СМИЛ сокращенный (Л.Н. Собчик) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СМИЛ сокращенный (Л.Н. Собчик)



139/140 БТИ СМИЛ сокращенный

Процедура проведения. Обследуемому предлагается оценить 398 утверждений, используя варианты: верно/неверно/не знаю.

7.12. Модифицированый опросник для идентификации
типов акцентуацийхарактера у подростков

149/150 БТИ МПДО(Личко)

Акцентуированность характера весьма распространена среди подростков. Дисгармоничность, акцентуированность характера — одна из важнейших особенностей данного возраста. По данным А.Е. Личко, акцентуированность отдельных черт характера у учащихся разных типов школ варьирует в пределах от 32% до 88% от общего контингента. Разумеется, степень такой дисгармоничности у разных подростков может быть разной, а главное — акцентуированность характера может иметь разные качественные особенности.

Данный опросник представляет собой модифицированный патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), разработанный А.Е. Личко. При всех своих достоинствах опросник А.Е. Личко школьными психологами используется очень редко, в основном из-за сложности и необходимости больших временных затрат (от 1 до 1,5 часа на одного человека). Кроме того, ПДО весьма трудно применять в групповом варианте. Школьному психологу нужен более портативный тест, легко применяемый в групповой диагностике. С этой целью и была предпринята попытка модификации ПДО.

Область применения. Данный опросник может применяться для работы с учащимися 13-17 лет.

Процедура проведения. Психодиагностический материал в этой методике состоит из опросника, который содержит 143 вопроса, и бланка для ответов. Испытуемые самостоятельно или под руководством психолога заполняют бланк для ответов, обводя кружком номер того утверждения, с которым соглашаются. Утверждения в тексте вопросника предъявляются в случайном порядке. В среднем время обследования одного человека составляет 30–35 минут. Тест может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте.

Результат. На основании собранного материала отдельно по каждому типу акцентуаций определяется минимальное диагностическое число (МДЧ). Это позволяет идентифицировать тип акцентуации (в том числе и смешанный). Диагностируются: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, тревожно-педантический, интровертированный, возбудимый, демонстративный и неустойчивый типы.

7.13. Выявление акцентуаций(тест-опросник Шмишека)

153/154 БТИ Тест Леонгарда-Шмишека

В основу опросника положена концепция акцентуированных личностей К. Леонгарда, согласно которой акцентуации — это «заострение» некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств. Леонгард подразделял 10 типов акцентуированных личностей на две группы:

- акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый);

- акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективный, эмотивный).

Область применения. Опросник предназначен для диагностики у подростков акцентуации личности и определения ее типа. Результаты представляются в виде профиля личной акцентуации. Рекомендуется уточнять результаты опросника результатами непосредственного наблюдения за поведением испытуемого в жизненных ситуациях.

Процедура проведения. Тест содержит 10 шкал, которые реализованы в виде перечня из 88 вопросов, предполагающих один из двух вариантов ответов «Да» и «Нет».

Результат. Сумма баллов по каждой шкале после умножения на коэффициент дает показатель акцентуированности. В зависимости от его величины, определяется: степень акцентуированости (не выражена, на уровне тенденции, выражена)

7.14. Определение выраженности склонности к риску
(опросник Г. Шуберта)

165/166 БТИ Опросник Г. Шуберта

Цель данной методики — оценка показателей готовности человека к риску. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Процедура проведения. Обследуемому предлагается ответить на 25 вопросов, используя 5 вариантов ответа.

Результат. В зависимости от количества набранных балов, определяется склонность к риску:

- данный человек никогда не рискует;

- человек склонен к риску в небольшой мере;

- средняя склонность к риску;

- высокая выраженность склонности к риску.

7.15. Методика исследования некоторых ведущих
психических особенностей больных неврозами
(опросник по Л.Г. Первову)

171/172 БТЧ Опросник Л.Г. Первова

Данная методика предназначена для исследования некоторых ведущих психических особенностей больных неврозами. Она была разработана Л.Г.Первовым. Опросник состоит из двух разделов, касающихся текущего состояния обследуемого и его состояния ранее. Каждый раздел состоит из 10 основных показателей (определений); например, в 1 разделе – показатели истероидности, ипохондричности, депрессии и др.; во 2 разделе – показатели гипертимии, гипотимии, преобладания образного мышления и др.

