Общая характеристика восприятия, Индивидуальные различия восприятий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика восприятия, Индивидуальные различия восприятий.



Восприятие это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

В отличие от ощущений, которые присущи всем жи­вым существам, имеющим нервную систему, способно­стью воспринимать мир в виде образов обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный для восприятия, называется объективацией.

Если результатом ощущения является некоторое чув­ство (например, ощущение яркости, громкости, соле­ного, равновесия и т.д.), то в итоге восприятия склады­вается образ, включающий целый комплекс различных взаимосвязанных ощущений.

Образ, складывающийся в процессе восприятия, пред­полагает взаимодействие нескольких анализаторов. В за­висимости от того, какой из них работает активнее, раз­личают и виды восприятия: зрительное, слуховое, ося­зательное восприятие.

Восприятия подразделяют также и на другие виды.

В зависимости от целей: преднамеренные и непред­намеренные восприятия.

В зависимости от степени организации: организован­ные (наблюдения) и неорганизованные восприятия.

В зависимости от формы отражения:

– восприятие пространства – это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояний между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся;

– восприятие времени – это отражение длительности, скорости протекания и последовательности явлений;

– восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве.

Свойства восприятия:

Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес.

Предметность восприятия – проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленный в пространстве и времени.

Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

Осмысленность восприятия – показывает, что вос­принимаемые человеком предметы имеют для него опре­деленный жизненный смысл.

Константность восприятия – относительное посто­янство или независимость образа предмета от меняющихся условий восприятия (расстояния, ракурса, освещенно­сти и т.д.).

Целостность восприятия – выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств, даже если отдельные из них в данный момент не ощущаются.

Нарушения восприятия:

Гиперстезия – повышенная чувствительность к обыч­ным внешним раздражителям.

Гипостезия – явление, обратное гиперстезии, то есть сниженная чувствительность.

Агнозия – нарушение узнавания предметов при яс­ном сознании и сохранении или незначительном сниже­нии чувствительности.

Галлюцинации – восприятия, возникающие без нали­чия реальных объектов (видения, призраки, мнимые зву­ки, голоса, запахи и т.д.). Галлюцинации следует отличать от иллюзий, то есть ошибочных восприятий реальных пред­метов и явлений.

Функции и виды представлений.

Представление - это психический процесс, при котором происходит отражение явлений или предметов, которые в настоящий момент не воспринимаются, но при этом воссоздаются на базе прошлого опыта.

Это образ ранее воспринимаемого.

Типы представлений

Представления памяти – происходят на основе восприятия

Представления воображения – на основе полученной информации.

Представления возникают в результате практической деятельности и связаны с другими психическими процессами (мышление, память, речь, воображение)

Виды представления

По типу анализатора:

1.Зрительные

2.Слуховые

3.Осязательные

4.Вкусовые

5.Температурные

6.Обонятельные

По степени обобщенности:

1.Частные представления (единичные)

2.Общие представления (географические, математические)

По степени волевых усилий:

1.Непроизвольные

2.Произвольные

Функции представлений

1.Сигнальная, связана с получением сигналов

2.Регулируемая, связана с сигнальной

3.Настроичная - ориентировка, имеет связь с регулируемой.

Персеверирующие образы

Непроизвольные образы, которые всплывают в сознание человека после длительного восприятия однородных объектов, которые оказали сильное эмоциональное воздействие.


Память, ее общая характеристика, свойства и функции.

Память это совокупность процессов запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек воспринимал, делал или переживал. Образы предметов и явлений, которые создаются в процессе восприятия, не исчезают бесследно, а сохраняются в памяти. Они могут быть воспроизведены в виде представлений.Образы пред­ставлений памяти, конечно, бледнее образов восприятия, но именно они лежат в основе закрепленного нами про­шлого опыта.

Компоненты памяти:

ü Запоминание.

ü Сохранение.

ü Воспроизведение.

ü Забывание.

