Порог восприятия стимула (свет) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порог восприятия стимула (свет)



057/058 БТЧ Порог восприятия стимула (свет)

Основная цель данной методики – определение ситуативного порога на конкретном компьютере с конкретными установками монитора, с тем чтобы далее использовать полученные данные о пороге осознания стимула (автоматически сохраняемые в данных обследуемого) для подпорогового предъявления стимулов в различных экспериментах. Рост яркости – на 1 единицу яркости пикселя монитора (минимум – 0, максимум – 384) каждую 1 секунду.

Проба Бурдона

185/186 БТИ Проба Бурдона

Корректурная проба впервые была предложена Б. Бурдоном в 1895 г. и используется для выявления устойчивости внимания и способности к концентрации. Испытуемому в данной методике предлагается вычеркивать определенные буквы (или цифры) в специальном бланке, заполненном рядами букв (или цифр), расположенных в случайном порядке. При этом через каждые 30 или 60 секунд экспериментатор делает отметки в том месте таблицы, где в это время находится карандаш испытуемого, а также регистрирует время, затраченное на выполнение всего задания. О достаточной устойчивости и концентрации внимания свидетельствуют показатели: время, затраченное на выполнение заданий, и количество ошибок.

Известны следующие основные модификации данной методики:

· Кольца Ландольта. Корректурный бланк содержит случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Такой вариант более удобен для обследования детей дошкольного возраста.

· Модификация В.Я. Анфимова. Стандартная процедура пробы Бурдона дополнена тем, что в определенное время экспериментатор, не предупреждая испытуемых, вводит помехи, называя вслух в течение 15 с какие-либо буквы алфавита. Это позволяет определить степень влияния помех на устойчивость внимания испытуемого.

· Модификация А.Г. Иванова-Смоленского. Набор различных вариантов сочетаний букв (например: СХ или СХ и ХВ)

Область применения. Проба Бурдона наиболее информативна для выявления изменений умственной работоспособности. Она предполагает многократное обследование одних и тех же испытуемых и может использоваться для прогноза успешности различных видов профессиональной деятельности, связанных с вниманием.

Процедура проведения. Как правило, обследование проводится при помощи специальных бланков, на которых приведены ряды букв в случайном порядке. Обследуемый просматривает эти ряды и вычеркивает определенные, указанные в инструкции, буквы.

В используемом в нашей программе компьютерном варианте данной методики таблица из букв предъявляется обследуемому на экране монитора. Обследуемый должен просматривать эти буквы, передвигаясь вперед с помощью нажатия клавиши-стрелки «вправо» и вычеркивая все заданные буквы нажатием клавиши-стрелки «вниз» (при этом действовать нужно как можно быстрее и точнее). Предварительно обследуемому предлагается пройти тренировочную серию.

Поскольку данная методика используется в основном для выявления изменений умственной работоспособности (с проведением нескольких проб через временной интервал для одних и тех же испытуемых), в панели подготовки к обследованию предоставляется выбор из четырех параллельных форм (чтобы исключить эффект научения). Там же представлена возможность выбора тренировочной последовательности.

Также для обеспечения построчного хода выполнения заданий и, следовательно, повышения точности результатов, в данной компьютерной модификации теста Бурдона для испытуемых исключена возможность свободного «гуляния» по бланку с внесением поправок в давно просмотренной части задания (в том числе той, время выполнения которой уже зафиксировано и поправки будут явно искажать результат). С этой целью возврат для корректировки возможен только для последних 5 знаков, а пройденные ранее знаки исчезают в фоне.

По завершении каждой минуты буква, на которой завершилась минута, подчеркивается, а пройденное время отмечается в нижнем правом углу окна тестирования.

Результат. По результатам тестирования подсчитываются следующие показатели: уровень концентрации внимания, скорость и темп выполнения задания, показатель переключаемости внимания, а также индекс точности.

15.4. Теппинг-тест (ТТ) [*]

221/222 РТИ Теппинг-тест (ТТ)

Процедура проведения.

