Предмет, специфика и принципы социальной педагогики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, специфика и принципы социальной педагогики



 

В наши дни сложились все необходимые предпосылки, чтобы из всей системы педагогического знания и деятельности выделилась такая относительно самостоятельная область педагогической теории и практики, как социальная педагогика.

Следует заметить, что у определенной части теоретиков педагогики сохраняется достаточно стойкое неприятие термина «социальная педагогика». Аргумент таков: вся педагогическая теория и практика порождена социальными потребностями и направлена на их реализацию, она была и остается целенаправленным средством социализации человека, она насквозь социальна, а потому называть какую-либо часть педагогической теории и практики социальной педагогикой некорректно.

В основе подобного аргумента лежит вольное или невольное смешение понятий «общественное» и «социальное», которые в языковой практике русского языка часто употребляются как синонимы. Действительно, цели, содержание и средства обучения и воспитания человека обусловлены обществом в целом, всей совокупностью экономических, политических, духовных процессов, а также социальных интересов. Однако социальные интересы составляют лишь часть общественных отношений, результатом их реализации является приобретение или восстановление человеком социального положения, статуса, функционирования.

К тому же словосочетание «социальная педагогика» находится в ряду таких названий относительно самостоятельных областей педагогической теории и практики, как «дошкольная педагогика», «школьная педагогика», «военная педагогика», «лечебная педагогика» и т.п., которые также носят тавтологический характер и в которых лексические определения указывают на специфику объекта, предмета, методов и средств педагогического исследования и деятельности.

В словосочетании «социальная педагогика» прилагательное «социальная» выступает в качестве определяющего слова, подчеркивающего специфику содержания этого не нового направления в педагогической деятельности.

Представляется, что, пока не будет найдено более точное название, вполне целесообразно пользоваться определением «социальная педагогика», поскольку родовой термин «педагогика», с одной стороны, обозначает единство различных образующих его содержание направлений, включая «социальную педагогику», а с другой — в сознании общества связывается, как правило, с обучением и воспитанием детей. Название «социальная педагогика» указывает на то, что объектом ее является человек не только в детстве, но и на всем протяжении его жизни, а содержанием ее является оказание обучающе-воспитательной помощи в процессе определенных сторон его социализации.

Как известно, американский психолог Т. Парсонс предложил термин «социализация» для обозначения того процесса, который проходит человек на протяжении всей жизни, приобретения знаний об обществе и самом себе, развития социальных навыков и умений, интернализации всей его культуры. В связи с этим объективно складывающийся процесс обусловлен потребностью общества в своем воспроизводстве и постоянном совершенствовании. Человек, в отличие от животного, рождается не готовым для жизни в обществе, и он должен, если хочет себя реализовать как индивид, пройти процесс очеловечивания, составными частями которого являются усвоение социального опыта, традиций, приобретение и в необходимых случаях обновление (компенсация) социальной роли и социального статуса.

Социализация как по содержанию, так и по средствам представляет собой сложный процесс взаимодействия человека с различными факторами, начиная с природы и кончая самим собой. Ее осуществляют общество в целом и государство в особенности, они призваны постоянно в различных формах и на различных уровнях заниматься регулированием этого взаимодействия. При этом в любых случаях присутствует педагогическая деятельность как организованный целенаправленный процесс включения образовательно-воспитательными способами различных поколений, слоев населения, индивидов в систему социальных ценностей и социальных ролей. Любое общество и государство стремятся сформировать определенный тип человека, который в наибольшей степени соответствует определенным социальным идеалам, и заинтересованы в том, чтобы его члены прошли, например, поло-ролевую (овладение ролями мужчины или женщины), профессиональную (компетентное участие в различных сферах общественной жизни), политическую (становление законопослушных граждан) и иные виды социализации. В то же время каждый человек стремится к самоопределению, самоутверждению и самореализации как индивида. Эти задачи и цели невозможно осуществить без обучения и воспитания вообще, без социального обучения и воспитания, или социальной педагогики, в частности.

