История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика. Объект и Предмет, основные категории педагогики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История педагогических идей и воспитательных практик. Народная и научная педагогика. Объект и Предмет, основные категории педагогики.



Из истории становления педагогической науки

Воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества. Люди всегда стремились передать свой опыт потомкам. Но наука о воспитании сформировалась, когда уже существовали такие науки, как геометрия, астрономия, математика и другие. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались в древности в философии, в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.

Родоначальником педагогики в Древней Греции считается Сократ (469– 399 стст. до н.э.) – один из крупнейших философов своего времени. Он имел много учеников, которых обучал ведению диалога, полемике, логическому мышлению. Его девиз – всё подвергать критическому анализу, во всём сомневаться, ничего не принимать на веру. Ближайшим учеником Сократа был Платон. В основе педагогической теории Платона лежит идея о том, что восторг и познание – единое целое, и обучение должно быть связано с положительными эмоциями (само слово «школа» в переводе с греческого означает «досуг», а досуг всегда связан с чем-то приятным). Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик, а затем и соратник Аристотель (III ст. до н.э.). Аристотель сформулировал следующие требования к образованию:

– учёт возраста обучаемого;

– воспитание есть средство укрепления государства;

– обязательность государственного воспитания;

– единство физического, нравственного, умственного воспитания.

«…из привычки так или иначе сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков», – сказал Аристотель. В IV – I стст. до н.э. сформировалась другая воспитательная модель в Древней Спарте. Здесь культивировались выносливость, беспрекословное подчинение и умение побеждать. Таким образом, основы педагогической теории и практики были заложены в V – I стст. до н.э. Педагогика Средневековья (V – XVII стст.) характеризуется двумя основными признаками: педагогика была частью философского учения и находилась под сильным влиянием религии. Огромный вклад в развитие педагогики внёс чешский гуманист, философ, историк Ян Амос Коменский (1592 – 1670 гг.). Основные положения своей педагогической теории Коменский изложил в работе «Великая дидактика». Методы Коменского по обучению учащихся строились на принципах целесообразности и природосообразности. Коменский считал, что ученикам необходимо преподавать не разрозненные сведения, а систему знаний. Он ввёл классно-урочную систему, перерывы после 45 минут занятий, каникулы. Широко использовал Коменский принцип наглядности, проиллюстрировав его в учебнике «Мир чувственных вещей в картинках».

Педагогические идеи Я. Коменского продолжил швейцарец Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1824 гг.). Он считал, что цель обучения – гармоническое развитие всех духовных и физических сил обучаемого. Его теория элементарного образования включает взаимосвязь умственного, нравственного, физического и трудового обучения.

Несомненный интерес вызывает история таких учебных заведений, как университеты. В конце ХI – начале ХII стст. ряд кафедральных и монастырских школ Европы превращается в крупные учебные центры, которые затем становятся первыми университетами. Из богословской школы при соборе Парижской Богоматери выросла Сорбонна – Парижский университет (1200 г.). Подобным образом возникли другие европейские университеты: в Оксфорде (1206 г.), Неаполе (1224 г.), Кембридже (1231 г.), Лиссабоне (1290 г.). В ХIII ст. в Европе насчитывалось 19 университетов. Отличительной чертой университетов являлся в известной мере их демократический характер. В Сорбонне, например, обучались люди разных возрастов из разных стран. Профессора нередко избирались студентами из своей среды. Сообща выбирали официального главу университета – ректора. Только к концу ХV ст. главные должностные лица назначались властями.

Особое место среди просветителей и педагогов России занял в ХIХ ст. К.Д. Ушинский (1824 – 1871 гг.). Целью воспитания К.Д. Ушинский считал формирование активной и творческой личности, подготовку человека к труду. Ушинский ввёл новый дидактический принцип посильности обучения и развил принцип последовательности, дал материалистическое обоснование принципа наглядности, уделял много внимания принципам сознательности, основательности и прочности усвоения учебного материала. В основу начального обучения К.Д. Ушинский положил принцип преподавания всех предметов только одним учителем. А.С. Макаренко (1888 – 1939 гг.) разработал теорию и методику воспитания в коллективе, на практике осуществил соединение обучения с производственным трудом учащихся. А.С. Макаренко придавал большое значение формированию педагогического коллектива с единым планом работы, единым подходом к ребёнку. Заметный вклад в педагогическое наследие Беларуси внёс Сымон Будный (1530 – 1593 гг.). Он был деятелем эпохи Возрождения, и это наложило отпечаток на его взгляды. Так, С. Будный воспринял гуманистические идеи этой эпохи, ратовал за развитие письменности, книгопечатания, призывал богатых жертвовать средства на образование, был сторонником преподавания на родном для народа языке.

