Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Организация контроля содержания и качества

Поиск

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

Направление подготовки: 050400.62 – «Психолого-педагогическое образование»

Профиль подготовки: «Психология образования»

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр


Пермь

ПГГПУ

Рецензент:

(ученая степень, звание, должность, место работы, Ф.И.О)

(рецензент может быть внутренний - преподаватель кафедры, чья дисциплина входит в программу формирования компетенций, либо внешний)

 

Авторы-составители:

доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Дорфман Леонид Яковлевич

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии Таллибулина Марина Тимергалиевна

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная психология» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050400.62 – Психолого-педагогическое образование (профиль «Психология образования»)

Дисциплина входит в профессиональный цикл,

относится к базовой части учебного плана ООП.

Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов на психологических факультетах.

 

Согласовано с деканом обучающего факультета:

Декан:____________________________________(Кирилова Н.А.)

 

 

Утверждено: Учебно-методическая комиссия факультета: «___» __________________2012 г. ______________________________     Утверждено на заседании кафедры: Протокол № _______ «___» ________________2012 г. Зав. кафедрой _______________

Содержание

I. Общие положения

II. Порядок разработки учебно-методического комплекса

III. Структура и содержание учебно-методического комплекса

1. Цель освоения дисциплины

2. Место дисциплины в структуре ООП

3. Требования к результатам освоения дисциплины

3.1. Принятая структура компетенций

3.2. Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и

формируемых компетенций

4. Объем дисциплины

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

5. Содержание дисциплины

5.1. Программа дисциплины

5.2. Содержание семинарских и практических занятий

Формы и методы обучения

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

7.1. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

7.2. План - график самостоятельной работы студентов

7.3. Тематика рефератов и методические рекомендации по их выполнению

Учебно-методическое, информационное и

материально-техническое обеспечение дисциплины

8.1. Основная литература

8.2. Дополнительная литература

8.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

8.4. Материально-техническое обеспечение

Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации

9.1. Содержание и форма проведения входного контроля

9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний

9.2.1. Формы текущего контроля знаний

9.2.2. Критерии оценки сформированности компетенций

9.2.3. Перечень контрольных вопросов для самопроверки студентов

9.3 Содержание и форма промежуточной аттестации

IV. Организация контроля содержания и качества

учебно-методического комплекса

V. Хранение и использование УМК

I. Общие положения

1. Учебно-методический комплекс (далее - УМК) представляет собой совокупность дидактических средств, методов, приемов и условий организации процесса обучения. УМК повышает качество, интенсивность и управляемость самостоятельной работы студента, позволяет дифференцированно подходить к процессу обучения, а также дает возможность осуществлять регулярный контроль.

2. Настоящее Положение предназначено для определения единых требований к учебно-методическому обеспечению учебных дисциплин, входящих в основные образовательные программы профессиональной подготовки выпускников, реализуемые в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет».

3. Положение об учебно-методическом комплексе регулирует процесс разработки, использования и хранения учебно-методического обеспечения дисциплин в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

4. Настоящее Положение определяет структуру, содержание, систему контроля качества учебно-методического комплекса дисциплины в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет».

5. Требования Положения являются едиными для всех субъектов образовательной деятельности Пермского государственного педагогического университета.

6. Учебно-методический комплекс дисциплины является частью основной образовательной программы (далее ООП), разрабатываемой по каждому направлению и профилю подготовки, реализуемому в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет».

II. Порядок разработки учебно-методического комплекса

1. Учебно-методическое управление государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет» в соответствии с учебным планом формирует заказ на разработку учебно-методического комплекса кафедрам, обеспечивающим реализацию учебных дисциплин.

2. УМК разрабатывается преподавателем (группой преподавателей) кафедры, что является частью его (их) учебно-методической нагрузки.

3. Разработчик(и) УМК назначаются заведующим кафедрой, за которой закреплена соответствующая дисциплина. Кафедра является ответственной за качество и реализацию УМК, определенных требованиями ФГОС ВПО по соответствующему направлению и профилю подготовки бакалавров (магистров).

4. Разработка УМК реализуется по следующему алгоритму:

4.1 Утверждение кафедрой ответственных за разработку УМК по соответствующей дисциплине и сроков его подготовки.

