Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программное обеспечение практикумов

Поиск

по общей, экспериментальной, возрастной,
педагогической психологии и психодиагностике

 
 


8-е издание, переработанное и дополненное
(соответствующая версия программы: 10.2.25)

www.lnd.pu.ru www.eds.pu.ru

Санкт-Петербург


УДК 159.922

ББК 88.8
И21

 

Коллектив авторов: С.А. Мирошников (введение, главы 1-6, 17-19), А.Е.Иванова (главы 1-4), О.Ю. Кравец, Е.Л. Михайлова (главы 7-11, 13, 15), О.Д. Плахотина (главы 7-11, 13), М.Г. Филиппова (глава 18), А.В. Рыжухин (подраздел 18.5), Р.В. Чернов (главы 18, 20-21).

 

И21 Методические материалы к программному комплексу

Лонгитюд-ЭДК. Экспертная система Лонгитюд. Экспериментально-диагностический комплекс (ЭДК). 8-е издание, переработанное и дополненное (соответствующая версия программы: 10.2.25) / Под ред. С. А. Мирошникова – СПб.: Изд-во «ЛЕМА», 2010. 196 с.

 

ISBN 978-5-98709-080-0

 

В издании представлено методическое и техническое описание программного комплекса, включающего в себя две взаимосвязанные системы - Лонгитюд и ЭДК, предназначенные для разных целей, но имеющие множество пересекающихся компонентов, в связи с чем они распространяются в составе единого дистрибутива.

Экспертная система индивидуального сопровождения развития детей Лонгитюд используется для определения уровня психомоторного развития и контроля его динамики у детей от двух месяцев до семи лет. Данное программное и методическое обеспечение является дополнением к обычным методам обследования ребенка специалистом, существенно расширяющим возможности и повышающим эффективность работы с детьми и родителями. Расширенная версия этой системы, Лонгитюд+, включает в себя также прикладные методики для психологической работы с подростками и взрослыми.

Экспериментально-диагностический комплекс (ЭДК) - это набор диагностических, исследовательских и учебных методик, предназначенный для учебного использования в практикумах, для сбора и обработки экспериментальных данных (от курсовых и дипломных до диссертационных работ), для сбора данных при необходимости адаптации и стандартизации методик, не имеющих современных адаптированных версий, а также для прикладного использования, в том числе консультирования и проведения исследований.

Основные исследовательские и учебные методики ЭДК разработаны в процессе реализации различных исследовательских проектов при содействии фондов "Университеты России", "Интеграция", РГНФ, РФФИ и программы "Развитие научного потенциала высшей школы" Федерального агентства по образованию. Этот комплекс методик составляет базовую версию ЭДК и является свободно распространяемой студенческой версией программы - ЭДК Б (базовая версия).

Издание предназначено в первую очередь для специалистов – психологов и педагогов, преподавателей психологии и студентов, а также для всех, кто интересуется методологией психологического исследования. Методические материалы переиздаются по мере расширения функциональных возможностей программы (первое издание выпущено издательством СПбГУ в 2001 г.)

 

Без объявл. ББК 88.8
   
© С.А. Мирошников, 2010  
   
ISBN 978-5-98709-080-0  

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 8

Общие характеристики и соотношение систем Лонгитюд и ЭДК. 8

Разработчики.. 9

Особенности экспертной системы Лонгитюд. 10

Особенности ЭДК. 12

Структура расширенного меню методов (в системах Лонгитюд+ и ЭДК) 13

1. Диагностический блок экспертной системы Лонгитюд Шкала развития (метод 011) 14

1.1. Теоретическое описание. 14

История и современность: теоретические и методологические основания. 14

Математическая обработка данных. 23

Надежность диагностического блока. 28

1.2. Обзор преимуществ и недостатков. 30

Непосредственность и объективность. 30

Высокая точность измерений и дифференциальная чувствительность. 31

Всегда современная нормативная база. 31

Взвешенность оценки и более полная информация для специалиста. 31

Сопоставимость результатов на разных возрастных этапах. 32

Относительная сложность интерпретации результатов по сравнению с дихотомическими результатами типа «норма/отставание». 32

