Приведенные ниже рекомендации можно использовать как для организации нового вида услуг, так и для расширения возможностей уже налаженной работы специалистов. Использование экспертной системы легко встраивается в работу специалиста, позволяя повысить её эффективность. Более подробные комментарии по организации использования «Шкалы развития» в образовательном учреждении приведены в Приложении 4. Вы можете использовать эти рекомендации с учетом специфики работы Вашей организации.
1. Раздевалка, удобная для родителей с детьми.
2. Туалет, умывальник.
3. Игровая комната.
4. Кабинет (для размещения компьютера и консультирования родителей).
1. Комплект игрушек, необходимых для диагностики и привлечения внимания ребенка.
2. Комплект игрушек, необходимых для проведения развивающих занятий (если не предусматривается их проведение в другом месте).
3. Компьютер (технические требования см. в соответствующем разделе данного пособия).
4. Принтер струйный цветной.
5. Ксерокс (если не предусматривается тиражирование материалов в ином месте).
Значок «*» указывает на то, что стимульный материал к данному вопросу (рисунок и/или дополнительная инструкция) включен в программу и в печатные стимульные материалы. В скобках приведены старые номера вопросов (в версиях программы до мая 2003 г.)
Описание стимульного материала
| Номера заданий
|
----A---- Наблюдение зрительных и слуховых реакций (родители или специалист)
|
Погремушки, колокольчики, звучащие предметы.
| A-1 (57); A-3 (59); A-4 (64)
|
Изображение человеческого лица из комплекта стимульных материалов.
| A-10 (1)*
|
Зеркало размером не менее 20х20 см.
| A-13 (11)
|
Клубок красной шерсти, красный мячик.
| A-14 (13); A-15 (20)
|
Яркие игрушки для привлечения зрительного внимания.
| A-16 (17); A-19 (23)
|
Мелкие контрастные предметы (бусины диаметром 5 - 7 мм, нанизанные на прочную белую нить или изюм). Белая простынка.
| A-21 (22)
|
----B---- Речь - наблюдение (родители или специалист)
|
Сюжетные игрушки (кукла, собачка, кошка и др. животные).
| B-15 (128)
|
----C---- Общение - наблюдение (родители или специалист)
|
Платок для игры в прятки.
| C-10 (14)
|
----D---- Движения - наблюдение (родители или специалист)
Обследование детей старше 2-х лет нужно проводить в зале или на спортивной площадке (в тёплое время года). Помещение должно быть достаточно просторным и приспособленным для физических упражнений. Дети должны быть одеты соответствующим образом (одежда не должна стеснять движений).
|
Куб (50х50 см), скамейка или другая аналогичная опора.
| D-27 (55); D-28 (80); D-29 (88); D-30 (89)
|
Лист бумаги шириной 20 см.
| D-39 (183)
|
Секундомер.
| D-48 (501); D-51 (510); D-52 (771); D-53 (234); D-63 (424)
|
Свисток (бубен или другой инструмент для подачи звукового сигнала).
| D-58 (266); D-59 (273)
|
Поверхность, на которую ребёнок может влезть (высота 5-10 см).
| D-74 (125)
|
Палка, верёвка или другое аналогичное препятствие, расположенное горизонтально над полом на высоте
5 - 7 см
15 - 20 см
25 - 30 см
35 см.
|
D-75 (135)
D-76 (162)
D-77 (167)
D-78 (250)
|
Лесенка, высота которой 1,5 - 2 м (стремянка, гимнастическая стенка или горка со ступеньками).
| D-81 (249)
|
Доска (ширина 15 см, длина 200 см). Один край приподнят от пола на 30-35 см
| D-82 (252)
|
Гимнастическая скамейка, бревно или доска (ширина 15 - 20 см, длина 200 см), расположенная горизонтально над полом на высоте 30-35 см.
| D-83 (143); D-84 (256); D-85 (500); D-86 (264)
|
Скакалка.
| D-87 (370)
|
Трёхколёсный велосипед
| D-88 (178)
|
Барьеры высотой 10-15 см (набивные мячи).
| D-90 (435)
|
Верёвка, натянутая на высоте 5 - 10 - 15 - 20 см.
