизирует различные аспекты, стороны, грани межличностных взаимодействий. Профессиональная деятельность будущего психолога протекает как раз в условиях межличностных взаимодействий, будь то общение, беседа, консультирование, психодиагностическое обследование или психологический тренинг. Основная задача курса «Социальная психология» заключается в том, чтобы вооружить студентов знаниями в области социально-психологической теории, сложившимися в мировой и в отечественной психологической науке. Важное значение придается изложению альтернативных точек зрения, теорий и концепций. Показывается единство теории и эксперимента. У студентов формируется взгляд на мир людей как на «единство в многообразии». Люди ориентируются на разные картины мира (социоцентрическую, социодеятельностную, антропоцентрическую) и модели поведения, однако они взаимодополняют друг друга, а не находятся в отношениях борьбы друг с другом. Будущий психолог должен научиться принимать многообразие как данность и быть терпимым к человеческому разнообразию. Утверждение, таким образом, гуманистических позиций образует главный ценностный ориентир при чтении курса. Следующая задача, которая решается курсом «Социальная психология», направлена на приобретение студентами знаний и умений, необходимых для их профессиональной деятельности в качестве практических психологов в системе образования, их готовности к инновационной профессиональной практической деятельности. Таким образом, основные цели изучения дисциплины «Социальная психология» следующие: – ознакомить студентов с основными положениями социальной психологии; – сформировать профессиональную компетентность студентов в понимании и объяснении социально-психологических явлений; – развить у студентов способность к социально–психологическому пониманию межличностных и профессиональных отношений, их специфики в педагогическом процессе; – научить студентов диагностировать социально–психологические причины возникающих в социальных группах проблем; – способствовать развитию у студентов навыков сотрудничества.
2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла (Б3.Б.1.5 – для студентов очной формы обучения, Б3.Б.7 – для студентов заочной формы обучения (сокращенная)). Для освоения дисциплины «Социальная психология» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин: 1. Общая и экспериментальная психология Освоение дисциплины «Социальная психология» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин: 1. Конфликтология 2. Психология семьи 3. Психология социальной работы
3. Требования к результатам освоения дисциплины Тема 3. Общение Основные (ключевые) понятия: общение, межличностное взаимодействие, субъект, объект, коммуникация, управление, манипуляция, обслуживание. Содержание темы: Общая характеристика общения, его специфические особенности и социальная обусловленность. Закономерности общения и взаимодействия людей. Функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно–коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Общение и деятельность. Общение и коммуникация, их сходство и отличие. Общение как интеракция и общение как социальная перцепция. Содержание общения: научные и житейские знания, человек, отношения и взаимоотношения в социальных группах и коллективах, совместное решение задач. Виды общения. Личностное, личностно-групповое, межгрупповое общение. Непосредственное и опосредованное общение. Кратковременное и длительное общение, законченное и незаконченное (прерванное) общение. Общение и социальная роль. Средства общения: вербальные и невербальные. Знаковое и смысловое общение. Понятие о влиянии и воздействии людей друг на друга в процессе общения. Типы влияний человека на человека: взаимное облегчение, взаимное затруднение, одностороннее облегчение, одностороннее затруднение (помеха), асимметричное облегчение, независимость. Влияние аудитории («аудиторная тревожность»). Психологические способы воздействия: убеждение, внушение, заражение. Понятие о дефиниции, идентификации, сопереживании (эмпатии), подражании. Психологическая структура общения, ее компоненты. Характеристика акта общения. Коммуникативные умения. Психологические и социально-психологические причины затруднений в общении. Обучение общению. Социально-психологический тренинг. Общение и личность. Понятие об индивидуальном стиле общения. Психологическая культура общения как профессионально значимое качество личности школьного психолога. Тема 7. Социальные группы Основные (ключевые) понятия: социальная группа, референтность, сплоченность, совместимость, конформность, внутригрупповая дифференциация и интеграция. Содержание темы: Понятие социальной группы. Основные характеристики группы: композиция (состав), структура, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Классификация групп. Большие и малые группы, их отличительные особенности. Этапы образования малой группы. Формальные и неформальные группы. Референтные группы. Условные группы. Структурные и динамические характеристики малой группы. Групповая дифференциация и интеграция. Феномены групповой дифференциации: положение личности в группе (роль групповых ожиданий, статуса и роли, лидерства, установок, самочувствия личности) и мотивы межличностного выбора (количественная