Теппинг-тест I

Настоящий тест является многофазным и выполняется последовательно за несколько шагов (субтестов). На каждом шаге испытуемый должен стучать заданное время специальным щупом* по площадке теппинг-теста* в определенном темпе.

На каждом шаге фиксируется число касаний. Всего испытуемый должен пройти 7 фаз теста:

10 секунд тренировки в произвольном темпе;

10 секунд работы в удобном темпе;

10 секунд работы в максимальном темпе;

10 секунд работы в темпе, составляющем 70% максимального;

5 секунд работы в максимальном темпе;

5 секунд работы в максимальном темпе;

30 секунд работы в максимальном темпе

Теппинг-тест II

В каждой попытке этого теста испытуемый должен последовательно по кругу касаться трех круглых зон площадки теппинг-теста, максимально быстро и точно. После одной тренировочной попытки испытуемый должен выполнить 3 рабочих попытки.

Результат. После обработки полученных данных с помощью формул, определяются показатели по шкалам и дается их интерпретация:

1. Отношение удобного темпа к максимальному. Определяется степень преобладания установки к максимизации или минимизации усилий (с учетом показателей нормы).

2. Сила нервной системы. Определяется сила процесса возбуждения, а также делается вывод о степени чувствительности нервной системы (с учетом показателей нормы).

 

* Щуп и площадка для теппинг теста (включается в COM-порт) при необходимости использования теста приобретаются отдельно. Вместо этого оборудования возможно использование любого продолговатого предмета (например, карандаша) и клавиатуры. В этом случае в панели подготовки к методу включается соответствующая опция.

15.5. Тесты на сенсомоторную реакцию [†]

223/224 РТИ Сенсомоторные реакции (ПСР и ССР)

В эту группу тестов входят тесты простой сенсомоторной реакции на свет и на звук (на слабый и сильный сигнал), тест сложной сенсомоторной реакции и тест простой сенсомоторной реакции на движущийся объект (ПСРДО).

Простая сенсомоторная реакция (ПСР) оценивается по времени между появлением сигнала и реакцией испытуемого (переносом указательного пальца со стартовой кнопки на конечную). Время реакции складывается из двух компонентов: латентного и моторного периода. Латентный период – скорость обнаружения сигнала (с момента появления сигнала до отпускания стартовой кнопки). В этот период происходит следующее: возбуждение рецептора, переработка сигнала в ЦНС, принятие решения о реагировании, посылка сигнала к исполнительным органам, развитие возбуждения в исполнительном органе. Моторный период – скорость движения (с момента отпускания стартовой кнопки до нажатия на конечную). Длительность этого периода зависит от быстроты возбуждения мышц, преодоления сил инерции покоя тела и конечностей.

Сложная сенсомоторная реакция (ССР) представляет собой реакцию выбора из трех световых сигналов. После загорания одной из трех лампочек, испытуемый должен нажать одну из трех клавиш (соответствующую местоположению горящей лампочки). Отличие ССР от ПСР заключается в усложнении процесса переработки информации, процесса идентификации сигнала, а также процесса пространственной координации.

Процедура выполнения тестов. Первоначально тесты были реализованы нааппаратурном комплексе «СЧС», подключаемом к USB-порту компьютера. Программа позволяет проводить тесты на компьютере и в отсутствии прибора, имитируя на мониторе компьютера экран прибора «СЧС». Вместо клавиш прибора в настоящем варианте используется клавиатура компьютера.

Действия испытуемого при выполнении тестов простой и сложной сенсомоторной реакции аналогичны. Простая сенсомоторная реакция проводится в двух вариантах – на свет и на звук. Сложная сенсомоторная реакция проводится только с использованием световых стимулов. В каждом варианте теста в начале проводится насколько (до 10) тренировочных попыток, после чего по 10 рабочих попыток на слабый и на сильный сигнал.

Результат. На основе обработки полученных первичных показателей пройденных тестов с помощью формул вычисляется 21 расчетный показатель и дается их интерпретация.