4.2 Представление, обсуждение, внесение изменений, и утверждение УМК в окончательной редакции на заседании кафедры, также согласование с деканом факультета.

4.3 Представление, рецензирование и утверждение УМК дисциплины на заседании учебно-методической комиссии факультета.

4.4 Рассмотрение и утверждение УМК дисциплины Учебно-методическим управлением университета (данный пункт относится к дисциплинам общеуниверситетских кафедр).

4.5 Предоставление УМК в редакционно-издательский отдел университета.

4.6 Тиражирование УМК в объеме не менее 15 экземпляров, а также размещение электронной версии УМК на сайте университета и соответствующей кафедры.

 

III. Структура и содержание учебно-методического комплекса

 

1. Цель изучения дисциплины

Роль курса «Социальная психология» в системе профессиональной подготовки студентов факультета психологии педагогического университета особенная и, может быть, даже центральная. Такое положение курса объясняется тем, что именно он дает в первую очередь общее представление, а затем последовательно конкретизирует различные аспекты, стороны, грани межличностных взаимодействий. Профессиональная деятельность будущего психолога протекает как раз в условиях межличностных взаимодействий, будь то общение, беседа, консультирование, психодиагностическое обследование или психологический тренинг.

Основная задача курса «Социальная психология» заключается в том, чтобы вооружить студентов знаниями в области социально-психологической теории, сложившимися в мировой и в отечественной психологической науке. Важное значение придается изложению альтернативных точек зрения, теорий и концепций. Показывается единство теории и эксперимента. У студентов формируется взгляд на мир людей как на «единство в многообразии». Люди ориентируются на разные картины мира (социоцентрическую, социодеятельностную, антропоцентрическую) и модели поведения, однако они взаимодополняют друг друга, а не находятся в отношениях борьбы друг с другом. Будущий психолог должен научиться принимать многообразие как данность и быть терпимым к человеческому разнообразию. Утверждение, таким образом, гуманистических позиций образует главный ценностный ориентир при чтении курса.

Следующая задача, которая решается курсом «Социальная психология», направлена на приобретение студентами знаний и умений, необходимых для их профессиональной деятельности в качестве практических психологов в системе образования, их готовности к инновационной профессиональной практической деятельности.

Таким образом, основные цели изучения дисциплины «Социальная психология» следующие:

– ознакомить студентов с основными положениями социальной психологии;

– сформировать профессиональную компетентность студентов в понимании и объяснении социально-психологических явлений;

– развить у студентов способность к социально–психологическому пониманию межличностных и профессиональных отношений, их специфики в педагогическом процессе;

– научить студентов диагностировать социально–психологические причины возникающих в социальных группах проблем;

– способствовать развитию у студентов навыков сотрудничества.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к базовой части профессионального цикла (Б3.Б.1.5 – для студентов очной формы обучения, Б3.Б.7 – для студентов заочной формы обучения (сокращенная)).

Для освоения дисциплины «Социальная психология» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:

1. Общая и экспериментальная психология

Освоение дисциплины «Социальная психология» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:

1. Конфликтология

2. Психология семьи

3. Психология социальной работы

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Тема 3. Общение

Основные (ключевые) понятия: общение, межличностное взаимодействие, субъект, объект, коммуникация, управление, манипуляция, обслуживание.

Содержание темы:

Общая характеристика общения, его специфические особенности и социальная обусловленность. Закономерности общения и взаимодействия людей. Функции общения: информационно-коммуникативная, регуляционно–коммуникативная, аффективно-коммуникативная. Общение и деятельность. Общение и коммуникация, их сходство и отличие. Общение как интеракция и общение как социальная перцепция.

Содержание общения: научные и житейские знания, человек, отношения и взаимоотношения в социальных группах и коллективах, совместное решение задач.

Виды общения. Личностное, личностно-групповое, межгрупповое общение. Непосредственное и опосредованное общение. Кратковременное и длительное общение, законченное и незаконченное (прерванное) общение. Общение и социальная роль.

Средства общения: вербальные и невербальные. Знаковое и смысловое общение.

