Имплицитный ассоциативный тест 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имплицитный ассоциативный тест



273/274 БТЧ Имплицитный ассоциативный тест (ИАТ)

Имплицитный ассоциативный тест используется для установления наличия / отсутствия индивидуальных ассоциативных связей между различными понятиями. За его основу взят разработанный в 1998 году психологом Э. Гринвальдом и его коллегами тест IAT (Greenwald, McGhee, & Schwartz, 1998). Это тест на спонтанную реакцию, имеющий дело с автоматическими процессами, которые человек практически не может контролировать. Выводы по данному тесту строятся на основе анализа скорости ассоциативных реакций. По сравнению с методами оценки явных установок, ИАТ имеет определенные преимущества, поскольку сводит к минимуму возможность испытуемых влиять на результаты исследования (например, давать социально-желательные ответы).

Область применения. ИАТ используется для изучения скрытых ассоциаций в разнообразных контекстах. Известны исследования с использованием ИАТ, направленные на выявление латентного расизма, гомофобии и других скрытых предубеждений, которые в обычной беседе люди пытаются скрыть (например, в отношении старости или тучных людей). В последнее время ИАТ также часто используется в психологии рекламы для изучения предпочтений потребителей. Если во время прохождения теста испытуемый быстро ассоциирует, например, портреты черных людей с отрицательными понятиями, то можно сделать вывод, что он предпочитает белых.

В своей модификации данного теста мы задаемся вопросом, связывает ли человек ту или иную потребность (из классификации А. Маслоу) с собой, относит ли ее в разряд важных. Таким образом, наш вариант ИАТ используется для диагностики основных потребностей человека.

Процедура проведения. Испытуемому задается группа категорий, по которым необходимо произвести сортировку предъявляемых слов. Например, в одном из вариантов сортировка осуществляется по принципу: относится к «Я» или относится к «другим людям»; относится к «физиологическим потребностям» или относится к «потребности самовыражения». При этом категории искусственным образом объединены попарно. Т.е. испытуемому предлагается как можно быстрее нажать клавишу с символом «ß» (в правой части клавиатуры), если предъявляются слова, которые относятся к «Я» и к «самовыражению», и клавишу «à» - если к двум другим категориям («другим людям» и «физиологическим потребностям»).

После классификации всех слов осуществляется перегруппировка категорий: клавишу «ß» нужно нажимать при появлении слов, относящихся к «Я» и «физиологическим потребностям», а клавишу «à» – при появлении слов, относящихся к «другим людям» и «самовыражению».

Затем задается новая группа категорий. Описанная выше процедура повторяется уже с другими словами.

Результат. Результат теста основывается на сравнении средней скорости реакции при разных комбинациях категорий. Опознание слов происходит легче (о чем говорит более быстрая реакция), если опорные понятия (задаваемые категории) в системе представлений человека связаны между собой. Так, если испытуемый тратит меньше времени на то, чтобы связать понятия «Я» и «Важно» с «самовыражением», чем с «физиологическими потребностями», то делается вывод, что стремление к самовыражению для него более актуально, нежели удовлетворение физиологических потребностей.

Первичные данные обследования выводятся в виде сводной таблицы Excel. Выводы строятся на основании среднего времени реакций для каждой потребности в задаче ее классификации в одну категорию с понятиями «Я» и «Важно» (это первые 5 строк столбика L): потребности с наименьшими по среднему времени реакциями рассматриваются в качестве наиболее актуальных.

18.6. Методики исследования перцептивной защиты [‡‡]

Следующий комплекс методик предназначен для изучения процессов перцептивной защиты и перцептивной бдительности в целях диагностики неосознаваемого страха смерти. Актуальность подобных исследований обусловлена тем, что, несмотря на очевидную значимость проблемы конечности жизни для любого человека, одной из наиболее распространенных защитных реакций психики в отношении этого знания в нашем обществе является его вытеснение. А, учитывая убеждение экзистенциальных психологов (таких как Г. Фейфел, К. Хорни, Э. Фромм, А. Маслоу, Р. Мэй, С. Мадди, Д. А. Леонтьев и др.) в том, что вытеснение этого знания не освобождает организм от неосознаваемого страха, выявление и коррекция связанных со смертью неадаптивных реакций является важной задачей психолога. Исключение участия сознания в процессе психодиагностического исследования позволяет предполагать высокую эффективность разрабатываемого методического приема в целях обнаружения неосознаваемых обследуемыми реакций страха и вытеснения.