| D-92 (450); D-93 (457)
|
Веревочная лестница.
| D-95 (490)
|
Спортивный канат для лазания.
| E-1 (495)
|
----E---- Движения - с мячом (родители или специалист)
|
Мячи размером 15; 20; 30 см, теннисный мяч или мяч размером 8 см
|
|
Мяч диаметром 15 - 20 см. В E-3 дополнительно ящик или коробка, в которую мяч помещается свободно.
| E-2 (105); E-3 (139); E-9 (354); E-12 (777)
|
Мяч диаметром 20 - 30 см.
| E-4 (155); E-5 (156); E-6 (200); E-8 (351)
|
Теннисный мяч. В E-10 (471) дополнительно ведро (диаметр верхней части ведра 30 см).
| E-7 (322); E-10 (471); E-11 (480)
|
----F---- Игра - наблюдение (родители или специалист)
|
Для детей первого года жизни – погремушки, игрушки для привлечения внимания и удобные для захвата.
|
|
Коробки с крышками, машинки, мячики, пищащая игрушка, шарик
| F-10 (84); F-11 (94)
|
Кубики (ребро кубика около 3 см). В F-19 (186) дополнительно – параллелепипед.
| F-13 (31); F-14 (32); F-15 (91); F-16 (110); F-17 (142); F-18 (171); F-19 (186); F-20 (766)
|
Мелкие контрастные предметы (бусины диаметром 5 - 7 мм, нанизанные на прочную белую нить, или изюм).
| F-21 (107)
|
Мелкие предметы (бусины диаметром 5 - 7 мм, изюм, шарики из хлеба и т.п.) Баночки (бутылочки) с горлышком диаметром около 1 см, без крышки.
| F-22 (133); F-23 (146)
|
Пирамидка с кольцами, диаметр отверстия которых не менее 2 см.
| F-24 (109)
|
Пирамидка с кольцами, диаметр отверстия которых не более 1 см. В F-26 (217) дополнительно шнурок.
| F-25 (114); F-26 (217)
|
Бусины, размер которых не более 1 см, диаметр отверстия 3 - 5 мм.
| F-27 (310)
|
Мелкие предметы (бусины диаметром 5 - 7 мм, изюм, шарики из хлеба и т.п.) Баночки (бутылочки) с горлышком диаметром около 1,5 см.
| F-28 (218)
|
Мозаика с деталями, которые имеют «ножки» длиной не менее 1 см.
| F-29 (219)
|
Матрёшка трёхместная.
| F-35 (225); F-36 (226); F-37 (227)
|
Игрушки для сюжетных и ролевых игр (кукла, мишка и т.п., одежда для них, игрушечная посуда, мебель, постельные принадлежности, машинки, наборы для игры в доктора, магазин и т.п.)
| F-44 (119); F-45 (121); F-46 (137); F-47 (161); F-49 (271); F-52 (170); F-53 (268)
|
Механическая игрушка с заводным механизмом.
| F-58 (283)
|
Небольшой (заварочный) чайник, чашка.
| F-59 (339)
|
Игрушечные инструменты (молоток, нож, пила, топор).
| F-60 (381)
|
Карандаш (удобный для захвата), бумага.
| F-61 (98); F-62 (130)
|
----G---- Самообслуживание и культурные навыки (родители или специалист)
|
Посуда, одежда, предметы туалета.
|
|
----H---- Интервью (родители или специалист)
|
Инструкции, критерии оценок, таблицы для записи промежуточных результатов из комплекта стимульных материалов.
| H-59 (850)*; H-70 (923)*; H-71 (928)*; H-72 (932)*
|
----I---- Задания-1 (родители или специалист)
|
Фотографии мамы, других близких и незнакомого человека.
| I-3 (85)
|
Платок, игрушка
| I-4 (220); I-5 (221)
|
Кубик или другая игрушка, коробка.
| I-18 (193); I-19 (278)
|
5 игрушек, названия которых ребёнку хорошо знакомы.
| I-20 (791)
|
Кубики или другие предметы для счёта (одинаковые по всем остальным параметрам).
