Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правила работы с ассоциативными картами в паре (индивидуально)

Поиск

Правила работы с ассоциативными картами в паре (индивидуально)

в принципе, они мало чем отличаются от групповых, добавим лишь несколько:

 

· Самое ценное – «прозрение» другого (в психологии это зовется инсайтом, открытием) Не давайте советов, каким бы очевидным для Вас ни было решение проблемы: каждый человек наиболее ценит собственные открытия и способы решения.

 

· «Хорошо-то на бумаге, если б жизни – не овраги!» или найденное «карточное» решение всегда нужно проверить «жизненным» способом (вопрос: А что ты можешь для этого сделать реально? А каким способом этого можно достичь? А что это за качество твоего характера? И т.п.)

Следует заметить, что использовать карты в работе с детьми можно при условии достаточного развития ассоциативного мышления. Другими словами, ребенок должен созреть для того, чтобы понять происходящее в сюжете картинки и, абстрагируясь (отстраняясь) от конкретного изображения, связать его суть с личными переживаниями, опытом, мысленным образом. С теми, кто затрудняется, можно провести подготовительные развивающие упражнения. В нашей практике колода «Креатив» с успехом использовалась с детьми младшего школьного возраста (простые упражнения на запоминание), в индивидуальной работе автора с целью коррекции - с детьми 9-10 лет.

 

Теперь о том, как устроено пособие и как его использовать в практике.

Прежде всего – вы получили набор упражнений. Это – своего рода конструктор, из «деталей» которого можно составлять свои игры и тренинги. Для этого в каждом упражнении определена цель и способ проведения (индивидуально или в группе – индекс И/Г возле названия). Также даны ограничения и предостережения, которые стоит учитывать для того, чтобы не навредить личности и обойти возможные проблемные моменты. Упражнения условно объединены в группы по цели использования. Использовать карточки можно открытым способом, когда игроки видят изображение (в тексте – «открытый выбор»), или закрытым, когда карта выбирается изображением вниз и открывается по команде ведущего (в тексте – «выбор вслепую»).

 

Исходя из личного опыта, замечу, что осваивать технику работы с ассоциативными картами легче всего с развивающих игр.

 

Ну что ж, коллеги, - дерзайте!


Переставлялки

Цель. Развитие оперативной памяти.

Упражнение похоже на предыдущее, только карты не убираются, а меняется их последовательность (порядок). Можно менять от 2 до 5 карточек (из 10) или переставить все!

 

Жестовые этюды. Г

Цель. Развитие воображения, раскрепощение креативности.

На столе выкладываются картинки (сходные по сюжету). Игроку предлагается пантомимой передать содержание картинки, которую группа не видит. Любой, кто понял, о чем речь, может найти загаданную картинку из нескольких. Если не угадал – пантомима продолжается!

Вариант для большой группы: картинку молча показывает одна группа другой!

 

«Немо-слепой» агент. Г

Цель. Развитие воображения, раскрепощение креативности.

Ведущий говорит группе примерно следующее: «Представьте, что вы - резиденты иностранной разведки (для тех, кто не знает, резидент – разведчик, формирующий шпионскую сеть). Ваших двух лучших агентов поймали контрразведчики и долго пытали. Но агентам удалось сбежать. Правда, они серьезно пострадали: один онемел (видит и слышит, но не говорит), другой – ослеп (не видит, но слышит и говорит). Задача агентам:

1. Выбрать картинку.

2. Используя свои возможности, донести ее сюжет до группы».

Усложнить игру можно, поставив немого за тканевую ширму (натянуть простыню, штору), тогда он может только передавать двигательную информацию «слепому», которую тот будет озвучивать.

Можно объявить конкурс на лучшего дешифровщика, а можно разбить группу на две части – разведчиков и конрразведчиков (СБУ и ФБР). Во втором варианте выигрывает та разведка, которая догадалась о картинке раньше и определила ее правильно.

 

10 идей. И/Г

Цель. Развитие креативности и гибкости мышления.

Игроки вслепую вытаскивают из колоды по две карты. По команде переворачивают и выполняют задание:

1. Найти 10 способов объединить карточки.

2. Найти 10 способов того, как одна карточка может стать альтернативой другой (напомним – альтернатива – это не просто противоположность, а и способ увидеть по-другому, иной выход).

