Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отрасли педагогических знаний. Формы связи педагогики с другими науками. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
К настоящему времени педагогика превратилась в разветвлённую систему знаний. Систему педагогических наук образуют следующие отрасли педагогики. Общая педагогика, содержащая четыре больших раздела: общие основы; дидактику (теорию обучения); теорию воспитания; школоведение. История педагогики исследует историю педагогических учений в различные исторические эпохи. Сравнительная педагогика исследует образовательные и воспитательные системы в различных странах путём сопоставления и нахождения сходств и различий. Специальная педагогика разрабатывает методы воспитания и образования детей и взрослых, имеющих отклонения в физическом развитии: сурдопедагогика (воспитание и образование глухонемых), тифлопедагогика (для слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (для умственно отсталых), логопедия (для детей и взрослых с проблемами речи). Возрастная педагогика изучает особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. Методики преподавания отдельных учебных предметов. Профессиональная педагогика изучает технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную сферу деятельности (военную, инженерную, медицинскую и другие педагогики). Процесс дифференциации в педагогической науке продолжается. В последние годы появились такие отрасли, как этнопедагогика, социальная педагогика, ТРИЗ-педагогика и другие. Этнопедагогика – отрасль педагогической науки, изучающая педагогику различных народов. Социальная педагогика – наука по оптимизации воспитания личности с учётом конкретных условий социальной среды. Социальная педагогика исследует проблемы подготовки человека к жизни в реальных условиях с учётом интересов общества. ТРИЗ-педагогика (Теория Решения Изобретательских Задач) – педагогическое направление, опирающееся на общие законы теории решения изобретательских задач. Основана на теории развития творческой личности (ТРТЛ). Перед педагогикой как наукой о воспитании стоит задача ясно и точно установить, как должно быть организовано воспитательное воздействие на личность, какие оно может принимать формы, какими пользоваться приёмами и куда направлять. Другая задача заключается в том, чтобы уяснить, каким законам подчиняется само развитие человеческого организма. В зависимости от этого педагогика охватывает несколько отдельных областей знания. С одной стороны, поскольку она ставит проблему развития человека, она включается в цикл наук биологических, т.е. естественных. С другой стороны, поскольку всякое воспитание ставит себе известные идеалы, цели, постольку оно должно иметь дело с философскими науками. Педагогика занимает, таким образом, пограничное положение между общественными и биологическими науками. Кроме того, педагогика опирается на социальную этику, которая указывает общие цели и задачи воспитания, и на психологию с физиологией, которые указывают средства для решения этих задач. Педагогика и психология. Эта связь традиционна, т.к. педагогика не может не учитывать законы психической деятельности личности. Педагогика и философия. Эта связь обусловлена самой сущностью философского осмысления места человека в мире. От системы философских взглядов, которых придерживаются педагоги, зависит направление педагогического поиска. Методологическая функция философии проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов научного познания, которым подчиняется и педагогическое знание. Педагогика и биология. Одна из важнейших задач для педагогики – проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, поэтому педагогика опирается на биологические исследования, изучающие индивидуальное развитие человека. Педагогика и социология. Обе эти науки связаны проблемами планирования образования, выявлением основных тенденций развития социальных групп, закономерностей социализации личности. Педагогика и политология. Образовательная политика всегда являлась отражением государственной идеологии. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания. Педагогика и этнография. Этнография рассматривает закономерности воспитания у народов мира на разных стадиях исторического развития, специфические особенности воспитания. Педагогика и экономическая наука. Педагогика определяет роль воспитания в эффективности общественного производства, финансовых и материально-технических ресурсов, необходимых для создания оптимальной системы воспитания. В педагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук: юриспруденции, статистики, экологии.
