Проективные рисуночные тесты 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проективные рисуночные тесты



031/032 РВИ Проективные рисуночные тесты

В настоящее время в разделе «Проективные рисуночные тесты» реализованы следующие методики:

1. Дом, дерево, человек (ДДЧ);

2. Несуществующее животное.

Данные методики – свободный рисунок дома, дерева, человека и несуществующего животного - предназначены для того, чтобы помочь специалисту собрать информацию о личности обследуемого, об уровне его развития, сензитивности, гибкости, работоспособности, о сфере его взаимо­отношений с окружающими.

Процедура проведения.

При проведении теста «ДДЧ» исследователь помещает перед испытуемым белый лист бумаги, сложенный пополам и образующий таким образом 4 страницы размером 15x21 см. (рисуночная форма). Первая страница предназначе­на для регистрации даты и записи необходимых данных, касающихся испытуемого, последующие три страницы отведены для рисунков и со­ответственно озаглавлены Дом, Дерево, Человек. После этого исследователь говорит: «Возьмите один из этих карандашей. Я хочу, чтобы Вы как можно лучше нарисовали дом. Вы можете рисовать дом лю­бого типа, какой Вам захочется. Можно обдумывать рисунок столько времени, сколько Вам понадобится, можно пользоваться стирательной резинкой. Только постарайтесь нарисовать дом как можно лучше».

При проведении теста «Несуществующее животное» лист бумаги (формат А4) кладется перед обследуемым горизонтально. После этого исследователь говорит: «Это тест на воображение. Приду­майте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было, и которого до Вас никто не придумал, и дайте ему название».

После того как невербальная фаза ДДЧ или «Несуществующего человека» завершается, рекомендуется предложить испытуемому возможность охарактеризовать, описать и интерпретировать нарисованные объекты и то, что их окружа­ет, а также высказать связанные с ними ассоциации. Полученная в ходе пострисуночного опроса информация используется при интерпретации рисунков и написании заключений.

Результат. Рисуночные методики позволяют помочь специалисту собрать информацию о личности обследуемого, а именно об уровне его развития, сензитивности, гибкости, работоспособности, интеграции, а также о сфере его взаимоотношений с окружающей средой в целом и конкретными людьми в частности.


Методики смежных областей

Анамнез

003/004 РВИ Анамнез

«Анамнез» является вспомогательным методом сбора данных, применение которого целесообразно вместе с использованием «Шкалы развития». Этот метод помогает определить медицинскую группу риска, к которой следует отнести ребенка, а также подготовить соответствующие рекомендации. Методика разработана А.Е. Ивановой и С.А. Мирошниковым. Отнесение к группам риска и подготовка рекомендаций основаны на методических указаниях Главного Управления лечебно-профилактической помощи детям и матерям Министерства здравоохранения, НИИ соц. гигиены и организации здравоохранения им. Н.А. Семашко, Центрального института усовершенствования врачей.

Область применения. Сбор анамнеза осуществляется в целях получения дополнительных сведений об обследуемом ребенке. Так же, как и «Шкала развития», «Анамнез» ориентирован на детей от 2-х до 7-ми лет.

Процедура проведения. Этот метод предполагает выбор из заранее составленного списка тех характеристик, которые наблюдались у ребенка после рождения и на первом году жизни, а также у матери во время беременности и родов, поэтому для сбора анамнеза можно воспользоваться медицинской картой матери и ребенка. В список также внесены заболевания, которые могут передаваться наследственно и оказывать влияние на развитие и поведение. Из предъявленного списка следует выбрать те болезни, которые встречались у членов семьи ребенка: в первую очередь у матери и отца, затем у бабушек, дедушек и других близких родственников.

Результат. По данным анамнеза определяется, существуют ли основания для отнесения ребенка к какой-либо группе риска по медицинским показателям, а также - к какой именно группе риска следует отнести обследуемого ребенка. Составляется перечень наиболее возможных групп риска и подробное описание каждой группы с рекомендациями для врача и для родителей.