Сложность обработки «вручную». 32

Ориентация Шкалы развития в основном на нормативную популяцию.. 32

1.3. Список литературы.. 33

1.4. Ссылки на литературные источники, программное обеспечение и другие объекты авторского права. 36

2. Рекомендательный блок экспертной системы Лонгитюд.. 37

2.1.Теоретические основания, принципы построения и содержание индивидуальной «Программы развития» ребенка. 37

2.2. Структура и содержание основных разделов «Программы развития». 37

Развитие социально-адаптивных функций.. 38

Физическое развитие. 39

Развитие восприятия и познавательной активности.. 40

Развитие деятельности.. 42

Речевое развитие. 42

Развитие навыков самообслуживания и культурно - гигиенических навыков. 43

3. Работа со Шкалой развития в составе экспертной системы Лонгитюд.. 44

3.1. Подготовка к работе с экспертной системой.. 44

3.2. Подготовка печатных материалов для обследования. 44

3.3. Проведение обследования. 44

Условия обследования. 44

Подготовка стимульного материала. 45

Проведение опроса с использованием бланков. 45

Ввод данных в компьютер. 48

3.4. Обработка данных. 52

3.5. Результаты обработки данных. 53

Заключение. 53

График динамики развития. 54

Индивидуальная «Программа развития» ребенка. 54

Распечатка результатов. 55

3.6. Экспорт и импорт данных. 55

Экспорт данных в электронные таблицы Excel 55

4. Организация работы специалиста с экспертной системой Лонгитюд.. 58

4.1. Помещения. 58

4.2. Оборудование. 58

4.3. Материалы для обследования. 58

5. Общие характеристики методов в Лонгитюд+ и ЭДК.. 63

6. Анкетные данные. 64

6.1. Анкетные данные ребёнка. 64

6.2. Анкетные данные взрослого. 64

7. Опросники: личность, темперамент, характер.. 65

7.1. Личностный опросник Кеттелла, адаптированный модифицированный детский вариант (CPQ) 65

7.2. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) 65

7.3. Методика Голланда (Дж. Голланд) 66

7.4. Методика Йовайши.. 66

7.5. Тест Айзенка (Г. Айзенк) 67

7.6. Методика Е.П. Ильина и П.А. Ковалева. 69

7.7. Многофакторная личностная методика Кеттелла. Форма С. 70

7.8. Многофакторная личностная методика Кеттелла (юношеский вариант – 14PF) 70

7.9. Опросник оценки проявлений свойств нервной системы (СНС) 71

7.10. СМИЛ (Л.Н. Собчик) 71

7.11. СМИЛ сокращенный (Л.Н. Собчик) 72

7.12. Модифицированый опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков. 72

7.13. Выявление акцентуаций (тест-опросник Шмишека) 73

7.14. Определение выраженности склонности к риску (опросник Г. Шуберта) 73

7.15. Методика исследования некоторых ведущих психических особенностей больных неврозами (опросник по Л.Г. Первову) 74

7.16. Опросник Д. Кейрси.. 75

7.17. Уверенность в себе (Тест Райдаса) 75

8. Опросники: эмоциональная сфера личности.. 77

8.1. Шкала самооценки личностной тревожности (Спилбергер) 77

8.2. Методика диагностики уровня школьной тревожности (Филлипс) 77

8.3. Тест индивидуальной тревожности человека как индивида, субъекта деятельности и личности (Остапук Ю. В., Суходольский Г. В.) 78

