ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С НЗ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ С НЗ



 

Своеобразие развития речи у детей с нарушениями зрения по­родило целый ряд теорий, построенных на понимании речи сле­пых как результата индивидуального опыта, в котором отражает­ся значительный разрыв между представлениями и словом. Возникла идея создания языка слепых, опи­рающегося на слуховые и осязательные впечатления (П.Дюфо). Иная точка зрения высказывалась П. Виллемом (1877-1933), подчеркивавшим значение речи прежде всего как средства обще­ния и выступавшим за усвоение слепыми языка зрячих. Он пока­зал общность представлений слепых и зрячих, которая находит отражение в языке. В то же время он видел, что в словаре слепого имеется большое количество так называемых суррогатных представлений — слов, не фундированных конкретными образами.

N Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осу­ществляется принципиально одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей, и речь при формировании включается в иную систему связей.

N развивается в ходе специфически человеческой деятельности общения, но имеет особенности

ú нарушается словарно-семантическая сторона речи,

ú появляется «формализм» в использовании лексики: накапливается значительное количество слов, не имеющих конкретного содержания. Наличие формальных слов отмечается также и у нормально видящих детей (космос, Бог). И отличие в соотношении слов и образов у слепых и зрячих скорее количественное (А. Г. Литвак).

Н.С. КОСТЮЧЕК (1955) выя­вила, что у зрячих младших школьников реже наблюдалось несоответствие слова и образа. Однако объем активного словаря у них был меньше по срав­нению со слепыми учащимися, у которых обнаружено преобладание запаса слов над запасом представлений.

ú изменяется темп развития речи и процесса общения.

N за­медленность формирования речи в первоначальный период (в раннем дошкольном и младшем школьном возрасте) ее раз­вития - вызвано недостаточно активным взаимодействи­ем с окружающим в процессе предметно-практической деятель­ности. Значительную роль играет нарушение общения ребенка с микросоциальной средой.

N В первый год жизни дифференцированное слуховое восприятие и самостоятельные вокализации (голосовые реакции), появляющиеся при осязательном знакомстве с предметами, начинают играть у слепого как средство общения с окружающими людьми все более важную роль: использует речевые звуки и слова для привлечения внимания, достижения предметов. Отклик взрослы и эмоциональное отношение к этому стимулируют как произнесение звуков и слов, так и слуховое восприятие.

Начинает узнавать по голосам своих родных и близких, отличать от чужих.

Гуление слепых не отличается от гуления зрячих, хотя у некоторых слепых отмечается более длительный период ryления.

Обращенная речь вызывает ответное внимание к предмету;

Наблюдается поиск ис­точника звука. Свой поиск слепой, как и зрячий, сопровождает вокализацией (голосовыми реакциями) или звуками речи.

N В дошкольном возрасте слепые дети успешно овладевают уст­ной речью, имеют достаточно большой словарный запас, пра­вильно (грамматически) выражают свою мысль.

N Исследование связной речи дошкольников с нарушением зре­ния С.А. Покутневой (1988) показало неоднозначность ее зави­симости от состояния зрения: при экспериментальном обучении результаты развития связной речи детей с нарушением зрения становились равными результатам нормально видящих. Уровень спонтанной речи детей с нарушением зрения в контрольном эксперименте был значительно ниже нормы по всем показателям: с позиций раскрытия темы - отражение лишь части предъявляемого материала, с позиции содержательной - фрагментарность, отражение в основном предметного содержа­ния, отсутствие отражения динамики сюжета, неумение вычленить и проанализировать центральные, главные события в рас­сказе о своей жизни, трудности в соблюдении логичности связ­ной речи.

N Результаты обследования первоклассников показали отставание во всех видах деятельности, необходимых для овладения родным языком: страдает произносительная, фонема­тическая и семантическая стороны речи при достаточном развитии грамматического строя и словарного запаса.

N Л.С. Волкова выявила: наиболее типичными для НЗ являются системные недоразвития речи:

ú непонимание смысловой сто­роны слова,

ú эхолалии,

ú неупотре6ление развернутых высказыва­ний из-за отсутствия зрительных впечатлений.

// недостатки развития речи в дошкольном детстве (трудности составления пересказов, бедность слова­ря) сохраняются и в начальной школе.

N Слабое исполь­зование неязыковых средств общения - мимики, пантомимики, интонации, поскольку нарушения зрения затрудняют их воспри­ятие и делают невозможным использование такого рода вырази­тельных средств. Речь слепого может быть маловыразительной, требует специальной работы по ее коррекции.

Развитие общения и социальных отношений у слепых, особен­но ДОШКОЛЬНОГО возраста, является большой проблемой.

Æ Дети даже если играют со сверстниками, то их взаимодействие можно обозначить как игру или деятельность рядом, и попытки совместных дейIствий чаще вызывают конфликты.

Æ Объединение для групповой игры у детей дош­кольного возраста малостабильно, взаимо­отношения зависят от умения взрослого вызвать активность ребенка в вер­бальном или предметном общении.

Æ Трудности совместной деятельности и предметного общения остаются и в МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ возрасте. В процессе общения по поводу решения совместных задач возникают конфликты. Характерна 6ольшая неуве­ренность в правильности выполнения работы и ее качестве, что выражается в более частом обращении к взрослому с вопросом об оценке деятельности, с желанием услышать оценку, т. е. иметь вер­бальный вариант (Р. А. Курбанов).

Æ Трудность формирования неречевых средств общения детей младшего школьного возраста, коренящаяся в нечетком образе восприятия человека. Дети не только не воспроизводят / неправильно воспроизводят / невербальные состояния (позы, жесты неадекватны ситуации, не соответствуют эмоционально­му состоянию), но и не воспринимают и не понимают их (М. Заорска). I недостатки в культуре устной речи при общении «лицом к лицу».

Æ Наибольшие трудности заключаются в переносе средств общения из привычных в другие виды деятельности.

8 Однако причины этих трудностей объясняются не только зрительным дефектом, но и слабой работой по развитию общения в условиях школы. Проведение коррекционной работы, направленной на формирование средств общения, помогает устранить недостатки.

Исследование личности учащихся СТАРШИХ КЛАССОВ:МОНОлогичность. Партнер нужен слепым стар­шим школьникам как слушатель. Они прини­мают только положительные высказывания в свой адрес или дово­ды, подтверждающие их точку зрения. Это свидетельствует о неуверенности в ценности своей личности, о необходимости слышать подтверждения этой ценности со стороны, об отсутствии необходимых навыков общения (о неумении понимать и принимать позицию другого, учитывать, что собеседнику могут быть неинтересны их переживания и проблемы), о дефиците общения в ин­тернатах и о необходимости специальных занятиях по развитию навыков общения.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.011 с.)