Социальная педагогика — это теория и практика познания, регулирования и реализации образовательно-воспитательными средствами процесса социализации или ресоциализации человека, результатом которого являются приобретение индивидом ориентации и эталона поведения (убеждений, ценностей, соответствующих чувств и действий). Это проявляется по отношению к обществу, различным слоям и группам населения и индивидам, в зависимости от соответствующего уровня и вида социальной адаптации, социального функционирования. Социальная педагогика изучает влияние социальной реальности на цели и задачи человека на протяжении всей его жизни, педагогические последствия этого влияния для человека и общества. Социальная политика разрабатывает и воплощает соответствующие обучающе-воспитательные системы, программы, методы и средства осуществления поставленных целей и задач социализации с учетом потребности индивида в социальном самоопределении, самоутверждении и самореализации. Ее задачей также является оказание помощи отдельным людям и группам населения, имеющим особые социальные нужды, в реабилитации имеющегося или потерянного социального статуса, социальной роли.

Объектом социально-педагогической теории и практики является человек как член социума в единстве его индивидуальных и общественных характеристик, предметом — педагогические аспекты его социального становления и развития, приобретения социального статуса, социального функционирования, а также поддержание достигнутых и восстановление утраченных социальных характеристик.

Будучи органической частью педагогики как теории и практики социализации человека на протяжении всего его возрастного существования, социальная педагогика имеет особое значение, когда речь идет о формировании социально ориентированного и активного человека, гражданина. Но ее цели и задачи, содержание и средства различаются в зависимости от возраста человека, сферы его деятельности, обстоятельств его жизни, его физического, умственного и физического состояния, положения общества, в котором он живет. Он представляет собой достаточно сложную систему, включающую социально-педагогические системы разного уровня и форм.

В частности, вполне логично различать, но не противопоставлять, уровни социальной педагогики в зависимости от масштабов его деятельности. Правомерно говорить о социетальном, социально-средовом и индивидуальном уровнях социальной педагогики.

Объектом социально-педагогической теории и практики является на социетальном уровне общество как относительно устойчивая общность людей, а организатором и проводником педагогических действий выступает государство, различные политические и общественные организации и движения, заинтересованные в социализации членов общества в определенном направлении. Типичным способом и средством осуществления воспитания в таком случае выступает идеология как система ценностных ориентации, которые пронизывают все культурно-просветительные и образовательные акции в обществе. Идеологическая работа как система внесения в сознание членов общества определенным образом ориентированных ценностей — это проявление социально-педагогической теории и практики в масштабе общества. Она была и будет существовать в различных формах и с разным содержанием: открытой или закамуфлированной, тоталитарной или демократической, светской или религиозной и т.п.

Объектом социально-педагогической теории и практики во втором смысле выступают социальная сфера общества, микросреда, коллективы людей и т.д. Типичные средства реализации: культурно-просветительная, физкультурно-оздоровительная, социально-воспитательная работа и т.п.

Объектом социальной педагогики в третьем смысле является отдельный человек на различных стадиях и уровнях социализации, в отношении которого применяются различные социально-педагогические приемы и средства в соответствии со стабильно-уровневым состоянием его развития.

В каждом из названных уровней социальной педагогики в зависимости от масштаба объекта особое место занимают проблемы образовательно-воспитательной работы с индивидами и группами индивидов, социализация которых нарушена, и они нуждаются в педагогической помощи. Приобретенные в ходе их формирования социальные качества становятся препятствием для нормальной жизнедеятельности как самих индивидов, так и окружающих людей. Такие индивиды находятся главным образом на попечении особого типа учреждений так называемой системы социальной работы, включающей социальное обеспечение и социальное обслуживание людей, которые нуждаются в социальной помощи, поддержке и защите.

В этой связи иногда ставится вопрос о соотношении социальной работы и социальной педагогики, который имеет и теоретическое, и практическое значение: от того, как он решается, в существенной степени зависят содержание и методы деятельности специалистов.

Постановка этого вопроса вполне естественна на этапе, когда происходит становление статуса как социальной педагогики, так и социальной работы. Необходимо выявить общие и особенные моменты между ними, поскольку объекты работы совпадают.

Альтернативное противопоставление социальной педагогики и социальной работы, как и механическое соединение их по формуле «социальная педагогика включает в себя социальную работу» или «социальная педагогика является лишь частью социальной работы» является отнюдь не всегда плодотворным подходом. В таком случае «социальная работа» трактуется только как деятельность, основное предназначение которой — гарантировать человеку социальную поддержку и предоставление услуг в трудной жизненной ситуации, помочь решить ему проблемы.

