ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЗРЕНИЯ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЗРЕНИЯ



Память - психический процесс запечатления, сохранения и последующего воспроизведения прошлого опыта. Благодаря памяти содержание сознания детей не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, а включает в себя прошлый опыт и знания. Используя память, дети обучаются движениям, речи и ориентировке, создавая в памяти образы окружающего мира, воспроизводят свой опыт.

Физиологические механизмы

<следы> процессов возбуждения в нервной системе. Важная роль в физиологических механизмах памяти принадлежит условным рефлексам, образованию временных связей, а также биохимическим и биофизическим процессам, которые возникают при запечатлении <следов> в отдельных нервных клетках коры мозга.

Для образования связей в коре мозга требуется подкрепление, которое является средством достижения цели действия индивида. Все виды подкреплений (предметное действие, слово, совпадение мотива) представляют собой слияние физиологического и психического. Память формируется на основе нейрофизиологического механизма как подкрепленное социальное действие человека. Поэтому закрепление результатов успешных действий составляет основу памяти и воспроизведения не только того, что было в прошлом и есть в настоящем, но и того, что должно быть в будущем при достижении предстоящих целей.

N Уменьшение притока сенсорной ин­формации при функциональных (косоглазие) и органических заболеваниях (атрофия нерва) зрительно-нервного аппарата приводит к изменению нейрофизиологических меха­низмов восприятия и памяти: в полно­ценную деятельность не вовлекаются нейронные ансамбли выделения и запечатления информатив­ных признаков объектов и перцептивный образ не является точным аналогом оригинала.

Виды

1. по особенностям соотношения двух сигнальных систем. При преобладании наглядно-образного вида дети запоминают любой материал с помощью конкретных образов, предметов и явлений (память о событиях, вызвавших яркие эмоции). Словесно-логический вид основан на использовании словесных обозначений, логических связей, устанавливаемых с помощью словесно формулируемых понятий;

// В формировании обоих видов памяти участвует двигательная память- служит основой для формирования практических и трудовых навыков (ходьбы, речи, письма и др.)

2. по степени участия воли – произвольная, непроизвольная;

3. по наибольшему участию анализаторов в восприятии запоминаемого материала-различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанные виды памяти (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный и слухо-двигательный).

// В процессе запоминания участвуют все перечисленные виды памяти, но у разных людей могут преобладать разные способы запоминания (преимущественно наглядный, или с помощью мышечно-двигательных ощущений,…)

N У зрячих, незрячих и слабовидящих первоначально преобладает наглядно-образный вид памяти, который формируется на основе сенсорного воспитания. Позже происходит формирование словесно-логического вида памяти.

Процессы памяти:

Запоминание:

o При непроизвольном запоминании не ставится определенная цель в отношении того, что надо запомнить. Запоминание происходит как бы само собой.

o Произвольное запоминание осуществляется преднамеренно и имеет целенаправленный характер, когда ставится задача.

В значительной мере зависят от направленности интересов, внимания и действий детей. При произвольном запоминании слепые и слабовидящие дети используют специальные ПРИЕМЫ наилучшего усвоения знаний.

N Память слепых и слабовидящих младших школьников характеризуется меньшей продуктивностью, снижением запоминания наглядного материала. Эти особенности памяти обусловлены недостаточной полнотой, четкостью и стойкостью, низким уровнем обобщенности представлений, связанным со слабой дифференцировкой существенных и второстепенных признаков.

Сохранение. Различают виды:

– Для кратковременной памяти считается характерным удержание предъявленного материала от нескольких секунд и даже долей секунды до 1-2 суток.

– Более длительные сроки сохранения материала в памяти (месяцы, годы) относят обычно к деятельности долговременной памяти. Наличие механизмов кратковременной памяти имеет важное значение для процессов отбора поступающих в головной мозг человека сведений о предметах и явлениях окружающего мира. Запоминание этих сведений на короткое время позволяет постепенно и дифференцированно перевести указанные сведения в долговременную память. Такой механизм ограждает долговременную память от огромного потока второстепенных впечатлений.

N У незрячих и слабовидящих детей наблюдается высокая степень сохранения материала в долговременной памяти. Этот факт объясняется:

1) наименьшей сохранностью материала в кратковременной памяти, быстрым переводом в долговременную;

2) процессом отбора материала в долговременную память - переводится лишь то, что имеет более существенное значение в учебе, работе и жизни.

Воспроизведение

ú Непроизвольное воспроизведение осуществляется без специальной цели что-либо вспомнить, оно возникает непреднамеренно.

ú Произвольное воспроизведение вызывается сознательной постановкой задачи вспомнить что-либо. При этом типе воспроизведения ребенок преднамеренно стремится вспомнить определенные сведения, события, обстоятельства. Важной чертой воспроизведения, в особенности произвольного, является его избирательный характер. Воспроизведение одних и тех же событий разными детьми отличается в зависимости от их интересов, эмоционального состояния, жизненного опыта.

