Опросники: личность, темперамент, характер 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросники: личность, темперамент, характер



7.1. Личностный опросник Кеттелла, адаптированный
модифицированный детский вариант (CPQ)

037/038 БТИ Интервью-опросник Кеттелла(CPQ)

Опросник предназначен для исследования личностных особенностей детей от 8 до 12 лет. В опроснике 120 вопросов, он имеет 2 формы: для мальчиков и для девочек. Опросник содержит 12 шкал для измерения степени выраженности черт личности.

Процедура проведения. Зачитав детям инструкцию, необходимо продемонстрировать и объяснить первые 2 вопроса. Для многих детей самостоятельное заполнение опросника трудно, и в этом случае его рекомендуется проводить в форме беседы-интервью.

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)

071/072 БТИ Cмысложизненные ориентации(Леонтьев Д.А.)

СЖО создан Д.А. Леонтьевым на основе версии К. Муздыбаева [1983], которая в свою очередь является адаптацией теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика. Теоретической основой СЖО служит концепция стремления к смыслу В. Франкла. Несмотря на малый объем опросника, СЖО включает в себя наряду с общим показателем осмысленности жизни пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации, и два аспекта локуса контроля. Предполагается, что осмысленность жизни личности не является внутренне однородной структурой. Составляющие смысла жизни, согласно теоретическим предпосылкам опросника СЖО, разбиваются на две группы. В первую входят собственно смысложизненные ориентации: цели в жизни (будущее), насыщенность жизни (настоящее) и удовлетворенность самореализацией (прошлое). Человек же может черпать смысл жизни либо в одном, либо в другом, либо в третьем (или во всех трех этих составляющих). Во вторую группу входят два фактора, характеризующие внутренний локус контроля, с которым осмысленность жизни также тесно связана.

Процедура проведения. Опросник состоит из 20-ти пар противоположных утверждений, испытуемому предлагается выразить степень своего согласия с одним из утверждений в каждой паре.

Результат. Определяется общий показатель осмысленности жизни, а также показатели по 5 диагностическим субшкалам:

1. Цели в жизни – диагностирует наличие целей в будущем, которые придают жизни направленность и временную перспективу.

2. Процесс жизни - отражает то, насколько испытуемый воспринимает процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

3. Результативность жизни свидетельствует об уровне удовлетворенности самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна ее прожитая часть.

4. Локус контроля – Я отражает наличие у испытуемого установки, которую можно выразить словами «Я – хозяин жизни». Высокие баллы по этой шкале соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля – жизнь, или управляемость жизнью, диагностирует наличие убеждений в том, что человеку дано контролировть свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

7.3. Методика Голланда(Дж. Голланд)

077/078 БТИ Методика Голланда

Данная методика направлена на определение психологического типа личности. В её основе лежит типология личности американского психолога Дж. Голланда, который выделяет шесть психологических типов людей, каждый из которых характеризуется определенными особенностями темперамента, характера. Каждому из выделенных психологических типов личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов.

Область применения. Методика может быть использована в практике профессиональной ориентациидля изучения профессиональных интересов и склонностей человека.

Процедура проведения. Перед испытуемым ставится задача попарного сравнения различных видов профессиональной деятельности и выбора из каждой сравниваемой пары наиболее привлекательной для него профессии. Оценивается 42 пары различных профессий. Используется 2 варианта тестового материала: для мужчин и для женщин.

Результат. В соответствии с количеством набранных баллов, определяется профессиональный тип личности: Реалистический, Интеллектуальный, Социальный, Конвенциальный, Предпринимательский, Артистический (художественный). Даётся подробное описание характеристик каждого из этих типов и рекомендации по выбору наиболее оптимальной профессиональной сферы:

1 — техника, сельское хозяйство, военное дело;

2 — наука, естествознание, конструирование;

3 — обучение, лечение, спорт, социальное обслуживание;

4 — экономика, финансы, канцелярия;

5 — маркетинг, политика, менеджмент;

6 — искусство, рекламное дело.

Методика Йовайши

079/080 БТИ Методика Йовайши

Методика Йовайши может быть использована в практике профессиональной ориентациидля изучения профессиональных интересов и склонностей. В ее основе лежит классификация профессиональной деятельности на шесть сфер: искусство, техника, работа с людьми, умственный труд, физический труд, материальные интересы. Используемый вариант методики упрощен по сравнению с оригинальным для создания компьютерной версии.

Процедура проведения. Обследуемому предлагается список из 30 вопросов, имеющих два варианта ответа, с инструкцией выбрать предпочитаемый вариант ответа.

Результат. Определяется склонность обследуемого к деятельности в той или иной профессиональной сфере.

1) сфера искусства — человек-художественный образ

Человек, выбирающий такие профессии, обладает тонким художественным вкусом, развитыми эстетическими чувствами. Это наблюдательный человек, с хорошей зрительной памятью, с развитым наглядно-образным мышлением и творческим воображением.

2) сфера технических интересов — человек-техника

Данная сфера деятельности требует от человека, выбирающего такие профессии, наблюдательности, хорошей координации движений, хорошей оперативной памяти, логичности, доказательности, практичности, лаконичности в речи, целеустремленности, трудолюбия и организованности.

3) сфера работы с людьми — человек-человек

Чтобы успешно справляться с профессиями этой группы, необходимо быть общительным, доброжелательным и отзывчивым, отличаться выдержкой, тактом, воспитанностью, обладать хорошо развитой речью, уметь глубоко чувствовать и переживать.