Карта индивидуального сопровождения

005/006 РВИ Карта индивидуального сопровождения

Метод «Карта индивидуального сопровождения» разработан А.Е. Ивановой и С.А. Мирошниковым и предназначен для сбора данных о работе с ребенком. «Карта индивидуального сопровождения» предполагает регистрацию обследования ребёнка у разных специалистов, итоги консультаций, проведённые курсы занятий и т.д. Данный метод позволяет составить набор рекомендаций, игр и упражнений которые могут проводить родители дома. В настоящее время идет расширение базы рекомендаций с участием специалистов разного профиля.

Область применения. Данный метод предназначен для помощи специалисту в работе с детьми и их родителями. Данная методика также может использоваться в медико-педагогических комиссиях для ведения базы данных по обращениям родителей и направлениям детей в специализированные образовательные учреждения.

Процедура проведения. «Карта индивидуального сопровождения» заполняется каждым из специалистов по мере проведения обследования и коррекционных занятий с ребенком.

Регистрация данных - от причин обращения до выявления проблем и получения рекомендаций - проводится в виде выбора из стандартного набора заключений, которые при необходимости можно дополнить записями в свободной форме. Данные организованы в несколько разделов в соответствии с основными группами специалистов, работающих в психологических и медико-социальных центрах: психолог, педагог, логопед, дефектолог, невропатолог, педиатр и др.

Результат. «Карта индивидуального сопровождения» позволяет подобрать рекомендации по работе с детьми отдельно для эксперта и родителей. Составление рекомендаций, а также списка игр и занятий осуществляется в соответствии с возрастом и полом ребенка, при этом учитываются зарегистрированные заключения специалистов, ранее обследовавших данного ребенка. При необходимости можно создать сводный файл «Карты индивидуального сопровождения», включающий в себя данные нескольких обследований.


Сенсомоторные методы

Методы этого раздела включают в себя средства исследования порогов осознания стимулов, скорости реакции и других характеристик моторики. Целью исследования может быть как исследование непосредственно восприятия, так и, например, опосредованное исследование психофизиологического состояния. В настоящее время эти методы используются только для учебных и исследовательских целей.

15.1. Методика оценки функционального состояния
человека «Поиск чисел»
(В.И. Бутов, Н.А. Курганский,И.М.Дашков).

111/112 РТЧ Нервно-психическое состояние

Среди экспериментальных методик, оценивающих функциональное состояние человека заметное место занимают различные пробы на внимание. С этой целью как правило используется отыскивание чисел на специальных таблицах Шульте, предназначенных для изучения объема внимания.

Таблицы Шульте - это квадратные таблицы, на которых в произвольном порядке расположены числа черного цвета от 1 до 25. Задачей испытуемого является поиск определенных чисел. В модификации таблиц Шульте В.И. Бутовым, Н.А. Курганским,И.М.Дашковым, которая получила название «Поиск чисел», было предложено сделать таблицы многоцветными, варьируя размер и форму цифр. Тем самым для успешного поиска чисел важным становился не только достаточный объем внимания, но и его постоянное переключение. Т.е., те характеристики, которые являются существенными составляющими функционального состояния человека.

Область применения. Методика может использоваться для прогноза успешности различных видов профессиональной деятельности, связанных с вниманием. Она предполагает многократное обследование одних и тех же испытуемых.

Процедура проведения. Обследуемому предъявляется таблица с числами от 1 до 25, расположенными в случайном порядке. Числа разного цвета (красного, желтого, зеленого и синего), разного размера (высоты и ширины). Испытуемому должен отыскивать числа по порядку, показывая каждое из них и называя его вслух. Фиксируется время, затраченное на поиск чисел в каждой из таблиц. Перед началом тестирования испытуемый проходит пробную серию.

Результат. В эксперименте фиксируется один показатель — время нахождения всех 25 чисел, — который сравнивается с рассчитанными нормативными показателями для исследуемой группы или средними показателями данного испытуемого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.36.10 (0.006 с.)