Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности речи и общения детей с НЗСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Своеобразие развития речи у детей с нарушениями зрения породило целый ряд теорий, построенных на понимании речи слепых как результата индивидуального опыта, в котором отражается значительный разрыв между представлениями и словом. Возникла идея создания языка слепых, опирающегося на слуховые и осязательные впечатления (П. Дюфо). Иная точка зрения высказывалась П. Виллемом (1877-1933), подчеркивавшим значение речи прежде всего как средства общения и выступавшим за усвоение слепыми языка зрячих. Он показал общность представлений слепых и зрячих, которая находит отражение в языке. В то же время он видел, что в словаре слепого имеется большое количество так называемых суррогатных представлений — слов, не фундированных конкретными образами. N Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей, и речь при формировании включается в иную систему связей. N развивается в ходе специфически человеческой деятельности общения, но имеет особенности ú нарушается словарно-семантическая сторона речи, ú появляется «формализм» в использовании лексики: накапливается значительное количество слов, не имеющих конкретного содержания. Наличие формальных слов отмечается также и у нормально видящих детей (космос, Бог). И отличие в соотношении слов и образов у слепых и зрячих скорее количественное (А. Г. Литвак). Н.С. КОСТЮЧЕК (1955) выявила, что у зрячих младших школьников реже наблюдалось несоответствие слова и образа. Однако объем активного словаря у них был меньше по сравнению со слепыми учащимися, у которых обнаружено преобладание запаса слов над запасом представлений. ú изменяется темп развития речи и процесса общения. N замедленность формирования речи в первоначальный период (в раннем дошкольном и младшем школьном возрасте) ее развития - вызвано недостаточно активным взаимодействием с окружающим в процессе предметно-практической деятельности. Значительную роль играет нарушение общения ребенка с микросоциальной средой. N В первый год жизни дифференцированное слуховое восприятие и самостоятельные вокализации (голосовые реакции), появляющиеся при осязательном знакомстве с предметами, начинают играть у слепого как средство общения с окружающими людьми все более важную роль: использует речевые звуки и слова для привлечения внимания, достижения предметов. Отклик взрослы и эмоциональное отношение к этому стимулируют как произнесение звуков и слов, так и слуховое восприятие. Начинает узнавать по голосам своих родных и близких, отличать от чужих. Гуление слепых не отличается от гуления зрячих, хотя у некоторых слепых отмечается более длительный период ryления. Обращенная речь вызывает ответное внимание к предмету; Наблюдается поиск источника звука. Свой поиск слепой, как и зрячий, сопровождает вокализацией (голосовыми реакциями) или звуками речи. N В дошкольном возрасте слепые дети успешно овладевают устной речью, имеют достаточно большой словарный запас, правильно (грамматически) выражают свою мысль. N Исследование связной речи дошкольников с нарушением зрения С.А. Покутневой (1988) показало неоднозначность ее зависимости от состояния зрения: при экспериментальном обучении результаты развития связной речи детей с нарушением зрения становились равными результатам нормально видящих. Уровень спонтанной речи детей с нарушением зрения в контрольном эксперименте был значительно ниже нормы по всем показателям: с позиций раскрытия темы - отражение лишь части предъявляемого материала, с позиции содержательной - фрагментарность, отражение в основном предметного содержания, отсутствие отражения динамики сюжета, неумение вычленить и проанализировать центральные, главные события в рассказе о своей жизни, трудности в соблюдении логичности связной речи. N Результаты обследования первоклассников показали отставание во всех видах деятельности, необходимых для овладения родным языком: страдает произносительная, фонематическая и семантическая стороны речи при достаточном развитии грамматического строя и словарного запаса. N Л.С. Волкова выявила: наиболее типичными для НЗ являются системные недоразвития речи: ú непонимание смысловой стороны слова, ú эхолалии, ú неупотре6ление развернутых высказываний из-за отсутствия зрительных впечатлений. // недостатки развития речи в дошкольном детстве (трудности составления пересказов, бедность словаря) сохраняются и в начальной школе. N Слабое использование неязыковых средств общения - мимики, пантомимики, интонации, поскольку нарушения зрения затрудняют их восприятие и делают невозможным использование такого рода выразительных средств. Речь слепого может быть маловыразительной, требует специальной работы по ее коррекции. Развитие общения и социальных отношений у слепых, особенно ДОШКОЛЬНОГО возраста, является большой проблемой. Æ Дети даже если играют со сверстниками, то их взаимодействие можно обозначить как игру или деятельность рядом, и попытки совместных дейIствий чаще вызывают конфликты. Æ Объединение для групповой игры у детей дошкольного возраста малостабильно, взаимоотношения зависят от умения взрослого вызвать активность ребенка в вербальном или предметном общении. Æ Трудности совместной деятельности и предметного общения остаются и в МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ возрасте. В процессе общения по поводу решения совместных задач возникают конфликты. Характерна 6ольшая неуверенность в правильности выполнения работы и ее качестве, что выражается в более частом обращении к взрослому с вопросом об оценке деятельности, с желанием услышать оценку, т. е. иметь вербальный вариант (Р. А. Курбанов). Æ Трудность формирования неречевых средств общения детей младшего школьного возраста, коренящаяся в нечетком образе восприятия человека. Дети не только не воспроизводят / неправильно воспроизводят / невербальные состояния (позы, жесты неадекватны ситуации, не соответствуют эмоциональному состоянию), но и не воспринимают и не понимают их (М. Заорска). I недостатки в культуре устной речи при общении «лицом к лицу». Æ Наибольшие трудности заключаются в переносе средств общения из привычных в другие виды деятельности. 8 Однако причины этих трудностей объясняются не только зрительным дефектом, но и слабой работой по развитию общения в условиях школы. Проведение коррекционной работы, направленной на формирование средств общения, помогает устранить недостатки. Исследование личности учащихся СТАРШИХ КЛАССОВ: МОНОлогичность. Партнер нужен слепым старшим школьникам как слушатель. Они принимают только положительные высказывания в свой адрес или доводы, подтверждающие их точку зрения. Это свидетельствует о неуверенности в ценности своей личности, о необходимости слышать подтверждения этой ценности со стороны, об отсутствии необходимых навыков общения (о неумении понимать и принимать позицию другого, учитывать, что собеседнику могут быть неинтересны их переживания и проблемы), о дефиците общения в интернатах и о необходимости специальных занятиях по развитию навыков общения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.8.159 (0.005 с.) |