Воображение и его виды. Формы синтеза, реализуемые в процессе воображения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воображение и его виды. Формы синтеза, реализуемые в процессе воображения.



Воображение

В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы. Психический процесс создания новых образов, представлений и мысленных ситуаций, никогда ранее в целом не воспринимавшихся человеком, и есть воображение. Оно вступает в свои права тогда, когда даны недостаточные сведения о ситуации и ответ на них трудно получить с помощью мышления. Если исходные данные задачи известны, то ход ее решения подчиняется преимущественно законам мышления, если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения.

Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентирует человека в процессе деятельности. Воображение входит в любой трудовой процесс, является необходимой стороной любой творческой деятельности. Ценность воображения также в том, что оно позволяет принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Воображение всегда есть определенный отход от действительности. В данном случае пути решения проблемы нередко недостаточно точны и в этом ограниченность воображения. Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не совершал, что надо делать и как он будет делать, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Но в любом случае источник воображения  объективная реальность.

В психологии различают произвольное и непроизвольное воображение. Первое проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем, второе  в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т.д. Также выделяют активное и пассивное воображение. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Творческое воображение  это такой вид активного воображения, в ходе которого человек самостоятельно создаёт новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом, и которые воплощаются в конкретные оригинальные продукты деятельности: произведения искусства, научное творчество, рационализаторскую и изобретательскую деятельность. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Близко к воображению находится эмпатия  способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сопереживать.

Пассивное воображение делится на произвольное (мечтательность, грёзы) и непроизвольное (гипнотическое состояние). Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществлёнными. Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдалённого будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска. Преднамеренное пассивное воображение есть грёзы (они далеки от реальности, иначе говоря, «воздушные замки»). В образах пассивного воображения «удовлетворяются» неудовлетворённые, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение отрицательных эмоций. В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

 

5. Понятие о внимании. Сущность и определение мышления. Формы мышления (понятие, суждение, умозаключение, рассуждение).

Внимание

Особым и весьма сложным психическим процессом является внимание. Внимание  направленность и сосредоточенность сознания в данный момент времени и при данных условиях, значимых для личности, на определённых объектах или деятельности при отвлечении от всего остального. Значимость эта может быть ситуативной (в силу создавшихся обстоятельств) и личностной (на основе интересов, потребностей личности).

Деятельность как таковая может не вызывать у человека непосредственного интереса, но т.к. ее выполнение необходимо для решения важной задачи, она становится предметом внимания. Так, когда товаровед принимает новые товары, бухгалтер подсчитывает колонки цифр, представитель фирмы ведет переговоры с партнёром, ни один из них не может быть невнимательным, если хочет получить безошибочный результат.

Умение подчинять своё внимание, руководить им, перерастает в такое важное качество, как внимательность, а это уже личностное свойство, оно профессионально значимо для делового человека. С психологической точки зрения различают следующие виды внимания:

• непроизвольное, или пассивное внимание проявляется тогда, когда объект овладевает нашим сознанием сам по себе, без усилия воли, без заранее поставленной цели с нашей стороны, без намерения увидеть, услышать его. Это свойство внимания используется при рекламировании товара (лоточная торговля), услуги и т.д. Непроизвольное внимание может быть вызвано новизной предмета, неожиданностью раздражителя, внутренним состоянием человека. Так, если человек голоден, запах пищи для него становится значимым раздражителем;

• произвольное внимание возникает, если деятельность осуществляется в русле сознательных намерений субъекта и требует с его стороны волевых усилий. Оно отличается активным характером и по своему происхождению связано с трудовой деятельностью. Произвольное внимание  это сознательное сосредоточение психической активности на том или ином объекте. При этом человек фиксирует свое сознание, мысли не на том объекте, который ему приятен, а на том, на котором он должен в силу каких-то обязательств сосредоточить свои мысли, память, напрягая при этом волю (подготовка к экзамену);

• послепроизвольное (постпроизвольное) – когда внимание остается целенаправленным, но не требует волевых усилий. Его появление объясняется отчасти развитием технической стороны деятельности в связи с её автоматизацией. При этом сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но её выполнение уже не требует специальных умственных усилий и ограничено во времени лишь утомлением и истощением ресурсов организма.

