Практикум 7. Механизмы межличностного восприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практикум 7. Механизмы межличностного восприятия



«Человек видит реальность такою, каковы его доминанты, т.е. главенствующие направления его деятельности. Человек видит в мире и в людях предопределённое своею деятельностью, т.е. так или иначе самого себя. И в этом может быть величайшее его наказание!» (А. Ухтомский).

Вводные замечания

Эффективность общения зависит от способности партнеров соотносить свое поведение с интересами, потребностями и состоянием других. В процессе межличностного восприятия каждый из партнеров по общению не только ориентирован на понимание мотивов, потребностей, установок другого, но также должен принимать в расчет то, как этот другой понимает его собственные потребности, мотивы, установки. Это становится возможным в результате осознания себя через другого. Данный процесс включает в себя следующие стороны: идентификацию, эмпатию и рефлексию.

Идентификация буквально обозначает отождествление себя с другим человеком, уподобление ему. Данный способ познания другого человека предполагает умение поставить себя на его место, взглянуть на вещи с его точки зрения.

Эмпатия (от греч. empatheia– сопереживание) – внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (чувствование). Данный механизм познания и понимания человека включает в себя умение правильно представлять себе, что происходит во внутреннем мире другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.

Социальная рефлексия это механизм самопознания в процессе взаимодействия, в основе которого лежит способность человека представлять себе то, как он воспринимается партнером по общению.

Цель занятия

Изучение механизмов межличностного познания и понимания.

Задачи

– Определение уровня эмпатии студентов.

– Тренировка способности к идентификации, эмпатии и рефлексии.

Оснащение

Бланки с текстом опросника В. В. Бойко (приложение 7.1). Занятие проводится в аудитории, пространство которой позволяет работать «в круге».

Порядок работы

В ходе практического занятия студентам предлагается выполнить ряд заданий, развивающих способности познания и понимания другого человека. Занятие состоит из нескольких этапов.

Этап 1. Диагностика уровня эмпатии.

Этап 2. Выполнение упражнений для развития чувствительности в восприятии самого себя и других людей.

Этап 1. Диагностика уровня эмпатии

В начале занятия студентам предлагается с помощью опросника определить общий уровень своей эмпатии, значимость конкретного канала в структуре эмпатии и выраженность других ее параметров. В. В. Бойко в структуре эмпатии выделяет шесть параметров: три основных канала эмпатии (рациональный, эмоциональный и интуитивный), установки, способствующие или препятствующие эмпатии, проникающую способность в эмпатии и способность к идентификации.

Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления эмпатирующего на сущность любого другого человека – на его состояния, проблемы, поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий шлюзы эмоционального и интуитивного отражения партнера.

Эмоциональный канал эмпатии. Фиксируется способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими – соперничать, соучаствовать.

Интуитивный канал эмпатии. Балльная оценка свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита и сходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. Интуиция, надо полагать, менее зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнеров.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, соответственно, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эффективность эмпатии, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умонастроения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Каждый из нас своим поведением и отношением к партнерам способствует информационно‑энергетическому обмену или препятствует ему. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

Идентификация – еще одно непременное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживания, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Этап 2. Выполнение упражнений для развития чувствительности в восприятии самого себя и других людей

Задачей следующего этапа является тренировка способности к идентификации, эмпатии и рефлексии. Для реализации данной задачи используются упражнения из тренинга сенситивности.

Упражнение 1. Цель: тренировка рационального и эмоционального каналов эмпатии.

Участники группы стоят по кругу.

Инструкция: «Пусть каждый из нас по очереди сделает движение, отражающее его внутреннее состояние, а мы все будем повторять это движение 3–4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние человека, понять это состояние».

После завершения упражнения можно задать группе вопрос: «Каково, по вашему мнению, состояние каждого из нас?» После того как относительно состояния кого‑либо из участников будет высказано несколько гипотез, следует обратиться к нему за объяснением его действительного состояния.

Упражнение 2. Цель: тренировка интуитивного канала эмпатии.

Участники группы разделяются на пары.

Инструкция: «Сядьте друг к другу спиной. После того как я скажу „начали“, сосредоточьтесь друг на друге и трижды, не договариваясь, постарайтесь одновременно посмотреть друг на друга».

Упражнение 3. Цель: развитие способности вчувствоваться в другого человека, предвидеть его действия.

Участники работают в парах.

Инструкция. Один из участников пары будет «зеркалом», а второй – «обезьяной». «Обезьяна», оказавшись перед «зеркалом», ведет себя достаточно свободно: ее мимика, пантомимика, жестикуляция очень разнообразны. «Зеркало» повторяет как можно точнее все движения «обезьяны».

Через 3–4 минуты преподаватель предлагает студентам поменяться ролями.

После завершения упражнения можно задать группе такие вопросы: «Какие трудности возникали у вас в процессе выполнения упражнения?», «Насколько точно вам удавалось воспроизводить движения вашего партнера?»

Упражнение 4. Цель: тренировка навыков социальной рефлексии.

Все участники разбиваются на подгруппы по 4–5 человек.

Инструкция: «Сейчас каждый из вас скажет о том, что, с его точки зрения, думают о нем как о собеседнике все остальные. Это может звучать так: „Мне кажется, что ты, (имя участника), считаешь (думаешь), что я как собеседник (дает описание)“. После этого участники говорят, с чем они согласны, а с чем нет».

