Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опросники: состояния личности

Поиск

10.1. Шкала самооценки ситуативной
тревожности (Спилбергер)

095/096 БТИ Самооценка ситуативной тревожности (Спилбергер)

Ситуативная или реактивная тревожностькак состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как реакция на стрессовую ситуацию (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу), может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.

Процедура проведения. Обследуемому предлагается ответить на 20 вопросов, касающихся его самоощущения в настоящий момент, используя 4 варианта ответов.

Результат. Определяется общий итоговый показатель тревожности. При интерпретации полученных данных используются такие оценки тревожности как: низкая, умеренная и высокая.

10.2. Тест дифференциальной самооценки
функционального состояния (САН)

097/098 БТИ Тест САН

Тест назван по первым буквам слов «Самочувствие», «Активность», «Настроение», разработан сотрудниками 1 Московского медицинского института имени И.М.Сеченова: В.А.Доскиным, Н.А.Лаврентьевой, М.П.Мирошниковым и В.Б.Шарай и впервые опубликован в 1973 году. «САН» предназначен для определения функционального состояния человека и его изменений в течение определенных интервалов времени (например, рабочей смены, этапов обучения и тренажа или различных периодов социальной или медицинской реабилитации).

При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния— самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений.

При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Процедура проведения. Опросник состоит из 30 пар слов, являющихся полярными характеристиками (по 10 пар слов для каждой категории). На бланке обследования между полярными характеристиками располагается рейтинговая семибалльная шкала. Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале.

Результат. Определение показателей по следующим шкалам: Самочувствие, Активность, Настроение.

10.3. Шкала оценки нервно-психическогосостояния
(В.И. Бутов, Н.А. Курганский, В.И. Суслов)

109/110 РТЧ Шкала нервно-психического состояния

Данная методика оценки нервно-психического состояния была предложена авторами В.И. Бутовым, Н.А. Курганским, В.И. Сусловым для изучения состояний, возникающих в условиях длительно воздействующих неблагоприятных факторов. Методика была разработана на основе исследования нервно-психического состояния плавсостава ледокольных судов в условиях Арктических навигаций.

Область применения. Методика предназначена для оценки нервно-психического состояния взрослых.

Процедура проведения. Обследуемому последовательно предъявляются 9 категорий (по 7 утверждений в каждой категории), с инструкцией выбрать одно утверждение из каждой категории, которое больше всего соответствует его состоянию.

Результат. Определение самооценки нервно-психического состояния выраженной в баллах по 9 категориям: 1) Самочувствие, 2) Сон, 3) Аппетит, 4) Настроение, 5) Активность, 6) Раздражительность, 7) Концентрация внимания, 8) Тревога, 9) Интересы (направленность сознания). Более высокий балл соответствует худшему состоянию.

10.4. Шкала депрессии(Т.И. Балашова)

123/124 БТИ Шкала депрессии

Данный тест адаптирован Т.И. Балашовой для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии.

Область применения. Шкала депрессии может применяться для скрининг-диагностики, в массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

Процедура проведения. Обследуемому предлагается оценить 20 утверждений, выбрав один из четырёх вариантов ответа, в зависимости от того, как он себя чувствует в последнее время. Полная процедура тестирования с обработкой занимает 20–30 минут.

Результат. Определяется уровень депрессии, который может принимать значение от 20 до 80 баллов.

Если этот показатель не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии.

Если более 50 и менее 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического происхождения.

Показатель от 60 до 69 баллов — субдепрессивное состояние или маскированная депрессия.

Истинное депрессивное состояние диагностируется, если показатель уровня депресии достигает 70 баллов и более.

10.5. Клинический опросник для выявления и оценки
невротических состояний(К.К. Яхин, Д.М. Менделевич)

129/130 БТИ Оценка невротических состояний

Используется с целью выявления и оценки невротических состояний взрослых людей. Оценка невротических состояний осуществляется по шести шкалам.

Процедура проведения. В опроснике предлагается 68 вопросов, отвечая на которые обследуемый должен оценить свое текущее состояние по пятибалльной системе.

Результат. Определяютсякоэффициенты по шести шкалам:

1. Шкала тревоги

2. Шкала невротической депрессии

3. Шкала астении

4. Шкала истерического типа реагирования

5. Шкала обсессивно-фобических нарушений

6. Шкала вегетативных нарушений

В зависимости от значения показателей определяется наличие / отсутствие невротических состояний.

10.6. Методика измерения психического «выгорания»
в профессиях системы «человек-человек».

135/136 БТИ Шкала психического «выгорания»

"Выгорание" ("burnout") - долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности.

В настоящее время исследователи выделяют около 100 симптомов, так или иначе связанных с "психическим выгоранием". Среди них такие разрушительные симптомы, как агрессивные и упаднические чувства, переживания вины и зависимости, психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к работе, злоупотребление алкоголем и др. Последствия "выгорания" могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационных) изменениях личности.

В контексте профессиональной деятельности негативные последствия межличностных рабочих коммуникаций обозначаются понятием "профессиональное выгорание".

Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома «выгорания» американских исследователей К.Маслач, С. Джексон. В соответствии с этим подходом синдром "психического выгорания" включает в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редуцирование личных достижений.

На основе представленной трехмерной модели К.Маслач и С.Джексон был разработан опросник ПВ («психическое выгорание»). Авторы опросника ПВ – Н.Е.Водопьяноваи Е.С. Старченкова.

Область применения. Методика предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек-человек». Обследование может проводиться как индивидуально, так и в группе. В соответствии с ключом подсчитываются баллы по трем субшкалам.

Процедура проведения. Обследуемому предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Нужно оценить частоту появления того или иного чувства.

Результат. Определяется количество баллов по каждой из субшкал: эмоциональное истощение, деперсонализация и редуцирование личных достижений. Интерпретация результатов производится на основании сравнения полученных оценок по каждой из субшкал с известными средними значениями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.44 (0.01 с.)