ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая характеристика воображения



Воображение —особый психический процесс, который выражается в воссоздании и преображении представлений, в создании новых образов, никогда не бывших в восприятии, в конструировании новых связей и отношений, отсутствующих в реальности. В этом отношении воображение может быть отнесено к интеллектуально-познавательным процессам. Воображение обеспечивает предвидение будущих результатов активности, в изменении в окружающим мире и себе, позволяет построить программу поведения и поэтому может быть отнесено к интегративным процессам.

Виды воображения:

1.активное (творческое — самостоятельное создание новых образов, связано с творческой деятельностью; воссоздающее — возникает на основе описаний, чертежей и схем, которые выполнены другими);

2.пассивное (преднамеренное — когда возникновение новых образов связано с наличием определенных намерений вообразить что-то конкретное. Не связано с волей (грезы); непреднамеренное — происходит при ослаблении деятельности сознания (во сне-сновидения). Воображение в некоторых обстоятельствах может выступать как замена деятельности, ее суррогат -пассивное воображение. Человек может вызывать пассивное воображение преднамеренно. Такого рода образы и фантазии преднамеренно вызванные, но не связанные с волей, направленные на воплощение их в жизнь называют грёзы.пассивное воображение может возникнуть и не преднамеренно, главным образом при ослаблении сознания, в полудремотном состоянии, при временном бездействии, в состоянии аффекта и т. д. Активное воссоздание воображение имеет в своей основе воссоздание образов, соответствующих описанию. Творческое воображение предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

Фантазия —отражение окружающей реальности в новых неожиданных связях и отношениях.

Механизмы воображения:

1. Агглютинация (склеивание) — соединение различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей (образ русалки)

2. Гиперболизация — характеризуется не только преувеличением или преуменьшением предмета или явления (дюймовочка, великан), но и изменение количества частей предмета или их смещение.

3. Схематизация — вывод на план определенных черт и их подчеркивание.

4. Типизация — выявление существенного, повторяющегося в однородных фактах, воплощение этого в конкретных образах.

Имажинативнные типы личности:

1. Мечтатель — с доминантой пассивного воображения.

2. Романтик — с доминантой активного воображения.

3. Прозаик — предпочитает практические дела мечтаниям.

 

Місце уяви в структурі психічних явищ

Воображение, основываясь на образах восприятия, одновременно является его объективной опорой, особенно в том случае, когда воспринимается предмет или его изображение с неясными очертаниями. Углубление восприятия объекта с помощью воображения в свою очередь зависит от четкости поставленной познавательной задачи.
Между образами памяти и воображения также имеются различные внутренние взаимосвязи и сложные соотношения. Образы памяти – одна из существенных основ воображения. Чем богаче содержание памяти и чем более активно человек может оперировать ее образами, тем более всего это представляет благоприятную психологическую предпосылку развития воображения. Тесно связаны образы воображения и эмоциональной памяти. Вспоминание пережитого активизирует образы воссоздающего воображения; обилие и динамизм этих образов в свою очередь повышают эмоциональность человека.
Внимание является условием регулирования деятельности воображения и повышения его познавательного уровня.
Связь между воображением и мышлением имеет свои особенности. Первое различие касается задач, которые решают эти процессы. Основная задача воображения – преобразование прошлых впечатлений в новые. Задача мышления – познание истины. Мышление для решения своих задач использует мыслительные операции. Воображение имеет свой набор «техник» создания образов, таких как гиперболизация, схематизация и др. В воображении есть ограничения, связанные с объемом образов, которыми мы оперируем. С этой точки зрения возможности мышления безграничны. Однако эти два процесса в реальности находятся в неразрывном единстве. Их взаимосвязь проявляется в том, что в самом безудержном фантазировании неизбежно будут наличествовать элементы мыслительной деятельности, равно как и в самом строгом рассуждении неизбежны элементы фантазии. Достаточно часто определенное умственное построение человека заранее планируется им как результат синтетической деятельности мышления и воображения. К их числу относятся гипотезы. Чтобы из гипотез получить истину надо избавиться от всего фантастического, но при этом нельзя забывать, началом создания гипотезы, как и всего научного поиска, является фантазия ученого. Поэтому можно сказать, что воображение, в определенном смысле, – начало мыслительной деятельности.

Функции, виды, механизмы воображения

Функции воображения:

1. представление действительности в образах, а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи;

2. регулирование эмоциональных состояний;

3. произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций;

4. формирование внутреннего плана действий — способности выполнять их внутри, манипулируя образами;
5. планирование и программирование деятельности, составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Виды

По степени активности субъекта воображения можно выделить два вида: активное воображение - пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

пассивное - образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, не подчиняются контролю

Активное воображение:
1) воссоздающее воображение (репродуктивное)

Пользуясь им, ставится задача воссоздать представление о чем либо как можно более полно соответствующее его описанию. Хотя здесь также есть элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, нежели творчество. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, знакомимся с ли­тературными героями. Воссоздающее воображение форми­рует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые. Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходи­мо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако быва­ют случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользу­ясь словами, а па основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному во­ображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве.

2) творческое воображение(продуктивное)

В ходе творческого воображения человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность (Основным выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций.) Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

3) Мечта

Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выраже­ние то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее
Пассивное воображение:
1) пассивное преднамеренное воображение (или грезы) - создание образов воображения, которые изначально воспринимаются человеком как нереальные, неосуществимые, призрачные, сноподобные.
2) пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов (сновидения и галлюцинации).
Механизмы воображения:
-агглютинация — создание нового образа из частей других образов
-гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей
-схематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств
-акцентирование — подчеркивание особенностей объектов
-типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях

 

Воображение и творчество

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество не просто тесно связано с воображением, оно без него невозможно.
Творчество - это порождение нового, и это требует обычно значительных затрат. Соответственно про людей творческих можно сказать, что они, скорее всего, обладают развитым воображением, мышлением и концентрацией внимания. Творчество возможно во всех сферах жизнедеятельности человека.

Соответственно видам деятельности человека выделяют, например, такие виды творчества:
- изобретательское, - техническое, - научное,
- литературное, - художественное, - артистическое,
- музыкальное, - политическое, - военное и т.д.
Творчество - очень многогранный процесс. На него большое влияние оказывает не только воображение и мышление, но в том числе и эмоции, воля, восприятие.
Постепенно в науке на первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать. Английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творческий процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии творчества:
1. Подготовка (зарождение идеи).
2. Созревание (концентрация, "стягивание" знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).
3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
4. Проверка.
Г. С. Альтшуллер разработал целую теорию решения творческих задач. Он выделял пять уровней творчества (от легких к сложным):
1. Задачи первого уровня решаются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требуется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариантов решения. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности. Объем творчества здесь - минимален.
2. Задачи второго уровня требуют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства решения такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.
3. Задачи третьего уровня еще сложнее, здесь правильное решение скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы решения задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний.
4. На четвертом уровне совершенствуемый объект меняется полностью. Поиск решений ведется, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений.
5. На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает многократно, а средства решения задач этого уровня могут оказаться за пределами возможностей сегодняшней науки и даже человеческого разума.

В целом процесс творчества состоит из большой цепочки анализа и синтеза: структуры разбиваются на части, части потом опять собираются в структуры. Анализ и синтез требует активной работы мышления, но и воображения тоже, поскольку здесь воображение выступает предметной опорой для мышления.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.96.22 (0.013 с.)