Выход лежит на путях диалектического решения вопроса. Необходимым условием такого решения должно быть эксплицирование полного содержания понятий «социальная педагогика» и «социальная работа» и структурирование их по определенным критериям. Но подобная задача требует времени для накопления теоретического материала и должна решаться коллективно с учетом практики путем «встречного движения» на основе анализа происходящих процессов, изучаемых социальной педагогикой и теорией социальной работы, а не путем навязывания своей точки зрения.

Исходя из современного состояния теоретического содержания, «социальная педагогика» и «социальная работа» являются во многом перекрещивающимися понятиями. В широком смысле слова теория и практика социальной работы имеет широкое содержание, в рамках которого социально-педагогическая теория и деятельность вполне органично выглядят составной, но не единственной ее частью. Кроме этого, в содержание социальной работы включаются организационно-управленческие, правовые, экономические, психологические, медицинские и другие аспекты и технологии. Вместе с тем нередко предмет социально-педагогической теории и практики носит относительно специфический, но самодостаточный характер, и тогда образовательно-воспитательные технологии выступают на первый план, а социальный педагог становится интегративным представителем профессии социального работника.

Таким образом, любой социальный работник (рядовой работник, руководитель, любой специалист социальной работы) должен быть подготовлен и в социально-педагогическом отношении: такого рода знания, умения и навыки являются необходимым компонентом, обеспечивающим его профессиональную состоятельность. Социальный работник должен, по крайней мере, не упускать педагогические аспекты свой деятельности, не забывать об использовании педагогических средств для решения социальных проблем. Он должен научиться давать педагогическую оценку происходящим в его области процессам и предвидеть социальные последствия педагогических технологий. Вместе с другими видами социально-гуманитарного знания и деятельности они определяют в значительной степени, станет или не станет социальный работник бездушным исполнителем, формалистом, бюрократом.

В то же время в системе учреждений социального обслуживания имеются специальные образовательно-воспитательные потребности, необходима специализированная социально-педагогическая помощь в работе с социально дезадаптированными детьми и подростками, многодетными и неполными семьями, лицами социально негативного поведения и освободившимися из мест заключения, с людьми, больными алкоголизмом и употребляющими наркотики, жертвами насилия и лицами, склонными к самоубийству, индивидами с физической, психической, социокультурной и тому подобной депривацией.

Для оказания этой помощи нужна специальная подготовка, которую социальный работник может получить в рамках специализации «Педагогическая работа в системе социального обслуживания». Для организации и проведения полномасштабной социально-педагогической работы нужна уже не дополнительная специализация, а профессиональная подготовка по специальности «Социальная педагогика».

Как часть педагогической науки социальная педагогика, безусловно, должна опираться на научные подходы и принципы, иметь свой понятийно-категориальный ряд.

Ключевым понятием социальной педагогики как теории является социально-педагогическая деятельность, которая, как уже отмечалось, состоит в обеспечении образовательно-воспитательными средствами направленной социализации личности, в передаче индивиду (и освоении им) социального опыта человечества, обретении или восстановлении социальной ориентации социального функционирования. В социально-педагогическую деятельность входят процессы образования, обучения и воспитания, интериоризации и экстериоризации социокультурных программ и общественного наследия.

В любом своем проявлении социально-педагогическая деятельность была и остается общественно необходимым видом деятельности. Ее возникновение и развитие, как и деятельности вообще, связано в конечном счете не с добрыми пожеланиями власть имущих или каких-то иных социальных групп, а с потребностями общества на каждом этапе его существования. Это необходимо для обеспечения преемственности, постоянного совершенствования, которое может быть эффективно только при условии непрерывного улучшения социального функционирования членов общества. В зависимости от уровня экономического, политического и духовного развития общества различные социальные группы могут увеличивать или уменьшать масштаб, формы и содержание социально-педагогической деятельности, но не могут полностью отказаться от нее.

