Интеграция функций принадлежности по отдельным вопросам в составе числового значения параметра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеграция функций принадлежности по отдельным вопросам в составе числового значения параметра



При анализе уровня развития по отдельному параметру, равная функция принадлежности испытуемого двум противоположным множествам («отстающих» и «опережающих») приводит к логическому взаимоуничтожению обеих функций, что позволяет использовать их алгебраическое суммирование (с учетом разброса как показателя достоверности) при группировке в факторы. Результирующее число – «усредненная принадлежность», знак которой показывает вид «перетягивающего» множества (см. рис. 3).

 

 

В качестве признака соответствия нормативной популяции рассматривается низкая (близкая к 0) функция принадлежности испытуемого «отклоняющимся» популяциям. Этот показатель может быть близок к 0 как вследствие низких значений по отдельным вопросам, так и вследствие уравновешивания признаков отставания и опережения.

 

 

Аналогичным образом простая суммация выводов по всем вопросам также может рассматриваться как «максимально интегральная» оценка развития, но в случае неравномерности развития отдельных сторон деятельности ребенка такое тотальное усреднение без группировки вопросов по факторам может привести к тому, что отставание в отдельных сферах деятельности останется незамеченным. Для решения этой проблемы и проводится группировка вопросов в факторы.

Математически интеграция ответов на отдельные вопросы реализуется как взвешивание, с одной стороны, положительных ответов (показывающих зону, которую развитие уже «прошло»), и, с другой стороны, отрицательных ответов (показывающих зону, которой развитие еще не достигло). В результате получается взвешенная сбалансированная оценка как по соотношению с идеальным средним показателем, так и по отношению к более ранним и более поздним этапам развития.

Таким образом, при небольшом количестве ответов на вопрос по данному параметру точность системы снижается и приближается к точности оценок по распространенным шкалам оценки развития, где вывод об отставании иногда делается на основании ответов на 1-2 вопроса. Для предупреждения такого снижения точности в системе предусмотрено ограничение на вывод недостоверных данных. Если ответов по параметру недостаточно для взвешенной оценки (с получением минимально необходимого количества ответов), то оценка развития по данному параметру не производится. Это позволяет, с одной стороны, получать достаточно точные результаты, а с другой, не делать общий результат по основным параметрам слишком зависимым от единичного вопроса (как это бывает в тех тестах, где отсутствие ответа на один вопрос делает невозможным получение значения параметра вообще либо всегда приводит только к его снижению). При этом наиболее устойчивые и стабильные значения у тех параметров, которые определяются большим количеством вопросов, то есть, у надпараметров. Именно они являются основой для выводов о возможном отставании и для рекомендаций к дополнительному обследованию у соответствующего специалиста.

Надежность диагностического блока

Валидность

Содержательная валидизация диагностической части системы («Шкалы развития») проведена с привлечением экспертов – психологов, педагогов и врачей высшей квалификации, которые анализировали каждый вопрос и выносили заключение о том, соответствует ли он тем параметрам, которые по нему оцениваются.

Критериальная валидизация диагностической части проведена на основании экспертной оценки обследуемых, для чего в систему введен соответствующий метод сбора данных – метод экспертной оценки.

Аналогичным образом проведена содержательная и критериальная валидизация рекомендательной части (подсистемы создания индивидуальной «Программы развития»). В последнем случае экспертам предлагалось самим выбрать те рекомендации, которые они дали бы обследуемому, и получаемая ««Программа развития»» сравнивалась с той, которую готовила экспертная система.

Эмпирическая конструктная (концептуальная) валидность, отражающая соответствие диагностических показателей научному понятию об измеряемом психическом свойстве, проверялась путем определения статистической связи получаемых данных с результатами конвергирующих шкал развития, основанных на классических подходах к математическому анализу данных.

Для сопоставительного исследования был выбран тест Векслера, широко используемый в исследованиях и прикладной психологии. Исследование проведено на 51 ребенке в возрасте от 5,5 до 7 лет, в апреле-мае 2004 года. Каждый ребенок проходил обследование по Шкале развития Лонгитюда и нескольким субтестам Векслера. Полученные данные позволили выявить ряд значимых связей. В частности, ряд параметров Лонгитюда оказался значимо связанным с близкими по смыслу шкалами Векслера (например, параметр математических представлений Лонгитюда и «Арифметический» субтест Векслера, параметр зрительно-моторной координации Лонгитюда и субтест «Складывание фигур» у Векслера, и т.д.).

Таким образом, в проведенном исследовании удалось показать существенную связь ряда шкал Векслера и Лонгитюда, для которых наличие такой связи можно было предполагать исходя из их определений. Это позволяет сделать вывод, что методы нечеткой логики, хотя и являются новым способом оценки относительного уровня развития, все же действительно отражают соответствующие характеристики индивида, причем достаточно точно (даже если ориентироваться на критерии валидизации при сопоставлении двух методик, работающих математически однородно – на бинарной логике). В то же время значения параметров, выраженные в виде «функции принадлежности», более непосредственно (без потерь информации при перерасчете сырых баллов) отражают относительный уровень развития и не требуют для своей интерпретации сопоставления с возрастными таблицами норм, что является полезным для прикладной психодиагностики. В противоположность обычным шкалам развития, здесь перерасчет этих «сырых оценок» нужен в достаточно редкой обратной ситуации – если из оценок соответствия норме необходимо получить абсолютные оценки уровня развития, не зависимые от возраста обследуемого.

Ретестовая надежность

Использование экспертной системы показало ее высокую ретестовую надежность, в том числе при получении данных об одном обследуемом из разных источников (родители, воспитатель, психолог, педагог).

Ретестовая надежность «Шкалы развития» при повторном обследовании определялась путем вычисления корреляций на данных 200 повторных обследований с интервалом 3–6 месяцев. Полученные показатели надежности составляют от 0,83 на более общих и устойчивых параметрах (например, «Восприятие и познавательная активность») до 0,72 на относительно узких параметрах.

В целом эти показатели соответствуют обычным данным по ретестовой надежности различных шкал. Например, для Шкалы моторного развития Линкольна-Озерецкого ретестовая надежность составляет 0,7; для Шкалы МакКарти - от 0,69 до 0,9; для Векслеровской шкалы интеллекта детей и подростков – от 0,65 до 0,88 (сравнительные данные приведены по А. Анастази, Психологическое тестирование. М., Педагогика, 1982. С. 236-238).

Критерии оценок

Исходные критерии оценок, используемые в диагностическом блоке экспертной системы - данные о возрастных нормах усвоения различных действий, используемые в известных методиках оценки развития ребенка и опубликованные в литературе. Поскольку эти критерии получены относительно давно и некоторые из них собраны на выборках детей в других странах, они требовали уточнения, что реализовано в процессе первичной стандартизации диагностического блока Лонгитюда.

Для соответствия используемых критериев современной популяции детей проводится регулярная рестандартизация диагностического блока в соответствии с накапливаемыми данными.

В настоящее время критерии, используемые в диагностическом блоке Лонгитюда, соответствуют Российской популяции 2003-2005 годов и достаточно точно отражают особенности развития ребенка в современной России.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.254.122 (0.008 с.)