Методика Е.П. Ильинаи П.А. Ковалева 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика Е.П. Ильинаи П.А. Ковалева



105/106 БТЧ Методика Ильина и Ковалева

Данная методика направлена на исследование личностной агрессивностии конфликтности. Состоит из 80 утверждений. Включает в себя 8 шкал (по 10 утверждений на каждую шкалу):

· Вспыльчивость

· Наступательность

· Обидчивость

· Неуступчивость

· Бескомпромиссность

· Мстительность

· Нетерпимость к мнению других

· Подозрительность

Процедура проведения. Испытуемым предлагается 80 утверждений, на которые они должны ответить «да» или «нет» в зависимости от того, согласны ли они с этими утверждениями.

Результат. Определяется результат по каждой из шкал, а также подсчитывается:

· Общий показатель конфликтности

· Позитивная агрессивность

· Негативная агрессивность

7.7. Многофакторнаяличностная методика Кеттелла.
Форма С.

113/114 БТИ Кеттелл (форма С, 105 вопросов)

Теоретической и методологической основой теста является факторный анализ личности. В результате исследования с помощью данного опросника личность описывается 16-тью фундаментально независимыми и психологически содержательными факторами.

Тест имеет 4 формы – А, В, С и D. Формы А и В используются в основном при индивидуальной работе, а формы С и D – когда время тестирования ограничено и есть необходимость работы с группой. Адаптация формы С, а также разнообразные процедуры определения надежности и валидности методики проводились с 1972 года на кафедре социальной психологии ЛГУ в исследовательской группе Э.С. Чугуновойпод руководством И.М. Палеясотрудниками А.Н. Капустиной, Л.В. Мургулеци Н.Г. Чумаковой.

Область применения. Методику рекомендуется применять, начиная с 16 лет (юношеский период) и заканчивая периодом старости, для опроса людей с высшим и средним образованием.

Процедура проведения. Обследуемому предлагается ответить на 105 вопросов, используя три варианта ответов. Время тестирования 30-40 минут.

Результат. Определение показателей по каждому из 16 факторов по 10-ти балльной шкале. Ориентируясь на средние оценки и результаты анализа, в котором учитывается соотношение между оценками по факторам, можно построить индивидуальные графики личности – так называемые «профили личности».

7.8. Многофакторная личностная методика Кеттелла
(юношеский вариант – 14PF)

115/116 БТИ Тест Кеттела (юношеский вариант 14PF)

Теоретической и методологической основой теста является факторный анализ личности. По сравнению с детским вариантом, юношеский вариант опросника содержит две дополнительных шкалы – факторы J и Q2. Фактор J неявно демонстрируется у взрослых и отчетливо выделяется у детей. В процессе интерпретации он назывался по-разному: «неврастения», «фактор Гамлета», «астения в результате культурного давления», «индивидуализм». Фактор Q2 по существу является фактором «мыслящей интроверсии», формируется в подростковом возрасте и играет большую роль у взрослых.

Область применения. Опросник предназначен для исследования личностных особенностей подростков (возраст 13-15 лет).

Процедура проведения. Обследуемым предлагается опросник и бланк для ответов. Прочитав вопрос, необходимо выбрать наиболее подходящий вариант ответа – а, б или в и перечеркнуть букву выбранного варианта в листке ответов. Всего в опроснике 142 вопроса.

Результат. Совпадение с ключом дает 2 балла при подсчете, промежуточный ответ (б) дает 1 балл, альтернативный ответ – 0 баллов. Исключение составляет фактор В: совпадение с ключом дает 1 балл, несовпадение – 0 баллов.

Сырые оценки по каждому фактору переводятся в 10-балльную шкалу – стены. Полученные данные обрабатываются по каждой характеристике. При общем размахе вариативности данных в 10 стенов средние значения составляют 5,5 стена, оценки в 4 и 7 стенов указывают на незначительные отклонения характеристики от средней. Яркая выраженность качества связана с оценкой 1-3 и 8-10 стенов, учитывая биполярность каждого фактора.