Базисом социально-педагогического мышления и действий является общение человека с человеком, которое всегда носит событийно-диалогический характер. Это — встреча людей с различными мировоззрениями, системами воспитания, менталитета, поведения и т.п. Общение всегда является диалогом личностей (становящихся, сформированных и т.п.), каждая из которых имеет свой внутренний мир и право на принятие собственного решения, свои биологические, духовные, социальные и экзистенциальные потребности, разные уровни социального положения, сознания, социальной активности. Социальному педагогу необходимо учитывать возможность различных случайностей, неявных желаний и чувств. Его работа должна носить совместный характер, поскольку это — событие, то есть деятельность и результат конкретного вида взаимодействия. Это требует применения необычных форм и способов познания, характерных для господствующего пока нормативно-рационалистического подхода, выдаваемого за настоящую науку. Сложность социально-педагогического взаимодействия не всегда позволяет получить подлинный научный результат. Социальный педагог должен развить у себя способности вчувствования во внутренний мир человека, в его отношения с окружающей средой, в том числе должен обрести интуитивное познание на основе сопереживания.

Характерные для нормативно-рационалистического подхода формы познания, такие, как наблюдение и объяснение конкретной социально-педагогической реальности, рациональное измерение условий, факторов, способов и средств деятельности, остаются важными инструментами познания. Более того, сама теория социально-педагогической деятельности должна быть объектом такого же анализа и на этой основе подвергаться критике и корректировке. Но кроме нормативно-рационалистических подходов в теории и социально-педагогической деятельности, необходимое место должны занимать и иррациональные методы и приемы, включая интуицию и фантазию, этико-аксиологические компоненты, учет экзистенциальных интересов, не сводимых к натуралистическим проявлениям.

Вместе с тем было бы серьезной ошибкой заменять на этой основе нормативно-рационалистические приемы и методы познания иррациональными подходами. Вольное или невольное сужение методов и приемов познавательной и практической работы противоречит содержанию социально-педагогической деятельности, чревато искажением ее результатов и возможностью нанесения ущерба человеку. Речь идет не об отказе от традиционных методов познания, а о необходимости многообразия форм социально-педагогического познания и деятельности.

Теоретикам и практикам в этой области необходимо овладевать научными подходами в понимании общества. Необходимо овладеть культурой понимания, которая все больше рассматривается как универсальное свойство человеческой жизни, основное определение человеческого существования, без знания которого нельзя познать и, соответственно, регулировать жизнь человека, всего общества. В такого рода деятельности важное значение имеют вопросы смысла экзистенциальных потребностей человека, проблемы этической и моральной оценки, учета невербальных форм выражения желаний, потребностей, интересов, умения сопереживать, вчувствоваться, осознать осуществляемые социально-педагогические акции, а также рефлексировать и саморефлексировать.

Нужно знать и уметь пользоваться различными механизмами понимания, как например игра. Обычно игра связывается с обучением и воспитанием детей. Но игра является всеобщим принципом человеческой культуры в целом, различных видов человеческой деятельности, а потому применима в работе не только с детьми. Игра позволяет создать для участников взаимодействия условно-реальную ситуацию, в рамках которой они могут пережить в свернутом виде обстоятельства, которые необходимо учесть, могут понять на основе собственного опыта свое состояние и состояние партнера.

Социально-педагогическая деятельность реализует социальное проектирование и конструирование. Необходимым условием осуществления этой функции должно быть наличие положительного идеала как цели деятельности, а также умение на основе анализа реального бытия человека или группы людей создать положительный «проект», сценарий будущего. Результатом социально-педагогической деятельности является формирование определенного уровня социальных качеств, самосознания, самоопределения и самоутверждения, то есть личностного бытия, в соответствии с возможностями человека и окружающей среды. С увеличением числа личностей с новым социальным уровнем создаются условия для развития и самого общества.

В этой связи следует подчеркнуть, что результаты социально-педагогической деятельности могут носить:

— реакционный характер, когда в результате закрепляется процесс деперсонализации человека, его отчуждения от самого себя и от общества;

— консервативный характер, когда ее итог ограничивается лишь закреплением господствующих социальных ценностей и форм его поведения.