 

«Какой кошмар! – Какая прелесть!» И/Г

Цель. Развитие креативности и гибкости мышления. Эмоциональная гимнастика.

Игра подходит для небольшой группы (до 10 человек)

Группа встает в круг. Первый игрок вытаскивает карточку. Его задача – определить, как изображение на карточке можно интерпретировать как «кошмар». Например: «Какой кошмар! Ежище колючий!»

Второй игрок, принимая карточку, должен выразить свой восторг: «Какая прелесть! Ежичек-лапочка!»

Важно, чтобы игроки передавали соответствующие эмоции. Можно прокрутить 3-4 карточки со сменой начала (первый игрок теперь восхищается, а второй ужасается)

После игры проводится небольшое обсуждение:

- Что легче было: восхищаться или ужасаться?

- Почему удалось выполнить оба задания?

- Как это умение может помочь в жизни?

 

Телеграф. Г

Цель. Развитие креативности и гибкости мышления.

Подходит для небольшой группы (до10 человек)

Перед началом игры выбирается отгадывающий, который на время покидает помещение. Остальная группа выбирает 5 карточек (можно серию сходных по сюжету) и раскладывает их на столе изображениями вверх. Затем из карточек выбирается одна. Группа стает в круг. Игроки по очереди внимательно смотрят на карточку и молча придумывают к ней слово-ассоциацию. После этого карточка кладется на место в ряд.

Отгадывающий заходит. Ему сообщают, что группа загадала карточку, но каждый может сказать о ней только одно слово – ассоциацию (т.е. то, что, по его мнению, карточка выражает). Задача отгадывающего – выслушать всех и найти карточку среди других на столе.

 

Представление ассоциацией

Цель. Знакомство. Начало тренинга (для хорошо знакомых).

Игрокам предлагается выбрать по карточке (вслепую или открыто) и (варианты)

1. Представиться, рассказав, что общего у картинки с ним самим

2. Как эта картинка похожа или не похожа на самого игрока

3. Как эта картинка отражает настроение сейчас

4. Как эта картинка отражает ожидания от работы

5. И т.д. по тем задачам, какие ставит перед собой тренер.

Предостережение! Могут быть некорректные комментарии, поэтому ознакомьте детей с правилами (лучше заранее, на развивающих упражнениях).

 

Карточная группировка

Цель. Сформировать подгруппы, разделить группу. Диагностика группового взаимодействия (принцип объединения).

По выбору от предыдущего упражнения предложите игрокам объединиться с теми, образ или состояние которых созвучно. После объединения группы представляют себя и принцип, который их объединил.

Предостережение! Для того, чтобы не было изолированных, ведущий может подсоединиться к «оставшимся за бортом» или помочь им найти «своих». При этом стоит мягко «подсоединить» человека к наиболее толерантной группе (они ведут себя наиболее активно и открыто). Хорошо это сделать в игре: «Кто купит клад?!» Оставшийся вне групп игрок объявляется «кладом». Ведущий рекламирует его качества (выявленные по первому заданию) и предлагает группам «забрать этот клад себе». После «продажи» можно в шутку поздравить «покупателей» с удачной покупкой или поблагодарить группу вцелом за внимание к каждому.

 

Групповой рассказ.

Цель. Сплочение группы. Развитие речи и воображения.

Колода карт лежит рубашкой вверх. Каждый по очереди берет одну карту и, не переворачивая, кладет ее перед собой. Первый игрок переворачивает карту и начинает рассказывать историю, навеянную картой. Нужно уложиться в 1-2 предложения, причем так, чтобы следующий игрок мог продолжить историю. Тот, к кому переходит ход, открывает свою карточку, и по ней составляет продолжение истории. Линии сюжета не ограничиваются выбором первого или любого другого участника: каждый может «завернуть» сюжет по-своему. Главное – чтобы история была общей!

Выставка

Цель. Сплочение группы. Развитие речи и воображения, гибкости мышления.

Каждый игрок по очереди берет карту из колоды, и, не показывая ее другим игрокам, придумывает ей название. После этого карта демонстрируется другим игрокам и объявляется ее название. В конце раунда группа делает из карт экспозицию, как на художественной выставке.

