Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности развития памяти при нарушениях зренияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Память - психический процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта. Благодаря памяти содержание сознания детей не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, а включает в себя прошлый опыт и знания. Используя память, дети обучаются движениям, речи и ориентировке, создавая в памяти образы окружающего мира, воспроизводят свой опыт. Физиологические механизмы <следы> процессов возбуждения в нервной системе. Важная роль в физиологических механизмах памяти принадлежит условным рефлексам, образованию временных связей, а также биохимическим и биофизическим процессам, которые возникают при запечатлении <следов> в отдельных нервных клетках коры мозга. Для образования связей в коре мозга требуется подкрепление, которое является средством достижения цели действия индивида. Все виды подкреплений (предметное действие, слово, совпадение мотива) представляют собой слияние физиологического и психического. Память формируется на основе нейрофизиологического механизма как подкрепленное социальное действие человека. Поэтому закрепление результатов успешных действий составляет основу памяти и воспроизведения не только того, что было в прошлом и есть в настоящем, но и того, что должно быть в будущем при достижении предстоящих целей. N Уменьшение притока сенсорной информации при функциональных (косоглазие) и органических заболеваниях (атрофия нерва) зрительно-нервного аппарата приводит к изменению нейрофизиологических механизмов восприятия и памяти: в полноценную деятельность не вовлекаются нейронные ансамбли выделения и запечатления информативных признаков объектов и перцептивный образ не является точным аналогом оригинала. Виды 1. по особенностям соотношения двух сигнальных систем. При преобладании наглядно-образного вида дети запоминают любой материал с помощью конкретных образов, предметов и явлений (память о событиях, вызвавших яркие эмоции). Словесно-логический вид основан на использовании словесных обозначений, логических связей, устанавливаемых с помощью словесно формулируемых понятий; // В формировании обоих видов памяти участвует двигательная память- служит основой для формирования практических и трудовых навыков (ходьбы, речи, письма и др.) 2. по степени участия воли – произвольная, непроизвольная; 3. по наибольшему участию анализаторов в восприятии запоминаемого материала-различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанные виды памяти (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный и слухо-двигательный). // В процессе запоминания участвуют все перечисленные виды памяти, но у разных людей могут преобладать разные способы запоминания (преимущественно наглядный, или с помощью мышечно-двигательных ощущений,…) N У зрячих, незрячих и слабовидящих первоначально преобладает наглядно-образный вид памяти, который формируется на основе сенсорного воспитания. Позже происходит формирование словесно-логического вида памяти. Процессы памяти: Запоминание: o При непроизвольном запоминании не ставится определенная цель в отношении того, что надо запомнить. Запоминание происходит как бы само собой. o Произвольное запоминание осуществляется преднамеренно и имеет целенаправленный характер, когда ставится задача. В значительной мере зависят от направленности интересов, внимания и действий детей. При произвольном запоминании слепые и слабовидящие дети используют специальные ПРИЕМЫ наилучшего усвоения знаний. N Память слепых и слабовидящих младших школьников характеризуется меньшей продуктивностью, снижением запоминания наглядного материала. Эти особенности памяти обусловлены недостаточной полнотой, четкостью и стойкостью, низким уровнем обобщенности представлений, связанным со слабой дифференцировкой существенных и второстепенных признаков. Сохранение. Различают виды: – Для кратковременной памяти считается характерным удержание предъявленного материала от нескольких секунд и даже долей секунды до 1-2 суток. – Более длительные сроки сохранения материала в памяти (месяцы, годы) относят обычно к деятельности долговременной памяти. Наличие механизмов кратковременной памяти имеет важное значение для процессов отбора поступающих в головной мозг человека сведений о предметах и явлениях окружающего мира. Запоминание этих сведений на короткое время позволяет постепенно и дифференцированно перевести указанные сведения в долговременную память. Такой механизм ограждает долговременную память от огромного потока второстепенных впечатлений. N У незрячих и слабовидящих детей наблюдается высокая степень сохранения материала в долговременной памяти. Этот факт объясняется: 1) наименьшей сохранностью материала в кратковременной памяти, быстрым переводом в долговременную; 2) процессом отбора материала в долговременную память - переводится лишь то, что имеет более существенное значение в учебе, работе и жизни. Воспроизведение ú Непроизвольное воспроизведение осуществляется без специальной цели что-либо вспомнить, оно возникает непреднамеренно. ú Произвольное воспроизведение вызывается сознательной постановкой задачи вспомнить что-либо. При этом типе воспроизведения ребенок преднамеренно стремится вспомнить определенные сведения, события, обстоятельства. Важной чертой воспроизведения, в особенности