В целом этот вид деятельности носит гуманистический характер, поскольку его цель противостоять отчуждению, подавлению и угнетению человека, содействовать индивидуализации, развитию человеческого «Я» в единстве с ценностями свободы, справедливости и равенства, демократии и гуманизма. Таким образом, с ее помощью можно содействовать или, напротив, противодействовать прогрессивно-гуманистическому развитию общества.

В теории и практике социальной педагогики вопрос о ценности определяется во многом не только и не столько научной истинностью, сколько эффективностью результатов для человека и общества. Несомненно, что выбор социально-педагогических методов и средств должен обеспечивать положительные результаты. С этой точки зрения могут быть использованы, например, сциентистско-техницистские, бихевиористские, религиозно-терапевтические и иные технологии.

В новых условиях необходимо творческое отношение к идеям и опыту социальных педагогов прошлого и настоящего времени. Например, теоретические и практические достижения С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, Ю. Иванова и других социальных педагогов советского периода включает в себя много моментов, сохраняющих значение и в наши дни.

Каждый новый период в развитии социальной педагогики творчески соотносится с предыдущим опытом и теоретическими результатами. Их надо хранить в исторической памяти и в зависимости от общественной востребованности использовать те или иные стороны в гуманистических целях.

Социально-педагогическая деятельность является процессом, и потому ее результаты складываются не в одно мгновение, требуют времени для осуществления поставленных целей и задач. Источником развития являются противоречия между социальной ориентацией функционирования человека и потребностями его «очеловечивания» и общественными интересами. Эта деятельность предполагает организацию воспитательно-образовательной ситуации, которой должны предшествовать соответствующая познавательно-диагностическая, а также проектно-конструирующая работа социального педагога. Весь процесс представляет совокупность всех операциональных действий, которые совершают его участники.

Условно все операции можно разделить на организационно-педагогические и технологические группы, каждая из которых носит синтетический характер, включая в разной мере как теоретические, так и практические аспекты и этапы. В идеале процесс начинается с организационно-педагогического обеспечения, затем идет этап технологической работы. В реальности организационно-педагогические и технологические операции взаимопроникают, дополняют и обогащают друг друга.

Основными понятиями социально-педагогической деятельности являются социальное воспитание, обучение и образование, в которых реализуется содержание основных ее операций.

Социальное воспитание — важнейшая, но не единственная часть воспитания вообще. Его содержание, цели, средства и результаты органически переплетаются с другими направлениями и компонентами целостного процесса воспитания человека, но вместе с тем имеет свою специфику. Интегрированным результатом социального воспитания является социальность как способность человека взаимодействовать с социальным миром. Социальность не синоним общественного, последнее шире по своему содержанию и выражает типологическую характеристику природы социальности. Социальность не тождественна и коллективности, которая в виде способности к сотрудничеству также включается в первую, но не исчерпывает ее содержания. Социальность представляет собой единство личного и коллективного, но одновременно она — проявление общественной природы человека на индивидуальном уровне, и поэтому включает в себя субъективность, понимаемую как способность быть источником собственной активности, проявление индивидуального творческого отношения к общественному бытию.

Как вид общения социальность не сводится к коммуникации и информации, она не ограничивается трансляцией социального опыта и установлением контактов с другими людьми. Она носит четкий интенциональный характер, то есть с развитием социальности человек получает способность к социальному саморазвитию и самовоспитанию, ибо не укладывается в схему адаптации-интеграции, которая несет печать пассивного поведения личности в обществе.

Социальное обучение также отличается некоторыми особенностями, поскольку его целью и результатом является развитие знаний, умений и навыков развития социальности. Процесс социального обучения, конечно, опирается прежде всего на организацию общения между участниками социально-педагогического процесса и включает в себя его различные стороны (обмен информацией, воздействие, взаимодействие, сотрудничество) и формы (творческие и практические занятия, тренинги). Но особое место в социальном обучении занимает организация взаимодействия личности со средой, координация воспитательных сил общества в целом, социальных общностей, социальных групп, в первую очередь семьи, различных социальных учреждений. Она не должна носить характер механического наложения на человека готовых социальных форм, поскольку каждый имеет индивидуальные биологические, психологические особенности, проходит социализацию в определенном социуме, а потому по-разному воспринимает одни и те же воздействия.