Вариант игры: 6 карт вытягиваются вслепую из колоды и кладутся на игральный стол картинкой вниз. Первый игрок вытягивает одну из шести карт, смотрит на нее, не показывая другим игрокам, объявляет ее название и кладет обратно. Затем все шесть карт перемешиваются и открываются. Какая карта была вытащена первым игроком? Кто угадывает, тот продолжает ходить.

 

Путешествие во времени

Цель. Сплочение группы. Развитие речи и воображения, гибкости мышления.

Карты лежат на столе рубашкой вверх. Первый игрок берет карту и кратко описывает ее от первого лица: личность, место, временной период и событие. «Средневековье, я живу в небольшом Европейском городке. Чтобы сбежать от общества, я…». Следующий игрок берет карту, и мы попадаем в другую эру, возможно в будущее. Там революция? Открыт новый континент или планета? Это фантастическое путешествие, а не научная головоломка - включение реальных исторических фактов не обязательно.

 

Сновидения.

Цель. Сплочение группы. Развитие речи и воображения, гибкости мышления.

История рассказывается игроками как сон или фантазия, в которую вовлечены все игроки. Первый играющий вытаскивает наугад карту из колоды, рассматривает ее и начинает рассказ: "Во сне я оказался в таком месте, которое...." Он заканчивает свой рассказ таким образом, чтобы следующий игрок мог продолжить его, используя свою карту. Каждый новый отрывок расширяет сон; продолжение может быть логичным или иррациональным - так, во сне растения могут говорить, а животные могут быть наделены мистическими свойствами.

 

Поэт

Цель. Сплочение группы. Развитие речи и воображения, гибкости мышления.

Выбранные карты служат основой для стихотворения, куплета или любой другой поэтической формы. Результаты творчества могут варьировать от комичных или абсурдных до трогательных или меланхоличных. Для вдохновения обратитесь к произведениям своих любимых поэтов или к японским вариантам стихосложения. Эта игра хороша в паре или малой группе.

 

Профессионал

Цель. Сплочение группы. Развитие речи и воображения, гибкости мышления. Профориентация

Игрок вслепую вытягивает карту. Его напарник решает, какой будет его профессия (биолог, археолог, баскетбольный тренер и т.д.). Затем игрок смотрит на карту и, используя свою фантазию, начинает придумывать рассказ, связанный с ней. Рассказ об открытиях или событиях, относящихся к его придуманной работе. Главная идея игры - фантазировать максимально свободно, заставляя других поверить в реальность рассказанного.

Заголовок.

Цель. Сплочение группы. Развитие речи и воображения, умения обобщать.

Каждый игрок по очереди вытягивает карту и рассматривает ее. Задание - дать карте название, придумать слоган или заголовок, как будто это афиша, объявление, фильм или реклама. Опишите происходящее и придумайте этому название.

Вариант для подгруппы: по карточкам членов группы сочинить общий слоган.

 

Любовь - это…

Цель. Эмоциональное объединение группы, настрой на тему тренинга.

По приведенной схеме можно проводить игры и по другим темам. Игра помогает перекинуть мостик к основному содержанию тренинга, хотя и сама по себе – очень хороший способ обсудить понятие, явление, увидеть, как воспринимают одно и тоже разные люди.

Ведущий просит группу подойти к столу и выбрать среди карточек те, которые, по их мнению могут обозначать любовь. После выбора каждый участник показывает карточку со словами: «Любовь – это…»

 

Подготовительные упражнения

Эти упражнения можно использовать для подготовки детей к коррекционным и в качестве самостоятельных – для развития ассоциативного мышления и саморефлексии.

 

Группировка

Цель. Научить ребенка определять эмоциональную окраску сюжета картинки и озвучивать свои чувства по отношению к сюжету.

Для работы лучше взять не всю колоду, а 10-12 картинок.

Перед тобой картинки. Мы сейчас поиграем в игру «веселое-грустное». Ты будешь вытаскивать по одной картинке и определять, какое настроение у тебя возникает при взгляде на нее – веселое или грустное. «Веселые» картинки будешь класть сюда (показываем), а «грустные» - сюда. Когда будешь раскладывать, говори, почему ты так решил. Можно говорить так: «Я чувствую радость от того, что…», «Я чувствую грусть, потому, что…»

 

Лесенка

Цель. Научить дифференцировать эмоциональные ощущения.

