Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тест «Подростки о родителях» (ПоР)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Опросник «Подростки о родителях» (ПоР) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом и юношеском возрасте. ПоР - адаптированная русскоязычная версия словацкой методики ADOR. Основой этой методики служит опросник «Children's Report of Parental Behavior Inventory» (CRPBI), который создал E. Schaefer в 1965 году. Методика базируется на положении E. Schaefer о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают подростки) можно охарактеризовать при помощи трех переменных: - эмоциональное принятие - эмоциональное отвержение - психологический контроль – психологическая автономия - скрытый контроль – открытый контроль. Все исследования по адаптации русскоязычной версии методики ADOR, которая была названа «Подростки о родителях», и ее практической апробации были проведены в лаборатории клинической психологии Научно-исследовательского психоневрологического института им. В.М. Бехтерева в период с 1991 по 1994г. Область применения. Методика весьма полезна для отражения факторов семейного воспитания, скрытых как от стороннего взгляда педагогов и психологов, так и, зачастую, неизвестных самим родителям. Процедура проведения. Перед началом обследования подростка вводят в курс дела относительно его целей и задач. Затем подростку выдают регистрационный бланк для заполнения отдельно на каждого из родителей (в начале, например, заполняется бланк, в котором отражаются воспитательные принципы матери, затем этот бланк сдается экспериментатору, и только после этого выдается аналогичный бланк, где указанные положения должны быть оценены уже в применении к отцу). Обследуемому нужно оценить степень своего согласия (да/частично/нет) с 50-тью утверждениями. При использовании методики в компьютерном варианте утверждения с 1 по 50 применяются для исследования оценки подростком воспитательных принципов матери (или лица женского пола, ее заменяющего, например, бабушки), а утверждения с 51 по 100 — отца (или лица мужского пола, его заменяющего, например, дедушки). Результат. На основе полученных данных, выраженных в баллах, строятся оценочные профили отношений к матери и к отцу по следующим параметрам: - позитивный интерес - директивность - враждебность - автономность - непоследовательность 11.5. Измерение родительских установоки реакций
Опросник PARY направлен на изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания. Родители выражают свое мнение, касающееся воспитания детей в целом. В опросник заложены 23 шкалы, при факторном анализе связей между которыми было выделено три фактора: - Гиперопека — отсутствие родительской опеки. - Демократичность — отсутствие демократичности в отношениях с ребенком - Диктат в воспитании — отказ от авторитарности. Процедура проведения. Данная форма опросника включает 115 утверждений, касающихся семейной жизни и воспитания детей. Обследуемые оценивают степень своего согласия по каждому из утверждений. Тест межличностных отношений(Лири)
Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном "Я", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям. Для представления основных социальных ориентаций Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации:доминирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь, которые соответствуют более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух главных осей. Область применения. Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального "Я". Данная методика может использоваться для изучения проблемы психологической совместимости, а также в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга. Процедура проведения. Обследуемому предъявляются 128 оценочных суждений, из которых ему предлагается указать те, которые соответствуют его представлению о себе, своем идеале и другом человеке. Результат. После подсчета баллов с помощью специального «ключа», строится личностный профиль. По формулам определяются показатели по основным факторам: доминирование и дружелюбие. В зависимости от этих показателей определяются характерные типы поведения: - адаптивное поведение; - экстремальное поведение а также 8 типов отношения к окружающим: - Авторитарный - Эгоистичный - Агрессивный - Подозрительный - Подчиняемый - Зависимый - Дружелюбный - Альтруистический 11.7. Оценка способов реагирования в конфликте (Тест К. Томаса)
Данная методика разработана для изучения личностной предрасположенности человека к конфликтному поведению, позволяет оценить характерные для испытуемого способы реагирования в конфликтной ситуации. Для описания типов поведения людей в конфликтной ситуации применяется двухмерная модель регулирования конфликтов. Одна ось – кооперация (внимание человека к интересам других людей вовлеченных в конфликт); вторая ось – напористость (акцент на защите своих интересов). Выделяется пять типов поведения в конфликтной ситуации: соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление. Область применения. Может быть использована в качестве диагностического инструмента при подборе кадров на коммуникативные профессии, а также на руководящие должности, при формировании кадрового резерва, для оценки эффективности социально – психологического тренинга, при индивидуальном консультировании. Процедура проведения. Проводится в форме вербального теста. Испытуемому предлагается оценить 30 пар суждений, при этом некоторые суждения могут повторяться. Сравнивая суждения в каждой паре, испытуемый выбирает то суждение, которое является наиболее типичным для него. Результат. Подсчитывается количество баллов, набранное испытуемым по каждой шкале и выявляется наиболее предпочитаемая форма социального поведения испытуемого в ситуации Социометрия