| I-26 (277); I-27 (279); I-29 (362)
|
Предметы красного, синего, жёлтого и зелёного цвета (шарики или кубики, одинаковые по размеру).
| I-37 (160) – предметы двух цветов, I-38 (165); I-40 (166); I-41 (169); I-39 (192) – предметы четырёх цветов.
|
Кружочки из картона красного и жёлтого цвета.
| I-42 (228)
|
Карандаши или другие разноцветные предметы (красного, синего, зелёного, жёлтого, оранжевого, фиолетового, белого и чёрного цвета).
| I-43 (270)
|
Предметы, различающиеся по цвету и оттенку (например, фломастеры 12-ти цветов с колпачками того же цвета или карандаши по два каждого цвета, например, красного, розового, синего, голубого, тёмно и светло жёлтого, тёмно и светло зелёного, фиолетового, коричневого, серого, чёрного цвета).
| I-44 (272)
|
Предметы, различные по форме (кубики, мячики, кирпичики). Размер и цвет предметов должны быть одинаковыми. Ведёрки или другие ёмкости для сортировки.
| I-47 (120); I-48 (140)
|
Предметы четырёх геометрических форм из картона.
| I-49 (164)*; I-50 (275)*
|
Кубики с рёбрами 5 и 2 см или другие предметы, различающиеся по размеру (шарики, матрёшки).
| I-55 (261); I-56 (141); I-58 (196)
|
Рисунки с изображением линий разной длины.
| I-57 (190)*
|
Две ленты (полоски бумаги) одинакового цвета длиной 15-20 см, одна шириной ленты 2 см, другая - 4 см.
| I-59 (276)
|
Две ленты (полоски бумаги) одинакового цвета шириной 2 см. Длина одной ленты 18 см, другой - 20 см.
| I-60 (285)
|
Картинки с изображением знакомых ребёнку предметов или героев из знакомых ему сказок.
| I-65 (116)
|
Книжки с яркими картинками. "Колобок", "Курочка Ряба", "Теремок" и т.п.
| I-66 (117)
|
Предметы (мяч, ножницы с тупыми концами, машинка, карандаш, катушка ниток). Непрозрачный мешочек.
| I-72 (359)
|
Предметы (кубик, мягкая игрушка, игрушечная чашка, кукла, ложка). Непрозрачный мешочек.
| I-73 (287)
|
Ножницы с закруглёнными концами, подходящие по размеру ребёнку. Бумага. Рисунки из комплекта стимульных материалов.
| I-76 (237); I-77 (325); I-78 (340)*; I-79 (578)*
|
Рисунки и инструкции из комплекта стимульных материалов. Вместо рисунков допускается использование часов со стрелками, на которых выставляется такое же время.
| I-34 (919)*
|
----J---- Задания-2 - рисование (родители или специалист)
|
Карандаш, ручка и т.п. Бумага. Рисунки из комплекта стимульных материалов.
| J-1 (324); J-2 (158)*; J-3 (184)*; J-4 (244); J-5 (258)*; J-6 (195)*; J-7 (248); J-8 (267); J-9 (377)*; J-10 (302)*; J-11 (286)*; J-12 (376); J-13 (358); J-14 (238); J-15 (260); J-16 (360); J-17 (394); J-18 (395)
|
----K---- Задания-3 - с предъявлением картинок (родители или специалист)
|
Картинки из комплекта стимульных материалов.
| K-1 (127)*; K-2 (157)*; K-4 (173)*; K-5 (284)*; K-6 (305)*; K-7 (307)*; K-8 (318)*; K-9 (383)*; K-10 (385)*; K-11 (398)*; K-15 (303)*; K-16 (304)*; K-17 (349)*; K-18 (600)*; K-21 (623)*; K-22 (827)*; K-23 (830)*; K-24 (396)*; K-25 (399)*; K-26 (229)*; K-27 (239)*; K-28 (400)*; K-29 (259)*
|
Картинки из комплекта стимульных материалов или другие изображения одинаковых предметов, расположенных по порядку.
| K-12 (816)*
|
Картинки из комплекта стимульных материалов или другие аналогичные с изображением знакомых ребёнку предметов. Изображения располагаются в одну линию.