17. Образование как социокультурный феномен. Две основные функции образования в обществе (воспроизводство и развитие) и соответствующие им модели образования. История человечества свидетельствует, что во все времена функционирование различных систем образования было обусловлено целями: – Во имя чего образование? Что развивать в человеке? Какие ценности и традиции передавать обучаемому и почему? На что ориентироваться в образовании при смене политических систем, цивилизаций? Как строить учебный процесс? Какова мера самобытности национальной системы образования? Что такое образование? Что же такое образование? Единого определения «образования» по сути нет. Но главные характеристики находят свое отражение в следующем определении: Образование в современном обществе это общественно организуемый и целенаправленный процесс передачи знаний и социально значимого опыта, в ходе которого происходит становление личности. Цель образования имеет как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель образовательной системы как государственного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии его производительных сил, общей культуры, в укреплении морально-правовых устоев членов общества. Внутренняя направленность образования заключается в развитии личности, в овладении личностью знаниями, умениями, навыками. Образование обеспечивает личности высокий уровень понимания мира, общества, себя, формирует способность и потребность к самосовершенствованию. Образование является социокультурным феноменом, выполняет социальные функции, служит важным фактором развития общества. С помощью образования расширяются возможности удовлетворения насущных потребностей человека; образование помогает общению людей, обогащает его; образование содействует развитию культуры, будучи составной его частью; знания, полученные в ходе образования, становятся капиталом, приносящим непосредственную прибыль человеку и обществу. Можно выделить основные функции образования как социокультурного феномена. 1 Средство развития человека и становления его как личности. 2 Способ социализации, т.е. вхождения в социум и самоутверждения человека в обществе. 3 Способ существования человека как Homo Sapiens через общение. 4 Средство обеспечения преемственности поколений. 5 Фактор социального прогресса. Система образования это специально разработанный обществом социальный институт с организованной системой связей и социальных норм, которые соответствуют основным потребностям общества. Именно эта система наряду с передачей формальных знаний об окружающем мире и существующих в нем закономерностях оказывает влияние на формирование личности человека. Содержание образования представляет собой комплекс социально значимых знаний, умений, навыков, усвоение которых необходимо для формирования личности, ее социализации. Именно приобретение знаний и формирование личности человека в конечном итоге является целью образовательного процесса. Какие факторы влияют на содержание образования? Объективные факторы: потребности общества в определенном уровне образования; изменения в развитии науки и техники, виды деятельности человека. Общество выдвигает определенные требования к образованию, которые постоянно изменяются под влиянием требований производства, развития науки и техники, потребностей и интересов общества и индивида в самом процессе обучения. К субъективным факторам относятся: политика, идеология государства в области образования и воспитания; методологические позиции деятелей педагогики. В современной образовательной науке существуют разные концепции содержания образования, корни которых уходят в прошлое в теорию формального и теорию материального образования, сформировавшихся в конце XVIII начале XIX стст. Приведем некоторые характеристики обеих концепций. Сторонники теории формального образования (Локк, Песталоцци, Кант, Гербарт) считали источником знания разум, поэтому основной целью образования считали развитие умственных способностей и познавательных процессов учащихся, их внимания, памяти, мышления. Поэтому главными предметами были для них греческий и латинский языки, математика. Положительное в этой концепции формирование умения мыслить, развитие интеллектуальной сферы личности. Недостатки одностороннее использование знаний в подборе учебного материала, недооценка их ценностного значения. Сторонники теории материального образования (Г. Спенсер, Дж. Дьюи) источником знаний считали опыт. Поэтому главными предметами считались естественно-научные и основной целью образования считалась передача учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки, пригодных к жизни. Положительное в этой теории высокая оценка содержания знаний, отрицательное перегрузка учащихся информацией, слабая связь между курсами, линейный принцип составления учебных программ. Современная педагогика использует лучшее из предшествующего опыта, но исходит из требований современности. Поэтому источником содержания образования следует считать, во-первых, знания как первый элемент социального опыта; во-вторых, опыт осуществления уже известных обществу способов деятельности как интеллектуального, так и практического характера; в-третьих, опыт творческой поисковой деятельности; в-четвертых, опыт эмоционально-ценностного отношения людей к миру и друг другу. В современных условиях усложняются требования к содержанию образования. Главные из них: способствовать гармоничному развитию личности (т.