Область применения. Метод социометрии предназначен для изучения структуры малой группы и личности как элемента этой группы. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Социометрическая процедура может иметь целью: а) измерение степени сплоченности - разобщенности в группе; б) выявление «социометрических позиций», т.е. относительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отвергнутый"; в) обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе которых могут быть свои неформальные лидеры. Процедура проведения. Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После формулировки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев для опроса членов групп. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на социометрическую карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатией или, наоборот, антипатией, доверия или недоверия и т.д. Социометрическая процедура может проводиться в дух формах: непараметрической (без ограничения числа выбора испытуемых) и параметрической (с ограничением числа выборов испытуемых). Обработка результатов. Простейшими способами количественной обработки социометрических данных являются табличный (1), графический (2) и индексологический (3). 1. Табличный способ предполагает построение социоматриц, где каждый испытуемый представлен как в вертикальном, так и в горизонтальном ряду. Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям. Основное достоинство социоматрицы – возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы по числу полученный и отданный выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы возможно построение социограммы – карты социометрических выборов (социометрические карты), а также расчет социометрических индексов. 2. Социограмма – схематическое изображение реакций испытуемых друг на друга при от-ветах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительные структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальный знаков. 3. Индексологический способ обработки - это подсчет социометрических индексов, персональных (индекс социометрического статуса, индекс эмоциональной экспансивности члена группы) и групповых (индекс эмоциональной экспансивности группы, индекс психологической взаимности в группе). Примечание: В текущей версии программы реализована обработка с автоматическим получением только числовых результатов - по типу 1 и 3. Шкалы развития 12.1. Экспертная оценкауровня развития
Данная методика является составной частью экспертной системы индивидуального сопровождения развития детей Лонгитюд и более подробно описана выше в соответствующем разделе настоящего пособия. Ниже приведено только краткое описание методики для предварительного ознакомления с ней. С помощью метода «Экспертной оценки» можно сопоставлять данные о развитии ребенка, полученные при обследовании традиционными методами. Кроме того, «Экспертная оценка» может быть использована в качестве самостоятельного критерия для автоматизированной подготовки «Программы развития».Авторами данной методики являются А.Е. Иванова и С.А. Мирошников. Область применения. Метод «Экспертная оценка» предназначен для использования специалистами, работающими с детьми в возрасте от двух месяцев до семи лет. Предполагается, что специалист самостоятельно вводит данные о ребенке в компьютер после того, как сделал выводы о его развитии. Т.о., данный метод не требует обследования ребенка. Процедура проведения. В процессе ввода данных предъявляются названия отдельных параметров. По каждому параметру необходимо определить: 1) относительный уровень развития обследуемого ребенка (по сравнению с возрастной нормой) 2) ориентировочный возраст, которому соответствует развитие ребенка (в случае соответствия норме это будет календарный возраст ребенка). По умолчанию оценки по всем параметрам будут выставлены как соответствующие норме и календарному возрасту. Специалист может подтвердить либо исправить оценки по всем или некоторым параметрам. Результат. После ввода данных составляется заключение об уровне развития ребенка, состоящее из нескольких разделов, соответствующих оцениваемым параметрам, и создается индивидуальная «Программа развития», включающая рекомендации по работе с ребенком. Литература. А.Е. Иванова, С.А. Мирошников, Методические материалы к экспертной системе индивидуального сопровождения «Лонгитюд», СПб, 2002. 12.2. Шкала развития
