Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всегда современная нормативная база

Поиск

Во многих популярных тестах развития используются нормы, полученные для популяции 1950 - 1970 годов. С учетом обоснованного в психометрии требования к обновлению нормативов каждые 5 лет, ясно, что использование устаревших норм при исследовании современной популяции неизбежно приводит к недостоверным результатам. В то же время трудоемкость сбора и обработки данных обычных бланковых методик объективно затрудняет их регулярную стандартизацию. Система Лонгитюд позволяет решить эту проблему за счет регулярной переработки данных, накапливаемых в распределенной базе данных множества пользователей, обследующих детей в разных учреждениях и регионах. Последнее также немаловажно для получения взвешенных нормативных данных. В результате, рестандартизация здесь проводится фактически не реже одного раза в год в полуавтоматическом режиме, что существенно отличает Шкалу развития по характеру стандартизации от многих других известных диагностических методик.

Взвешенность оценки
и более полная информация для специалиста

Выводы по результатам обследования формулируются не в терминах диагноза, например, наличия задержки психического развития, а в терминах степени отставания или опережения, изменяющейся непрерывно от 0 до ± 1 и вытекающей из полученных ответов на вопросы.

Объективно ни один тест не может давать диагноз. И даже опытный эксперт нередко ошибается, выставляя диагноз «отставание в развитии». Поэтому важным преимуществом данной системы является то, что взвешенность оценки здесь заложена не только на уровне текстовой интерпретации результатов, но и на более глубоком – математическом уровне обработки данных. Сами численные результаты каждого вопроса и параметра, по сути, являются не показателями опережения или отставания, а функциями принадлежности испытуемого соответствующей популяции, отражающими как степень отклонения, так и достоверность его обнаружения по имеющимся данным.

В этом смысле получаемые «непрерывные» показатели отличаются от «дискретных» результатов типа «норма/отставание» тем, что дают специалисту больше информации для проведения дополнительной диагностической работы в тех направлениях, где вопросы к родителям могут выявить лишь подозрение на отставание.

В то же время пользователю даются и обычные ступенчатые оценки в «дискретных» терминах «отставания/опережения». Но такие оценки выдаются только при наличии очень высокой достоверности отклонения. Это может приводить к тому, что «дискретные» результаты данного обследования будут указывать на норму там, где другой тест покажет отставание. Такое незначительное расширение границ нормы является преднамеренным и вызвано ориентацией системы не на замену специалиста с приклеиванием ярлыка ребенку, а на взаимодействие со специалистом, который по «непрерывному» показателю параметра сможет увидеть пограничную оценку и предпринять дополнительное обследование.

Сопоставимость результатов на разных возрастных этапах

Единые основания обработки данных (освоение действий в нормативной популяции) и однородные единицы измерения (непрерывная функция принадлежности), используемые в данной системе, дают возможность сопоставления данных, полученных на разных возрастных этапах. Это позволяет продолжать развитие экспертной системы в направлении старших возрастных групп, а также использовать ее для многолетних лонгитюдных наблюдений и индивидуального сопровождения развития ребенка.

Относительная сложность интерпретации результатов
по сравнению с дихотомическими результатами
типа «норма/отставание»

Детальный количественный и качественный анализ отклонения от «идеального среднего» не пригоден для формального и поверхностного выполнения обследования, поэтому в качестве основного недостатка системы является то, что она требует, чтобы ею пользовался подготовленный специалист.

Сложность обработки «вручную»

«Вручную» данные по Шкале развития можно обработать только так, как аналогичные методики в шкальной форме выполнялись в течение десятилетий – путем построения выводов по отдельным вопросам и затем – их сложения в столбик для обобщения в выводе об уровне развития ребенка. Математическая реализация алгоритмов экспертной системы в этом случае будет намного более сложной, чем, например, в случае с методикой Векслера. Все это делает применение данной методики и получение детальных количественных данных практически невозможным без использования компьютера. В то же время алгоритмы обработки просты, открыты и описаны в данном издании. Кроме того, для исследовательских и методических целей в программе предусмотрена возможность получения протокола обработки данных обследуемого с пошаговым анализом вклада каждого ответа на вопрос в интегральные оценки по параметрам.