и качественная стороны). Феномены групповой интеграции: сплоченность, совместимость, внушаемость, конформность. Групповое развитие и его уровни. Групповая динамика и лидерство в группе. Тема 8. Личность в группе Основные (ключевые) понятия: социальная фасилитация, ингибиция, социальная леность, фундаментальная ошибка атрибуции, конформизм, авторитет, власть, групповое давление. Содержание темы: Положительное и отрицательное влияния группы на личность. Самочувствие личности в группе. Влияние личности на группу. Эксперименты Аша: исследования давления группы. Эксперименты Милграма: подчинение. Социальная фасилитация. Фундаментальная ошибка атрибуции. Сопротивление групповому давлению. Реактивное сопротивление. Деиндивидуализация. Борьба за уникальность. Влияние меньшинства. Тема 9. Психологические особенности больших социальных общностей Основные (ключевые) понятия: большая группа, стихийность, анонимность, слухи, паника, мода. Содержание темы: Массовидные явления. Разновидности больших групп. Массовые процессы в больших социальных группах. Общественное настроение. Слухи, причины их возникновения и циркуляции. Условия противодействия их возникновению и распространению. Паника. Условия и механизмы ее возникновения и развития. Роль знаний о них в профилактике и прекращении паники. Мода как форма стандартизированного массового поведения. Роль уподобления в распространении моды.
Содержание семинарских и практических занятий Тема 1. Возникновение и развитие социально-психологического знания Цель занятия: проанализировать и систематизировать основные исторические предпосылки, а также специфические особенности становления социальной психологии в России и за рубежом. Ключевые понятия: объект, предмет, методы, предпосылки, дискуссии. Вопросы для обсуждения: 1. Исторические предпосылки оформления социальной психологии в самостоятельную науку. 2. Предмет и методы американской социальной психологии. 3. Предмет и методы западно-европейской социальной психологии. 4. Развитие социальной психологии в России. & Список литературы Базовый учебник: Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. С. 11-19, 28-46. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2010. С.11-43. Список источников: Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология. Хрестоматия. – М.: Аспект-пресс, 2010. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 2000. С. 26-38, 181-188, 313-324. Тема 2. Предмет и методы социальной психологии Цель занятия: сформировать представление о современном состоянии, задачах и методах социальной психологии Ключевые понятия: предмет, разделы, задачи, методы, этические требования. Вопросы для обсуждения: 1. Предмет, состояние и основные разделы современной социальной психологии. 2. Методы исследования в социальной психологии. 3. Этика социально-психологических исследований. & Список литературы Базовый учебник: Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. С.19-27, 47-66. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2010. С.43-53. Список источников: Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб.,1996. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб., 2001. С.18-60. (социальная психология и этика). Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. для студ. вузов / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2004. - 336 с. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб; М.: ОЛМА-Пресс, 2002. С.183-202. (этика) Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. – М.: Аспект-пресс, 2002. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Сухов А. Н., Деркач А. А. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. - 600 с. Тема 3. Социально-психологическая характеристика личности Цель занятия: сформировать представление о специфике рассмотрения личности в социальной психологии, этапах ее развития и основных характеристиках. Ключевые понятия: личность, социализация, идентификация, подражание, роли и статусы, установки, аттитюды, диспозиции. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие личности в социальной психологии. 2. Социальное развитие личности: социализация (адаптация), индивидуализация, самоактуализация (интеграция). 3. Механизмы социализации. 4. Роли, статусы, установки и диспозиции личности. & Список литературы Базовый учебник: Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. С.257-293. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2010. С.387-442. Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2010. С. 64-98. Список источников: Айзенк Г, Айзенк М. Исследования человеческой психики. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С.452-473, 104-119, 431-452. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект-пресс, 2002. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. –СПб., 2001. С.167-207. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.; М.: ОЛМА-Пресс, 2002. С.420-429. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. для студ. вузов / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2004. - 336 с. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Сухов А. Н., Деркач А. А. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. - 600 с. Тема 4. Психология общения Цель занятия: проанализировать различные подходы к пониманию категории «общение» в социальной психологии, охарактеризовать стороны, виды, уровни и функции общения. Ключевые понятия: деятельность, общение, социальная перцепция, средства коммуникации, виды интеракций, вербальное и невербальное общение. Вопросы для обсуждения: 1. Развитие понятия «общение» в концепциях А.А.Леонтьева, Б.Ф. Ломова, М.С. Кагана и А.М. Эткинда. 2. Структура общения (по Г.М. Андреевой): перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны. 3. Виды, уровни, функции общения. & Список литературы Базовый учебник: Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. С.69-134. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2010, С.54-169. Список источников: Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии / Отв. ред. Б.Ф.Ломов. – М.,1981. С.218-241. Айзенк Г., Айзенк М., Исследования человеческой психики. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С.29-46, 47-66. Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.,1993. Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту,1974. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. – М.,1981. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб., 2001.С.106-166. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.; М.: ОЛМА-Пресс, 2002. С.274-288, 298-304. Тема 5. Межличностное взаимодействие Цель занятия: проанализировать специфические особенности субъектной и объектной позиций человека в различных типах межличностного взаимодействия, освоить основные принципы анализа транзакций. Ключевые понятия: человек как субъект и как объект в межличностном взаимодействии, общение, коммуникация, управление, обслуживание, манипуляция, родитель, взрослый, ребенок, типы транзакций. Вопросы для обсуждения: 1. Субъектная и объектная позиции человека в системе межличностного взаимодействия. 2. Формы межличностного взаимодействия (помимо общения). 3. Транзактный анализ. Типы транзакций. & Список литературы Базовый учебник: Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. Список источников: Айзенк Г., Айзенк М., Исследования человеческой психики. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С.12-28. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.; М.,1996. С.15-51. Каган М.С., Эткинд А.М. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. 1988. №4. Степанский В.И. Субъектность – предпосылка личностной формы общения // Вопросы психологии. 1991. №5. С.98-103. Тема 6. Межличностные отношения Цель занятия: систематизировать знание о типах межличностных отношений, теориях альтруизма и психологии конфликта. Ключевые понятия: межличностные отношения, просоциальное поведение, конфликт. Вопросы для обсуждения: 1. Варианты межличностных отношений: влечение и близость, любовь, дружба, привязанность. 2. Теории альтруизма. 3. Конфликт: понятие, виды, характеристика. Стратегии поведения личности в конфликте. & Список литературы Базовый учебник: Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 20102. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2010. С.170-226. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2010. С.586-672. Список источников: Айзенк Г., Айзенк М., Исследования человеческой психики. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С.255-269. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. – СПб.: Питер, 2003. С.261–309. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2001. Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой и др. – М.,1984. С.61-82. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.; М.: ОЛМА-Пресс,2002. С.290-296, 471-478. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М.,1991. Тема 7. Социальные группы Цель занятия: рассмотреть основные характеристики социальных групп, охарактеризовать наиболее распространенные групповые феномены. Ключевые понятия: группа, интеграция, дифференциация. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие и основные характеристики социальных групп. 2. Классификации групп. 3. Структурные и динамические характеристики группы. Тенденции интеграции и дифференциации. 4. Отношения между малыми группами, их влияние на внутригрупповые процессы. & Список литературы Базовый учебник: Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2010. С.354-397. Список источников: Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2000. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2010. Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы. – СПб.: Питер, 2003. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. для студ. вузов / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2004. - 336 с. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Сухов А. Н., Деркач А. А. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. - 600 с. Тема 8. Личность в социальной группе Цель занятия: раскрыть линии влияния группы на личность и личности на группу, проанализировать этапы групповой динамики, систематизировать знание о специфике рассмотрения феноменов руководства и лидерства. Ключевые понятия: личность, группа, групповая динамика, лидерство, руководство, стили руководства. Вопросы для обсуждения: 1. Личность и группа. 2. Групповая динамика и лидерство в группе. 3. Теории лидерства. 