Предполагается сравнение эффективности ряда экспериментальных методик, в том числе авторских разработок, позволяющих замерять такие косвенные признаки как время реакции в ответ на предъявление «угрожающих» (связанных со смертью) и нейтральных стимулов, для диагностики неосознаваемого страха.

В результате выполнения настоящего проекта планируется создание диагностического блока, позволяющего проводить перекрестную проверку достоверности результатов тестирования, получаемых на основе разных методических приемов. Разрабатываемый комплекс методик может быть использован в качестве начального диагностического этапа в работе практического психолога-консультанта.

Ниже будет рассмотрена подробно каждая из методик данного блока.

18.6.1. ПЗ (перцептивная защита) - Прайминг

265/266 БТЧ ПЗ- Прайминг

Настоящая методика является разработкой С. А. Мирошникова, М. Г. Филипповой и Р. В. Чернова. Она основана на тех же принципах, что и «Прайминг-диагностика» (методика №101), представляющая собой попытку сочетания концепции перцептивной защиты и экспериментальной парадигмы прайминга. В отличие от «Прайминг-диагностики», направленной на измерение актуальности основных потребностей, с помощью настоящей методики проверяется идея о возможности регистрации наличия неосознаваемого испытуемыми вытеснения угрожающей информации (или, наоборот, фиксации на ней).

Теоретические основания. Теоретические основания данной методики аналогичны тем, которые указаны в описании методики «Прайминг-диагностика» (метод № 101): предполагается, что подпороговый прайм может оказывать влияние не только на скорость опознания семантически связанных с ним стимулов (что традиционно используется экспериментальной парадигмой прайминга), но также и на скорость опознания стимулов, не несущих семантической нагрузки.

Область применения. Методика используется для выявления фобий и ипохондрических фиксаций, связанных со смертью.

Процедура проведения. Испытуемому предлагается как можно быстрее определять, предъявляются ли на экране ряды букв или цифр. В случае предъявления ряда цифр необходимо нажать клавишу «пробел», а в случае предъявления ряда букв, - проигнорировать нажатие. При этом ряды цифр маскируют предшествующие им тестовые стимулы, предъявляемые на время, обеспечивающее их восприятие, но исключающее осознание (30 мсек). Тестовыми стимулами являются нейтральные и угрожающие (связанные с темой смерти) слова. Предполагается, что время идентификации цифровых рядов обусловлено реакцией на тестовые слова, предъявляемые на подпороговом уровне.

Процесс обследования занимает около 5-ти минут. В качестве тестовых стимулов используются 25 угрожающих и 25 нейтральных слов, предъявляемых в случайном порядке. Время реакции ограничено 1 с, чтобы стимулировать обследуемых реагировать быстрее.

Результат. Данные обследования выводятся в виде сводной таблицы Excel. Выводы строятся на основании среднего времени правильных реакций (столбик J). Сравнивается среднее время реакции на нейтральные и угрожающие слова. Достоверное отличие скорости реакции на нейтральные и угрожающие слова рассматривается как повышенно эмоциональное отношение к теме смерти (для установления достоверности различий используется дополнительная обработка данных; для предварительного сравнения результатов «на глаз» имеет смысл ориентироваться на различия, близкие к 100 мс). По аналогии с методикой «Прайминг-диагностика», интерпретация результатов осуществляется следующим образом: более быстрое время реакции на угрожающие слова по сравнению с нейтральными рассматривается как проявление перцептивной защиты (наличие вытеснения мыслей о смерти), т.к. в данном случае испытуемые стремятся сократить время взаимодействия со своим страхом. Достоверно же более долгая реакция на угрожающие слова, напротив, - может расцениваться как проявление перцептивной бдительности, фиксации на угрожающей информации.