Ориентация Шкалы развития в основном на
нормативную популяцию

В текущей версии системы основной диагностический метод – Шкала развития – стандартизована на нормативной популяции с неотягощенным анамнезом, и направлена на первичное определение уровня и выявление отклонений в развитии без анализа их причин и возможной специфики, обусловленной сложным анамнезом.

Шкала развития может использоваться для обследования детей с отягощенным анамнезом, но не предназначена для детального клинического исследования развития таких детей. В частности, в построении диагностических выводов заложена «презумпция нормальности». То есть, любые расхождения по разным критериям толкуются в пользу ребенка, что может приводить к выявлению отклонения, но определению его как «незначительного». Мы считаем, что этого достаточно для привлечения внимания специалиста (тем более, что он получает и числовые результаты), а поскольку этот текст выводится и в «Программу развития» для родителей, то слишком жесткие формулировки здесь нежелательны.

В этой связи если ребенок имеет в анамнезе серьезные заболевания, существенно влияющие на развитие психомоторики, то специальные методики, учитывающие специфику этих заболеваний, дадут более точные диагностические результаты и рекомендации. То же касается и «Программы развития», - она может использоваться в работе с детьми, имеющими значительные нарушения психомоторики, только после предварительной редакции специалистом, наблюдающим ребёнка, так как рекомендации и игры даны в общем виде, без учета специфики разнообразных заболеваний.

В дальнейшем развитии экспертной системы запланирована возможность создания специальных форм Шкалы развития и включение в «Программу развития» соответствующих рекомендаций и специальных игр для детей с ДЦП, нарушением слуха и другими заболеваниями. Разработка таких форм во многом зависит от поддержки и участия заинтересованных пользователей программы.

 

Список литературы

При теоретической и практической разработке экспертной системы, в том числе ее диагностических и развивающих блоков, использовалась следующие литературные источники:

 

1. Агаева Е.Л., Брофман В.В., Булычева А.И. и др. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. / Под ред. О.М. Дьяченко, Е.Л. Агеевой. - М.: Просвещение, 1991

2. Айзикович Р.Ш. Нервно-психическое развитие ребёнка раннего возраста. - Киев, 1963

3. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина, 1977

4. Аксарина Н.М. Основные этапы и особенности развития высшей нервной деятельности детей раннего возраста. - М., 1974

5. Аксарина Н.М., Кривина С.М. Контроль за нервно-психическим развитием детей раннего возраста. М., 1975

6. Аксарина Н.М., Ладыгина Н.Ф. Развитие и воспитание детей раннего возраста. Учебное пособие. М., 1963

7. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. Пер. с англ. М., 1982

8. Ануфриева А.И., Митюкова О.М. Игры и занятия для малышей., - 4-е изд., - Горький: Волго - Вятское изд., 1964

9. Аркин Е.А. Ребёнок в дошкольные годы./Под ред. Запорожца и Давыдова В.В. - М.: Просвещение, 1967.

10. Асмолов А.Г., Ягодин Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора - к диагностике развития) // Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М.: Издательство АСТ, 1996. С. 45-56.

11. Бехтерев Л. Объект исследования нервно-психической сферы в младенческом возрасте. - СПб., 1909

12. Богомолова Ф.А., Апполонова И.Б. Физическое, нервно-психическое развитие и методика исследования ребёнка.- М., 1979

13. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1991

14. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателей дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991.

15. Бурлачук Л.Ф, Морозов С.М. Справочник по психологической диагностике - Киев: Наук. Думка, 1989.

16. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет.: Кн. Для воспитателя дет. сада - М.: Просвещение, 1988

17. Внешняя среда и психическое развитие ребёнка / под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской - совм. Изд. СССР - ГДР - ЧССР -М.: Медицина, 1984

18. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1926.

19. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование.- Л.: ЛГУ, 1982

20. Гезелл А. Педология раннего возраста. - М.-Л., 1932

21. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: «Просвещение», 1989

22. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: «Просвещение», 1986

23. Гундобин Н.П. Душевная жизнь грудного ребёнка. - СПб., 1894

24. Гурьянов Е.В. Инструкция к методу испытания умственного развития детей. - М.: Центральная педологическая лаборатория, МОНО, Гудок, 1929.

25. Демидов В. Как мы видим то, что видим. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: Знание, 1987.

26. Диалектика социального и природного в развитии человека и его отношений с миром. (Лонгитюдональное исследование развития ребёнка Ж. Буланже).- М., 1991.

27. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. (Под ред. Л.А. Венгера. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1978.

28. Дюк В.А. Компьютерная диагностика. - СПб., Изд-во «Братство», 1994

29. Енько П.Д. О связи между физическим и умственным развитием. - СПб. 1903.

30. Зворыгина Е.В., Карпинская Н.С., Кононова И.М. и др. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. (Под ред. С.Л. Новоселовой. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985.

31. Как учить и развивать умственно отсталых детей. Курс лекций и практических занятий, составленный доктором Карлом Грюнвельдом. - Санкт-Петербург, Петербург ХХI век, 1994.

32. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребёнка. - М.: Рос. пед. Агентство, 1997.

33. Касьянов В.М. Развитие ребёнка и среда. - М., 1971.

34. Кащенко В.П. Исключительные дети, их изучение и воспитание. - М.: Работник просвещения, 1926.

35. Клайн П. Справочное пособие по конструированию тестов. Введение в психометрическое проектирование.- Киев, 1994.

36. Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Я, ты, мы. Учебно-методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста. - М.: Дрофа, ДиК, 1999.

37. Коваленко П.И. Развитие двигательных умений и психики у детей. - М., 1975.

38. Колидзей Э.А. Овладение пространством ребёнком младенческого возраста средствами физического воспитания. - Балашов, 1992.

39. Кольцова М. Ребёнок учится говорить - М.: «Сов. Россия», 1973.

40. Кузьменко Л.Г. Малыш. Рост и развитие. - М.: Изд-во Рос. Университета дружбы народов, 1993.

41. Кофман А. Введение в теорию нечетких множеств. Москва, 1982.

42. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. - М.: Международная педагогическая академия, 1994.

43. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателей дет. сада. (Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982.

44. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учебн. пособие для учащихся пед. училищ по спец. 2002 и 2010. Под ред. Н. П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 1979.

45. Методические рекомендации по оценке нервно-психического развития детей в возрасте от 1 до 3 лет. - М., 1974.

46. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях - М.: «Просвещение», 1991.

47. Мугинова Е.Л. Гимнастика с детьми до 7 лет – Л., Медицина, 1978.

48. Нервно-психическое развитие детей раннего возраста: Учеб. метод. Пособие/ Омская гос. Мед. Академия Г.А. Ковалёва. - Омск, 1995.

49. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1990.

50. Общая психодиагностика/ Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М., 1987.

51. Основные закономерности роста и развитие детей и критерии периодизации: Материалы докладов симпозиума. (Одесса, 16-17 сентября 1975). - Одесса, 1975.

52. Основы сенсорной физиологии: Пер. с англ. (Под ред. Р. Шмидта. - М.: Мир, 1984.

53. Оценка физического и нервно - психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина. - Санкт - Петербург, изд-во «АКЦИДЕНТ», 1995.

54. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/Сост. Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович.-СПб.: Изд-во «Акцидент», 1995.

55. Пантюхина Г.В. Диагностика нервно-психического развития детей первых 3 лет жизни. - М.: ЦОЛИУВ, 1979.

56. Печора К.Л. Развитие речи детей раннего возраста. - М., 1972.

57. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей дет. сада. - М.: Просвещение, 1983.

58. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша.: Игры на развитие восприятия цвета и формы. - М.: Просвещение, 1996.

59. Поддьяков Н.Н Мышление дошкольника - М.: Педагогика, 1977.

