Источники и основания диагностического блока системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Источники и основания диагностического блока системы



Плутарх, Геродот, Аристотель в своих трудах делали только мимолётные замечания о детской душевной жизни. Первое систематическое описание психической жизни ребёнка сделано Д. Тидеманом в 1787 году в сочинении «Наблюдения за развитием душевных способностей у детей». Но в то время на это сочинение не обратили внимания.

Интерес к систематическим наблюдениям за психическим (душевным) развитием ребёнка появился лишь в 19 веке по ряду причин:

· В 19 веке умами учёных овладевает идея развития. Процесс эволюции привлекает исследователей всех специальностей.

· Крепнет вера в силу воспитания.

· Только с развитием культуры люди начинают всё больше думать о будущих поколениях.

Одно из первых исследований в этой области принадлежит Ч. Дарвину, описавшему развитие своего сына в 1877 году. В России в 1867 году вышла книга К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания». В ней задача исследования развития ребёнка обозначена так: «Если педагогика хочет воспитывать ребёнка во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». Помимо К.Д. Ушинского вопросом воспитания и развития детей занимались П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, Н.Н. Ланге.

Диагностика развития детей раннего возраста, прежде всего, интересовала врачей, которые создавали шкалы для определения преимущественно уровня моторного развития (Ф. Кюльман). Первые тесты умственных способностей (у А. Бине) предназначались для отделения слабоумия от нормы. Позднее создатели тестов ставили себе задачей не только определение слабоумных детей, но и постановку более точного диагноза, который отражал бы пониженный или повышенный уровень развития ребёнка, нормальность или анормальность структуры его личности, позволял бы установить причину (этиологию) отдельных признаков отставания для принятия мер правильного воздействия на них, сделать прогноз относительно его дальнейшего развития.

Сначала почти все тесты предполагали владение речью. Р. Пинтнер и Д. Паттерсон стали разрабатывать не связанные с речью тесты. В Америке исправлением тестов Бине-Симона занимались В. Штерн, О. Липманн, О. Бобертаг, Э. Торндайк, Л. Термен, Р. Йеркс. Тесты в то время имели вид экзамена.

А. Гезелл раньше других пришёл к методу наблюдения естественных жизненных реакций ребёнка в естественной жизненной ситуации.

В основе диагностической симптоматики «Венских тестов», предлагаемой в книге австрийских исследователей Ш. Бюлер и Г. Гетцер, лежит разнообразный материал, полученный в результате многолетнего экспериментального опыта и длительного изучения нервно-психического развития детей. В этом она имеет большое преимущество перед диагностической системой А. Гезелла. «Она конкретнее, полнее и более правильно отражает действительный ход нервно-психического развития ребёнка, особенно на первом году жизни» (Щелованов Н. М.) Авторы «Венских тестов» сформулировали принципы построения тестов, которые мы учитывали в нашей работе:

· Тест должен воспроизводить естественную ситуацию и вызывать естественное поведение ребёнка.

· Ситуация не должна стимулировать только специфическую деятельность испытуемого (например, интеллектуальную), т.к. необходимо получить целостную картину его поведения.

· Результаты тестов должны быть точными, выразимыми количественно и сравнимыми.

· Получение результатов не должно отнимать много времени и быть слишком трудным.

· Тест должен быть удобен для преподавания, доступен для изучения, лёгок в применении.

 

С учетом этих положений разрабатывалась и настоящая экспертная система. В ее диагностическом и развивающем блоках использованы теоретические положения, статистические данные и эффективные подходы, разработанные во многих научных и прикладных исследованиях (см. также список использованной литературы ниже).

 

Особенности экспертной системы по сравнению со стандартным бланковым или компьютерным тестом

Область применения и цели использования экспертной системы

Использование экспертной системы достаточно для первичной оценки возможных проблемных зон, но недостаточно для диагностики отклонения. Если проблема выявлена, то необходимо дальнейшее специализированное обследование.

Поэтому ошибкой является как чрезмерное доверие к выводам экспертной системы, так и ориентация на использование только частного мнения специалиста при определении наличия и степени отклонения от нормативной популяции.

