Исследование особенностей научения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование особенностей научения



279/280 БТИ Исследование особенностей научения

Данная методика представляет собой реализацию психологической части эксперимента, осуществленного в 2007 году немецкими нейробиологами Т. А. Клейном и коллегами. В исследовании, о котором идет речь, были обследованы люди с пониженным числом дофаминовых рецепторов определенного типа. Дело в том, что эти люди в большей степени, нежели люди с нормальным числом дофаминовых рецепторов, подвержены авантюризму, алкоголизму, наркомании, склонности к азартным играм и прочим видам импульсивного и аддиктивного поведения, что в науке принято связывать с недостатком у них положительных эмоций. Результаты же исследования Т. А. Клейна и коллег свидетельствуют о том, что первопричиной этих особенностей может быть не недостаток положительных эмоций как таковой, а ослабленная способность делать правильные выводы из собственного негативного опыта.

Задачей испытуемых в данном эксперименте является многократный выбор одной буквы из предъявляемых буквенных пар, а именно, той буквы, которая чаще остальных сопровождается вознаграждением (рисунком с улыбающимся лицом). Во время первой стадии эксперимента испытуемые обучаются выбирать те буквы в парах, которые чаще ведут к вознаграждению. На второй стадии им предъявляются те же буквы в новых парах с задачей выбирать «хорошие», выученные на первой стадии буквы, но теперь без получения обратной связи.

Результаты этого исследования продемонстрировали, что испытуемые с пониженным числом дофаминовых рецепторов (А1+), так же как и испытуемые контрольной группы (А1–), научаются выбирать букву, приносящую наибольшее вознаграждение, однако они не научаются избегать буквы, сопровождающейся максимально частым наказанием (рисунком с нахмуренным лицом).

Область применения. Эксперимент направлен на определение способности обследуемых учитывать свои ошибки в последующем принятии решений. С помощью данного эксперимента могут быть выявлены люди, игнорирующие отрицательные последствия собственных действий, а потому имеющие склонность к разного рода аддиктивному поведению (группа риска).

Процедура проведения.

1) Стадия обучения: Начало опыта колеблется между 400, 800, 1200, 1600 и 2000 мс. В течение этого интервала испытуемый видит пустой экран. Затем ему одновременно предъявляют два стимула на выбор. Испытуемый должен выбирать одну букву из каждой пары. Задача испытуемого выбирать те стимулы, которые чаще ведут к «вознаграждению». Вознаграждением является положительная обратная связь в виде улыбающегося лица, которое предъявляется испытуемым в некоторых случаях в ответ на их реакцию. В других случаях им дается отрицательная обратная связь в виде нахмурившегося лица. В случае опоздания (если испытуемый не укладывается в 1500 мс, т.е. в отведенное для реакции время) предъявляется лицо со знаком вопроса вместо рта. Обратная связь в виде лица предъявляется на 700 мс. После получения обратной связи экран снова становится черным до начала следующего опыта.

В течение стадии обучения испытуемому в случайном порядке предъявляются 3 пары букв «АБ», «ВГ» и «ДЕ» (каждая пара 140 раз), причем сами буквы в парах могут располагаться как справа, так и слева (например, сначала предъявляется «АБ», потом «БА», количество «АБ» = количеству «БА»). За всю стадию обучения испытуемые проходят 420 опытов.

Выбор буквы «А» «вознаграждается» в 80-ти % случаев, а в 20-ти % ведет к отрицательной обратной связи (противоположное верно для буквы Б: в 20-ти % случаев – «вознаграждение», в 80% - «наказание»). Выбор буквы «В» вознаграждается в 70 % опытов «ВГ», а выбор буквы «Д» – в 60-ти % опытов «ДЕ». На протяжении стадии обучения испытуемые научаются выбирать «хорошие» буквы («А», «В» и «Д») чаще других букв в парах.