8.4. Шкала личностной тревожности А.М.Прихожан. 78

8.5. Методика «Индекс жизненного стиля» (LSI) 79

8.6. Опросник Басса – Дарки.. 80

8.7. Шкала застенчивости.. 81

8.8. Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога. 81

9. Опросники: мотивация и воля. 83

9.1. Опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности.. 83

9.2. Определение уровня мотивации достижения успеха (А. Мехрабиан) 83

9.3. Определение уровня мотивации аффилиации (А. Мехрабиан) 84

9.4. Шкала самоконтроля. 84

9.5. Опросник для определения выраженности стремления к самозащите и уровня мотивации избегания неудачи.. 84

9.6. Определение выраженности стремления к риску и уровня мотивации достижения цели и успеха (Т. Элерс) 85

9.7. Карта профессиональных интересов. 85

9.8.Опросник профессиональной готовности.. 86

9.9. Тест - опросник уровня субъективного контроля. 86

10. Опросники: состояния личности.. 88

10.1. Шкала самооценки ситуативной тревожности (Спилбергер) 88

10.2. Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН) 88

10.3. Шкала оценки нервно-психического состояния (В.И. Бутов, Н.А. Курганский, В.И. Суслов) 89

10.4. Шкала депрессии (Т.И. Балашова) 89

10.5. Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний (К.К. Яхин, Д.М. Менделевич) 90

10.6. Методика измерения психического «выгорания» в профессиях системы «человек-человек». 90

10.7. Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации учителя средней школы.. 91

10.8. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко. 91

10.9. Опросник «Степень хронического утомления». 92

10.10. Опросник для оценки острого физического утомления. 93

10.11. Опросник для оценки острого умственного утомления (А.Б.Леонова и Н.Н. Савичева) 93

10.12. Измерение степени выраженности сниженного настроения — субдепрессии.. 94

10.13. Определение состояния фрустрации.. 94

10.14. Диагностика уровня социальной фрустрированности. 94

11. Опросники: межличностные отношения. 95

11.1. Тест эмпатийного потенциала личности (И.М. Юсупов) 95

11.2. Тест «Групповая мотивация» (В.А. Розанова) 95

11.3. Тест - опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин) 96

11.4. Тест «Подростки о родителях» (ПоР) 96

11.5. Измерение родительских установок и реакций (опросник PARY) 97

11.6. Тест межличностных отношений (Лири) 97

11.7. Оценка способов реагирования в конфликте (Тест К. Томаса) 98

11.8. Социометрия. 99

12. Шкалы развития. 101

12.1. Экспертная оценка уровня развития (Экспертная система Лонгитюд) 101

12.2. Шкала развития (Экспертная система Лонгитюд) 101

12.3. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. 103

12.4. Школьный тест умственного развития. 104

12.5. Тест структуры интеллекта (Р. Амтхауэр) (в модификации Л. А. Ясюковой) 105

12.6. Диагностика культурно-независимого интеллекта (Р. Кеттелл) 106

13. Проективные методы... 107

13.1. Проективный тест детской тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) 107

13.2. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (Амен Е.В., Ренисон Н., Прихожан А.М.) 108

13.3. Тест Люшера. 108

13.4. Методика попарных сравнений.. 109

13.5. Цветовой проективный тест отношений.. 110

13.6. Цветовая проективная социометрия. 111

13.7. Тест цветовых предпочтений.. 112

13.8. Обработка данных пакета цветовых методов для группы.. 113

13.9. Характерный ранговый ряд. 114

13.10. Проективные рисуночные тесты.. 114

14. Методики смежных областей.. 115

14.1. Анамнез. 115

14.2. Карта индивидуального сопровождения. 115

15. Сенсомоторные методы... 117

15.1. Методика оценки функционального состояния человека «Поиск чисел» (В.И. Бутов, Н.А. Курганский,И.М.Дашков). 117