| K-13 (822)*
|
Картинки из комплекта стимульных материалов или аналогичные.
| K-14 (823)*
|
Картинки из комплекта стимульных материалов. Можно использовать аналогичные разноцветные фигуры из цветного картона, детали мозаики или разноцветные кубики любого размера.
| K-19 (613)*; K-20 (618)*
|
----L---- Тесты (специалист)
|
Секундомер
|
|
Инструкции из комплекта стимульных материалов
| L-4 (860) *; L-5 (855)*;
L-8 (956) *
|
Инструкции, таблицы записи промежуточных результатов и картинки из комплекта стимульных материалов, карандаш.
| L-6 (866)*; L-13 (525)*;
L-15 (540)*; L-16 (547)*;
L-17 (731)*; L-18 (737)*;
L-19 (963)*; L-22 (311)*;
L-24 (563)*; L-25 (571)*;
L-29 (624)*; L-32 (745)*;
L-33 (749)*; L-34 (755)*;
L-35 (1040)*; L-37 (554)*;
L-40 (944)*; L-41 (950)*;
L-42 (1025)*; L-43 (1000)*; L-44 (1010)*
|
Десять игрушек примерно одного размера (не более 10 см). Названия игрушек должны быть знакомы ребёнку.
| L-14 (533)*
|
Одна из двух картинок из комплекта стимульных материалов или аналогичные, цветные карандаши.
| L-23 (341)*
|
Две коробочки 3х4 см и глубиной 1 см (от спичек или сделанные из картона), 10 горошин.
| L-38 (585); L-39 (592)
|
В состав ЭДК и Лонгитюд+ входит множество методик с самой разной структурой, а это требует использования различных функциональных блоков, реализующих ту или иную часть методики, иными словами, различных алгоритмов сбора и обработки данных. Эти алгоритмы носят название «методов» и имеют как текстовые, так и числовые обозначения. Номер метода – это трехзначное число, указываемое в меню методов перед названием каждого метода.
Входящие в состав программы методики реализованы как минимум с использованием двух таких функциональных блоков, один из которых проводит сбор данных (а также их просмотр и корректировку), а второй – обработку этих данных с вычислением значений параметров (а также во многих случаях – с текстовой интерпретацией полученных результатов). В некоторых случаях для собранных данных могут быть использованы два разных метода обработки (например, в блоке цветовых проективных методик), в других же случаях производится только сбор данных без обработки (например, анкетные данные).
Далее будут кратко описаны все методики, входящие в текущую версию программы, с указанием их полного названия, а также номера и краткого названия, используемого в меню методов программы. Все функциональные блоки (методы), с помощью которых реализована та или иная методика, также указываются в подзаголовке. Более полное описание каждой методики, включая ссылки на литературу, включено в программу в виде текстового файла. Как правило, в состав программы входит и файл бланка (для сбора ответов на вопросы на бланке с последующим вводом данных в программу). Файлы описания и бланка вызываются нажатием соответствующих экранных клавиш на панели подготовки к проведению обследования выбранным методом.
Анкета включает в себя основные сведения об обследуемом ребёнке. Обязательными для заполнения являются поля: фамилия, дата рождения и пол. В целях соблюдения конфиденциальности в графе фамилия допускается указание специального числового кода.
Здесь же возможно указание специального кода (шифра) обследуемого, используемого не как замена, а как дополнение к фамилии (например, шифр медицинской карты) и примечаний, не соответствующих стандартным рубрикам анкеты.
Анкета включает в себя основные сведения об обследуемом взрослом. Обязательными для заполнения являются поля: фамилия, дата рождения и пол. В целях соблюдения конфиденциальности в графе фамилия допускается указание специального числового кода.
В отличие от анкетных данных ребенка, здесь нет полей для данных о родителях, но есть поля для ввода данных о стаже работы и т.п. характеристик, имеющих отношение только к взрослым.
Здесь же возможно указание специального кода (шифра) обследуемого, используемого не как замена, а как дополнение к фамилии (например, шифр медицинской карты) и примечаний, не соответствующих стандартным рубрикам анкеты.