На основании данных опросника выявляются невротические симптомы, свойственные определенным невротическим состояниям.

Важным вопросом является установление наличия или отсутствия данного симптома не только в настоящее время (а), но и в преморбидном периоде (б). В подобных случаях можно получить представление о динамике – являются ли данные симптомы поздним образованием или представляют собой результат уже имевшихся в прошлом невротических нарушений. Список параметров раздела I выглядит следующим образом:

1. Эпилептоидность

2. Неврастеноидность

3. Ипохондричность

4. Истероидность

5. Депрессия

6. Фобии невротические и страх без определенной причины

7. Психастеноидность

8. Шизоидность

9. Навязчивости

10. Паранойяльность

Раздел II посвящен определению характерологических особенностей. Здесь также выявляется наличное состояние (а) и данные преморбидного периода (б). Во втором разделе определяются показатели по следующим параметрам:

1. Гипертимия,

2. Активное торможение по И.П.Павлову,

3. Интравертированность по Г. Айзенку,

4. Конкретное образное мышление,

5. Гипотимия,

6. Жизненная активность,

7. Отвлеченное абстрактное мышление,

8. Вредные привычки,

9. Подвижность основных нервных процессов по И.П.Павлову,

10. Экстравертированность по Г.Айзенку.

Область применения. Данная методика была применена к большому числу больных неврозами и способствовала диагностированию невротических состояний. С помощью данного метода выявляется наличие или отсутствие определенного симптома. Если он есть, то определяется его выраженность.Тест проводится индивидуально с взрослыми лицами, больными неврозами.

Процедура проведения. Текст методики состоит из 2 разделов по 100 вопросов. Обследуемому предлагается ответить на вопросы, выбрав соответствующий вариант ответа.

Результат. В зависимости от количества набранных баллов определяется выраженность каждого показателя.

Опросник Д. Кейрси

199/200 БТИ Опросник D. Keirsey

Методика предназначена для определения психологического типа, в соответствии с классификацией Г.Юнга.

Опросник состоит из 70 утверждений (вопросов), каждый из которых имеет два продолжения (ответа).

Процедура проведения. Испытуемому предлагается прочесть каждое из 70 утверждений вместе с двумя его возможными продолжениями и выбрать то продолжение, которое свойственно ему в большинстве жизненных ситуаций. Методика может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Результат. Оценивается количество баллов по следующим шкалам:

· экстраверсия — интроверсия

· ощущение — интуиция

· мышление — эмоции

· рациональность — иррациональность

На основании сочетания показателей по данным шкалам делается вывод о психологическом типе обследуемого.

Область применения. Данная методика успешно применяется в целях профориентации, а также при ее помощи можно успешно осуществлять индивидуальный подход при обучении старшеклассников.

7.17. Уверенность в себе (Тест Райдаса)

299/300 БТИ Уверенность в себе

Данная методика разработана для оценки степени уверенности в себе. Уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Формируется под воздействием воспитания, образования и полученного социального опыта в процессе социализации и профессионального становления.

Область применения. Может быть использована при индивидуальном консультировании, для оценки эффективности социально – психологического тренинга, при подборе кадров на коммуникативные профессии.

Процедура проведения. Проводится в форме вербального теста. Испытуемому предлагается 30 утверждений, описывающих различные типы поведения. Задача испытуемого оценить эти утверждения по 5 – балльной шкале, в зависимости от того насколько описываемое поведение характерно для него: от «Очень характерно для меня» до «Совсем не характерно для меня».

Результат. Подсчитывается общее количество баллов. В зависимости от набранного количества баллов уверенность испытуемого может быть оценена как:

- очень высокий уровень уверенности в себе (самоуверенность)

- высокий уровень уверенности в себе

- средний уровень уверенности в себе

- повышенный уровень неуверенности в себе

- высокий уровень неуверенности в себе

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.012 с.)