15.6. Реакция на движущийся объект и
тест отмеривания времени [‡]

225/226 РТИ Реакции на движение и время (РДО и ТОВ)

В эту группу тестов входят тесты реакции на движущийся объект (I и II типов) и тест реакции отмеривания времени.

Реакция на движущийся объект (РДО). В показателях РДО проявляется способность испытуемого антиципировать (предвосхищать) время изменения пространственного положения стимула и соотносить с ним сенсорные процессы регуляции своего движения. Соотношение точности выполнения "принудительного" (РДО I) и индивидуального (РДО II) вариантов характеризует чувствительность испытуемого к внешним временным ограничениям.

Тест отмеривания времени (ТОВ). Испытуемому дается задание мысленно отмерить определенный интервал времени. Опытным путем установлено, что наиболее удобный и информативный в комплексном обследовании является отрезок времени 7 с. Кроме точности в отмеривании времени проявляются и другие характеристики: степень сенсорной возбужденности и заторможенности человека. Об этом свидетельствует величина недомеривания или перемеривания отрезка времени.

Процедура выполнения тестов. Как и тесты на сенсомоторную реакцию, настоящая группа тестов была реализована нааппаратурном комплексе «СЧС». Программа позволяет проводить тесты на компьютере и в отсутствии прибора, имитируя на мониторе компьютера экран прибора «СЧС». Вместо клавиш прибора в настоящем варианте используется клавиатура компьютера.

Действия испытуемого при выполнении тестов этой группы аналогичны. В начале тестов РДО производится несколько (до 10) тренировочных попыток, после чего испытуемый должен выполнить 10 рабочих попыток. Для теста реакции отмеривания времени выделяется 3 тренировочных попытки и 3 рабочих попытки.

Результат. На основе обработки полученных первичных показателей пройденных тестов с помощью формул вычисляется 7 расчетных показателей и дается их интерпретация.

Таблицы Шульте

247/248 БТЧ Таблицы Шульте

Методика разработана в психологии труда, а в настоящее время широко используется в разных областях (например, в области патологии).

Таблицы Шульте обладают равной степенью трудности, они почти не запоминают-ся, поэтому в процессе исследования их можно использовать повторно.

Область применения. Таблицы Шульте применяются для исследования скорости ориентировочных реакций, концентрации, устойчивости и истощаемости внимания к зрительным раздражителям, способности к сосредоточению.

Данная методика может быть использована для обследования как взрослых, так и детей. Единственное требование к ее проведению - знание цифр и умение считать в пределах нескольких десятков.

Процедура проведения. Для проведения обследования используются таблицы с числами от 1 до 25 в случайном порядке (на каждой из пяти таблиц числа расположе-ны по-разному). Обследуемому предлагается в каждой таблице показывать указкой (и одновременно называть) числа от 1 до 25.

В используемом нами компьютерном варианте данной методики обследуемому последовательно предъявляются 5 таблиц с числами от 1 до 25. С помощью щелчка мыши обследуемый указывает все числа по порядку (начиная с 1 и заканчивая 25).

Результат. Регистрируется и выводится в качестве результатов только время работы испытуемого с каждой таблицей. На основании этих результатов и с учетом особенностей обследуемого и эксперимен-тальной ситуации специалист может сделать следующие выводы:

1) Концентрация внимания считается нормальной, если на каждую из таблиц испытуемый затрачивает время, не превышающее 40—50 секунд. В противном случае концентрация внимания считается недостаточной.

2) Устойчивость внимания - считается нормой, если работа с таблицами осуществляется равномерно, т.е. на каждую из таблиц испытуемый затрачивает приблизительно равное время. Если же есть значительные колебания результатов по данным разных таблиц (без тенденции к увеличению времени, затраченного на каждую следующую таблицу) устойчивость внимания считается недостаточной.

3) Истощаемость внимания — констатируется в том случае, если отмечается тенденция к увеличению времени, затрачиваемого испытуемым на каждую следующую таблицу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.021 с.)