60. Предупреждение в детском возрасте состояний, приводящих к заболеваниям у взрослых: Фолкнер Ф., Фукс Ф., Х. Гальба- Араухо / Под ред. Фолкнера Ф. - М.: Медицина, 1982.

61. Прикладные нечеткие системы. М.: Мир, 1993.

62. Программа воспитания и обучения в детском саду - М.: Просвещение, 1987.

63. Проф. А.П. Нечаев Руководство к экспериментально психологическому исследованию детей дошкольного и школьного возраста. - Изд. Мосздравотдела, М., 1925.

64. Развитие ребёнка. Пер. с англ. Роговина М.С./ Под ред. Запорожца А.В., Венгера Л.А. - М.: Просвещение, 1968.

65. Розенгагрд - Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста - М., Изд-во АПН РСФСР, 1963.

66. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. Пособие.- Л.: ЛГУ, 1990.

67. Сенсорное воспитание в детском саду (Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. - М.: Просвещение, 1981.

68. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): Пособие для воспитателей дет. сада/Под ред. Сохина Ф.А. - М.: Просвещение, 1981.

69. Упражнения с Монтессори материалом./Под ред. Хилтунен Е. - Рига - Москва, Педагогический Центр «Эксперимент», 1996.

70. Усова А.П., Аванесова В.Н. Сенсорное воспитание в дидактических играх. - В кн.: Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. М., 1965.

71. Фигурин Н.Л., Денисова М.П Этапы развития поведения детей в возрасте от рождения до 1 года.- М.: Изд. Медгиза, 1949.

72. Фонарёв А.М. Развитие ориентировочных реакций у детей - М.: Педагогика, 1977.

73. Формирование восприятия цвета у дошкольников/ Под ред. А.В. Запорожца и Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1969.

74. Хейссерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребёнка. Оценка интеллектуального, сенсорного и эмоционального развития. - М.: Просвещение, 1964.

75. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - Спб.: Лань, 1996.

76. Чистович Л., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца. - Петербург - ХХI ВЕК, 1996.

77. Ш. Бюлер, Г. Гетцер. Диагностика нервно-психического развития детей раннего и возраста. - М.: Учпедгиз, 1935.

78. Шванцара Й. Диагностика психического развития.- Прага, Авиценум, 1978.

79. Эдельштейн Э.А. Методы обследования нервной системы новорожденных и детей первых месяцев жизни. - М., ЦОЛИУВ, 1975.

 

1.4. Ссылки на литературные источники, программное
обеспечение и другие объекты авторского права

Основой диагностического блока экспертной системы являются критерии, широко представленные во многих диагностических методиках. Это критерии, отражающие естественные формы проявления способностей развивающегося ребенка. Проведенный авторами исторический анализ проблемы показал, что все современные методики диагностики развития детей в значительной степени используют критерии более ранних авторов, что является неизбежным и правомерным. Аналогичным образом, рекомендации, игры и упражнения, включаемые в различные развивающие программы, также переходят от автора к автору с небольшими вариациями. Согласно закону РФ об авторском праве и смежных правах, «авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты» (статья 6. п. 4). В соответствии с вышесказанным, мы даем ссылку на конкретного автора в том случае, если:

· используется цитированный текст (отрывок),

· используется иллюстрированный пример задания из известного литературного источника,

· вопрос, игра или упражнение является зарегистрированным открытием или патентованным авторским изобретением.

Использование объектов авторского права производится только по соглашению с авторами и владельцами патентов. Для разработки экспертной системы используется специально приобретенное авторами лицензионное программное обеспечение. Экспертная система индивидуального сопровождения развития детей Лонгитюд зарегистрирована Российским агентством по патентам и товарным знакам, о чем выдано свидетельство №2002620068. В Отраслевом фонде алгоритмов и программ Министерства образования Российской Федерации экспертная система Лонгитюд зарегистрирована с присвоением следующих номеров отраслевой и государственной регистрации: № ОФАП – 2020, № госрегистрации – 50200200334.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.94 (0.013 с.)