Понятие о влиянии и воздействии людей друг на друга в процессе общения. Типы влияний человека на человека: взаимное облегчение, взаимное затруднение, одностороннее облегчение, одностороннее затруднение (помеха), асимметричное облегчение, независимость. Влияние аудитории («аудиторная тревожность»). Психологические способы воздействия: убеждение, внушение, заражение. Понятие о дефиниции, идентификации, сопереживании (эмпатии), подражании.

Психологическая структура общения, ее компоненты. Характеристика акта общения.

Коммуникативные умения. Психологические и социально-психологические причины затруднений в общении. Обучение общению. Социально-психологический тренинг.

Общение и личность. Понятие об индивидуальном стиле общения.

Психологическая культура общения как профессионально значимое качество личности школьного психолога.

Тема 7. Социальные группы

Основные (ключевые) понятия: социальная группа, референтность, сплоченность, совместимость, конформность, внутригрупповая дифференциация и интеграция.

Содержание темы:

Понятие социальной группы. Основные характеристики группы: композиция (состав), структура, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций.

Классификация групп. Большие и малые группы, их отличительные особенности. Этапы образования малой группы. Формальные и неформальные группы. Референтные группы. Условные группы.

Структурные и динамические характеристики малой группы. Групповая дифференциация и интеграция. Феномены групповой дифференциации: положение личности в группе (роль групповых ожиданий, статуса и роли, лидерства, установок, самочувствия личности) и мотивы межличностного выбора (количественная и качественная стороны).

Феномены групповой интеграции: сплоченность, совместимость, внушаемость, конформность.

Групповое развитие и его уровни. Групповая динамика и лидерство в группе.

Тема 8. Личность в группе

Основные (ключевые) понятия: социальная фасилитация, ингибиция, социальная леность, фундаментальная ошибка атрибуции, конформизм, авторитет, власть, групповое давление.

Содержание темы:

Положительное и отрицательное влияния группы на личность. Самочувствие личности в группе. Влияние личности на группу. Эксперименты Аша: исследования давления группы. Эксперименты Милграма: подчинение. Социальная фасилитация. Фундаментальная ошибка атрибуции. Сопротивление групповому давлению. Реактивное сопротивление. Деиндивидуализация. Борьба за уникальность. Влияние меньшинства.

Тема 9. Психологические особенности больших социаль­ных общностей

Основные (ключевые) понятия: большая группа, стихийность, анонимность, слухи, паника, мода.

Содержание темы:

Массовидные явления. Разновидности больших групп. Массовые процессы в больших социальных группах. Общественное настроение. Слухи, причины их возникновения и циркуляции. Условия противодействия их возникновению и распространению. Паника. Условия и механизмы ее возникновения и развития. Роль знаний о них в профилактике и прекращении паники. Мода как форма стандартизированного массового поведения. Роль уподобления в распространении моды.

 

Содержание семинарских и практических занятий

Тема 1. Возникновение и развитие социально-психологического знания

Цель занятия: проанализировать и систематизировать основные исторические предпосылки, а также специфические особенности становления социальной психологии в России и за рубежом.

Ключевые понятия: объект, предмет, методы, предпосылки, дискуссии.

Вопросы для обсуждения:

1. Исторические предпосылки оформления социальной психологии в самостоятельную науку.

2. Предмет и методы американской социальной психологии.

3. Предмет и методы западно-европейской социальной психологии.

4. Развитие социальной психологии в России.

& Список литературы

Базовый учебник:

Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. С. 11-19, 28-46.

Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2010. С.11-43.

Список источников:

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология. Хрестоматия. – М.: Аспект-пресс, 2010.

Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 2000. С. 26-38, 181-188, 313-324.

Тема 2. Предмет и методы социальной психологии

Цель занятия: сформировать представление о современном состоянии, задачах и методах социальной психологии

Ключевые понятия: предмет, разделы, задачи, методы, этические требования.

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет, состояние и основные разделы современной социальной психологии.

2. Методы исследования в социальной психологии.

3. Этика социально-психологических исследований.

& Список литературы

Базовый учебник:

Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. С.19-27, 47-66.

Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2010. С.43-53.

Список источников:

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб.,1996.

Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб., 2001. С.18-60. (социальная психология и этика).

Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. для студ. вузов / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2004. - 336 с.

Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб; М.: ОЛМА-Пресс, 2002. С.183-202. (этика)

Социальная психология в современном мире / Под ред. Г.М.Андреевой, А.И.Донцова. – М.: Аспект-пресс, 2002.

Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Сухов А. Н., Деркач А. А. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. - 600 с.

Тема 3. Социально-психологическая характеристика личности

Цель занятия: сформировать представление о специфике рассмотрения личности в социальной психологии, этапах ее развития и основных характеристиках.

Ключевые понятия: личность, социализация, идентификация, подражание, роли и статусы, установки, аттитюды, диспозиции.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие личности в социальной психологии.

2. Социальное развитие личности: социализация (адаптация), индивидуализация, самоактуализация (интеграция).

3. Механизмы социализации.

4. Роли, статусы, установки и диспозиции личности.

& Список литературы

Базовый учебник:

Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. С.257-293.

Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2010. С.387-442.

Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2010. С. 64-98.

Список источников:

Айзенк Г, Айзенк М. Исследования человеческой психики. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С.452-473, 104-119, 431-452.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект-пресс, 2002.

Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. –СПб., 2001. С.167-207.

Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.; М.: ОЛМА-Пресс, 2002. С.420-429.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. для студ. вузов / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2004. - 336 с.

Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Сухов А. Н., Деркач А. А. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. - 600 с.

Тема 4. Психология общения

Цель занятия: проанализировать различные подходы к пониманию категории «общение» в социальной психологии, охарактеризовать стороны, виды, уровни и функции общения.

Ключевые понятия: деятельность, общение, социальная перцепция, средства коммуникации, виды интеракций, вербальное и невербальное общение.

Вопросы для обсуждения:

1. Развитие понятия «общение» в концепциях А.А.Леонтьева, Б.Ф. Ломова, М.С. Кагана и А.М. Эткинда.

2. Структура общения (по Г.М. Андреевой): перцептивная, коммуникативная, интерактивная стороны.

3. Виды, уровни, функции общения.

& Список литературы

Базовый учебник:

Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. С.69-134.

Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2010, С.54-169.

Список источников:

Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии / Отв. ред. Б.Ф.Ломов. – М.,1981. С.218-241.

Айзенк Г., Айзенк М., Исследования человеческой психики. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С.29-46, 47-66.

Андреева Г.М. Психология социального познания. – М., 2000.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.,1993.

Леонтьев А.А. Психология общения. – Тарту,1974.

Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии. – М.,1981.

Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб., 2001.С.106-166.

Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.; М.: ОЛМА-Пресс, 2002. С.274-288, 298-304.

Тема 5. Межличностное взаимодействие

Цель занятия: проанализировать специфические особенности субъектной и объектной позиций человека в различных типах межличностного взаимодействия, освоить основные принципы анализа транзакций.

Ключевые понятия: человек как субъект и как объект в межличностном взаимодействии, общение, коммуникация, управление, обслуживание, манипуляция, родитель, взрослый, ребенок, типы транзакций.

Вопросы для обсуждения:

1. Субъектная и объектная позиции человека в системе межличностного взаимодействия.

2. Формы межличностного взаимодействия (помимо общения).

3. Транзактный анализ. Типы транзакций.

& Список литературы

Базовый учебник:

Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010.

Список источников:

Айзенк Г., Айзенк М., Исследования человеческой психики. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С.12-28.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.; М.,1996. С.15-51.

Каган М.С., Эткинд А.М. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. 1988. №4.

Степанский В.И. Субъектность – предпосылка личностной формы общения // Вопросы психологии. 1991. №5. С.98-103.

Тема 6. Межличностные отношения

Цель занятия: систематизировать знание о типах межличностных отношений, теориях альтруизма и психологии конфликта.

Ключевые понятия: межличностные отношения, просоциальное поведение, конфликт.

Вопросы для обсуждения:

1. Варианты межличностных отношений: влечение и близость, любовь, дружба, привязанность.

2. Теории альтруизма.

3. Конфликт: понятие, виды, характеристика. Стратегии поведения личности в конфликте.

& Список литературы

Базовый учебник:

Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 20102.

Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2010. С.170-226.

Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2010. С.586-672.

Список источников:

Айзенк Г., Айзенк М., Исследования человеческой психики. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С.255-269.

Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. – СПб.: Питер, 2003. С.261–309.

Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2001.

Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости // Современная зарубежная социальная психология: Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой и др. – М.,1984. С.61-82.

Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.; М.: ОЛМА-Пресс,2002. С.290-296, 471-478.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения. – М.,1991.

Тема 7. Социальные группы

Цель занятия: рассмотреть основные характеристики социальных групп, охарактеризовать наиболее распространенные групповые феномены.

Ключевые понятия: группа, интеграция, дифференциация.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и основные характеристики социальных групп.

2. Классификации групп.

3. Структурные и динамические характеристики группы. Тенденции интеграции и дифференциации.

4. Отношения между малыми группами, их влияние на внутригрупповые процессы.

& Список литературы

Базовый учебник:

Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010.

Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2010. С.354-397.

Список источников:

Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2000.

Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: Эксмо-пресс, 2010.

Бэрон Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы. – СПб.: Питер, 2003.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. для студ. вузов / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2004. - 336 с.

Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Сухов А. Н., Деркач А. А. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. - 600 с.

Тема 8. Личность в социальной группе

Цель занятия: раскрыть линии влияния группы на личность и личности на группу, проанализировать этапы групповой динамики, систематизировать знание о специфике рассмотрения феноменов руководства и лидерства.

Ключевые понятия: личность, группа, групповая динамика, лидерство, руководство, стили руководства.

Вопросы для обсуждения:

1. Личность и группа.

2. Групповая динамика и лидерство в группе.

3. Теории лидерства.

4. Стили руководства.

& Список литературы

Базовый учебник:

Андреева Г.М. Социальная психология.: учеб. для студ. вузов / Г. М. Андреева; МГУ. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2010. С. 294-306.

Список источников:

Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 2010. С. 268-309.

Робер М.А., Тильман Ф. Групповая динамика. Руководство и лидерство в малых группах // Хрестоматия по социальной психологии. – М.,1994. С.152-155.

Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. – М.,1988.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология: учеб. для студ. вузов / А. Л. Свенцицкий. – М.: Проспект, 2004. - 336 с.

Социальная психология: учеб. пособие для студ. вузов / ред. Сухов А. Н., Деркач А. А. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. - 600 с.

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Изучение коммуникативных установок личности (с точки зрения «Эго-состояний» (по Э.Берну) и типов общения).

Литература: Ивашов А., Заика Е. Методика изучения коммуникативных установок // Вопросы психологии. 1991. №5.

Занятие 2. Изучение стратегий поведения личности в конфликте.

Литература: Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2000. С.631-672.

Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2002. С.418-420.

Занятие 3. 1. Составление социально-психологической характеристики малой группы.

2. Изучение положения субъекта в системе межличностных отношений.

Литература: Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина – Л., 1977.

Морено Д. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. –М., 1958.

Битянова М.Р. Социометрический метод в школьной практике // Школьный психолог. 1999. №5.

Занятие 4. 1. Изучение психологического климата в группе.

Формы и методы обучения

Курс «Социальная психология» тесно связан как с фундаментальными разделами различных отраслей психологии, так и с повседневной практикой. Поэтому, с одной стороны, преподавателю следует уделить достаточное место классическим формам работы. Вузовская лекция в этом плане играет ключевую роль. Однако ее основная цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующей самостоятельной работы. Кроме того, желательно, если в ходе самой лекции преподаватель регулярно использует и контролирует результаты и ход самостоятельной работы студентов.

Наряду с классическими формами проведения лекционных занятий (монологическая лекция по наиболее фундаментальным темам) рекомендуется также использовать

· проблемные лекции,

· интерактивные лекции с использованием современных информационных средств;

· лекции‑визуализации (привлечение большого числа наглядной информации или заполнение таблицы, схемы в ходе лекции),

· лекция с заранее запланированными ошибками.

В ходе организации семинарских занятий наряду с классическими семинарами проводятся также семинары с элементами практических занятий в следующих формах:

· выступление с докладом, сообщением по реферату,

· компьютерная презентация, метод проекта,

· разбор конкретных ситуаций,

· рецензирование студентами работ друг друга;

· оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ;

· проведение занятий с использованием материалов, размещенных в сети Интернет.

Практические занятия проводятся в следующих формах:

Комбинированные технологии

· психологический тренинг,

· разбор конкретных ситуаций,

· экспертные оценки проектов группами студентов.