18.6.2. ПЗ (перцептивная защита) – Проявляющиеся слова

267/268 БТЧ ПЗ - Проявляющиеся слова

Теоретическим основанием настоящей методики, как и предыдущей, являются принципы концепции перцептивной защиты и перцептивной бдительности. Согласно данной концепции, люди могут проявлять максимум защиты или быть особенно бдительными в процессе восприятия, что обусловлено индивидуальной значимостью поступающей информации (MсGinnies, 1949; Вruner, Postman, 1949). Феномен перцептивной защиты заключается в необходимости более длительного предъявления угрожающих слов для их правильного опознания, и многими авторами приравнивается к вытеснению (Kline, 1984; Brewin, Andrews, 1998; Мадди, 2002). Перцептивная бдительность, напротив, предполагает, что для опознания некоторых стимулов требуется более короткое время экспозиции, чем для опознания нейтральных.

Область применения. Как и все методики настоящего раздела, эксперимент с проявляющимися словами используется для выявления эмоциональных реакций на угрожающую информацию.

Процедура проведения. Тестирование начинается после прохождения испытуемым тренировочной серии, состоящей из 5-и опытов. На мониторе компьютера последовательно предъявляются медленно проявляющиеся из фона слова (угрожающие и нейтральные). Испытуемому необходимо нажать на клавишу, останавливающую отсчет времени реакции, сразу после того, как только он сможет прочитать предъявляемое слово, после чего ввести прочитанное слово в окно редактора.

Для более точных результатов важно использовать установки цветового разрешения монитора не менее 32 бит.

Процесс обследования занимает около 5-ти минут. В качестве тестовых стимулов используются 10 угрожающих и 30 нейтральных слов, предъявляемых в случайном порядке.

Результат. Данные обследования выводятся в виде сводной таблицы Excel. Выводы строятся на основании среднего времени реакций (столбик L). Поскольку при выполнении настоящей методики испытуемые практически не совершают ошибок, ошибками решено было пренебречь. Сравнивается среднее время опознания нейтральных и угрожающих слов. Значимое различие времени опознания нейтральных и угрожающих слов является индикатором небезразличного отношения к теме смерти (для установления достоверности различий используется дополнительная обработка данных; для предварительного сравнения результатов «на глаз» имеет смысл ориентироваться на различия, близкие к 100 мс). Перцептивная защита, о которой в данном эксперименте свидетельствует низкая скорость реакции на угрожающие слова, рассматривается в качестве показателя вытеснения мыслей о смерти и указывает на наличие неосознаваемого страха. Перцептивная бдительность, т.е. высокая скорость реакции на угрожающие слова, может свидетельствовать о присутствии страха смерти и на осознаваемом уровне.

18.6.3. ПЗ (перцептивная защита) - Ассоциативный
эксперимент

269/270 БТЧ ПЗ- Ассоциативный эксперимент

Существует несколько разновидностей ассоциативных тестов. Настоящая методика представляет собой свободный ассоциативный эксперимент или, так называемый, тест свободных ассоциаций, в котором испытуемому предлагается как можно быстрее отвечать на слово-стимул первым пришедшим ему в голову словом-ассоциацией. Тест свободных ассоциаций впервые описан и систематизирован Ф. Гальтоном (1879). В дальнейшем он получил развитие в исследованиях Э. Крепелина (1892), К. Юнга (1939), Г. Кента и А. Розанова (Kent, Rosanoff, 1910), В. Вундта (1911), А.Р. Лурии (Luria, 1932), Д. Рапапорта (Rapaport, Gill, Schafer, 1946). В некоторых исследованиях объективизация получаемых с помощью ассоциативного теста данных достигается параллельным замером психофизиологических показателей (например, А. Р. Лурия, 1932).

Интерпретация результатов ассоциативного теста зависит от задач и теоретических взглядов исследователей. В настоящее время большинство из них рассматривают данную методику в качестве индирективного приема изучения интересов и установок личности. Мы же, вслед за К. Г. Юнгом, используем данный методический прием в целях диагностики у обследуемых скрытых аффективных комплексов. Как показали исследования К. Юнга и А. Р. Лурии, при необходимости быстрой ассоциативной реакции на эмоционально значимые для них слова, включаются механизмы психологической защиты, поэтому скорость реагирования на них резко возрастает (иногда в 2 с лишним раза по сравнению с реакцией на нейтральные слова). Этот принцип используется и в наших исследованиях.

Область применения. Ассоциативные эксперименты могут быть использованы в различных целях, например, для определения уровня владения языком (что практикуется, например, при приеме на работу иностранцев), установления сплоченности групп (которая тем выше, чем чаще испытуемые дают одинаковые ассоциативные реакции, демонстрируя схожую направленность сознания). Однако в последнем случае при интерпретации результатов следует соблюдать определенную осторожность, поскольку одинаковость реакций может также служить показателем низкой оригинальности, штампов в мышлении.