2) Стадия проверки: после обучающей сессии испытуемые проходят стадию проверки, во время которой им предъявляются те же буквы, но в других парах: в парах со всеми ранее использовавшимися буквами, но не с теми, с которым они были в паре во время стадии обучения (это касается всех пар, кроме «АБ»). Таким образом, на стадии проверки предъявляются пары «АБ», «АВ», «АГ», «АД», «АЕ», «БВ», «БГ», «БД», «БЕ», «ВД», «ВЕ», «ГД» и «ГЕ». Каждая пара предъявляется 12 раз. Каждая буква предъявляется с одинаковой частотой. Задачей испытуемых вновь является выбор одного символа из пары, но теперь без получения обратной связи. За всю стадию проверки испытуемые проходят 156 опытов.

Выбор испытуемых анализируется следующим образом: % выборов «А» в парах, содержащих «А», отражает предпочтение (заученное из подкрепления положительной обратной связью); % выборов «не Б» в парах, содержащих Б, отражает избегание (заученное из отрицательной обратной связи).

За весь эксперимент испытуемые совершают 576 выборов, эксперимент занимает немного более 20-и минут.

Результат. Способность делать правильные выводы из собственного негативного опыта оценивается по нормативам, составленным нами по данным исследования Т. А. Клейна и его коллег, которые (нормативы) в настоящее время могут рассматриваться только как предварительные. Так, 0%-55% избегания «Б» приравнивается к крайне низкой способности учиться на своих ошибках; 56%-65% избегания «Б» – к несколько более выраженной, но также низкой способности учиться на ошибках; 66%-80% избегания «Б» – к достаточной (средней) способности учиться на ошибках; и 81%-100% избегания «Б» - к высокой обучаемости на собственных ошибках.

Обследуемых, набравших наименьшее количество баллов (от 0 до 55% избегания «Б») мы относим к группе риска, т.е. к тем индивидуумам, которым свойственна ослабленная способность делать правильные выводы из собственного негативного опыта и склонность к аддиктивному поведению.

Фи-феномен (М. Вертгеймер)

301/302 БТИ Фи-феномен

Фи-феномен – феномен кажущегося движения. По существу, это иллюзия, возникающая, когда два стационарных источника света загораются последовательно. При этом наблюдатель воспринимает движение света от первого источника ко второму. Обнаружение данного феномена (1910 г.) связывают с именем Макса Вертгеймера, основателя гештальт-психологии.

Ключевым моментом для возникновения иллюзии считается расстояние между источниками света, которое должно составлять порядка 150 мсек. Если это расстояние больше, свечение воспринимается как попеременное; если меньше – как 2 одновременно светящихся источника.

Возникновением Фи-феномена относительно независимо от других факторов, таких как цвет, яркость, размер, пространственная локализация и пр.

Область применения. Компьютерная реализация данного эксперимента может быть использована в практикумах по общей и экспериментальной психологии в целях демонстрации «фи-феномена».

Процедура проведения. В данном эксперименте наблюдатель выступает как экс-периментатор и испытуемый. Ему предлагается изменять параметры эксперимента, такие как форма, количество и размер стимулов, время их экспозиции, межстимульный интервал, расстояние между соседними стимулами и общую длительность эксперимента. Варьируя эти параметры, наблюдателю необходимо найти наиболее удачное их сочетание, при котором возникает иллюзия движения (а не одновременное моргание нескольких источников и не их переключение). Также надо определить, какой из этих параметров является ключевым.

Результат. При нажатии клавиши «Есть!» в «обработке» данного метода фиксируются те настройки, которые привели к ожидаемому эффекту. В дальнейшем при запуске обработки все зарегистрированные комбинации параметров выводятся в списке результатов эксперимента.

 


Бета-версии

В этот раздел включаются методики, находящиеся на этапе разработки, стандартизации или апробации. В зависимости от результатов данного этапа методики из этого раздела позднее будут переведены в другой раздел или удалены. В связи с постоянным изменением состава этих методик, ниже приведены описания только тех из них, которые наиболее близки к завершению и последующему переводу в другие разделы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.005 с.)