 

Во время семинарских и практических занятий важно вести учет итогов работы студентов. Их активность учитывается в ходе промежуточной аттестации. В ходе организации текущего контроля, в том числе на семинарских занятиях, преподаватель последовательно знакомит студентов с критериями оценки их знаний.

7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

Данный раздел определяется «Положением о самостоятельной работе студентов в Пермском государственном педагогическом университете». Самостоятельная работа студентов должна обеспечивать более глубокое усвоение изучаемого курса и способствовать формированию компетенций закрепленных за дисциплиной и входящих в компетентностную модель выпускника. Данный раздел включает в себя: методические рекомендации студентам, структуру, трудоемкость и план график самостоятельной работы (далее – СРС).

7.1. Методические рекомендации

Изучение курса «Социальная психология» предполагает большую самостоятельную работу студентов. Особое место в самостоятельной работе по данному курсу занимает подготовка к семинарским и практическим занятиям и обязательное написание реферата по курсу.

Для самостоятельной работы используются списки литературы, материалы и иные пособия, которые находятся в методическом кабинете Института психологии ПГПУ в папке с Учебно-методическим комплексом «Социальная психология».

Самостоятельная работа студента предполагает также следующие формы работы:

· подготовка конспектов выступлений на семинаре

· подготовка к коллоквиуму, собеседованию,

· подготовка презентаций,

· проектная деятельность,

· составление аналитических таблиц, схем,

· написание реферата.

· подготовка базы психодиагностического инструментария,

· изучение кейс-материалов.

7.2 Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов

Для студентов очной формы обучения

№ раздела дисциплины Наименова-ние раздела дисциплины Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.)
Конспектирование к семинарам Подготовка к коллоквиуму Подготовка презентаций Проектная деятельность Составление аналитических таблиц, схем Написание реферата Подготовка ПД инструментария Изучение кейс-материалов Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)
1. Введение в социальную психологию     - -     - -  
2. Общение и межличностные взаимодействия       -          
3. Социальная психология личности и социальные группы                  
4. Прикладная социальная психология - -   - - - -    
  Итого:                  

Для студентов заочной формы обучения (сокращенной)

№ раздела дисциплины Наименова-ние раздела дисциплины Формы самостоятельной работы (ак. час. / зач. ед.)
Конспектирование к семинарам Подготовка к коллоквиуму Подготовка презентаций Проектная деятельность Составление аналитических таблиц, схем Написание реферата Подготовка ПД инструментария Изучение кейс-материалов Общая трудоемкость (ак. час. / зач. ед.)
1. Введение в социальную психологию       -     - -  
2. Общение и межличностные взаимодействия                  
3. Социальная психология личности и социальные группы                  
4. Прикладная социальная психология - -              
  Итого:                  

7.3 План-график самостоятельной работы студентов

№ п/п Формы самостоятельной работы Раздел дисциплины курса Вид сам. работы Сроки (неделя семестра) Форма контроля
Обязат. Допол.
1. Конспектирование к семинарам Введение в социальную психологию Общение и межличностные взаимодействия Социальная психология личности и социальные группы + + В течение семестра Собеседование
2. Подготовка к коллоквиуму Введение в социальную психологию Общение и межличностные взаимодействия Социальная психология личности и социальные группы + + По окончании изучения темы, раздела Проведение коллоквиума
3. Подготовка презентаций Введение в социальную психологию Общение и межличностные взаимодействия Социальная психология личности и социальные группы Прикладная социальная психология + + В течение семестра Демонстрация
4. Проектная деятельность Общение и межличностные взаимодействия Социальная психология личности и социальные группы Прикладная социальная психология + + В течение семестра Защита проекта
5. Составление аналитических таблиц, схем Введение в социальную психологию Общение и межличностные взаимодействия Социальная психология личности и социальные группы Прикладная социальная психология + + В течение семестра Проверка на семинаре
6. Написание реферата Введение в социальную психологию Общение и межличностные взаимодействия Социальная психология личности и социальные группы Прикладная социальная психология + + В течение семестра Защита реферата
7. Подготовка ПД инструментария Общение и межличностные взаимодействия Социальная психология личности и социальные группы Прикладная социальная психология + + В течение семестра Письменный отчет
8. Изучение кейс-материалов Общение и межличностные взаимодейс


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.51.237 (0.011 с.)