4) сфера умственного труда — склонность к умственной деятельности

Данные профессии требуют от человека точности восприятия, умения концентрировать и сосредоточивать внимание, хорошей памяти, аккуратности в своих действиях, большого трудолюбия.

5) сфера физического труда — склонность к подвижной (физической) деятельности

Человек, выбирающий такие профессии, должен быть выносливым, трудолюбивым, энергичным, предприимчивым, практичным, уметь быстро восстанавливать свои силы.

6) сфера материальных интересов — производство и предоставление материальных благ

Человек, выбирающий такие профессии, должен быть, в первую очередь, организованным, целеустремленным, наблюдательным, коммуникабельным, уметь заботиться о других людях.

Тест Айзенка (Г. Айзенк)

081/082 БТИ Методика Айзенка(темперамент)

Один из самых известных и широко использующихся тестов. В его основе лежит разработанная Г.Айзенком двухфакторная модель личности. В качестве показателей основных свойств личности Айзенк использовал экстраверсию-интроверсию и нейротизм(позднее психотизм, под которым он понимал склонность субъекта к агрессии, жестокости, аутизму, экстравагантности, демонстративности).

Связь факторно-аналитического описания личности с четырьмя классическими типами темперамента: холерическим, флегматическим, сангвистическим, меланхолическим, — представлена в «круге Айзенка».

Эти свойства, составляющие структуру личности по Айзенку, генетически детерминированы, их выраженность связанна со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации. Однако наиболее разработанными из двух названных свойств в теории Айзенка является экстраверсия-интроверсия.

Характеризуя типичного экстраверта, Г.Айзенк отмечает его общительность, широкий круг знакомств, хорошую приспособляемость к среде, необходимость в контактах. Экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, склонен к риску, вспыльчив, беззаботен, оптимистичен, добродушен, отзывчив. Предпочитает действовать, а не рассуждать, имеет тенденцию к агрессивности, стремится к лидерству. Экстраверт склонен делать то, в чем нуждается в данный момент окружающая среда и чего она ждет от него, он внушаем, подвержен влиянию других лиц.

 

 

Типичный интроверт, напротив, - это скромный, застенчивый, интроспективный человек, склонный к уединению, который предпочитает книги общению с людьми. Он, как правило, сдержан, сближается только с немногими, поэтому имеет мало друзей, но предан им. Интроверт не любит сильных впечатлений, контролирует свои эмоции, несколько пессимистичен, неагрессивен, стремится к спокойной упорядоченной жизни. Ему трудно поступить вразрез со своими убеждениями и если подобное происходит, чувствует себя плохо и сильно переживает; редко нарушает общеустановленные правила общественной жизни.

Нейротизм (или эмоциональную неустойчивость) представляет собой континуум от «нормальной аффективной стабильности до ее выраженной лабильности». Эмоционально устойчивая личность характеризуется отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства. «Нейротическая личность», то есть личность эмоционально неустойчивая, характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам, импульсивностью, выраженной чувствительностью, впечатлительностью, изменчивостью интересов, неуверенностью в себе, склонностью к раздражительности. Нейротизм не тождественен неврозу, однако у лиц с высокими показателями по данной шкале в ситуациях неблагоприятных, например, стрессовых, может развиться невроз.

Область применения. Профессиональные сферы деятельности психолога, в которых могла бы применяться данная методика, очень обширны: клиническая и педагогическая психология (с рекомендациями по профориентации), психология личности и психология развития, и пр. Опросники Айзенка могут быть использованы как для оценки особенностей взрослых людей, так и для подростков. Данную методику целесообразно включать в батарею методов психодиагностики личности учащегося при системной организации деятельности психологической службы образовательного учреждения.

Определение типов личности в соответствии с предложенными выше шкалами дает возможность педагогу учитывать психологические особенности учащихся в процессе педагогического общения, при выборе методов обучения, в проектировании учебной деятельности, в анализе и прогнозировании поведения и межличностного общения учащихся. Используя данную методику, педагог может более точно подбирать меры педагогического воздействия в зависимости от проявлений тех или иных черт.

Процедура проведения. Испытуемому предлагается ответить на 60 вопросов. В случае согласия с утверждением, содержащемся в вопросе, ставится знак «+», в случае несогласия — знак «–».

Результат. Интерпретация результатов опросника строится, главным образом, на выводах об экстраверсии-интроверсии, нейротизме и неискренности. Определяется степень выраженности того или иного свойства личности:

Интроверсия: значительная (1–7 баллов), умеренная (8–11 баллов).

Экстраверсия: умеренная (12–18 баллов), значительная (19–24 баллов).

Нейротизм: высокая эмоциональная устойчивость (до 10 баллов), средняя эмоциональнаяустойчивость (10–14 баллов); высокая эмоциональная неустойчивость (15–18 баллов), очень высокая эмоциональная неустойчивость (19–24 баллов).

«Шкала лжи»: показатель в 4–5 баллов рассматривается как критический: в случае если обследуемый набирает больше 5 баллов по этой шкале, это ставит под сомнение его искренность и достоверность полученных самоотчетов.

Особенности данной модификации теста. Используется классификация из32 типов личности, по принципу принадлежности к которым испытуемым даются рекомендации по выбору профессии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 702; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.216 (0.016 с.)