Виды памяти:

Наглядно-образная – это память на зрительные, зву­ковые, осязательные, обонятельные и вкусовые образы.

Словесно-логическая – выражается в запоминании, сохранении и воспроизведении мыслей в виде понятий и словесных формулировок. Этот вид памяти присущ только человеку.

Двигательная (моторная) – выражается в запоминании и воспроизведении движений. Лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений.

Эмоциональная память – это память на переживания. Имеет большое значение для формирования личности. Пережитые и сохраненные эмоции выступают как побудительные силы к совершению или отказу от соверше­ния того или иного поступка.

Памяти присущи следующие характеристики:объем, быстрота, точность и длительность.

Возможные расстройства памяти:

Гиперфункция памяти – когда воспоминания вдруг ста­новятся живее и резче, детальнее обычного. Иногда гипер­функция памяти принимает форму навязчивых воспоми­наний.

Амнезия – утрата способности сохранять или вос­производить имеющуюся информацию.

Мышление как процесс.

Мышление – это психический процесс отражения ре­альности в ее наиболее существенных связях и отноше­ниях, высшая форма творческой активности человека. Мышление можно представить как познавательный про­цесс, направленный на разрешение какой-либо задачи, постановка которой включает в себя цель, условия и ре­шение. Мыслительный процесс совершается в понятиях и образах. Его можно рассматривать как одну из форм деятельности человека (мыслительная деятельность).

Виды мышления:

Наглядно-действенное – отличается тем, что решение
нестандартной задачи (практической или теоретической) ищется посредством наблюдения реальных объектов, их взаимодействий и выполнения материальных преобразований, в которых принимает участие сам субъект мышления.

Наглядно-образное – осуществляется на основе преобразований образов восприятия в образы представлений; дальнейшего изменения, преобразования и обобщения предметного содержания представлений, формирующих от­ражение реальности в образно-концептуальной форме.

Абстрактно-логическое, оно же словесно-логическое, вербально-логическое или дискурсивное – это опосре­дованное прошлым опытом речевое мышление человека, осуществляемое при помощи логических операций с по­нятиями (сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация). Выступает как процесс связ­ного логического рассуждения, в котором каждая последующая мысль обусловлена предшествующей. Это раз­личного вида дедуктивные и индуктивные умозаключе­ния, способы доказательств и т.д.

Процессам мышления людей присущи значительные индивидуальные различия, которые проявляются в каче­ствах ума:

ü Самостоятельность мышления.

ü Широта и глубина ума.

ü Гибкость мысли.

ü Быстрота и критичность ума.

 

Мышление и речь.

Человеческое мышление тесно связано с речью. И речь, и мышление протекают на одной и той же основе – на основе языка, который можно рассматривать как знако­вую систему, служащую для фиксации, хранения, ос­мысления и передачи информации. Язык служит средст­вом общения между людьми. Собственно, языки и сфор­мировались вместе с мышлением из потребности людей в общении и в процессе общения.

Речь это словесный (вербальный) язык в действии, процесс практического применения человеком именно сло­весного языка, а не какого-нибудь другого (языка жестов, звуков, красок, программирования и т.д.).

Виды речи:

Внутренняя речь – это словесная форма мышления. Результатом внутренней речи являются мысли. Хотя при внутренней речи человек и не говорит вслух, его мысли все равно облекаются в форму слов. Внутренняя речь ко­ротка, свернута, часто целое предложение сокращается до одного слова.

Внешняя речь – бывает устной и письменной. Устная делится на монологическую и диалогическую, когда в разговоре участвуют два человека и более (беседа, дис­пут, дискуссия).

Свойства речи:

Содержательность речи – зависит прежде всего от ценности и объема содержащейся в ней информации.

Понятность речи – зависит от ее смыслового значе­ния, языковых особенностей, а также от уровня разви­тия слушателей.

Выразительность речи – определяется отчетливостью произношения (дикцией), а также интонацией как со­вокупностью темпа, тона, ритма и пауз.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.171.12 (0.013 с.)