15.2. Порог восприятия стимула (свет) 118

15.3. Проба Бурдона. 118

15.4. Теппинг-тест (ТТ) 119

15.5. Тесты на сенсомоторную реакцию 120

15.6. Реакция на движущийся объект и тест отмеривания времени 121

15.7. Таблицы Шульте. 121

15.8. Тремор статический и динамический.. 122

15.9. Тест Струпа. 123

16. Тренажеры... 125

16.1. Игровой тренажер «Соты». 125

16.2. Игровой тренажер «Аквариум». 125

17. Когнитивное моделирование. 127

17.1. Анкета осцилляторной модели.. 127

17.2. Свободный эксперимент с осцилляторной моделью.. 127

17.3. Анкета нейросетевой модели.. 128

17.4. Свободный эксперимент с нейросетевой моделью.. 128

17.5. Простая сенсомоторная реакция (свет) 129

17.6. Простая сенсомоторная реакция (звук) 129

18. Специальные исследовательские методы... 130

18.1. Настройка РС для пороговых методов. 130

18.2. Порог восприятия стимула (свет) 130

18.3. Прайминг-эффект 130

18.4. Эксперимент «Двойственные изображения». 131

18.5. Методики исследования основных потребностей.. 132

18.5.1. Прайминг-диагностика. 133

18.5.2. Структура потребностей.. 135

18.5.3. Имплицитный ассоциативный тест. 135

18.6. Методики исследования перцептивной защиты 136

18.6.1. ПЗ (перцептивная защита) - Прайминг. 137

18.6.2. ПЗ (перцептивная защита) – Проявляющиеся слова. 138

18.6.3. ПЗ (перцептивная защита) - Ассоциативный эксперимент. 139

18.6.4. ПЗ (перцептивная защита) – Падающие слова. 140

18.7. Исследование особенностей научения. 140

18.8. Фи-феномен (М. Вертгеймер) 142

19. Бета-версии.. 144

19.1. Многофакторный индивидуальный тест (МИТ) 144

19.2. Методика исследования социального интеллекта (адаптация теста Гилфорда-Салливена) 144

20. Работа с компьютерной программой.. 146

20.1. Запуск программного комплекса (в версии Лонгитюд или ЭДК) 146

20.2. Основное (главное) меню программы.. 147

20.3. Добавление группы.. 147

20.4. Добавление испытуемого. 149

20.5. Добавление метода в планируемое обследование. 152

20.6. Начало обследования с использованием выбранного метода. 154

20.7. Особенности тестирования разными методами.. 155

20.8. Обработка данных и просмотр результатов. 158

20.9. Экспорт и импорт данных (результатов) 159

20.10. Перенос базы данных на новый компьютер. 162

21. Технические характеристики программы... 163

21.1. Требования к оборудованию.. 163

21.2.Требования к программному обеспечению.. 163

21.3. Защита от несанкционированного распространения. 163

21.4. Выбор вида защиты.. 164

21.5. Установка программы.. 165

21.6. Особенности установки и работы в условиях высоких ограничений защиты в Windows Vista. 166

21.7. Установка пароля доступа. 167

21.8. Обновление программы.. 167

21.9. Удаление программы с жесткого диска. 167

21.10. Организация сбора данных в единую базу по локальной сети (информация для сетевых администраторов и "продвинутых пользователей") 168

21.11. Возможные затруднения и их устранение. 169

Предметный указатель.. 172

Приложение 1. Направления прикладного использования. 175

Приложение 2. Направления учебного использования. 181

Приложение 3. Использование в профконсультировании.. 185

Приложение 4. Организация использования «Шкалы развития» в образовательном учреждении.. 187

Кадровое обеспечение. 187

Организация работы с клиентами.. 187

Административно-техническая организация работы с образовательными учреждениями 188

Приложение 5. Условия распространения систем Лонгитюд и ЭДК.. 189

Особенности распространения базовой (студенческой) версии ЭДК. 190

Приложение 6. Семинары-практикумы на базе СПбГУ.. 191


Введение

Общие характеристики и соотношение
систем Лонгитюд и ЭДК

Программы Лонгитюд и ЭДК предназначены соответственно для прикладных и исследовательских работ в области психологии и педагогики, поэтому они имеют много общего, как в интерфейсе, так и в содержании. Методики, входящие в их состав, разрабатываются совместно с психолого-педагогическими медико-социальными центрами (ППМС-центрами) и с сотрудниками факультета психологии СПбГУ. Тем не менее, в зависимости от целей работы предпочтительно выбрать и использовать одну из программ, или, иначе говоря, один из интерфейсов единого программного комплекса – прикладной или учебно-исследовательский. Соотношение этих программ и их версий в общем виде показано ниже в таблице.