Основные цели, на которые направлена данная система - это скрининговая диагностика уровня развития детей, выявление проблемных зон, требующих повышенного внимания, длительное наблюдение за ходом развития детей и групп, подготовка индивидуальных рекомендаций по занятиям с ребенком с учетом зоны его ближайшего развития.

Цели разработки экспертной системы определялись как актуальными проблемами работы Центров сопровождения, так и действующими нормативно-правовыми и методическими материалами Министерства образования РФ, определяющими стратегию развития системы образования в России. В частности, в решении коллегии Министерства образования РФ №9/1 от 27.04.94 (Приложение 1: Стратегия построения государственных образовательных стандартов дошкольного образования) отмечалось, что «уровень и качество развития ребенка дошкольного возраста, построенные на диагностике зоны ближайшего развития ребенка, в перспективе должны быть ориентирами деятельности дошкольного образования, но сопровождаться развитием системы диагностических служб» (цит. по: Дошкольное образование в России. Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. М.: Издательство АСТ, 1996. Издание Министерства образования РФ).

Основой этого направления развития системы образования являются идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития ребенка как ключевом диагностическом принципе его воспитания и обучения. Возможности экспертной системы позволяют реализовать индивидуально-ориентированную процедуру обследования ребенка.

Основа экспертной системы – знания экспертов
и статистические данные

Лонгитюд (а точнее, метод Шкала развития, как основа этой версии программного комплекса) является не тестом, а экспертной системой продукционного типа, основанной на математической теории нечетких множеств, что определяет ряд важных особенностей как системы в целом, так и отдельных ее блоков. Отдельные принципы построения заключения и рекомендаций основаны как на отдельных вопросах и данных анамнеза, так и на учете их взаимосвязей.

В отличие от теста, экспертная система накапливает и использует знания экспертов, причем не только для диагностики, но и для индивидуальных рекомендаций по развитию ребенка. Основой для диагностического заключения и подготовки «Программы развития» являются не средние баллы по различным шкалам, а знания экспертов, заложенные в систему. Это знания о том, что и в каком возрасте может делать здоровый ребенок, насколько вероятны индивидуальные различия в возрасте освоения разных действий и знаний, а также, какие занятия полезны для ребенка в том случае, если он освоил эти действия, но еще не освоил другие. Итог обследования с помощью экспертной системы – это то заключение, которое выдали бы специалисты, если бы они сами анализировали полученные ответы. Аналогичным образом, «Программа развития» формируется как такой курс занятий, который для конкретного ребенка порекомендовал бы специалист родителям и воспитателям. Все это в целом делает настоящую программу не просто компьютерным тестом, а другой информационной технологией – экспертной системой.

 

Параметры обследования

В текущей версии программы используется 39 параметров (общее количество). Необходимое число параметров для каждого возрастного этапа определяется возрастными особенностями развития. Уровень развития ребенка анализируется как по отдельным параметрам, так и по их общему соотношению.

В программе используются общие параметры или «надпараметры» (они обозначаются одной латинской буквой), а также субпараметры (обозначаются двумя латинскими буквами, где первая буква соответствует обозначению надпараметра.

Разбиение надпараметров на более мелкие обусловлено необходимостью установления причин отставания в той или иной сфере, после чего появляется возможность давать более точные рекомендации, подбирать игры, с помощью которых можно было бы устранить имеющиеся отклонения. Например, у ребенка имеется отставание по параметру «познавательного развития», причиной которого может быть недостаточное знакомство ребёнка с цветом. Своевременное выявление этой причины позволит устранить отставание ребенка по всему параметру, определив необходимые занятия. Необходимо, однако, учитывать, что оценка развития по мелким субпараметрам основывается на меньшем количестве вопросов и более подвержена ситуативным колебаниям вследствие естественной неравномерности развития ребенка. Надпараметры в этом отношении более устойчивы и их значения являются более серьезным основанием для диагностических выводов.

Относительно узкие параметры, особенно пересекающиеся с педагогической диагностикой (к которым относится, например, грамматический строй речи), предназначены в основном для предварительной оценки наличия проблемы. Для оценки по таким параметрам используется мало вопросов и результаты такой оценки не могут считаться исчерпывающими.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.04 с.)