Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Практикум 8. Социальная психология конфликтаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
«Жук объяснял сверчку, как правильно сердиться. – Нет, – говорил он. – Глаза не закрывай. Глаза надо открыть и сверкать ими. Смотри, вот так, – и он сверкнул глазами. – Ух ты, – удивился сверчок. – Вот оно, значит, как. – И тоже попытался сверкнуть глазами. – Вот-вот, – сказал жук. – Уже лучше» (Т. Теллеген «Неужели никто не рассердится?») Вводные замечания Проблематика конфликта в социальной психологии включает в себя рассмотрение следующих вопросов: понятие социально‑психологического конфликта, виды конфликтов, особенности межличностных и межгрупповых конфликтов, предпосылки возникновения конфликтов, основные этапы развития конфликтной ситуации, стили поведения людей в конфликтных ситуациях, стратегии управления, психологические типы конфликтной личности. Следует отметить, что изучение данной проблематики при подготовке специалистов‑психологов должно носить не только теоретический, но и практический характер. В связи с этим практические занятия должны быть ориентированы не только на расширение знаний, но и на формирование умений анализа конфликтных ситуаций. Цель занятия Расширение знаний по проблеме межличностного конфликта и формирование умений анализа конфликта. Задачи Изучение отличительных особенностей конфликтных ситуаций и основных этапов конфликта. Изучение стилей поведения в конфликтных ситуациях на примере методики К. Томаса. Оснащение Раздаточный материал (приложение 8.1), ситуации для анализа (приложение 8.2), схема игры «Дальнобойщики» (приложение 8.3), текст и ключ методики К. Томаса. Порядок работы В соответствии с основными задачами следует выделить два этапа работы, которые могут быть проведены как отдельные занятия. Первый этап предполагает рассмотрение основных этапов конфликтных ситуаций и формирование навыков анализа конфликта. Второй этап посвящен освоению методики К. Томаса «Стили поведения в конфликтной ситуации». Этап 1. Основные этапы конфликта и анализ конфликтных ситуаций. Этап 2. Анализ стилей поведения в конфликтных ситуациях. Этап 1. Основные этапы конфликта и анализ конфликтных ситуаций На первом этапе преподаватель кратко рассказывает студентам о структурных характеристиках конфликта, стадиях развития и протекания конфликта. Данная информация необходима студентам для выполнения практических заданий, в ходе которых предлагается проанализировать различные конфликтные ситуации. В качестве раздаточного материала студентам предлагается «Словарь», где представлены основные понятия темы и табл. 8.1. «Этапы развития и протекания конфликта» (приложение 8.1). Краткая теоретическая информация I. Отличительными признаками конфликта являются: 1. Наличие противоречия (целей, интересов, намерений) и противодействия двух субъектов. 2. Наличие негативных переживаний субъектов взаимодействия, затрудняющих общение. 3. Субъективное восприятие и определение участниками ситуации как конфликтной. 4. Последовательность конкретных действий, поведенческих проявлений участников ситуации («хотят добиться своего», «жалуются», «спорят и отстаивают свою правоту»). II. Динамические характеристики (стадии развития и протекания) конфликта: 1. Возникновение объективной конфликтной ситуации (или предконфликтной). 2. Определение (осознание) ситуации как конфликтной субъектами взаимодействия. На данном этапе у участников взаимодействия возникает напряжение, связанное с осознанием препятствия на пути достижения цели. Происходит опознание человека, который является оппонентом. Вследствие ложной идентификации конфликтные действия не начинаются. При верной идентификации формируются представления о ситуации, об оппоненте, о собственных действиях и разворачиваются конфликтные действия. 3. Этап конфликтных действий начинается тогда, когда определен оппонент. Например, один сотрудник совершает ряд действий, затрудняющих другому достижение цели (оговор, открытые негативные высказывания своему сопернику). 4. Разрешение конфликта. К исходам конфликта относятся: поражение одной стороны и выигрыш другой; разрушение отношений вследствие невозможности договориться; уход от решения конфликтной ситуации; достижение компромисса. III. К основным структурным характеристикам конфликта относятся: 1) субъекты конфликта (люди, группы), обладающие внутренней (истинные цели и намерения вступления в конфликт) и внешней позициями в данной ситуации (демонстрируемые мотивы вступления в конфликт); 2) объект конфликта – то, из‑за чего возникает конфликт. Объект обладает следующими свойствами: он неделим, т. е. каждый из участников стремится им обладать полностью; он обладает разной степенью доступности. Например, объектом конфликта может являться должность, которую стремятся занять два человека. Вакантную должность невозможно разделить. Разная степень доступности проявляется в том, что один из претендентов имеет больше шансов занять данную должность, так как обладает, например, большим опытом работы; 3) действия участников конфликта; 4) исход конфликта – представляет собой результат, завершающий действия. Задание 1. Для закрепления полученных знаний студентам зачитываются ситуации, приведенные в приложении 8.2, и предлагается ответить на следующие вопросы: 1. Какие ситуации представляют собой социально‑психологический конфликт? Какие являются примером разногласий, ссоры или столкновения? 