е. способствовать умственному, физическому, нравственному развитию); базироваться на научной основе; строиться на предметной основе; раскрывать взаимосвязь между отдельными учебными предметами; укреплять связь теории с практикой; соответствовать возрастным возможностям обучаемых. Получение образования осуществляется разными способами. Это дневная и вечерняя формы обучения, экстернат (самостоятельное обучение на дому или с помощью педагогов, сдача экзаменов при конкретном учебном заведении), дистанционное обучение и заочное обучение. Современные тенденции развития образования Последние десятилетия ХХ – начала ХХI стст. характеризуются ускорением обновляемости технологий, знаний в различных сферах деятельности. На современное развитие общества все большее влияние оказывает стремительно расширяющееся информационное поле. Знаний, полученных даже в высших учебных заведениях, надолго не хватает. Таким образом, появилась концепция непрерывного образования. Впервые идея непрерывного образования была представлена на конференции ЮНЕСКО в 1965г. Потребность в непрерывном образовании была вызвана как объективными, так и субъективными причинами. В условиях научно-технического прогресса обновление техники, технологий стало опережать темпы смены поколения людей. Произошло отставание образования от новых реалий жизни, многие работники перестали выполнять свои обязанности, не хватало профессиональных знаний. Таким образом, создались объективные предпосылки для перехода к непрерывному образованию К субъективным предпосылкам перехода к непрерывному образованию можно отнести рост благосостояния людей, высвобождение времени для учебы, расширение образовательных услуг. Все это привело к осознанию важности образования, превращению его в одну из ценностей человека и общества. Высшая школа прямо и опосредованно связана с экономикой, наукой, культурой общества. Поэтому требования к специалисту должны носить опережающий характер по сравнению со сложившейся теорией и практикой. Изменившийся социальный заказ в области образования привел к появлению новых тенденций в построении педагогического процесса: 1 Гуманизация образования через усиление внимания к личности обучаемого. 2 Демократизация через создание предпосылок для развития активности и творчества учащихся и педагогов, привлечение общественности к управлению образованием через многообразие форм обучения. 3 Компьютеризация и технологизация обучения. 4 Вариативность, проявляющаяся не только в содержании образовательных программ, но и в широком спектре типов образовательных учреждений. 5 Переход от информативных методов обучения к методам, развивающим творчество личности. 6 Стандартизация, т.к. образование из категории национальных приоритетов переходит в категорию мировых приоритетов. В настоящее время интенсивно развивается международное образовательное пространство, отражающее интенсивное взаимодействие между государствами в разных сферах общественной жизни, в том числе и в сфере образования. Стандарт образования отражает обязательства, с одной стороны, государства перед своим гражданином, а с другой гражданина перед государством в области образования. Стандартизация это ответ на требование учета тенденций развития образования применительно к международной образовательной практике. В качестве примера можно привести Болонскую декларацию, принятую министрами двадцати девяти стран Европы 19 июня 1999 г. Цель декларации – создание единого европейского образовательного пространства для того, чтобы улучшить образовательный процесс, предоставить молодежи широкие возможности выбора места обучения, повысить конкурентоспособность молодых специалистов. Болонский процесс означает трансформацию системы обучения. Это предполагает наличие двух циклов – бакалавриата, который дает базовое высшее образование, и магистратуры, по окончании которой присваивается научная степень магистра. Предполагалось также способствовать унификации академических степеней, развивать мобильность студентов и преподавателей. По признаку взаимного сближения и взаимодействия в области образования можно выделить определенные регионы. 