Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика «Индекс жизненного стиля» (LSI)

Поиск
253/254 БТИ Индекс жизненного стиля

 

Область применения. Методика Келлермана-Плутчика-Конте «Индекс жизненного стиля» («Life style index» - LSI), описанная в 1979 году, сконструирована на основе теоретических исследований Г. Келлермана и Р.Плутчика, предназначена для диагностики системы механизмов психологических защит: позволяет выявить как ведущие, основные механизмы, так и степень напряженности каждого механизма психологической защиты.

Методики представляет собой опросник, утверждения которого сгруппированы по следующим шкалам: отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивные образования.

  • Отрицание – механизм психологической защиты, посредством которого личность либо отрицает некоторые фрустрирующие, вызывающие тревогу обстоятельства, либо отрицается какой-либо внутренний импульс или сторона самого себя.
  • Подавление/вытеснение – механизм защиты, посредством которого неприемлемые для личности импульсы (желания, мысли, чувства, вызывающие тревогу), становятся бессознательными.
  • Регрессия - механизм психологической защиты, посредством которого личность в своих поведенческих реакциях стремится избежать тревоги путем перехода на более ранние стадии развития либидо.
  • Компенсация – механизм психологической защиты, проявляющийся в попытках найти подходящую замену реального или воображаемого недостатка, дефекта, нестерпимого чувства другим качеством, чаще всего с помощью фантазирования или присвоения себе свойств, достоинств, ценностей, поведенческих характеристик другой личности.
  • Проекция – механизм защиты, в основе которого лежит процесс, посредством которого неосознаваемые и неприемлемые для личности чувства и мысли локализуются вовне, приписываются другим людям.
  • Замещение – форма психологической защиты, проявляющая в подавлении эмоций (как правило, враждебности и гнева) и направлении их на объекты, представляющие меньшую опасность или более доступные, чем те, что вызвали отрицательные эмоции и чувства.
  • Интеллектуализация (шкала объединяет интеллектуализацию, рационализацию и сублимацию) – механизм психологической защиты, при котором вытесненные желания и чувства гипертрофированно компенсируются другими, соответствующими высшим социальным ценностям, исповедуемым личностью.
  • Реактивные образования – механизм психологической защиты, который предотвращает выражение неприятных или неприемлемых для личности мыслей, чувств или поступков путем преувеличенного развития противоположных стремлений.

Процедура проведения: Опросник состоит из 97 утверждений. Каждому из 8 психологических защит соответствует от 10 до 14 утверждений, описывающих личностные реакции индивида, которые обычно возникают в различных ситуациях. Ответы на эти утверждения фиксируются на бланке по типу «верно-неверно».

Результат. Подсчет результатов осуществляется по бланку ответов, который является одновременно и ключом. Подсчитываются только положительные ответы по каждой шкале, представляющие собой «сырые» баллы. «Сырые» оценки переводятся в проценты и строится профиль защитной структуры индивида.

В качестве дополнительного может быть использован вторичный показатель, который представляет собой сумму «сырых» баллов по всем шкалам. Он был создан в соответствии с предположением, что в основе своей все защитные механизмы, несмотря на свою полярность или дополнительность друг к другу, выполняют одну и ту же функцию (в большинстве своем – снижение уровня тревоги) и могут быть объединены в некую общую защиту «Я». Суммарная оценка шкальных оценок может отражать уровень ее выраженности, который был назван Степень Напряженности Защиты (СНЗ) [2].

Литература

1. Алмаева Н.А., Малкова Г.Ю. Оценка психометрических свойств методики «Индекса жизненного стиля» Плутчика-Келлермана // Вопросы психологии. 2006. №4. С.151-159.

2. Вассерман Л.И. и др. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля (ИЖС). Пособие для врачей и психологов. СПб.: Санкт-Петербургский государственный научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева, 1999. – 48с.

3. Каменская В.Г., Зверева С.В. Возрастные и гендерные особенности системы психологических защит (на примере подростково-юношеской выборки) // Психологический журнал. 2005. Т.26. №4. с.77-88.

4. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. – Мытищи: "Талант", 1996. - 144с.

5. Plutchik R., Kellerman H., Conte H. A structural theory of ego defenses and emotions // Izard E. (ed.). Emotions in personality and psychopatholo­gy. N.Y.: Plenum Publ. Co, 1979. P. 229-257.

Опросник Басса – Дарки

107/108 БТИ Опросник Басса – Дарки

Данный опросник представляет собой одну из диагностических процедур дифференцированно определяющих проявления агрессии и враждебности.

Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций. Психологически агрессия выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний. Деструктивный компонент человеческой агрессии является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий.

Агрессивностьимеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию.

Агрессивные проявления можно разделить на два основных типа:

  1. Мотивационная агрессия или агрессия как самоценность;
  2. Инструментальная агрессия или агрессия как средство.

Практических психологов в большей степени интересует мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является данный опросник.

А. Басс и А. Дарки выделили 8 видов агрессии, выраженность каждой из которых и определяется в настоящем опроснике.

 

Процедура проведения. Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

Результат. Определяется степень выраженности агрессии по каждой из восьми шкал:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Шкала застенчивости

127/128 БТИ Шкала застенчивости (для женщин)

Область применения. Методика предназначена для взрослых испытуемых женского пола.

Процедура проведения. Предлагается ответить «Да» или «Нет» на 16 вопросов.

Результат. В зависимости от количества набранных баллов (от 0 до 16) определяется уровень выраженности этого качества, даётся интерпретация и рекомендации.

8.8. Анкета оценки нервно-психической
устойчивости педагога

131/132 БТИ Оценка нервно-психическойустойчивости педагога

Методика разработана в ЛВМА им. С.М. Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека. Анализ ответов может уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности в различных ситуациях. Кроме шкалы нервно-психической устойчивости тест имеет шкалу искренности.