2. Какие конфликтные ситуации являются примером межличностного конфликта? Примером внутригруппового конфликта? 3. На примере одной из представленных ситуаций определите основные этапы развития и протекания конфликта. Выводы 1. Первая и третья ситуации являются примерами конфликтной ситуации, что определяется наличием основных признаков. – Наличие противодействия (столкновения интересов и целей). В первой ситуации ученик нарушает правила поведения и при замечании учителя выражает протест. В третьей ситуации члены классного коллектива не выполняют своих обещаний, чем создают трудности для всего класса. – Наличие негативных переживаний. В первой ситуации учитель переживает чувства возмущения и обиды. В третьей ситуации ученики класса также переживают чувство возмущения. – Наличие последовательных поведенческих проявлений. В первой ситуации ученик нарушает дисциплину – учитель делает замечание – ученик оскорбляет учителя, обвиняя его в предвзятости, – учитель прекращает вести урок и ставит свои условия продолжения взаимодействия. В третьей ситуации: ученики Малинин и Баранкин получают двойки, т. е. не выполняют своего обещания, – ученики класса их упрекают, требуют объяснений – Баранкин и Малинин пытаются защититься – одним из учеников предлагается решение ситуации. 2. Вторая ситуация представляет собой столкновение, которое не имеет дальнейшего развития, несмотря на присутствие отдельных действий и переживаний с одной из сторон. 3. Четвертая ситуация описывает наличие разногласий в группе. 4. Примером внутригруппового конфликта является третья ситуация.
Задание 2. Студентам индивидуально предлагается выполнить письменно следующее задание: на основе собственного опыта опишите и проанализируйте одну конфликтную ситуацию в соответствии с предлагаемой схемой. Схема анализа конфликтных ситуаций 1. Определите субъектов конфликтной ситуации. 2. Объект конфликта (то, из‑за чего возникает конфликт). 3. Деструктивные действия участников конфликтной ситуации. 4. Исход конфликта – как был разрешен конфликт. После выполнения задания студенты (по очереди) представляют результаты работы: описание и анализ конфликтной ситуации. Преподаватель внимательно выслушивает, контролирует правильность выполненного задания. Выбирается наиболее интересная конфликтная ситуация и обсуждается в группе. Следует обратить внимание на особенности поведения людей в конфликтных ситуациях: какие позиции и стратегии выбираются людьми, какие особенности вербального и невербального поведения можно отметить. Этап 2. Анализ стилей поведения в конфликтных ситуациях Задание 1. Игра «Дальнобойщики». Предлагаемая игра использовалась в экспериментах по изучению соперничества и сотрудничества. В игре участвуют два человека, которым предлагается представить себя водителями‑ дальнобойщиками разных компаний. Водители должны как можно быстрее доставить груз из одного пункта в другой. Каждый водитель обладает разными точками старта и финиша. При инструктаже важно не мотивировать участников ни на сотрудничество, ни тем более на соревнование. Инструкция дается очень кратко: «Вам необходимо как можно быстрее добраться в пункт назначения. У каждого на кону 100 очков, чем больше времени вы затрачиваете, тем больше очков вы теряете. У вас есть два пути. Короткий – это узкая дорога, по которой может двигаться только один грузовик. Если на эту дорогу въезжает один грузовик, то другой уже не может воспользоваться ею; если на дорогу въезжают оба грузовика, ни один не может двигаться, пока другой не даст задний ход. Также на этой дороге имеется свой шлагбаум, который можно опустить, тогда другой проехать не может. Есть еще один путь, продвижение по нему занимает много времени. Чем быстрее вы проедете, тем больше очков сохраните. Прохождение длинной дороги занимает 15 минут, а время прохождения узкой отсчитывается реальными минутами (это время засекает ведущий). Каждая минута равна 5 очкам». Далее ведущий предлагает участникам подойти к карте, занять исходные позиции. Фактически игра должна быть устроена так, что стратегия сотрудничества, которая предполагает попеременное использование узкой дороги, является наиболее выигрышной и позволяет набрать наибольшее количество баллов. Так, если игроки в течение 3 минут договариваются о попеременном использовании узкой дороги, то они теряют в среднем 20–30 очков. При выборе длинной дороги каждый потеряет по 75 очков. Двое участников проигрывают данный сценарий. Если они выбирают длинную дорогу, преподаватель сообщает им об их проигрыше и предлагает другим студентам участие в игре. Как правило, люди начинают соперничать, выбирая узкую дорогу. Вовсе не сразу они понимают, что нужно договориться об очередности. Преподаватель контролирует ход игры, сообщая, сколько времени затрачено, сколько баллов теряет каждый; если ситуация соперничества не разрешается, то следует обратиться к группе с вопросом о стратегиях решения данной ситуации. Игра позволяет обсудить вопросы о способах поведения в конфликтных ситуациях, о влиянии условий взаимодействия на возникновение конфликта.