Рассмотренные три вида внимания в трудовой деятельности человека тесно переплетаются. Внимание не является особым психическим процессом, как восприятие, воображение, мышление. Внимание проявляется в других познавательных процессах. Мы не можем быть «просто» внимательными, а мы с вниманием воспринимаем, запоминаем, рассуждаем. Внешне внимание выражается в мимике, позе, движениях. Оно возникает как настороженность, бдительность, готовность к действию. Так, наблюдая делового партнера, мы по внешним признакам делаем для себя вывод, внимателен ли он к предмету разговора или нет. К числу профессионально значимых характеристик внимания относятся: избирательность, концентрированность, распределение, объём, устойчивость, переключаемость. Указанные свойства внимания по-разному необходимы в различных видах деятельности. Так, для бизнесмена главное – это переключаемость и возможность распределения; для других профессий, главной целью которых являются наблюдение и контроль, наибольшее значение приобретает устойчивость внимания. Вместе с тем следует помнить общее правило: не позволять себе никакую работу ни при каких обстоятельствах делать небрежно. Объём для взрослого человека  4-6 несвязанных между собой объектов; количество объединённых в осмысленное целое элементов может быть намного больше. Распределение  когда то или иное число разрозненных объектов одновременно удерживается в поле внимания (количество покупателей в отделе супермаркета). Устойчивость  длительность, в течение которой сохраняется концентрация внимания. Переключаемость  способность быстро выключаться из одного вида деятельности и включаться в новую, соответствующую изменившимся условиям. Сильная отвлекаемость или слабая переключаемость приводит к рассеянности, когда человек ни на чём не в состоянии сосредоточиться, либо, наоборот, настолько сосредоточен на каком-то объекте, что все остальные объекты уходят в тень (рассеянный профессор). Концентрированность  сосредоточенность сознания на объекте, отвлечённость от всего постороннего. Избирательность  направленность сознания на определённый объект (выбор объекта). Для поддержания продолжительного и интенсивного внимания от организма требуется большое нервное напряжение. Очень важно обеспечить на рабочем месте нормальную микроклиматическую обстановку, исключить такие вредные факторы, как шум, вибрация, недостаток освещения и т.д. Большое значение имеет также рациональный режим труда и отдыха. Периодические непродолжительные перерывы в течение рабочего дня действуют исключительно благотворно, позволяют работнику распределять свое внимание в течение всей работы.

6 Мышление и речь

В психической жизни человека особое место принадлежит мышлению. В отличие от ощущений, восприятий и представлений с помощью мышления человек не только узнает факты и явления, но может понять причины их существования, получает возможность прогнозировать будущие события. Мышление  процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности, направленный на решение познавательных, теоретических и практических задач.

Обобщение происходит путем сопоставления отдельных свойств, признаков воспринимаемых предметов или явлений, выделения из них общих и в то же время существенных признаков и свойств, отвлечения от второстепенных. Отражение общих и существенных признаков выражается в понятиях, что облегчает общение. Так, понятие «магазин» у всех людей более или менее одинаково: всякий, кто слышит это слово, представляет именно предприятие розничной торговли, а не стадион и не вокзал. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи, связано с постановкой определённых задач. Первоначально мышление возникает в практической деятельности, это практическое мышление, в нем способом решения задачи является практическое действие: чтобы выяснить, что там внутри, любознательные дети ломают игрушки; чтобы выяснить, сколько материи осталось в куске, продавец перемеривает остаток и т.п. Мыслительный процесс осуществляется в двух формах: 1) формирование и усвоение понятий, суждений и умозаключений; 2) решение мыслительных задач. Понятие  это форма мышления, отражающая существенные черты, связи и отношения предметов и явлений, которая выражена словом или группой слов. Суждение  форма мышления, отражающая связи между предметами, явлениями действительности и их свойствами и признаками (к примеру, Земля вращается вокруг Солнца). Умозаключение  форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается вывод (Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Земля  планета Солнечной системы, значит, она вращается вокруг Солнца). Мыслительные задачи осуществляются благодаря мыслительным операциям: анализ  мысленное расчленение целостной структуры объекта отражения; синтез  воссоединение элементов в целостную структуру; сравнение  установление отношений сходства и различия; обобщение  выделение общих признаков на основе объединения сущностных свойств или сходства; абстрагирование  отвлечение от конкретных признаков и выделение общего аспекта явления; конкретизация  отвлечение от общих признаков и подчёркивание частного, единичного; систематизация  мысленное распределение предметов и явлений по группам и подгруппам.