В ходе обсуждения упражнения можно задать такие вопросы: «Каковы ваши впечатления о работе в малых группах?», «Насколько точны вы были, предполагая, что думают о вас как о собеседнике ваши партнеры?»

Это упражнение направлено на развитие способности человека формировать Я‑образы, то есть представления о том, как он выглядит в глазах других людей, включенных в данную ситуацию. Данное упражнение позволяет студентам взглянуть на самих себя глазами других людей, но большинство из них говорят о сложности этого задания.

Следует учитывать, что времени одного занятия на выполнение всех упражнений может не хватить, так как оно зависит от количества участников и вовлеченности их в обсуждение результатов.

Контрольные вопросы

1. В чем сходство и различие таких механизмов социального познания, как идентификация и эмпатия?

2. Какие установки препятствуют развитию эмпатийности?

3. Какие факторы влияют на формирование способности к социальной рефлексии?

Задания для самостоятельной работы

Понаблюдайте за ролевой игрой детей 5–7 лет. Обратите внимание на предметы, слова, ритуалы, жесты, которые позволяют ребенку идентифицироваться с героем, роль которого он/она исполняют в игре.

Приложение 7.1

Методика «Диагностика уровня эмпатии» В. В. Бойко.

Инструкция. Если вы согласны с данными утверждениями, ставьте рядом с их номерами знак «+», если не согласны – знак «‑».

Текст опросника

1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их характер, наклонности, способности.

2. Если окружающие проявляют признаки нервозности, я обычно остаюсь спокойным(ой).

3. Я больше верю доводам своего рассудка, чем интуиции.

4. Я считаю вполне уместным для себя интересоваться домашними проблемами сослуживцев.

5. Я могу легко войти в доверие к человеку, если потребуется.

6. Я обычно с первой же встречи угадываю родственную душу в новом человеке.

7. Я из любопытства обычно завожу разговор о жизни, работе, политике со случайными попутчиками в поезде, самолете.

8. Я теряю душевное равновесие, если окружающие чем‑то угнетены.

9. Моя интуиция – более надежное средство понимания окружающих, чем знания или опыт.

10. Проявлять любопытство к внутреннему миру другой личности – бестактно.

11. Часто своими словами я обижаю близких мне людей, не замечая того.

12. Я легко могу представить себя каким‑либо животным, ощутить его повадки и состояние.

13. Я легко рассуждаю о причинах поступков людей, которые имеют ко мне непосредственное отношение.

14. Я редко принимаю близко к сердцу проблемы своих друзей.

15. Обычно за несколько дней я чувствую: что‑то должно случиться с близким мне человеком, и ожидания оправдываются.

16. В общении с деловыми партнерами обычно стараюсь избегать разговоров о личном.

17. Иногда близкие упрекают меня в черствости, невнимании к ним.

18. Мне легко удается, подражая людям, копировать их интонацию, мимику.

19. Мой любопытный взгляд часто смущает новых партнеров.

20. Чужой смех обычно заражает меня.

21. Часто, действуя наугад, я тем не менее нахожу правильный подход к человеку.

22. Плакать от счастья глупо.

23. Я способен(на) полностью слиться с любимым человеком, как бы растворившись в нем.

24. Мне редко встречались люди, которых я понимал(а) бы без лишних слов.

25. Я невольно или из любопытства часто подслушиваю разговоры посторонних людей.

26. Я могу оставаться спокойным(ой), даже если все вокруг меня волнуются.

27. Мне проще подсознательно почувствовать сущность человека, чем понять его, «разложив по полочкам».

28. Я спокойно отношусь к мелким неприятностям, которые случаются у кого‑либо из членов семьи.

29. Мне было бы трудно задушевно, доверительно беседовать с настороженным, замкнутым человеком.

30. У меня творческая натура – поэтическая, художественная, артистическая.

31. Я без особого любопытства выслушиваю исповеди новых знакомых.

32. Я расстраиваюсь, если вижу плачущего человека.

33. Мое мышление больше отличается конкретностью, строгостью, последовательностью, чем интуицией.

34. Когда друзья начинают говорить о своих неприятностях, я предпочитаю перевести разговор на другую тему.

35. Если я вижу, что у кого‑то из близких плохо на душе, то обычно воздерживаюсь от расспросов.

36. Мне трудно понять, почему пустяки могут так сильно огорчать людей.

Обработка результатов

Ниже приводятся шесть шкал с номерами определенных утверждений. Подсчитывается число ответов, соответствующих ключу каждой шкалы (каждый совпавший ответ с учетом знака оценивается одним баллом), а затем определяется их общая сумма.

1. Рациональный канал эмпатии: +1, +7, ‑13, +19, +25, ‑31.

2. Эмоциональный канал эмпатии: ‑2, +8, ‑14, +20, ‑26, +32.

3. Интуитивный канал эмпатии: ‑3, +9, +15, +21, +27, ‑33.

4. Установки, способствующие эмпатии: +4, ‑10, ‑16, ‑22, ‑28, ‑34.

5. Проникающая способность в эмпатии: +5, ‑11, ‑17, ‑23, ‑29, ‑5.

6. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, ‑24, +30, ‑36.

Оценки на каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость конкретного параметра (канала) в структуре эмпатии. Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии. Суммарный показатель теоретически может меняться от 0 до 36 баллов.

Выводы: при суммарном уровне по всем шкалам 30 баллов и выше – у человека очень высокий уровень эмпатии; 29–22 – средний; 21–15 – заниженный; менее 14 баллов – очень низкий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.239.71 (0.025 с.)