Мелкая моторика, и развитие зрительно-моторной координации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мелкая моторика, и развитие зрительно-моторной координации



В раннем возрасте большое внимание уделяется развитию зрительно-моторной координации, так как она тесно связана с появлением и совершенствованием предметной деятельности ребёнка, которая в свою очередь оказывает первоочередное влияние на развитие психики младенца.

В старшем возрасте развитие руки продолжается. Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Оно является неотъемлемой частью при подготовке к школьному обучению.

Данный раздел включает рекомендации, занятия и игры, направленные на укрепление и развитие мышц руки, пальцев, тактильного анализатора.

Литература:

Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет. – Ярославль: Академия развития, 1996.

Коваленко П.И. Развитие двигательных умений и психики у детей. - М., 1975.

Колидзей Э.А. Овладение пространством ребёнком младенческого возраста средствами физического воспитания.- Балашов, 1992.

Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1986.

Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. – М.: Просвещение, 1986.

Рузина М.С., Афонькин С.Ю. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры и оригами для детей и взрослых. – СПб.: «Кристалл», 1997.

Развитие восприятия и познавательной активности

Данный раздел «Программы» включает рекомендации, занятия и игры, направленные на обогащение сенсорного опыта детей; стимуляцию познавательной деятельности, расширение представлений об окружающем мире; развитие психических процессов восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения, воли; развитие временных и математических представлений.

Сенсорное развитие

Успешность развития ребенка во многом определяется уровнем развития восприятия, так как все познавательные процессы (внимание, память) основываются на восприятии, через восприятие и посредством восприятия. Мышление формируется в первую очередь как наглядное. Сенсорное развитие имеет и самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения, и для многих видов деятельности.

«Программа» учитывает необходимость проведения в первую очередь работы по накоплению ребёнком разнообразных сенсорных впечатлений в результате предметной деятельности посредством общения со взрослым. Далее ставится задача научить ребёнка выделять цвет, форму, величину, другие свойства предметов, создавая условия для накопления представлений об основных разновидностях цвета и формы и об основных отношениях предметов по величине.

В «Программе» раскрываются следующие этапы знакомства ребёнка с различными свойствами предметов:

· накопление сенсомоторного опыта (различных ощущений на основе операций с предметами);

· формирование представлений о различных свойствах предметов;

· ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования;

· развитие аналитического восприятия, то есть восприятия предмета как сочетания элементов, из которых они состоят, связей между этими элементами.

Литература:

Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение, 1988.

Формирование восприятия цвета у дошкольников. / Под ред. А.В. Запорожца и Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1969.

Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. (Под ред. Л.А. Венгера) - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1978.

Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1983.

Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета и формы. - М.: Просвещение, 1996.

 

Развитие мыслительных операций

Для того чтобы ребёнок мыслил, необходимо ставить перед ним задачи, решая которые он мог бы использовать свои знания в новых обстоятельствах. «Программа» предусматривает развитие у ребёнка с помощью игр основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей. Игры на развитие мыслительных операций распределены по разным разделам «Программы», так как развитие в данном направлении происходит и в процессе речевого общения со взрослым, и во время занятий по развитию восприятия, и во время разнообразных видов деятельности.

Развитие внимания:

· организация внимания ребёнка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей;

· стимуляция непроизвольного внимания с использованием разнообразных раздражителей (слуховых, зрительных);

· развитие непроизвольного внимания на основе интереса к разнообразным предметам и явлениям;

· организация деятельности с привлечением внимания ребёнка к различным свойствам объектов;

· развитие устойчивости непроизвольного внимания;

· развитие внимания к слову;

· формирование предпосылок для развития произвольного внимания;

· расширение объёма внимания;

· развитие способности к переключению внимания;

Развитие памяти:

· развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;

· расширение круга узнаваемых предметов;

· развитие воспоминания на основе формирования у ребёнка элементарных представлений о предметах;

· развитие непроизвольной памяти;

· увеличение объёма запоминаемого материала;

· совершенствование процессов запоминания и воспроизведения;

Литература:

Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.

Развивающие игры для детей. Справочник. - М., «Физкультура и спорт», «ТОМО», 1990

Гельфан Е.М., Рябинин Б.С. Игры и упражнения для маленьких и больших. – М.: Просвещение, 1969.

 

Развитие математических представлений

В этот раздел «Программы» включены рекомендации и игры по формированию и развитию у ребёнка количественных представлений, совершенствованию счётных операций и другие, связанные с развитием математических представлений. Помимо этого, детям с четырёх лет в разделе «знакомство с формой» даются начальные знания по геометрии.

Литература:

Ерофеева Т.И, Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математическая тетрадь для дошкольников. – М.: Просвещение, 1993

Волина В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей). – М.: Знание, 1994

Зайцев Н.А. Письмо. Чтение. Счёт. – СПб.: Издательство «Лань», 1998.

 

Развитие временных представлений

Задания, направленные на знакомство ребёнка с сезонными явлениями, с чередованием времён года, месяцев, дней недели, с частями суток.

 

Развитие пространственных представлений

Игры и задания на освоение ребёнком пространственных отношений, понятий «справа», «слева», «впереди», «сзади», ориентации в пространстве.

Литература:

Агаева Е.Л. и др. Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. – М.: Просвещение, 1991.

Развитие деятельности

Уровень развития ребёнка во многом определяется тем способом деятельности, которым фактически он владеет. В «Программу» включены рекомендации по организации различных видов деятельности ребёнка (игровой, изобразительной, конструктивной). Они включены как в разделы, касающиеся развития познавательной, эмоциональной сферы, так и в специальные подразделы: рисование и другие виды изобразительной деятельности, конструктивная деятельность.

Рисование способствует развитию у ребёнка

· наблюдательности;

· точности восприятия окружающей действительности; развиваются и уточняются представления ребёнка о размере, цвете, форме, составе и фактуре материала;

· тонкой моторики под контролем зрения;

· эмоциональной сферы (помогает глубже переживать и воспроизводить события).

Конструктивная деятельность способствует развитию у ребёнка

· зрительно-моторной координации;

· пространственных представлений;

· элементарных математических представлений;

Чтобы ребёнок стал самостоятельно конструировать, необходимо, чтобы взрослый не просто дал ему кубики, конструктор, а показал, что из них можно что-то мастерить. В «Программе» даются рекомендации по организации совместной конструктивной деятельности ребёнка и взрослого.

Литература:

Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей дет. сада. (Под ред. Т.А. Марковой) - М.: Просвещение, 1982.

Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебн. пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2002 и 2010. Под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 1979.

Речевое развитие

Речевое развитие происходит в процессе общения ребёнка с окружающими людьми. В «Программе» последовательно раскрываются все направления и этапы развития речи ребёнка, начиная с первых месяцев жизни.

В этот раздел включены рекомендации и игры, направленные на развитие

· слухового сосредоточения;

· понимания речи (пассивного словаря);

· активной речи (в т.ч. грамматического строя).

Слуховое сосредоточение

Слух играет немалую роль в развитии речи ребёнка. Точность восприятия звуков человеческой речи опять же определяется уровнем развития слуха. Своевременное выявление проблем со слухом необходимо для оказания своевременной помощи ребёнку. В «Программе» приведены рекомендации по развитию слухового сосредоточения у детей первого года жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.017 с.)