Упражнение является продолжением предыдущего.

Ты сложил две группы картинок – веселые и грустные. Сейчас мы выстроим лесенку, где ступеньками будут картинки. Какую лесенку будем строить – «веселую» или «грустную»?

Первая ступенька – это самая веселая картинка (или грустная, если ребенок выбрал эту группу). Выбери самую веселую картинку.

Наша лесенка спускается вниз. Поэтому ниже положи картинку, которая тоже веселая, но чуть меньше по веселости, чем эта. Понял правило? Тогда дальше строй лесенку сам.

То же делаем и с другой группой картинок.

 

Превращение

Цель. Настроить ребенка на оптимистическое восприятие («дрессировка оптимизма»)

Игра состоит из двух этапов. Сначала карты-картинки быстро делятся на две стопки: «позитивные» и «негативные». Сделай это без долгих обдумываний. Затем возьми все карты из «негативной» стопки и одну за другой озвучь их как «позитивные», то есть, найди в них что-то хорошее. (Или после описания негативных характеристик карт, закончи рассказ позитивным заключением.)

Обсуждение после игры:

- Почему получилось негативную картинку сделать позитивной?

- Как это умение может помочь в жизни?

 

Мозаика

Цель. Стимулировать выход за границы ситуации (профилактика эффекта «видения через бутылочное горлышко»).

Расположите карту-картинку на белом листке бумаги.

Вопросы ребенку: Если бы эта карта была, лишь частью большой картины как бы она выглядела целиком? Что происходит снаружи за рамкой картины? Что изображено за границами карты?

Дети очень любят играть в «Мозаику», так как вместо ее словесного описания, они могут просто нарисовать картину с помощью цветных карандашей или мелков.

Обсуждение после упражнения:

- Что дает дополнение картинки?

- Как ты думаешь, как это умение может помочь в жизни?

 

Чувство-действие.

Цель. Помощь в поиске выхода из трудной ситуации.

Выбери картинку, которая символизировала бы для тебя ситуацию, которую ты переживаешь. Положи рядом с картинкой другую, которая бы отражала твои чувства. Озвучь свои чувства. Рядом положи еще одну картинку – свой способ действия. Озвучь ее. Посмотри на картинку с чувствами и действиями. Что ты можешь при этом думать (о себе, о ситуации, о последствиях и т.п.). Запишем мысли на листок. (Таким образом выстраивается ассоциативный ряд «проблема-чувства-действия-мысли». Задача помогающего – найти альтернативную цепочку)

Теперь попробуй найти картинку, которая символизировала бы для тебя чувство боле приятное (спокойное), чем это (показываем на соответствующую картинку в первом выборе). Теперь к этой картинке выбери соответствующий способ действия (как ты это делал в первом выборе). Теперь попробуем поймать мысли! Что ты думаешь, глядя на эти две картинки?

Теперь вместо «мыслей №1» поместим «мысли №2». Как ты думаешь, что изменится?

Попробуй из тех картинок, которые ты выбрал, или из колоды создать для себя «оберег» (картина+слова), который поможет тебе справиться с этой ситуацией. Как ты будешь действовать? Кого попросишь тебе помочь?

Важно вместе с ребенком продумать реальные способы преодоления ситуации и течение ближайшего времени не упускать его из вида, скрыто или явно поддерживая.

Три козыря.

Цель. Помощь в поиске резерва для выхода из трудной ситуации.

Выбери карточку, символизирующую для тебя трудную ситуацию. Представь себе, что прилетел волшебник и оставил для тебя три волшебных козыря (выбери наугад эти козыри). Это – то, что есть в тебе (черты характера, качества, умения, знания и т.п.). Переверни карты и попробуй догадаться, какие твои козыри здесь выражены? Озвучь их. Теперь определи, как эти козыри помогут тебе справиться с трудной ситуацией. Начни предложение так: «Мой козырь - …Я могу…» (Для помогающего – это очень важно! Так ребенок программирует себя на преодоление и активизацию резервов!) Какой козырь главный? Как это реализовать в жизни?

Важно вместе с ребенком продумать реальные способы преодоления ситуации и течение ближайшего времени не упускать его из вида, скрыто или явно поддерживая.

 

Прошлые уроки. И/Г

Цель. Активизация прошлого позитивного опыта.

