Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Природа воображения и его виды.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Воображение - это создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше. Это возможно на основе изменения и преобразования уже имеющихся в сознании образов, а точнее — представлений памяти. Воображения создаются с помощью следующих приемов: • вычленение из целостного образа каких-либо элементов (например, представление о величине палки как средстве удлинить руку); • изменение величины воображаемых объектов (отсюда великаны, гномики и т.д.); • агглютинация – соединение вычлененных элементов в образы вымышленных объектов (сфинксы, кентавры и т.д.); • конструирование предметов в зависимости от их назначения (топор, луноход и т.п.); • гиперболизация — мысленное усиление или ослабление отдельных свойств объектов (хитрость лисы, трусость зайца, бессилие волка перед зайцем в мультфильме «Ну, погоди!» и т.д.); • перенос какого-либо свойства на другие объекты (был тише воды и ниже травы и т.п.); • типизация — создание нового образа в результате обобщения качеств, наблюдавшихся у ряда сходных объектов (создание образов в художественной литературе: Евгений Онегин, Наташа Ростова и т.д.); Таким образом, воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений, знаний. Самый фантастический вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жизни, из прошлого опыта. Виды воображения: • Непроизвольное (пассивное) – когда образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека (в сновидениях, при чтении книг и т.д.). • Произвольное (активное) – когда образы вызываются по собственному желанию, под воздействием волевых усилий: а) воссоздающее – создание образов на основе личного опыта, текста, чертежа, карты и т.д. б) творческое – (более сложный вид воображения) – самостоятельное создание новых образов в процессе творческой деятельности. • Фантазии – это образы, которым ничто или мало что соответствует в действительности. • Мечты – нацелены на будущее, это образы желаемого будущего. Грезы – мечты, которые очень слабо связаны с реальностью и которые никогда не реализуются
Внимание, его функции и свойства. Внимание– это активная направленность сознания на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального. Виды внимания: • Непроизвольное внимание — вызывается внешними неожиданными факторами: теми или иными особенностями объектов, воздействующих на человека в данный момент. Ими могут быть сила, интенсивность, новизна, необычность, контрастность раздражителя или подвижность объекта. • Произвольное внимание — возникает вследствие сознательно поставленной цели. Оно всегда требует волевых усилий. • Послепроизвольное внимание – возникает вслед за произвольным и обладает чертами как непроизвольного, так и произвольного. Свойства внимания: • Избирательность внимания – сосредоточение его на объектах, представляющих для человека наибольший интерес. • Устойчивость внимания – длительность удержанияего на одном предмете или виде деятельности. • Распределение внимания – одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдений за ними. • Объем внимания – количество объектов, одновременно охватываемых вниманием с одинаковой степенью ясности восприятия (средний объем внимания: 5-7 объектов). • Переключаемость внимания — способность внимания переключаться с одного объекта на другой. От особенностей внимания зависят такие черты личности, как внимательность, наблюдательность и рассеянность. Все психические познавательные процессы(ощущения, восприятие, память, мышление, воображение и внимание) в своей совокупности представляют психическое явление, которое называют интеллектом. Для оценки уровня интеллекта наибольшей популярностью пользуется «коэффициент интеллектуальности» (I Q), который можно измерить с помощью тестов (Векслер, Бине). Максимальное значение I Q – 200 баллов, минимально – 0 баллов. От 84 до 116 баллов – средний уровень интеллекта, от 116 до 180 – повышенный уровень, от 10 до 84 – умственно отсталые (дебилы, имбецилы, идиоты). Дебильность – легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладевают несложными трудовыми процессами, их социальное приспособление ограничено. Имбецильностъ – средняя степень слабоумия. Речь имбецилов развита слабо, они не обучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. Идиотия – самое тяжелое слабоумие. У идиотов почти полностью отсутствует речь и мышление, они нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Социализация личности и ее механизмы. Социализация личности - процесс усвоения индивидом образцов поведений, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Выделяют следующие этапы социализации: 1. Первичная, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста). Ребенок адаптируется, приспосабливается к социальной среде. 2. Стадия индивидуализма (подростковый и ранний юношеский возраст). У подростка появляется желание выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения. 3. Стадия интеграции (18-25 лет). Проявляется в желании найти свое место в обществе. 4. Трудовая стадия (с 18 до 55-60 лет). Данная стадия характеризуется тем, что человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду и общество через свою деятельность. 5. Послетрудовая стадия. Охватывает пожилой возраст, когда вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта, процесс передачи его новым поколениям. Важную роль в социализации играет семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив. Социальное влияние на личность осуществляется посредством определенных механизмов, наиболее значимыми из которых являются: 1. Идентификация – отождествление индивида с отдельными людьми или группами, позволяющее усваивать свойственные им разнообразные нормы, отношения и формы поведения. 2. Подражание (сознательное или подсознательное воспроизведение индивидом модели поведения и опыта других людей). 3. Внушение (процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств людей, с которыми он взаимодействует). 4. Конформность (подверженность человека групповому давлению, изменение его поведения под влиянием других лиц). Различают внутреннюю (мнение человека действительно меняется под воздействием группы) и внешнюю (демонстративное согласие с мнением группой лиц, сохранив при этом в глубине души свое собственное мнение.
Основные социальные процессы и поведение человека: социальная фасилитация. Социальное научение, социальное подкрепление, социальный контроль. О влиянии других людей на поведение каждого из нас, свидетельствуют основные социальные процессы: 1. Социальная фасилитация (деятельность человека в окружении других людей улучшается, особенно тогда, когда находящиеся рядом люди занимаются тем же делом, что и он сам). 2. Социальная ингибиция (социально-психологическое явление, в котором выражается отрицательное, подавляющее или тормозящее воздействие окружающих людей на психологические процессы, состояния и поведение данного человека). 3. Социальное научение (форма научения, связанная с приобретением человеком свойств и видов поведения, позволяющих ему успешно адаптироваться в обществе). 4. Социальное подкрепление (целенаправленное воздействие на поведение человека со стороны других людей или общества, которое служит стимулом для формирования психики и поддержки поведения соответствующих людей). 5. Социальный контроль (способы и формы регулирования психики и поведения людей со стороны общества). Социальный контроль выражается в двух формах: позитивная (поощрение, награды, одобрение) и негативная (неодобрение, наказание, угрозе наказания. Направленность личности Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения. Направленность личности — ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности. Ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой является направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности. Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов. Направленность воплощается в различных формах — ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик. В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью. 19. Потребности и их классификация. Потребность — это испытываемая человеком нужда в чем-то. Потребности бывают: -потенциальные и актуализированные; -материальные и духовные; -биологические и социальные; -просоциальные и асоциальные; -индивидуальные, групповые и общественные; -здоровые и нездоровые; -ведущие и второстепенные; -устойчивые и неустойчивые; -реальные и иллюзорные. Классификация потребностей по А.Х. Маслоу: -потребности физиологические (органические) – голод, жажда, половое влечение и др.; -потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности; -потребности в принадлежности и любви – принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятыми ими; -потребность уважения (почитания) – одобрение, признание, авторитет, компетентность, достижение успехов; -познавательные потребности – знать, уметь, понимать, исследовать; -эстетические потребности – гармония, симметрия, порядок, красота; -потребность в самоактуализации – реализации своих целей, способностей, развитии собственной личности. Это наивысшая потребность в иерархии А.Х. Маслоу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 1604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.244 (0.008 с.) |