произвольного, является его избирательный характер. Воспроизведение одних и тех же событий разными детьми отличается в зависимости от их интересов, эмоционального состояния, жизненного опыта. Развитие памяти Развитие структуры и функций памяти происходит под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. Благоприятным условием является разнообразие учебного материала и разностороннее гармоническое сенсорное воспитание детей. NПри этом должны учитываться индивидуальные различия в памяти детей с нарушением зрения: выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению (связаны с типом ВНД, состоянием здоровья (зрячие, незрячие и т. д.), навыками точной и аккуратной деятельности, наличием интереса, настойчивости и ответственного отношения к ней). ______________________________________________________________________________________________________________ В 3 года ребенок с нормой развития может запомнить и воспроизвести не более 2 — 3 слов или 3 — 4 названия предметов, изображенных на картинках, которые предъявляются ребенку для запоминания. Дети этого возраста могут заучить понравившиеся им небольшие песенки, потешки, стихотворения. К 4 годам ребенок уже в состоянии удержать в памяти до 5 -6 названий предметов (из 10 - 15), изображенных на картинках. Некоторые дети могут принять задачу на запоминание и приложить определенные усилия, чтобы запомнить. В 4 года, получив поручение от взрослого, малыш повторит его не один раз и довольно точно передаст другому ребенку или взрослому. Играя в «магазин», 4-летний ребенок способен запомнить названия 5 — 6 предметов, которые ему необходимо купить. Некоторые дети в состоянии нарисовать по памяти простой узор. В 5 лет ребенок может запомнить уже 7 — 8 предметов (из 10 — 15), изображенных на картинках. Для ребенка 6-7 лет доступно прямое задание — запомнить как можно больше слов. Если старшему дошкольнику назвать подряд 10 коротких слов, не связанных по смыслу, он в первый раз назовет от 2 до 5 слов. Можно называть те же слова еще несколько раз, каждый раз спрашивая, какие слова он запомнил. После 3 — 4 предъявлений ребенок 6 — 7 лет обычно называет больше половины слов, причем количество запоминаемых слов чаще всего увеличивается от предъявления к предъявлению. Если ребенок 6-7 лет не может запомнить больше 3 слов с 4-го предъявления, следует обратить внимание на общее психосоматическое состояние ребенка, — возможно, ему необходима консультация невропатолога. Помимо не связанных между собой слов старшие дошкольники легко заучивают наизусть стихотворения, иногда очень длинные. Если ребенок испытывает трудности при запоминании даже одного четверостишия, необходимо организовать активное действие с этим материалом: показ картинок, игру-драматизацию. В том случае, когда и это не приводит к улучшению результата, нужна консультация психолога или врача. Если младшие дошкольники при запоминании чаще всего не используют никаких специальных средств, то в старшем дошкольном возрасте картина меняется. Помимо самого простого способа — повторения дети (особенно 7 лет) используют группировку материала по смыслу, так как им уже доступно такое мыслительное действие, как классификация. Появление элементов словесно-логического мышления приводит к тому, что для лучшего запоминания рассказа или сказки дети выделяют их структуру (сюжет, основные герои, их взаимоотношения). Поэтому ребенок 6, а особенно 7 лет способен изложить содержание небольшого рассказа или сказки. Тем не менее, необходимо помнить, что даже у старших дошкольников эффективность непроизвольного запоминания обычно все-таки выше произвольного.
N В тифлопсихологии процессы памяти изучены не столь полно и разносторонне, несмотря на особую значимость памяти при зрительном дефекте: приходится запоминать многое из того, что не требует запоминания у зрячих. В первых работах по изучению памяти при недостатках зрения, появившихся в начале XX в., объектом были незрячие. Авторами исследований зачастую были также незрячие. Результаты их наблюдений и исследований неоднозначны. 1. Долгое время существовало представление, что память у слепых развивается интенсивнее (Бюрклен, Кречмер). Объяснялось это как дополнительным высвобождением <специфической энергии> зрительного анализатора, направленного на сохранение психических процессов, так и результатом мнемических упражнений. 2. В то же время некоторые авторы не отмечали существенных различий между памятью слепых и нормально видящих. Л.С.Выготский, анализируя исследования по памяти незрячих, объяснял некоторые преимущества в развитии их памяти тем, что у них есть «тенденция к повышенному развитию памяти, развивается ли она на деле очень высоко — это зависит от многих и сложных обстоятельств» В 1950— 1960 -е гг. особое внимание уделяется изучению памяти слабовидящих школьников в связи с открытием специальных школ для детей этой категории и задачами совершенствования учебно-воспитательного процесса и мероприятий по охране и развитию слабого зрения. Впервые экспериментальное изучение памяти слабовидящих было проведено Т.Н.Головиной (1954) - посвящено процессу узнавания. Второе многоплановое и разностороннее сравнительное исследование осуществлено В. А. Лениной (1962—1985). В дальнейшем М. И. Земцовой, Л.И.Солнцевой - исследовали запоминание словесного материала.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.147.236 (0.008 с.) |