Развитие памяти

Развитие структуры и функций памяти происходит под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. Благоприятным условием является разнообразие учебного материала и разностороннее гармоническое сенсорное воспитание детей.

NПри этом должны учитываться индивидуальные различия в памяти детей с нарушением зрения: выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению (связаны с типом ВНД, состоянием здоровья (зрячие, незрячие и т. д.), навыками точной и аккуратной деятельности, наличием интереса, настойчивости и ответственного отношения к ней).

______________________________________________________________________________________________________________

В 3 года ребенок с нормой развития может запомнить и воспроизвести не более 2 — 3 слов или 3 — 4 названия предметов, изображенных на картин­ках, которые предъявляются ребенку для запоминания. Дети это­го возраста могут заучить понравившиеся им небольшие песенки, потешки, стихотворения.

К 4 годам ребенок уже в состоянии удержать в памяти до 5 -6 названий предметов (из 10 - 15), изображенных на картинках. Некоторые дети могут принять задачу на запоминание и прило­жить определенные усилия, чтобы запомнить. В 4 года, получив поручение от взрослого, малыш повторит его не один раз и доволь­но точно передаст другому ребенку или взрослому. Играя в «мага­зин», 4-летний ребенок способен запомнить названия 5 — 6 пред­метов, которые ему необходимо купить. Некоторые дети в состоя­нии нарисовать по памяти простой узор.

В 5 лет ребенок может запомнить уже 7 — 8 предметов (из 10 — 15), изображенных на картинках.

Для ребенка 6-7 лет доступно прямое задание — запомнить как можно больше слов. Если старшему дошкольнику назвать подряд 10 коротких слов, не связанных по смыслу, он в первый раз назовет от 2 до 5 слов. Можно называть те же слова еще несколько раз, каждый раз спрашивая, какие слова он запомнил. После 3 — 4 предъявлений ребенок 6 — 7 лет обычно называет больше половины слов, причем количество запоминаемых слов чаще всего увеличивается от предъявления к предъявлению.

Если ребенок 6-7 лет не может запомнить больше 3 слов с 4-го предъявления, следует обратить внимание на общее пси­хосоматическое состояние ребенка, — возможно, ему необходима консультация невропатолога.

Помимо не связанных между собой слов старшие дошколь­ники легко заучивают наизусть стихотворения, иногда очень длин­ные. Если ребенок испытывает трудности при запоминании даже одного четверостишия, необходимо организовать активное дейст­вие с этим материалом: показ картинок, игру-драматизацию. В том случае, когда и это не приводит к улучшению результата, нужна консультация психолога или врача.

Если младшие дошкольники при запоминании чаще всего не используют никаких специальных средств, то в старшем до­школьном возрасте картина меняется. Помимо самого простого способа — повторения дети (особенно 7 лет) используют груп­пировку материала по смыслу, так как им уже доступно такое мыслительное действие, как классификация. Появление элементов словесно-логического мышления приводит к тому, что для лучшего запоминания рассказа или сказки дети выделяют их структуру (сюжет, основные герои, их взаимоотношения). Поэтому ребенок 6, а особенно 7 лет способен изложить содержание небольшого рас­сказа или сказки. Тем не менее, необходимо помнить, что даже у старших дошкольников эффективность непроизвольного запоми­нания обычно все-таки выше произвольного.

 

N В тифлопсихологии процессы памяти изучены не столь полно и разносторонне, не­смотря на особую значимость памяти при зрительном дефекте: приходится запоминать многое из того, что не требует запоминания у зрячих.

В первых работах по изучению памяти при недостатках зрения, появившихся в начале XX в., объектом были незрячие. Авторами исследований зачастую были также незрячие. Результаты их наблюдений и исследований неоднозначны.

1. Долгое время существовало представление, что память у слепых развивается интенсивнее (Бюрклен, Кречмер). Объяснялось это как дополнительным высвобождением <специфической энергии> зрительного анализатора, направленного на сохранение психических процессов, так и результатом мнемических упражнений.

2. В то же время некоторые авторы не отмечали существенных различий между памятью слепых и нормально видящих. Л.С.Выготский, анализируя исследования по памяти незрячих, объяснял некоторые преимущества в развитии их памяти тем, что у них есть «тенденция к повышенному развитию памяти, развива­ется ли она на деле очень высоко — это зависит от многих и слож­ных обстоятельств»

В 1950— 1960-е гг. особое внимание уделяется изучению памяти слабовидящих школьников в связи с открытием специальных школ для детей этой категории и задачами совершенствования учебно-воспитательного процесса и мероприятий по охране и развитию слабого зрения. Впервые экспериментальное изучение памяти слабовидящих было проведено Т.Н.Головиной (1954) - посвящено процессу узнавания. Второе многоплановое и разностороннее сравнитель­ное исследование осуществлено В. А. Лениной (1962—1985). В даль­нейшем М. И. Земцовой, Л.И.Солнце­вой - исследовали запоминание словесного материала.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 521; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.153.166.111 (0.006 с.)