Экспертная система Лонгитюд прикладная направленность, коммерческое распространение  
Лонгитюд+  
Лонгитюд Б Методики для подростков и взрослых.  
Методики для дошкольников, разрабатываются совместно с ППМС-центрами Разрабатываются совместно с ППМС-центрами для прикладных целей Разрабатываются совместно с авторами - сотрудниками ф-та или по заказу ф-та психологии СПбГУ для исследований Эксперименты, диссертационные исследования, когнитивное моделирование, а также бета-версии новых методик
ЭДК Б
ЭДК+
ЭДК (экспериментально-диагностический комплекс) учебно-экспериментальная некоммерческая направленность
       

Все версии программного комплекса «по умолчанию» включают в себя только те блоки, распространение которых не ограничено обязательствами разработчиков ЭДК (по отношению к соавторам, предоставившим свои разработки для компьютерной реализации психодиагностических методик). Таким образом, распространяемые версии программного комплекса включают в себя только:

· средства сбора и математической обработки данных для известных психодиагностических методик,

· собственные разработки основного авторского коллектива программного комплекса (ЭДК и Лонгитюд),

· методики, находящиеся на этапе "открытой разработки" в сотрудничестве с другими специалистами - это методики, требующие сбора данных для адаптации и стандартизации.

Включение в стандартный дистрибутив авторских методик, распространяемых отдельно по соглашению с авторами, а также авторских интерпретаций некоторых тестов (указание на это приведено в описании конкретных методик) подразумевает использование только их демо-версий. Некоторые из этих методик включены в расширенные версии программного комплекса (Лонгитюд+, ЭДК+), другие не включены ни в какую версию программы, а передаются только по отдельному заказу, что обусловлено соответствующими договорами с авторами.

В настоящее время дополнение комплекса новыми методиками продолжается в соответствии с планированием их использования в учебном процессе на факультете психологии СПбГУ. Кроме этого, на базе ЭДК разрабатываются специализированные методики исследования для отдельных дипломных и диссертационных работ, а также для выполнения исследований по грантам и контрактам. Здесь необходимо сделать важное замечание по поводу группы широко известных опросников, для которых в ЭДК включены средства математической обработки данных.

Значительная часть из них - это опросники, разработанные много десятилетий назад и поэтому давно устаревшие, не удовлетворяющие современным психометрическим требованиям, принятым в мировой психологической науке. Даже относительно современные российские адаптации некоторых опросников фактически представляют собой адаптации не современных, а устаревших зарубежных материалов.

Включение таких методик в программный комплекс вызвано несколькими причинами.

Во-первых, средства математической обработки данных по этим методикам нужны для разработки на их основе более современных и эффективных психодиагностических инструментов современного уровня, как это не раз происходило в истории психологии.

Во-вторых, в настоящее время и, видимо, еще много лет в России психологи будут использовать эти методики просто потому, что других, более эффективных, для российской популяции пока не разработано. То есть, для многих задач в текущих условиях имеющиеся старые опросники пока что являются наиболее эффективными.

В-третьих, на момент своей разработки эти методики были новым шагом вперед в психодиагностике, и ознакомление с ними будет полезным для учебных целей, а ЭДК и разрабатывался в первую очередь как учебный комплекс-практикум, с включением в него материалов кафедр и лабораторий факультета психологии СПбГУ.