В некоторых прикладных аспектах (например, в криминалистике) скорость ассоциативных реакций используется для выявления причастности к определенным событиям.

Стимульный материал используемой нами методики рассчитан на выявление эмоциональных реакций на угрожающие слова (семантически связанных с темой смерти).

Процедура проведения. Стимульный материал теста состоит из 45-ти слов (5 слов тренировочной серии, 30 нейтральных и 10 угрожающих). При появлении каждого слова-стимула на мониторе компьютера обследуемый должен как можно быстрее произнести первое пришедшее ему на ум слово-ассоциацию с одновременным нажатием на клавишу «Пробел», останавливающую отсчет времени реакции. После этого испытуемый вписывает свою ассоциацию в окно редактора и переходит к следующему заданию. В общей сложности эксперимент занимает 5-7 минут. Фиксируется время ассоциативной реакции и слова-ассоциации.

Результат. Анализу подвергается в первую очередь индивидуальное время ассоциативной реакции. Сравнивается средняя скорость реакции каждого испытуемого на нейтральные и угрожающие слова. Чем более тема смерти является эмоционально-значимой для испытуемого, тем сильнее время его реакции на угрожающие слова отличается от времени реакции на нейтральные слова. Как и в предыдущей методике мы рассматриваем более длительное время ассоциативной реакции на угрожающие слова (по сравнению с нейтральными) как проявление перцептивной защиты (т.е. вытеснения мыслей о смерти), а более быструю реакцию на угрожающие слова, напротив, - как проявление перцептивной бдительности, фиксации на угрожающей информации.

Сами ассоциации также могут быть подвергнуты анализу. Это, во-первых, определение строгости логических связей между стимулами и ассоциациями. Примером наличия логической связи являются ассоциации типа: армия – солдат или болезнь – смертельная. Примером отсутствия логической связи служат ассоциации: армия – танец или болезнь – еда. Частое отсутствие логических связей может свидетельствовать о плохом знании языка, заторможенности, скачкообразности мыслительных процессов.

Оценивается также наличие связей в пределах одной грамматической категории (хороший — плохой, дождь — грязь), и между разными грамматическими категориями, например между существительными и прилагательными или глаголами и наречиями (хороший — поступок, дождь — идет). Большое число ассоциаций из разных категорий служит показателем комплексности мышления, недостаточности аналитических операций, инфантилизма мышления, когда предмет или признак видится вместе с дополняющими его аксессуарами (характерная ассоциативная реакция для детей, а также людей с правосторонней асимметрией мозга).

18.6.4. ПЗ (перцептивная защита) – Падающие слова

271/272 БТЧ ПЗ– Падающие слова

Методика «Падающие слова» является нашей модификацией классических экспериментов на перцептивную защиту и перцептивную бдительность, и перекликается с предыдущими методиками.

Область применения. Как и остальные эксперименты данного раздела, методика «Падающие слова» служит для выявления эмоциональных реакций испытуемых на угрожающую информацию.

Процедура проведения. Вверху экрана монитора появляется слово, после чего оно начинает быстро опускаться вниз. Испытуемому предлагается с помощью нажатия на клавишу остановить падающее слово точно в центре экрана (что соответствует определенному времени с начала предъявления слова).

Процесс обследования занимает 3-4 минуты. В качестве тестовых стимулов используются 10 угрожающих и 30 нейтральных слов, предъявляемых в случайном порядке.

Результат. При интерпретации результатов настоящей методики, аналогично интерпретации первой методики настоящего отдела («ПЗ- Прайминг», метод №265), время реакции на угрожающие слова, превышающее время реакции на нейтральные стимулы, приравнивается к перцептивной бдительности, а не к перцептивной защите, и рассматривается как «застревание» на слове. И, напротив, время реакции на угрожающие слова, меньше установленного (при наличии тенденции испытуемого при появлении угрожающих слов нажимать клавишу «Пробел» раньше, чем слово достигает центра экрана), служит показателем перцептивной защиты и рассматривается как желание скорее удалить слово из поля зрения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 2312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.016 с.)