Задание 2. Студентам предлагается заполнить и обработать методику К. Томаса «Стили поведения в конфликтной ситуации». В завершение обсуждаются следующие вопросы. 1. Какие действия характеризуют тот или иной стиль поведения? 2. Какие стили поведения являются наиболее эффективными для достижения положительных исходов? 3. С какой целью может использоваться методика К. Томаса «Стили поведения в конфликтной ситуации» в практике социально‑психологического консультирования? Контрольные вопросы 1. Дайте определение социально‑психологическому конфликту. 2. Какие искажения восприятия ситуации возникают на стадии формирования субъективного образа конфликта? 3. Назовите возможные исходы конфликта. 4. Назовите и дайте характеристику основным стилям поведения в конфликтных ситуациях. 5. Какими свойствами обладает объект конфликта? 6. Что является причиной частых конфликтов в следующих ситуациях взаимодействия: «родитель‑ребенок», «подросток‑группа», «муж‑жена»? Задания для самостоятельной работы 1. Опишите любую реальную ситуацию межличностного, внутригруппового конфликта, проанализируйте ее и дайте рекомендации по разрешению данной конфликтной ситуации. 2. Пользуясь дополнительной литературой, опишите типы конфликтных личностей. 3. Составьте библиографический список современной научной и научно‑популярной литературы по проблеме социально‑психологического конфликта. Приложение 8.1 Словарь Исход конфликта – результат конфликтного взаимодействия людей, который может быть представлен как разрешение с учетом выигрыша обеих сторон, одной стороны; ложное разрешение; исчезновение объекта конфликта. Конфликт – это вид отношений людей (межличностных или межгрупповых), в основе которого лежит столкновение сторон, мнений, сил, целей и интересов. Конфликтоген – слова, действия (или бездействие), социальные условия, которые приводят к конфликту. Объект конфликта – это реальный или идеальный предмет, к обладанию которым стремятся участники взаимодействия. Стороны конфликта – это участники конфликта, которые могут быть представлены как отдельными людьми, так и группами. Стили поведения в конфликте – устойчивое поведение, свойственное человеку в конфликтной ситуации. Субъективный образ конфликтной ситуации – субъективное представление каждой из сторон о конфликте, другом участнике, собственных действиях, которое формируется вследствие существующих искажений восприятия: – схематизация – упрощение реального конфликта, концентрация человека на какой‑то одной линии отношений; – уменьшение воспринимаемой перспективы развития взаимодействия – в процессе развертывания конфликтных действий участники не учитывают их последствия даже при дальнейшем удачном разрешении конфликтной ситуации; – поляризация оценок и суждений – по отношению к собственному поведению и намерениям оппонента начинают действовать категоричные суждения; – коммуникативные искажения – возникновение барьеров, которые искажают информацию, придают ей определенный мнимый смысл; – атрибутивные искажения – собственным действиям и намерениям приписываются такие характеристики, как «единственные правильные, возможные, вынужденные». Действия оппонента определяются как злонамеренные. Таблица 8.1. Этапы развития и протекания конфликта
Приложение 8.2 СИТУАЦИЯ 1 Идет урок математики, Лариса Петровна объясняет новую тему. Один из учеников все время отвлекается, вертится и мешает другим слушать урок. «Федя, прекрати болтать. Мы проходим очень сложную тему», – делает замечание учитель. Федя продолжает шуметь. Учитель снова делает замечание: «Федя, ты очень мешаешь. Как тебе не стыдно! Пока ты не успокоишься, я не буду продолжать урок. Или веди себя спокойно, или выйди из класса». «Вы просто ко мне придираетесь, я не болтаю, а обсуждаю новую тему с соседом», – отвечает ей ученик» «Я бы на твоем месте не грубила, твоих родителей и так вызывают каждую субботу к завучу. Я продолжу урок тогда, когда ты извинишься», – отвечает Лариса Петровна. Учительница прекращает вести урок, садится за стол и начинает делать записи в журнале. В классе стоит шум, все ученики ополчились против Феди, а виновник не извиняется и продолжает сидеть на своем месте. Проходит 10 минут, звенит звонок, Лариса Петровна объявляет, что весь класс остается после уроков на дополнительное занятие. СИТУАЦИЯ 2 Один человек опоздал в театр на несколько минут. Он вошел в зал, когда свет начал