Заметной вехой в истории славянской педагогики стала деятельность уроженца Беларуси Симеона Полоцкого (1629 – 1680 гг.). В 1677 г. С. Полоцкий был назначен воспитателем детей русского царя Алексея Михайловича, будущих царей Петра I и Ивана V. Педагог придавал решающее значение в воспитании примеру родителей и учителей, был сторонником «обмирщения» образования и просвещения, считал, что всё зло в обществе от необразованности. Разум ребёнка С.Полоцкий сравнивал с tabula rasa (чистой доской), на которой можно написать как доброе, так и злое. С. Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта после его смерти, в 1687 г. Можно отметить важное значение учебных пособий для детей, созданных белорусскими поэтами в 1906 г.: А. Пашкевич (1876 – 1916 гг.) – «Першае чытанне для дзетак беларусаў» и Я. Коласом (1882-1956 гг.) – «Другое чытанне для дзяцей беларусаў».

Педагогика за многовековую историю своего развития претерпела существенные изменения, превратившись из бытового процесса в научно обоснованный, системный комплекс воздействия, основанный на результатах теоретических и практических исследований в области педагогики, психологии, физиологии, социологии и других наук.

1 Предмет, задачи педагогики

Из Древней Греции ведёт своё происхождение название «педагогика». Греческим словом «paidagogike» (pais – дитя, ago – веду) первоначально называли раба, которому аристократы поручали присматривать за ребёнком. Впоследствии педагогами стали называть людей, которые занимались обучением и воспитанием детей. Сегодня термин «педагогика» употребляется в нескольких значениях:

1) практическом – каждый человек на протяжении жизни выступает в роли педагога;

2) научном – исследует способы управления развитием человека в единстве природного, общественного и индивидуального;

3) учебном – педагогика – это учебная обязательная дисциплина;

4) культурном – это отрасль гуманитарного знания, повышающая культурный уровень человека.

Что же такое педагогика? Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшим поколением социального опыта. Есть и такое определение педагогики: это наука о сущности, закономерностях, перспективах образования как средства развития человека на протяжении всей его жизни.

Что же является предметом педагогики? Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в первую очередь изучает три главных составляющих образовательного процесса: 1) цели обучения (для чего учить), 2) содержание обучения (чему учить), 3) формы и методы обучения (как учить). Определяются основные задачи педагогики таким образом.

1. Изучение и определение закономерностей воспитания и обучения, а также управления образовательными и воспитательными системами.

2. Изучение, обобщение, анализ и использование педагогического опыта.

3. Прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем.

4. Разработка новых методов, средств и форм обучения и воспитания.

5. Внедрение результатов педагогических исследований в практику образования и воспитания.

Существуют основные педагогические категории – воспитание, обучение, образование. Воспитание трактуется в широком и узком смысле слова. В широком смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Воспитание в узком смысле слова – это целенаправленная деятельность, призванная сформулировать систему определённых качеств личности, её взглядов, убеждений. Обучение – это процесс взаимодействия педагога и обучаемого, в результате которого обеспечивается развитие ученика. Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя важнейшие нравственные, мировоззренческие, социальные и другие установки. Поэтому обучение всегда имеет воспитательный характер. Образование – это результат обучения, это также объём систематизированных знаний, умений, навыков, которыми овладел обучаемый. Главный критерий образованности – системность мышления и знаний, усвоение которых необходимо для формирования личности и эффективного включения её в жизнь общества. Система образования имеет следующие основные составляющие: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров.

Итак, педагогика – это наука, но практическая педагогическая деятельность может быть названа искусством. Ошибочным будет мнение, что педагоги могут без особых усилий определять причины и природу человеческого поведения, предлагать немедленно пути выхода из сложных ситуаций, воспитательные средства. Трудность работы по образованию, воспитанию человека подтверждается тем, что на протяжении всей своей истории педагогическая наука исследовала, обобщала, квалифицировала знание о человеке с учётом разных условий его жизни, разных возрастов, разных задач по образованию и воспитанию.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.81.94 (0.006 с.)