Ориентируясь на средние оценки и результаты анализа, в котором учитывается соотношение между оценкам по факторам, можно построить индивидуальные графики личности – так называемые «профили личности».

7.9. Опросник оценки проявлений свойств
нервной системы (СНС)

121/122 БТИ Свойства нервной системы (СНС)

Свойства нервной системы являются врожденными индивидуальными особенностями человека, которые прямо или косвенно оказывают влияние абсолютно на все компоненты психической организации человека. Свойства нервной системыпроявляются в задатках и способностях, потребностях, мотивах, темпераменте, предрасположенности к конкретным психическим состояниям, переносимости интеллектуальных и физических нагрузок, индивидуальном стиле, успешности выполнения деятельности и т.д.

Данный опросник направлен на определение индивидуально-типологических особенностей человека: чувствительности к малым по интенсивности раздражителям, эмоциональной реактивности, подвижности нервных процессов, силы торможения, выносливости к длительным и интенсивным воздействиям, энергичности. Содержащиеся в нём вопросы в большей степени отражают ощущения, а не социально оцениваемые действия испытуемого, что сводит к минимуму социальную желательность ответов. Ответы на вопросы опросника практически не зависят от функционального состояния испытуемого, поэтому его можно проводить в любое удобное время.

Область применения. Опросник может применяться в практике профориентации, психологического консультирования, профессионального отбора.

Процедура проведения. Обследуемому предлагается опросник, состоящий из 56 вопросов, каждый из которых имеет 5 вариантов ответов. Обследуемый должен выбрать из 5 предлагаемых вариантов наиболее подходящий ему ответ.

Результат. В соответствии с ключом подсчитывается количество баллов по каждой из шкал:

1. Шкала чувствительности

2. Шкала эмоциональной реактивности

3. Шкала подвижности нервных процессов

4. Шкала силы процесса торможения

5. Шкала энергичности

6. Шкала выносливости к длительным нагрузкам

7. Шкала выносливости к интенсивным нагрузкам

СМИЛ(Л.Н. Собчик)

137/138 БТИ СМИЛ

Стандартизованный многофакторный метод исследования личностиСМИЛ представляет собой модификацию теста MMPI, созданного в целях профессионального отбора летчиков во время Второй Мировой войны. Авторы - американские психологи И. Маккинлии С. Хатэуэй.

Адаптация и рестандартизация MMPI в отечественных условиях проводилась Л.Н. Собчик в течение 1968-1984 гг. Большая работа была проведена по переводу и адаптации текста утверждений с учетом культурно-этнических особенностей.

Многолетний опыт применения методики показал, что она не только обрисовывает патологически заостренные или измененные болезненным процессом индивидуальные особенности больного, она раскрывает и канву психологически понятных переживаний и свойств личности нормального человека. Особенно эффективно использование теста СМИЛ в целях индивидуализированной психологической коррекции состояний нервного срыва, вызванного той или иной критической ситуацией.

Область применения. Методика СМИЛ применяется с целью изучения структурных компонентов личности и личностных особенностей человека.

Методика СМИЛ может быть использована как для оценки особенностей взрослых людей, так и для подростков.

Процедура проведения. Обследуемому предлагается оценить 565 утверждений, используя варианты: верно/неверно/не знаю.

Результат. Определяется степень выраженности (в баллах) свойств личности по следующим шкалам:


Шкала невротического сверхконтроля

Шкала депрессивности

Шкала эмоциональной лабильности

Шкала импульсивности

Шкала мужественности-женственности

Шкала ригидности

Шкала тревожности

Шкала индивидуалистичности

Шкала оптимистичности

Шкала социальной интроверсии

Шкала лжи

Шкала надежности

Шкала коррекц


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.221.146 (0.01 с.)