Результатом социального образования как единства социального воспитания и социального обучения является достигнутый каждым индивидом или группой людей уровень социальности, социального ориентирования и функционирования.

Принято считать, что человек или общность людей в целом и на каждом этапе своего развития проходят уровни идентификации, индивидуализации и персонализации. Высшим уровнем считается персонализация, результатом которой является формирование человека как целостной социально активной личности, а социальной группы как субъекта поступательно-гуманистических процессов.

Идентификация — уровень социализации, результатом которой является включенность индивида или социальной группы в систему общественных отношений, осознание ими принадлежности к той или иной общности, социальной направленности, своего статуса, социального поведения. Такую идентификацию проходит каждый человек или общность на разных этапах становления и развития, она является необходимым этапом, без которого нельзя развиваться дальше, жить в обществе, где все дифференцированно, каждая социальная структура имеет свои внутренние законы, без знаний которых индивид может превратиться в изгоя. Однако этот этап нельзя абсолютизировать, не следует на этом этапе заканчивать свое развитие, чтобы не превратиться в адаптированного раба, при равнодушном отношении которого в обществе господствуют реакционно-консервативные или тоталитарные, псевдодемократические силы.

Потребность в индивидуализации имеется у каждого нормального человека и социальной группы. Ее достижение приводит к тому, что люди становятся интересными и полезными для других, а главное, получают возможность воплотить собственные способности, социальные интересы и цели. Установка на индивидуализацию у отдельного человека складывается еще в среднем дошкольном возрасте, когда ребенок хочет быть самостоятельным и стремится делать все сам, но особенно острым это стремление к индивидуализации становится в отроческие и юношеские годы, когда молодой человек хочет быть непохожим на других, требует, чтобы его узнали. Он ощущает потребность в самоутверждении в глазах родителей, сверстников, окружающих людей. Каждая социальная группа также проходит этап индивидуализации, которая возникает и развивается в зависимости от степени ее развития, состояния общественных отношений. Социальные педагоги должны уметь это учитывать и направлять сам процесс к достижению положительного результата. В случае неадекватного саморазвития и педагогического воздействия может сложиться дезадаптированная личность в виде преступника, анархиста, бунтаря, а социальная группа может превратиться в антиобщественную силу с антигуманистическими, антидемократическими устремлениями.

Уровень персонализации предполагает превращение индивида в личность, а группу людей в коллектив с развитым уровнем самоопределения и самоутверждения, что способствует развитию общества свободы, справедливости и демократии.

В качестве практики социальная педагогика представляет собой трансформации социально-педагогической теории. Реализуется в системе методов и приемов, операций и действий. Результаты социализации представляют собой социально-педагогическую технологию как механизм обеспечения мотивационной, информационной и операциональной культуры человека или общностей. Разработка социально-педагогической технологии в настоящее время находится в стадии становления и требует специального творчества.

Социально-педагогическая технология — это особого рода программа деятельности социального педагога, его сотрудничества с индивидом или социальной группой в определенных условиях. При разработке ее методик учитываются многие обстоятельства и личные качества объекта воспитания, которые могут обеспечить: 1) идентификацию (степень осознания социальных норм, адекватное самоопределение, напряженность внутренней жизни и погруженность в себя), 2) индивидуализацию (эмоциональную и рациональную способность к самоконтролю, ответственность, смелость, предприимчивость) и 3) персонализацию (отзывчивость и открытость, доминантность чувств и склонностей, организаторские способности, самодостаточность, самостоятельность, направленность на дело, уровень мышления).

Социально-педагогические методики могут различаться в зависимости от отношений «субъект — объект», «субъект — процесс», «субъект — средства», «субъект — условия», «субъект — результаты», «субъект — система», «субъект — среда» и т.п. Специфические методики нужны для решения организационных задач, при проведении прогнозно-диагностической деятельности, культурно-просветительской или физкультурно-оздоровительной работы, в процессе изучения теории и получения знаний и т.д. Как видно, необходима большая и кропотливая коллективная работа специалистов разного профиля, чтобы социально-педагогическая технология была бы эффективной, преодолела свойственный многим методикам односторонне просветительский, морализаторский и прагматический характер.