1 Регионы, являющиеся генераторами интеграционных процессов. Наиболее ярким примером этого может служить Западная Европа. К данному типу можно также отнести США и Канаду, страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, Малайзия, Таиланд, Филиппины, Индонезия). 2 Регионы, позитивно реагирующие на интеграционные процессы. Это, например, страны Латинской Америки. 3 Регионы, инертные к интеграции образовательных процессов. В эту группу входит большая часть стран Африки к югу от Сахары (кроме ЮАР), ряд государств Южной и Юго-Восточной Азии, островные государства бассейнов Тихого и Атлантического океанов. Несмотря на усиливающуюся в мире тенденцию стандартизации образования, нельзя не отметить национальную компоненту в системе образования в разных странах, регионах. К настоящему времени в мире сложились несколько образовательных моделей. Российская модель включает общеобразовательную школу, полную среднюю, школу-лицей, колледж, институт, университет, аспирантуру, докторантуру. В системе профессионального образования России четыре уровня: начальное профессиональное (срок обучения – год), среднее профессиональное (до двух лет), высшее (срок обучения 5-6 лет), послевузовское (сроком до трех лет). Уровень высшего образования РБ имеет три степени: первая – неполное высшее образование (обучение не менее двух лет); вторая – высшее профессиональное образование (обучение 4 года с присвоением степени бакалавра); третья – высшее профессиональное образование с двумя разновидностями: пятилетнее обучение с получением квалификации «дипломированный специалист», шестилетнее обучение с получением квалификации «магистр». Французская модель: единый колледж, технологический, профессиональный и общеобразовательный лицеи, университет, магистратура, аспирантура. Американская модель: младшая средняя школа, старшая средняя школа, колледж двухгодичный, колледж четырехгодичный в структуре университета, магистратура, аспирантура. Для западноевропейских моделей характерен значительный удельный вес учебных заведений, ориентированных на элитарный уровень академического образования. Азиатская же модель отличается тем, что она органично сочетает старые традиции с новейшими потребностями технического прогресса. Для системы высшего образования России и Белоруссии характерен поиск оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной системе образования и тем новым, что предлагает мировая образовательная система. В чем же смысл образования в настоящее время? Во-первых, общеобразовательная система выступает одной из органических частей общества, которая обеспечивает интересы личности, нации, общества на определенных исторических этапах. Во-вторых, современный мир признает только один путь цивилизованного развития: через хорошо налаженное образование, общественный приоритет знаний, высокий профессионализм. В-третьих, человеку необходимо дать такое образование, которое соответствует его природным задаткам, которое способствует его развитию. В-четвертых, образование формирует мировоззрение человека. В-пятых, образование – это процесс не только усвоения готовых знаний, но и процесс внутренней работы человека, самообразование. В-шестых, образование помогает человеку в решении всех его проблем: экономических, социальных, духовных. От того, как организован процесс обучения в учебных заведениях, какие цели выполняет образовательная система, во многом зависит накопление и повышение общеобразовательного, профессионального и культурного уровня членов общества.
18. Система образования Республики Беларусь, особенности ее структуры и перспективы развития. В Беларуси существуют следующие типы учреждений образования: дошкольные, общеобразовательные, профессионально-технические, средние специальные, высшие, учреждения послевузовского образования. Дошкольные учреждения (детский сад, детский сад-ясли, центры детского развития) создаются в помощь семье для воспитания детей до 6 лет, для охраны и укрепления их физического здоровья. Общеобразовательные учреждения подразделяются на несколько видов: начальная школа, формирующая у школьника познавательную мотивацию и навыки учебной деятельности. Учебные предметы этой школы закладывают первоначальное представление о природе, обществе, человеке. Далее базовая школа, которая имеет своей целью формирование основ научного мировоззрения. Эта ступень школы является обязательной, а ее выпускники могут продолжить обучение в полной средней школе или в профессиональных учебных заведениях. Далее средняя школа, которая завершает общеобразовательную подготовку учащихся, формирует и стимулирует способность заниматься самообразованием. В республике также созданы принципиально