постепенно гаснуть. Его место оказалось занято. – Извините, но это мое место, – сказал он молодому человеку. – Не надо было опаздывать. Я не собираюсь в темноте искать свое место. – Молодой человек, свет еще не совсем погас, вы вполне можете пересесть. И не надо хамить, мы находимся в театре, – попытался не вспылить человек. Сама ситуация ему была неприятна. Он понимал, что опоздал, но и сидеть где попало ему не хотелось. – Да что вы ко мне пристали. Вон на следующем ряду все места свободны! Я никуда не уйду! – ответил молодой человек. – Тогда я приведу администратора! – не выдержал человек. – Пока вы скандалите, спектакль уже начался. Никто не будет разбираться. Человеку ничего не оставалось делать, как занять свободное место. СИТУАЦИЯ 3 Когда все расселись и в классе наступило временное затишье, Зинка Фокина закричала: – Ой, ребята! Это просто какое‑то несчастье! Новый учебный год еще не успел начаться, а Баранкин и Малинин уже успели получить две двойки! В классе снова поднялся ужасный шум. – В таких условиях я отказываюсь быть главным редактором! (Это сказала Эрка Кузякина.) – А еще слово давали, что исправятся! (Мишка Яковлев.) – Трутни несчастные! – Только наш класс позорят! – Да выгнать их из нашей школы и все! Меня и Костю больше всего разозлило, что громче всех орал Венька Смирнов. Уж чья бы корова мычала, а его бы молчала. У этого Веньки успеваемость в прошлом году была еще хуже, чем у нас. – Рыжий, – закричал я на Веньку, – а что ты орешь громче всех? Если бы первым вызвали тебя к доске, ты бы не двойку, а единицу схлопотал! Так что молчи в тряпочку! – Эх ты, Баранкин, – заорал на меня Венька, – я же не против тебя, я за тебя ору! Я что хочу сказать, ребята! Нельзя после каникул к доске вызывать. Надо, чтобы мы сначала пришли в себя. – Смирно! – крикнула на Веньку Зинка Фокина. – И вообще, – продолжал кричать Венька, – предлагаю, чтобы в течение первого месяца никому не задавали никаких вопросов. Здесь опять все ребята закричали в один голос и так громко, что уже нельзя было разобрать ни одного слова. – Ой, тише, ребята, – сказала Фокина, – замолчите! Пусть говорит Баранкин! – А что говорить? – сказал я. – Мы с Костей не виноваты, что Михаил Михайлович в этом учебном году вызвал нас к доске первыми. – Ты бы лучше не острил, а брал бы пример с Миши Яковлева, – сказала Фокина. Ребята опять засмеялись, а Эрка покачала головой, как большая, и сказала: – Баранкин! Ты лучше скажи, когда будешь исправлять свои двойки. – Малинин! – сказал я Косте. – Разъясни… – Вот пристали! – сказал Малинин. – Да исправим мы ваши двойки… То есть наши. – Когда? – Юра, когда мы исправим? – спросил меня Костя. – Ребята, это что же получается? Класс должен всю четверть переживать эти несчастные двойки? И не пойдем в поход? – Баранкин! – сказала Зина Фокина. – Класс постановил, чтобы вы исправили двойки завтра. – Извините, пожалуйста! – сказал я. – Завтра воскресенье. – Ничего позанимаетесь! – Привязать их веревками к партам! – сказала Эрка Кузякина. – А если мы не понимаем с Костей решение? – А я вам объясню! (Миша Яковлев.) Мы с Костей переглянулись и ничего не сказали. – Молчание – знак согласия! – сказала Зинка. – Значит, договорились на воскресенье! Утром позанимаетесь с Яковлевым, а потом придете в школьный сад – будем сажать деревья! – Что? – заорали мы с Костей. – Еще и деревья сажать? Да мы же устанем. – Алик! – сказала староста нашего класса. – Смотри, чтобы они не сбежали! – Не сбегут!.. СИТУАЦИЯ 4 На собрании рабочей группы обсуждается вопрос о заключении договора сотрудничества с фирмой X, оказывающей полиграфические услуги. – Я предлагаю встретиться с представителями еще нескольких полиграфических фирм и обсудить более гибкую систему скидок, – предложил участник 1. – Не согласен, фирма X была рекомендована нашими партнерами как одна из лучших. Нам важнее короткие сроки, за которые может быть выполнен наш заказ, – возразил участник 2. – При выполнении проекта мы не можем выходить за рамки установленной суммы. Я думаю, что вы преследует свои личные интересы, сотрудничая с фирмой X, – ответил участник 1. Руководитель рабочей группы предложил высказать все «за» и «против» в отношении сотрудничества с фирмой X.
Приложение 8.3 Схема к игре «Дальнобойщики»
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 2187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.55.42 (0.011 с.) |