Ведущей, но не единственной силой социально-педагогической деятельности является социальный педагог, владеющий ее общей и специальной теорией, а также практикой. Он должен: уметь выполнять основные операции и действия социальной педагогики, наблюдать, анализировать и диагностировать состояние участников целостного процесса; осуществлять выбор социально-педагогической технологии, необходимых методов и приемов, средств и форм работы; организовать условия для проведения необходимого этапа социализации или ресоциализации; корректировать социально-педагогический процесс на основе контроля за ходом его осуществления; анализировать полученные результаты и быть способным к его творческому совершенствованию.

Социальный педагог должен развивать в себе умение анализировать, а главное, понимать, вчувствоваться, переживать конкретную социально-педагогическую ситуацию. Это далеко не простое умение, оно требует замечать не только явные, но и неявные признаки, показатели состояния, уметь переводить полученные знания на язык социально-педагогических проектов и действий.

Важным моментом является выбор в соответствии с ситуацией социально-педагогической технологии. Для осуществления этого выбора необходимо знать типы и виды, формы и средства, типичные приемы ее реализации. Однако на деле ситуации бывают настолько сложнее предусмотренных учебно-методическими разработками, что необходимо научиться комплексному использованию известных и поисковых способов, методов, средств и техник. При этом важным является не механический жесткий подход, а гибкая реакция, рассчитанная на возможность применения различных вариантов, нужно быть готовым к постоянным изменениям условий и, следовательно, средств социально-педагогической работы, быть готовым не только к изменениям методов, но даже к отказу от принятой технологии. Социально-педагогическая работа всегда эволюционирует, надо научиться постоянно не только воспринимать, но и предчувствовать возможные изменения в содержании и условии работы, быть способным их упреждать и не давать разрастаться негативным тенденциям, и, напротив, содействовать положительным результатам.

Социальный педагог должен развивать у себя все присущие любому педагогу «профессионально значимые качества», но вместе с тем особое внимание должен уделять развитию у себя социальности и субъективности, а также способностей к социальному мышлению, постоянной потребности и умению видеть как педагогические аспекты в общественной жизни, так и социальные последствия педагогической деятельности.

Социальный педагог должен руководствоваться общими и социально-педагогическими принципами и подходами в своей работе.

Поскольку центральное место в этой работе занимает человек, то на всех этапах исследовательской, организационной и собственно педагогической работы необходимо соблюдать чисто гуманистический подход. В соответствии с этим подходом социальный педагог должен утверждать в своей работе идею признания человека высшей социальной ценностью, целью и критерием общественного развития. На всех этапах взаимодействия он должен относиться к участнику социально-педагогической деятельности как к равноправному члену общества, имеющему свободу выбора своих целей, норм, методов и средств социализации, а также чувство ответственности за свои поступки.

В этом контексте большую актуальность приобретает вопрос о соотношении личностного масштаба социального педагога и его подопечных. Понятно, что по уровню личностного развития, по крайней мере, в той области, которая обеспечивает профессионализм, социальный педагог должен быть выше соучастника социально-педагогического процесса. Вместе с тем не надо упускать и того момента, когда в ходе социально-педагогического процесса происходит взаимовлияние личностей и педагог испытывает обратное личностное воздействие, что вынуждает его совершенствовать свои личные и профессиональные качества.

Нельзя не подчеркнуть, что принцип личностно-гуманистического подхода обуславливает и необходимость индивидуального подхода в социально-педагогической работе. Социальный педагог не может не учитывать особенности физического, психического и социального состояния, способности к обучению и воспитанию личности как объекта его профессионального внимания.

Принцип социальности по своему содержанию шире содержания, которое вкладывается в понятие социальности как личностного свойства, приобретаемого человеком в процессе социализации. Сама природа человека, все аспекты процесса его социализации или ресоциализации, то есть все стороны бытия функционирующей личности — социально детерминированы. Обществу в целом, самим участникам социально-педагогической деятельности небезразличны ее социальные последствия. При этом не обязательно речь должна идти о стандартизации социальных качеств людей. Необходимо стремиться в русле господствующего направления социализации или ресоциализации к развитию «открытой» в социальном отношении личности, относящейся к другой с гуманистических и демократических позиций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.037 с.)