Можно проводить индивидуально и в группе.

Вспомни ситуацию, которая доставила тебе массу хлопот и переживаний, но закончилась благополучно. Выбери картинку, которая эту ситуацию символизировала бы. Озвучь.

Жизнь нас чему-то учит. Чему научила тебя эта ситуация? Какой вывод ты сделал? Если бы это было принципом жизни, то как бы это прозвучало? Выбери картинку, которая бы выражала этот принцип. Озвучь.

Как этот принцип поможет тебе справиться с трудной ситуацией?

В варианте для группы озвучивание проходит сразу по двум картинкам. Лучше, если ведущий начнет с себя: «В моей жизни случилось…Это кончилось хорошо, так как…Я понял, что…Мой жизненный принцип…Поэтому в трудной ситуации я…»

 

Режиссер. И/Г

Цель. Дать возможность дистанцироваться от проблемы, посмотреть на нее со стороны и так найти выход.

Можно использовать индивидуально и в группе.

Выбери картинку, которая выражала бы какую-то проблему. Теперь представь, что это – кадр из фильма. Он остановлен, но в воображении мы можем прокрутить фильм от начала к концу. Попробуй восстановить сюжет: кто герои картины, с чего все началось, как развивались события, как действовали герои до этого момента.

Теперь ты – режиссер! Ты сам определяешь сюжет, действия героев и конец фильма. Пофантазируй, придумай продолжение и конец.

Для помогающего. Не пугайтесь, если в «фильме» герой всех поубивал или погиб сам, или вообще «все умерли». В этом случае, напомните ребенку, что он – режиссер, это игра, а Вы в ней – продюсер. И как продюсер теперь заказываете фильм с хеппи-эндом. Вы очень надеетесь на гениальность режиссера, который уже не раз побеждал на киноконкурсах именно благодаря тому, что во всех его фильмах герои все преодолевали, да так, что ими остальные гордились. Пусть ребенок придумает изменения к сюжету.

Когда «фильм» снят окончательно, сравните два сюжета и попросите ребенка найти отличия.

Если хеппи-энд был с самого начала, то просто обсудите с ребенком, что именно помогло героям его фильма преодолеть трудности.

 

Давать и получать

Цель. «Научиться получать, не чувствуя себя оскорбленным и униженным, научиться давать, не возгордившись собой».

Ведущий перетасовывает карты и кладет их на стол двумя стопками, рубашками вверх. Затем он говорит ребенку: «Та стопка, что по правую руку тебя, содержит все, что тебе бы хотелось получить от этого мира. Та стопка, что по левую руку содержит все, что тебе хотелось бы дать этому миру. Перетасуй каждую стопку по отдельности, а затем открой в каждой из них по одной верхней карте. Теперь ты готов получить ответы на свои вопросы:

1. «Что я научился получать в результате пережитых проблем?»

2. «Что я научился давать в результате пережитых проблем?»

Игра может быть продолжена, если игрок будет продолжать по очереди брать карты из обеих стопок. Ответы можно записывать в виде двух вертикальных столбцов.

Предостережение. Игру можно предложить с 13-14 лет при уверенности в том, что ребенок хорошо ассоциирует (показал это при выполнении упражнений)

 

 

Игры для личностного роста

 

Мир – это. И/Г

Цель. Осознание своих убеждений.

Упражнение можно использовать и с целью коррекции.

Игра аналогична приведенной выше «Любовь – это…» (напомним, группа выбирает карточки и интерпретирует их согласно заданию). Развивающее направление задает обсуждение (групповое или в паре):

1. Откуда пришли твои убеждения, что мир это…? Представь, что здесь твои родные, друзья, учителя… Разложи карточки по группам так, как если бы это убеждение исходило от них. Есть ли карточки, которые выражают только твои убеждения? Как эти убеждения появились?

2. В каждом убеждении зашифрованы ценности. Их можно выразить одним-двумя словами. Например…(вытягиваем любую карточку из колоды, приводим по ней свое убеждение и ценность). Назови ценности, которые зашифрованы в твоих убеждениях.

3. Разложи карточки по порядку так, чтобы на первом месте оказалась наиболее значимая, на последнем – наименее.