Психометрические характеристики и даты обновления (стандартизации) отдельных опросников в составе ЭДК представлены в текстах описаний или в указанной там литературе. Если Вы будете планировать использование того или иного опросника из состава ЭДК, рекомендуем более подробно познакомиться с этим описанием и литературой для того, чтобы оценить, является ли выбранная методика самой современной и эффективной из тех, которые доступны для решения стоящих перед Вами задач.

Приведенное выше замечание не касается методик, полностью разработанных авторами ЭДК и экспертной системы Лонгитюд, поскольку они подготовлены и стандартизованы в последние годы, и, кроме того, не реже одного раза в год пересматриваются и обновляются (к выходу очередной версии программы). Мы работаем над тем, чтобы в каждой новой версии программы повышать долю современных эффективных методик, но и старые методики мы планируем сохранять для учебных и других целей (возможно, с группировкой устаревающих методик в отдельную группу меню программы).

Разработчики

В разработке программного комплекса принимают участие специалисты Санкт-Петербургского государственного университета, Центра психолого-медико-социального сопровождения Калининского и Фрунзенского районов Санкт-Петербурга, образовательных и медицинских учреждений Санкт-Петербурга и ряда других городов России. Базовыми учреждениями и экспериментальными площадками СПбГУ по внедрению программно-методического комплекса Лонгитюд в систему индивидуального сопровождения развития детей в государственных образовательных учреждениях являются Центры психолого-медико-социального сопровождения Калининского и Фрунзенского районов Санкт-Петербурга.

Организационной базой разработки является Отделение психологии Центра технического сопровождения образовательных программ (Научно-исследовательский центр им. Б.Г.Ананьева) факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета.

Почтовый адрес авторского коллектива разработчиков: 199034, Россия, г.Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9, Факультет психологии, Научно-исследо­ва­тельский центр им. Б.Г.Ананьева, Мирошникову Сергею Александровичу.

Телефон: (906) 244-06-94. E-mail: sm-2008@bk.ru

Сайт экспертной системы Лонгитюд: www.lnd.pu.ru Сайт ЭДК: www.eds.pu.ru

Справки об участии в курсах повышения квалификации по работе с Лонгитюдом и ЭДК: тел/факс (812) 327-46-14.

 

Авторский коллектив

Руководитель: Мирошников Сергей Александрович, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией Центра технического сопровождения образовательных программ факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета (Научно-исследовательский центр им. Б.Г.Ананьева).

Методическое обеспечение:
Бурсиан А., Бутов, В.И., Быковская Е.Ю., Иванова А.Е., Карандасова О.Е., Коськова Т.Е., Кравец О.Ю., Курганский Н.А., Люлина А.К., Люцко А.М.,
Манукян В.Р., Медина Н.А., Михайлова Е.Л., Мясникова С.В.,
Новокшенова Н.Е., Орлова А.Н., Петрусенко И.В., Пикалева Е.Ю.,
Плахотина О.Д., Полиевец Т.В., Пузыренко С.С., Садилова Т.А.,
Суслов В.И., Серебрякова Н.В., Уткина Л.А., Филимоненко Ю.И.,
Филиппова М.Г., Чернов Р.В., Чесноков В.Б., Юнтунен О., Ястребова Л.Б.

Программирование:
Бойкачев К.К., Бурсиан А., Протасов А.А.

Отдельные методы в составе ЭДК подготовлены в соавторстве с другими специалистами факультета психологии СПбГУ и других организаций, о чем указывается в описании соответствующего метода.

Разработка и апробация ряда методик ЭДК проводилась на базе Калининского и Фрунзенского районных Центров психолого-медико-социального сопровождения Санкт-Петербурга - экспериментальных площадок СПбГУ по внедрению программно-методического комплекса в систему индивидуального сопровождения развития детей в государственных образовательных учреждениях.

Разработчики с благодарностью примут Ваши предложения по участию в разработке и апробации методик, а также замечания и рекомендации. В качестве основного средства связи непосредственно с разработчиками просим использовать электронную почту.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.169 (0.013 с.)