4. Стили руководства. & Список литературы Базовый учебник: Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. С. 294-306. Список источников: Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2010. С. 268-309. Робер М.А., Тильман Ф. Групповая динамика. Руководство и лидерство в малых группах // Хрестоматия по социальной психологии. – М.,1994. С.152-155. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.,1988. Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. для студ. вузов / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2004. - 336 с. Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Сухов А. Н., Деркач А. А. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. - 600 с. ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1. Изучение коммуникативных установок личности (с точки зрения «Эго-состояний» (по Э.Берну) и типов общения). Литература: Ивашов А., Заика Е. Методика изучения коммуникативных установок // Вопросы психологии. 1991. №5. Занятие 2. Изучение стратегий поведения личности в конфликте. Литература: Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2000. С.631-672. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2002. С.418-420. Занятие 3. 1. Составление социально-психологической характеристики малой группы. 2. Изучение положения субъекта в системе межличностных отношений. Литература: Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина – Л., 1977. Морено Д. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. –М., 1958. Битянова М.Р. Социометрический метод в школьной практике // Школьный психолог. 1999. №5. Занятие 4. 1. Изучение психологического климата в группе. Формы и методы обучения Курс «Социальная психология» тесно связан как с фундаментальными разделами различных отраслей психологии, так и с повседневной практикой. Поэтому, с одной стороны, преподавателю следует уделить достаточное место классическим формам работы. Вузовская лекция в этом плане играет ключевую роль. Однако ее основная цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующей самостоятельной работы. Кроме того, желательно, если в ходе самой лекции преподаватель регулярно использует и контролирует результаты и ход самостоятельной работы студентов. Наряду с классическими формами проведения лекционных занятий (монологическая лекция по наиболее фундаментальным темам) рекомендуется также использовать · проблемные лекции, · интерактивные лекции с использованием современных информационных средств; · лекции‑визуализации (привлечение большого числа наглядной информации или заполнение таблицы, схемы в ходе лекции), · лекция с заранее запланированными ошибками. В ходе организации семинарских занятий наряду с классическими семинарами проводятся также семинары с элементами практических занятий в следующих формах: · выступление с докладом, сообщением по реферату, · компьютерная презентация, метод проекта, · разбор конкретных ситуаций, · рецензирование студентами работ друг друга; · оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ; · проведение занятий с использованием материалов, размещенных в сети Интернет. Практические занятия проводятся в следующих формах: Комбинированные технологии · психологический тренинг, · разбор конкретных ситуаций, · экспертные оценки проектов группами студентов.
Во время семинарских и практических занятий важно вести учет итогов работы студентов. Их активность учитывается в ходе промежуточной аттестации. В ходе организации текущего контроля, в том числе на семинарских занятиях, преподаватель последовательно знакомит студентов с критериями оценки их знаний. 7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов Данный раздел определяется «Положением о самостоятельной работе студентов в Пермском государственном педагогическом университете». Самостоятельная работа студентов должна обеспечивать более глубокое усвоение изучаемого курса и способствовать формированию компетенций закрепленных за дисциплиной и входящих в компетентностную модель выпускника. Данный раздел включает в себя: методические рекомендации студентам, структуру, трудоемкость и план график самостоятельной работы (далее – СРС).7.1. Методические рекомендации Изучение курса «Социальная психология» предполагает большую самостоятельную работу студентов. Особое место в самостоятельной работе по данному курсу занимает подготовка к семинарским и практическим занятиям и обязательное написание реферата по курсу. Для самостоятельной работы используются списки литературы, материалы и иные пособия, которые находятся в методическом кабинете Института психологии ПГПУ в папке с Учебно-методическим комплексом «Социальная психология». Самостоятельная работа студента предполагает также следующие формы работы:· подготовка конспектов выступлений на семинаре · подготовка к коллоквиуму, собеседованию, · подготовка презентаций, · проектная деятельность, · составление аналитических таблиц, схем, · написание реферата. · подготовка базы психодиагностического инструментария, · изучение кейс-материалов. 7.2 Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов Для студентов очной формы обучения
Для студентов заочной формы обучения (сокращенной)
7.3 План-график самостоятельной работы студентов
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.237 (0.011 с.) |