Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности воображения детей с нарушениями зрения

Поиск

Воображение - своеобразная форма отражения действительности, в которой на основе представлений конструируются образы объектов, до того никогда не воспринимавшихся. (Образы воображения реконструируют прошлый опыт, расширяют сферу познания, создают возможность предвидеть результаты деятельности, способствуют развитию ВПФ, влияют на формирование личности.)

Физиологическая основа – комбинация ранее сформировавшихся в коре временных нервных связей.

 

Виды:

Пассивное (о выигрыше в лотерею) Активное (фантасты,)
ú Преднамеренное (произвольное) (мечты) ú Непреднамеренное (сон, гипноз) ú Воссоздающее / репродуктивное - реальность в настоящем виде (слушая радиопостановку, представляем героев) ú творческое /продуктивное («Мастер и Маргарита», снегоуборочная машина) ú антиципирующее (богатырь на распутье)

// Все дети наделены в разной степени

 

Воображение тесно связано с представлениями: образ воображения не может быть создан без опоры на представления, на объективную реальностьI чем разнообразнее опыт человека, тем богаче будет и воображение (дорисовывание кругов до предметов).

 

В тифлопсихологии конца XIX-начала XX века существовали две противоположные точки зрения

Представители ассоциативной психологии утверждали, что сужение сферы чувственного познания ограничивает возможности комбинирования и создания образов воображения, особенно творческого. НО тифлологи не видели тесной связи с мышлением и речью, позволяющими в значительной мере восполнить пробелы чувственного отражения другие авторы развивали идеалистическую концепцию, утверждая, что выпадение функций зрения способствует развитию и богатству <внутренней> жизни. Будучи отгорожен от внешнего мира, слепой, создает с помощью мышления и воображения свой <внутренний мир>. слепым приписывается высокое развитие творчески-музыкального и математического воображения

N одна физиологическая основа.

N Сужение сферы чувственного познания Ì обедняет восприятие и представления Ì ограничивает возможности комбинирования и реконструкции образов в воображении. Герман, Джестроу, Челианов отмечают их зависимость от времени и степени нарушений зрения (наиболее яркие сновидения имеют место у лиц, ослепших в зрелом возрасте, сновидения ослепших в раннем детстве бедны образами, туманны и лишены зрительных элементов).

// возможности развития творческого воображения ограничены при сужении сферы чувственного познания.

N Развитие воссоздающего воображения у слепых - задача пед.процесса, т.к. оно заполняет пробелы в чувственных знаниях, выполняя компенсаторные функции: слепые на основе словесных описаний и чувственных образов (модели, рельефные изображения) трансформируют возникающие образы и адекватно представляют реально существующие, но не воспринимавшиеся непосредственно в натуральном виде предметы (макет Кремля). Наличие остаточного зрения еще больше расширяет возможности.

N Необходимо управляемое педагогом воспитание воображения, потому что воображение, опираясь на недостаточные по полноте и осмысленности представления, может уводить слепого в сторону от реальной жизни (слепые в своих мечтах часто видят себя летчиками, …, отрыв от реальности превращает мечту из стимула деятельности в пустую мечтательность и отрицательно влияет на развитие личности).

N Воссоздающее воображение ослепших создаёт новые яркие образы на основе сохранившихся зрительных представлений.

N Творческое воображение слепых страдает значительнее, чем воссоздающее: при врожденной (рано приобретённой) абсолютной слепоте литературные произведения подражательны, маловыразительны и несовершенны по форме. Низкий уровень творческого воображения связан также с тем, что отсутствие или серьезное нарушение зрительных функций препятствуют овладению культурой, так как ее орудия, институты и т. п. рассчитаны на иную психофизическую организацию.

// при прочих равных условиях сила воображения будет находиться в прямой зависимости от состояния зрительных функций //

Коррекция:

ú Для развития творческого воображения необходимо раннее и всестороннее развитие сенсорики.

ú на ее основе - создание художественных, музыкальных и математических образов.

ú высокие результаты: благодаря связи воображения с ощущениями, мышлением, речью, памятью, которые восполняют дефицит чувственного отражения.

// формирование творческого воображения зависит от развития чувственного и логического познания




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.51 (0.007 с.)