4. Представь, что ты решаешь какую-то проблему (делаешь выбор). Какие из убеждений и ценностей помогут тебе? А какие могут помешать? Можно ли повлиять на те убеждения, которые тебе мешают? Как?

 

Радуга Я. И

 

Цель. Осознание частей своего Я (субличностей)

Процедура проведения похожа с предыдущей.

Ответь на вопрос Я – это…

1. Как ты понял, что ты именно такой? Представь, что здесь твои родные, друзья, учителя… Разложи карточки по группам так, как если бы это определение тебя исходило от них. Есть ли карточки, которые выражают только твое мнение о тебе? Как это мнение появились?

2. Человека иногда сравнивают с кристаллом, есть такое выражение – «многогранный человек». Представь, что каждая картинка, выбранная тобой – грань кристалла твоей личности. Как будут называться эти грани?

3. Какие из граней ты считаешь в себе самыми ценными? Какие хотелось бы еще «отшлифовать»? (С целью коррекции здесь можно остановиться и обсудить конкретные «способы шлифовки»)

4. Какие из граней помогут тебе решить проблему, сделать выбор, а какие наоборот – помешают? Можно ли повлиять на эти грани? Как?

 

Триптих. И

Цель. Осознание моральных якорей.

Можно играть и в малой группе.

Выбери из колоды три карты, которые на твой взгляд можно объединить общим смыслом. Разложи их на «прошлое», «настоящее» и «будущее». Сочини притчу (короткий рассказ с поучением в конце).

Определи, чем эта притча будет ценна человечеству и самому тебе.

 

Таинственный незнакомец.

Цель. Стимулировать группу посмотреть друг на друга по-новому.

Игра подходит для небольшой группы (до 10). Перед началом игры нужно заготовить:

1. Конверты на каждого участника.

2. Комплекты (по числу участников) из полосок (карточек) с написанными на них именами членов группы. Можно использовать мини-стикеры, на которых дети сами напишут имена одногруппников (не включая себя).

3. Скрепки (раздать по одной каждому).

Ход игры.

Участникам предлагается представить себя фотографом, который сделал фото согласно своему характеру («Выберите карточку, о которой вы могли бы сказать: «Это – МОЙ кадр!»»). Из разложенных на столе карточек по очереди, стараясь не показывать свое «фото» другим, каждый игрок выбирает именно «свой» снимок и кладет его в конверт.

Когда все выборы сделаны, игроки поворачиваются спиной друг от друга и крепят скрепкой картинки на конверт, после чего отдают конверт ведущему.

Ведущий раскладывает конверты на столе в ряд так, чтобы изображения были видны.

После этого игроки по очереди подходят к конвертам и расклеивают (или вкладывают) стикеры с именами соответственно своему представлению о том, кто из членов группы мог выбрать такую картинку.

По окончании работы игроки разбирают свои конверты, изучают содержимое (переваривают эмоции – на это тоже нужно предусмотреть время!).

Обсуждение по игре:

- Сообщите группе, сколько человек угадало, что это ваш конверт. (Можно в шутку поздравить самую популярную и известную личность и загадочную «темную лошадку»)

- Как вы можете объяснить такие результаты?

- От чего зависит «угадывание»?

Здесь важно акцентировать на том, что восприятии другого, а следовательно – и отгадывание, зависит от знаний аудитории о нем и от самопрезентации человека. В психологии это описывается через «Окно Джо Гарри»:

 

Что я знаю о себе, чего обо мне не знают другие   Что обо мне не знает никто! (ни я, ни другие)
Что я знаю о себе, знают обо мне другие и в этом знании мы едины     Что обо мне знают другие, а я сам не знаю

Я Другие

 

Другими словами, всегда найдется, что открыть в человеке другим и ему самому!

 

Пасьянс для конфликта

Цель. Способствовать поиску решения конфликта в ситуации противостояния, неприязни.

Можно работать индивидуально и с парой (тройкой) конфликтующих.

Предостережение! Игру нельзя применять в ситуации конфликта по типу «насильник – жертва». Лучше всего игра помогает уладить недоразумения, возникающие на почве недопонимания друг друга. В детской среде это: кто на кого как посмотрел, что сказал и т.п.

 

Игра основана на обсуждении по выбору, поэтому приводим перечень вопросов, по которым и складывается «пасьянс».