новые учебные заведения гимназии, лицеи. Следующая ступень образования профессионально-техническое. Этот тип образования осуществляют профессионально-технические лицеи и училища. Следующая ступень образования среднее специальное, которое представляют техникумы, колледжи на базе неполного или полного среднего образования. Высшее образование осуществляют университеты, институты, высшие колледжи. В республике существуют различные типы университетов классический и профильный. Классический университет готовит специалистов по разным профилям на двух ступенях. Здесь также осуществляют переподготовку квалифицированных специалистов. В классическом университете проводятся фундаментальные и прикладные научные исследования. В университетах формируются научно-методические центры. Профильный университет (академия, консерватория) ведет подготовку специалистов одного или нескольких профилей на двух ступенях высшего образования, осуществляет переподготовку специалистов с высшим образованием, ведет фундаментальные и прикладные научные исследования, формирует центр научно-исследовательской работы. Институт осуществляет подготовку специалистов по одной или нескольким близким специальностям, проводит фундаментальные и прикладные научные исследования по специальностям. Высший колледж это высшее учебное заведение, готовящее специалистов первой ступени высшего образования по специальностям, интегрированным со специальностями среднего специального образования, а также специалистов со средним специальным образованием, интегрированным со специальностями высшего учебного заведения. Система высшего образования сегодня призвана работать в трех основных направлениях: 1 Подготовка высококвалифицированных специалистов. 2 Создание новых технологий. 3 Подготовка кадров высшей квалификации. С получением диплома об окончании высшего учебного заведения обучение не заканчивается, включается следующий компонент системы образования Республики Беларусь – подготовка научных и научно- педагогических кадров. Эту задачу выполняют магистратура, аспирантура, докторантура, ординатура. Эта система позволяет приобрести и развить навыки исследовательской деятельности. В ХХ в. обнаружилось быстрое «старение» знаний. Это обусловило актуальность повышения квалификации и переподготовки кадров. Таким образом, в системе образования все большее значение приобретают курсы, институты повышения квалификации как составная часть послевузовского образования. И, наконец, завершает систему еще один вид образования – самообразование человека. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными и негосударственными (частными, религиозными). Обучение в государственных вузах республики производится на бесплатной и платной основах. Плату за учебу в вузе стали осуществлять в начале 90-х годов ХХ ст. Платная форма обучения является ответом на изменившиеся запросы рынка труда, способствует привлечению в сферу образования дополнительных финансовых ресурсов. Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм подчиненности. Наиболее эффективно развивается дневная форма обучения, но это не значит, что исчезают заочная и вечерняя формы, которые дают возможность получать высшее образование тем, кто не может учиться стационарно. Входит в практику экстернат на основании информационных технологий и дистанционного обучения. Национальная система образования базируется на Конституции Республики Беларусь, на Кодексе Республики Беларусь об образовании, на законах «О языках», «О национально-культурных меньшинствах», «О правах ребенка» и других. Руководство образованием в республике осуществляют органы государственного управления Национальное собрание и Совет Министров. Министерство образования Республики Беларусь руководит непосредственно подчиненными ему высшими и средними специальными учебными заведениями, подведомственными научными и учебно-методическими организациями, институтами повышения квалификации и т.д. Детские дошкольные и внешкольные учреждения, общеобразовательные школы, профессионально-технические и педагогические училища, колледжи, лицеи подчинены управлениям и отделам образования Советов депутатов. Образование во всем мире признается в качестве одного из главных факторов социального прогресса. Изменение в социально-экономическом базисе общества обусловливает новые требования к квалификации рабочей силы. Высокий уровень теоретических знаний, практических навыков дополняется формированием таких необходимых качеств работников, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, мобильность и др. В период зарождения и развития рыночных отношений по-новому востребуются качества человека-лидера.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.226 (0.018 с.) |