Психология изучает мышление как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности. Различают: интуитивное мышление  характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью; наглядно-образное  связано с образным восприятием окружающей действительности; наглядно-действенное  решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации (обдумывая, как оформить витрину, художник-декоратор в наглядных образах представляет возможные варианты); теоретическое (словесно-логическое, абстрактное)  мышление понятиями, решение задачи в уме. Например, сложные экономические задачи решаются с помощью теоретического мышления.

Мышление часто развёртывается как процесс решения задачи, в которой выделяются условия и требования. Развитие мышления зависит от знаний, важно уметь их применять в деле. Отличительная особенность умного человека  умение привести в систему имеющиеся знания, организовать их так, чтобы можно было ими пользоваться. Умный человек не гарантирован от ошибок, но, допустив ошибку, он умеет ее исправить. Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т.е. мышление происходит в речевой форме, с помощью языка. Язык есть система словесных знаков, средство, с помощью которого осуществляется общение между людьми. Речь  это процесс использования языка в целях общения людей. Функции речи:

1) коммуникативная функция, или речь как средство общения между людьми.

2) функция хранения и передачи общественно-исторического опыта.

3) функция обобщения (каждое слово само по себе уже обобщение).

4) средство мышления, т.к. мышление осуществляется, как уже отмечалось, в речевой форме.

5) экспрессивная функция (передача эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена).

6) речь связана со всеми психическими процессами. Так, речевое проговаривание материала помогает нам его запоминать, с помощью слов человек выражает свои чувства.

Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь служит общению. Она бывает устная и письменная. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная речь обращена к отсутствующему читателю, который не видит и не слышит пишущего. Отсутствие непосредственного контакта между пишущим и читающим создает определенные трудности в построении письменной речи. Письменная речь обычно менее выразительна, чем устная, но она допускает длительную и тщательную работу над словесным выражением мыслей, тогда как в устной речи недопустимы задержки, времени на шлифовку и отделку фраз нет. В свою очередь, устная речь бывает монологической и диалогической. При диалогической речи следует придерживаться таких правил:

 выслушивать высказывания собеседника до конца;

 понимать вопросы и возражения своего оппонента;

 отвечать именно на эти вопросы, а не на собственные мысли.

Пренебрежение этими правилами свидетельствует о низкой культуре человека. Культура речи определяется объёмом активного словаря, дикцией, а также владением речью. В практике общения людей немалое место занимает монологическая речь. Монологическая речь требует умения связно, строго, последовательно и доказательно излагать свои мысли, придавая им вполне законченную и достаточно развёрнутую форму. При этом следует владеть аудиторией, «чувствовать» ее.

Внутренняя речь  это внутренний беззвучный речевой процесс. Она очень своеобразна, т.к. очень сокращена. Часто целые фразы сокращаются до одного слова (подлежащего или сказуемого). Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращённой внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других.

Успех речевой деятельности зависит от ряда факторов. Так, чтобы свободно рассуждать о каком-то предмете, надо привести в порядок собственные мысли, иначе вряд ли они будут понятны другим людям. Не меньшее значение имеет критическая оценка своей речевой деятельности. Засорение языка словами-паразитами, искажение звучания фразы диалектными влияниями, скудный словарный запас  все это вполне преодолимые недостатки. Надо только поставить целью контролировать себя, работать над собой, помнить, что искусство говорить выводит человека на авансцену успехов современной жизни.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.210.184.142 (0.01 с.)