Вариант для индивидуальной работы.

Карточки в пасьянсе выкладываются по 3 вряд, один ряд под другим

- Выбери карточку, которая символизировала для тебя эту конфликтную ситуацию. Озвучь выбор.

- Выбери карточку, которая бы символизировала твои чувства в конфликте. Озвучь.

- Как ты действуешь (можно показать карточкой и озвучить)?

- Теперь постараемся понять другую сторону конфликта. Выбери карточку, которая по твоему мнению символизировала бы конфликт для твоего оппонента. Озвучь.

- Определи карточкой его чувства. Озвучь.

- Проиллюстрируй карточкой его действия. Озвучь.

- Сравни два расклада. Что в них общего?

- Попробуй представить, что конфликт решен. Выложи картинки: «ситуация решена», «чувства» для себя и партнера по общению. Что в раскладах общего?

- Теперь подумай, и подбери к своему последнему раскладу способ действия. Как ты думаешь, если ты поступишь так, будет ли ситуация выглядеть так, как ты выбрал для себя и для партнера?

Помогающему. Это самый сложный этап в работе. Можно поперебирать разные варианты, но только – от лица самого ребенка, а не его партнера (в этом сложность индивидуальной работы). Даже если вариант решения не находится, акцент на понимании позиции другого помогает сам по себе.

Если решение не найдено, ребенку можно предложить пригласить партнера по общению для совместной игры и поиска решения.

Если решение найдено, проговариваются реальные действия. Важно вместе с ребенком продумать реальные способы преодоления ситуации и течение ближайшего времени не упускать его из вида, скрыто или явно поддерживая

 

Вариант для пары (или тройки).

Лучше, чтобы дети уже имели опыт работы с картами и были знакомы с правилами работы в группе.

Схема раскладов та же. Перед началом игры ведущий напоминает правило: при озвучивании картинок комментировать и спорить с другим нельзя. Игроки озвучивают свои расклады по очереди по мере выборов. После того, как выложены две линейки и третья неполная (без карточки с действиями), ведущий предлагает паре (тройке) найти общее решение, заключить договор и т.п.

 

правила работы с ассоциативными картами в паре (индивидуально)

в принципе, они мало чем отличаются от групповых, добавим лишь несколько:

 

· Самое ценное – «прозрение» другого (в психологии это зовется инсайтом, открытием) Не давайте советов, каким бы очевидным для Вас ни было решение проблемы: каждый человек наиболее ценит собственные открытия и способы решения.

 

· «Хорошо-то на бумаге, если б жизни – не овраги!» или найденное «карточное» решение всегда нужно проверить «жизненным» способом (вопрос: А что ты можешь для этого сделать реально? А каким способом этого можно достичь? А что это за качество твоего характера? И т.п.)

Следует заметить, что использовать карты в работе с детьми можно при условии достаточного развития ассоциативного мышления. Другими словами, ребенок должен созреть для того, чтобы понять происходящее в сюжете картинки и, абстрагируясь (отстраняясь) от конкретного изображения, связать его суть с личными переживаниями, опытом, мысленным образом. С теми, кто затрудняется, можно провести подготовительные развивающие упражнения. В нашей практике колода «Креатив» с успехом использовалась с детьми младшего школьного возраста (простые упражнения на запоминание), в индивидуальной работе автора с целью коррекции - с детьми 9-10 лет.

 

Теперь о том, как устроено пособие и как его использовать в практике.

Прежде всего – вы получили набор упражнений. Это – своего рода конструктор, из «деталей» которого можно составлять свои игры и тренинги. Для этого в каждом упражнении определена цель и способ проведения (индивидуально или в группе – индекс И/Г возле названия). Также даны ограничения и предостережения, которые стоит учитывать для того, чтобы не навредить личности и обойти возможные проблемные моменты. Упражнения условно объединены в группы по цели использования. Использовать карточки можно открытым способом, когда игроки видят изображение (в тексте – «открытый выбор»), или закрытым, когда карта выбирается изображением вниз и открывается по команде ведущего (в тексте – «выбор вслепую»).

 

Исходя из личного опыта, замечу, что осваивать технику работы с ассоциативными картами легче всего с развивающих игр.

 

Ну что ж, коллеги, - дерзайте!




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.45.187 (0.019 с.)