Данная методика, также как и предыдущая, является составной частью экспертной системы индивидуального сопровождения развития детей Лонгитюд и более подробно описана выше в соответствующем разделе настоящего пособия. Ниже приведено только краткое описание методики для предварительного ознакомления с ней. Методика Шкала развития, разработанная Санкт-Петербургскими психологами А.Е. Ивановойи С.А. Мирошниковым,используется для определения уровня развития детей и контроля его динамики, а также для выявления возможных отклонений в психомоторном развитии. По результатам обследования автоматически составляется «Программа развития» индивидуально для каждого ребенка. Область применения: Методика ориентирована на нормативную и близкую к ней популяцию детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. Она позволяет проводить длительное наблюдение за ходом развития ребенка с целью своевременного обнаружения возможного отставания и его коррекции с помощью специально разрабатываемой системы занятий. Процедура проведения. Шкала развития является не тестом, а экспертной системой, основой которой служат знания экспертов и статистические данные. Из наличия/отсутствия способности к выполнению некоторого действия ребенком делается вывод о степени опережения/отставания его в развитии (если таковые обнаруживаются), т.о. данная методика опирается в первую очередь на объективно регистрируемые результаты деятельности обследуемого. Действия, способность к выполнению которых необходимо оценить, соответствуют пяти основным, выделяемым в данной методике, сферам развития, каждая из которых включает в себя ряд более мелких параметров: · Развитие социально - эмоциональной сферы (социально-адаптивные функции, развитие эмоций, развитие самосознания, самоконтроль) · Моторное развитие (общая моторика, координация общих движений, зрительно-моторная координация, тонкая моторная координация) · Умственное развитие (восприятие и познавательная активность, представления о форме предметов, представление о величине предметов, представление о цвете предметов, восприятие, внимание, память, мышление, вербальное мышление, невербальное мышление, понимание отношений «часть - целое», понимание пространственных отношений, понимание отношений «сходство - различие», понимание отношения «общее - частное», понимание причинно-следственных связей, объём знаний, развитие математических представлений, временные представления) · Речевое развитие (слух, понимание речи, активная речь, грамматический строй речи, развитие речи) · Развитие деятельности (развитие деятельности, рисование, конструктивная деятельность, навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки). Результат. В методике используются современные математические методы нечетких множеств и нечеткой логики для оценки отставания или опережения в развитии ребенка, позволяющие выявлять различные переходные ступени между обычными градациями «нормы» и «отклонения». Выводы по результатам обследования формулируются в терминах степени отклонения, изменяющейся непрерывно от «-1» (полная уверенность в наличии значительного отставания от нормативной популяции) до «+1» (полная уверенность в значительном опережении нормативной популяции). Чем ближе это значение к 0, тем вероятнее принадлежность обследуемого ребенка «идеальному среднему» для данного возраста. Каждый вопрос центрирован на том возрасте, где половина популяции уже освоила действие, а другая половина – еще нет. Выводы по каждому вопросу основываются на известных данных о том, какой процент обследуемых в нормативной популяции отвечает на этот вопрос «да». Т.о., данная методика ориентирована на определение статистической достоверности признаков отклонения в развитии ребенка: числовое значение отдельного параметра – это оценка степени уверенности экспертной системы в наличии отклонения. После завершения процедуры тестирования создается файл графического представления результатов всех проведенных обследований в виде таблицы. По этим данным подготавливается иллюстрированная «Программа развития» ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, которая ориентирована на ближайшую зону его развития и может использоваться родителями для занятий в домашних условиях. Программа состоит из разделов, соответствующих параметрам, которые оцениваются во время обследования. Она рассчитана на ближайшие месяцы жизни ребенка и включает в себя общие рекомендации, игры и упражнения, которые уже по силам ребенку и способствуют его дальнейшему развитию. Через рекомендованный в «Программе развития» промежуток времени возможно повторное обследование с подготовкой «Программы» на следующий период. Основой для диагностического заключения и подготовки «Программы развития» в данной методике являются не средние баллы по различным шкалам, а практические знания экспертов, заложенные в систему. Это знания о том, что и в каком возрасте может делать здоровый ребенок, насколько вероятны индивидуальные различия в возрасте успешного освоения разных действий и знаний, а также какие занятия полезны для ребенка в том случае, если он освоил эти действия и еще не освоил другие.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1034; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.48.226 (0.01 с.) |