Процедура проведения. Испытуемому необходимо в течение 30 минут ответить «да» или «нет» на 84 вопроса.

Результат. В зависимости от количества набранных баллов по шкале нервно-психической устойчивости (НПУ) определяется 4 группы НПУ: высокая, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная. Даются рекомендации и прогноз.


Опросники: мотивация и воля

9.1. Опросник для изучения ведущих мотивов
профессиональной деятельности

083/084 БТЧ Мотивация профессиональной деятельности

Методика предназначена для изучения мотивов профессиональной деятельности. Профессиональнаямотивация — это действие конкретных побуждений, которые обуславливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.

Область применения. Данную методику можно использовать на разных этапах становления профессионала:

· Выбор профессии (взвешиваются все плюсы и минусы предлагаемой работы)

· В процессе работы по специальности

· При переходе с одной работы на другую

Процедура проведения. Обследуемому предлагается 20 неоконченных предложений (утверждений), по каждому из которых возможны три варианта их окончания. Необходимо из трех вариантов выбрать наиболее подходящий.

Результат. Определение степени выраженности следующих мотивов:

1 — мотивы собственно труда;

2 — мотивы социальной значимости труда;

3 — мотивы самоутверждения в труде;

4 — мотивы профессионального мастерства.

Полученные результаты имеют одинаковый «вес» баллов и могут сравниваться друг с другом.

9.2. Определение уровня мотивации достижения
успеха (А. Мехрабиан)

089/090 БТИ Мотивация достиженияуспеха (Мехрабиан)

Мотивация достижений, по мнению Г. Мюррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими. Данный опросник предназначен для диагностики двух мотивов личности: мотива стремления к успеху и мотива избегания неудачи. При этом оценивается, какой из двух мотивов у человека доминирует.

Процедура проведения. Опросник состоит из ряда утверждений (две формы — для мужчин (форма А) – 32 вопроса и для женщин (форма Б) – 30 вопросов), касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Необходимо оценить степень своего согласия или несогласия по каждому из утверждений.

Результат. На основе подсчета суммарного балла определяется, какая мотивационная тенденция доминирует у испытуемого.

9.3. Определение уровня мотивации
аффилиации (А. Мехрабиан)

091/092 БТЧ Мотивация аффилиации(Мехрабиан)

Аффилиация– потребность человека в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви. Аффилиация проявляется в стремлении иметь друзей, взаимодействовать с окружающими, формируется в отношениях с родителями и сверстниками и зависит от стиля воспитания. Данная методика предназначена для диагностики двух обобщенных устойчивых мотивов личности, входящих в структуру мотивации аффилиации: стремления к принятию(СП) и страха отвержения (СО).

Процедура проведения. Опросник состоит из 62-х утверждений, касающихся отдельных сторон характера, а также мнений и чувств по поводу некоторых жизненных ситуаций. Обследуемый оценивает степень своего согласия или несогласия с каждым из утверждений.

Результат. В зависимости от показателей индексов СП и СО выделяются четыре группы испытуемых:

А) высокий-низкий (СП выше медианы, СО ниже медианы).

Б) низкий-низкий (СП ниже медианы, СО ниже медианы).

В) высокий-высокий (СП выше медианы, СО выше медианы).

Г) низкий-высокий (СП ниже медианы, СО выше медианы).

В соответствии с этими показателями даётся характеристика каждой группы.

Для испытуемых группы «высокий-низкий» характерно стремление к принятию группой, а для испытуемых группы «низкий-высокий» — страх отвержения. У испытуемых двух других групп интенсивность этих мотивов примерно одинакова, что может свидетельствовать о наличии у них внутреннего дискомфорта, напряженности. У группы «высокий-высокий» страх быть отвергнутым группой препятствует удовлетворению потребности в общении с другими людьми.

Шкала самоконтроля

103/104 БТЧ Шкала самоконтроля

 

Процедура проведения. Обследуемому предлагается 36 утверждений, каждое из которых имеет три различных окончания. Необходимо из трех вариантов окончания выбрать тот, который кажется наиболее верным.

9.5. Опросник для определения выраженности
стремления к самозащите и уровня мотивации избегания неудачи

161/162 БТИ Опросник Т. Элерса– СИН

Опросник Т. Элерса предназначен для изучения мотивации к избеганию неудач. Данную методику целесообразно применять в комплексе с методикой «Определение выраженности стремления к риску и уровня мотивации достижения цели и успеха (РЦУ)» Т.Элерса, для того чтобы получить полную картину.

Процедура проведения. Опросник представляет собой список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. Испытуемому предлагается выбрать в каждой строке только одно слово, которое наиболее точно его характеризует.

Результат. В зависимости от количества набранных баллов, формулируется вывод о степени выраженности мотивации избегания неудачи:

- сильно выражены стремление к самозащите и мотивация избегания неудачи;

- средне выраженное стремление к самозащите и средний уровень мотивации избегания неудачи;

- стремление к самозащите выражено слабо;

- стремление к самозащите и мотивация избегания неудачи отсутствуют.

9.6. Определение выраженности стремления к рискуи
уровня мотивации достижения целии успеха (Т. Элерс)

163/164 БТЧ Опросник Т. Элерса– РЦУ

Процедура проведения. Экспериментатор предлагает испытуемым выразить свое согласие/несогласие по 40-ка утверждениям.

Результат. В зависимости от количества набранных баллов формулируется вывод о степени выраженности стремления к риску и мотивации к успеху: - низкая; средняя; высокая.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 2429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.218 (0.014 с.)