История с продолжением «от противного» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История с продолжением «от противного»



Цель. Сплочение группы. Развитие речи и воображения, гибкости мышления.

Выполнение этого упражнения подобно предыдущему, но задача усложняется тем, что смысл карточки для продолжения истории нужно поменять на противоположный. Например, если вы видите прекрасную принцессу, говорите, что это Баба Яга.

Выставка

Цель. Сплочение группы. Развитие речи и воображения, гибкости мышления.

Каждый игрок по очереди берет карту из колоды, и, не показывая ее другим игрокам, придумывает ей название. После этого карта демонстрируется другим игрокам и объявляется ее название. В конце раунда группа делает из карт экспозицию, как на художественной выставке.

Вариант игры: 6 карт вытягиваются вслепую из колоды и кладутся на игральный стол картинкой вниз. Первый игрок вытягивает одну из шести карт, смотрит на нее, не показывая другим игрокам, объявляет ее название и кладет обратно. Затем все шесть карт перемешиваются и открываются. Какая карта была вытащена первым игроком? Кто угадывает, тот продолжает ходить.

 

Путешествие во времени

Цель. Сплочение группы. Развитие речи и воображения, гибкости мышления.

Карты лежат на столе рубашкой вверх. Первый игрок берет карту и кратко описывает ее от первого лица: личность, место, временной период и событие. «Средневековье, я живу в небольшом Европейском городке. Чтобы сбежать от общества, я…». Следующий игрок берет карту, и мы попадаем в другую эру, возможно в будущее. Там революция? Открыт новый континент или планета? Это фантастическое путешествие, а не научная головоломка - включение реальных исторических фактов не обязательно.

 

Сновидения.

Цель. Сплочение группы. Развитие речи и воображения, гибкости мышления.

История рассказывается игроками как сон или фантазия, в которую вовлечены все игроки. Первый играющий вытаскивает наугад карту из колоды, рассматривает ее и начинает рассказ: "Во сне я оказался в таком месте, которое...." Он заканчивает свой рассказ таким образом, чтобы следующий игрок мог продолжить его, используя свою карту. Каждый новый отрывок расширяет сон; продолжение может быть логичным или иррациональным - так, во сне растения могут говорить, а животные могут быть наделены мистическими свойствами.

 

Поэт

Цель. Сплочение группы. Развитие речи и воображения, гибкости мышления.

Выбранные карты служат основой для стихотворения, куплета или любой другой поэтической формы. Результаты творчества могут варьировать от комичных или абсурдных до трогательных или меланхоличных. Для вдохновения обратитесь к произведениям своих любимых поэтов или к японским вариантам стихосложения. Эта игра хороша в паре или малой группе.

 

Профессионал

Цель. Сплочение группы. Развитие речи и воображения, гибкости мышления. Профориентация

Игрок вслепую вытягивает карту. Его напарник решает, какой будет его профессия (биолог, археолог, баскетбольный тренер и т.д.). Затем игрок смотрит на карту и, используя свою фантазию, начинает придумывать рассказ, связанный с ней. Рассказ об открытиях или событиях, относящихся к его придуманной работе. Главная идея игры - фантазировать максимально свободно, заставляя других поверить в реальность рассказанного.

Заголовок.

Цель. Сплочение группы. Развитие речи и воображения, умения обобщать.

Каждый игрок по очереди вытягивает карту и рассматривает ее. Задание - дать карте название, придумать слоган или заголовок, как будто это афиша, объявление, фильм или реклама. Опишите происходящее и придумайте этому название.

Вариант для подгруппы: по карточкам членов группы сочинить общий слоган.

 

Любовь - это…

Цель. Эмоциональное объединение группы, настрой на тему тренинга.

По приведенной схеме можно проводить игры и по другим темам. Игра помогает перекинуть мостик к основному содержанию тренинга, хотя и сама по себе – очень хороший способ обсудить понятие, явление, увидеть, как воспринимают одно и тоже разные люди.

Ведущий просит группу подойти к столу и выбрать среди карточек те, которые, по их мнению могут обозначать любовь. После выбора каждый участник показывает карточку со словами: «Любовь – это…»

 

Игры с коррекционным действием и направленностью на личностный рост.

Предупреждение для начинающих! Приступать к этой категории игр лучше после освоения предыдущих упражнений. Причем, это касается и педагога, и детей, поскольку ребенок должен быть готов к ассоциированию, а педагог – к принятию ассоциации без привычного учительского поучения (см. правила для индивидуальной работы!)

Для тех, кто слишком боится пробовать, скажу, что подобраны наиболее простые и понятные упражнения, опирающиеся на опыт ребенка и его резерв.

Большинство упражнений рассчитаны на индивидуальную работу, некоторые можно использовать в группе. Инструкции даны так, как их можно предъявить ребенку.

Подготовительные упражнения

Эти упражнения можно использовать для подготовки детей к коррекционным и в качестве самостоятельных – для развития ассоциативного мышления и саморефлексии.

 

Группировка

Цель. Научить ребенка определять эмоциональную окраску сюжета картинки и озвучивать свои чувства по отношению к сюжету.

Для работы лучше взять не всю колоду, а 10-12 картинок.

Перед тобой картинки. Мы сейчас поиграем в игру «веселое-грустное». Ты будешь вытаскивать по одной картинке и определять, какое настроение у тебя возникает при взгляде на нее – веселое или грустное. «Веселые» картинки будешь класть сюда (показываем), а «грустные» - сюда. Когда будешь раскладывать, говори, почему ты так решил. Можно говорить так: «Я чувствую радость от того, что…», «Я чувствую грусть, потому, что…»

 

Лесенка

Цель. Научить дифференцировать эмоциональные ощущения.

Упражнение является продолжением предыдущего.

Ты сложил две группы картинок – веселые и грустные. Сейчас мы выстроим лесенку, где ступеньками будут картинки. Какую лесенку будем строить – «веселую» или «грустную»?

Первая ступенька – это самая веселая картинка (или грустная, если ребенок выбрал эту группу). Выбери самую веселую картинку.

Наша лесенка спускается вниз. Поэтому ниже положи картинку, которая тоже веселая, но чуть меньше по веселости, чем эта. Понял правило? Тогда дальше строй лесенку сам.

То же делаем и с другой группой картинок.

 

Превращение

Цель. Настроить ребенка на оптимистическое восприятие («дрессировка оптимизма»)

Игра состоит из двух этапов. Сначала карты-картинки быстро делятся на две стопки: «позитивные» и «негативные». Сделай это без долгих обдумываний. Затем возьми все карты из «негативной» стопки и одну за другой озвучь их как «позитивные», то есть, найди в них что-то хорошее. (Или после описания негативных характеристик карт, закончи рассказ позитивным заключением.)

Обсуждение после игры:

- Почему получилось негативную картинку сделать позитивной?

- Как это умение может помочь в жизни?

 

Мозаика

Цель. Стимулировать выход за границы ситуации (профилактика эффекта «видения через бутылочное горлышко»).

Расположите карту-картинку на белом листке бумаги.

Вопросы ребенку: Если бы эта карта была, лишь частью большой картины как бы она выглядела целиком? Что происходит снаружи за рамкой картины? Что изображено за границами карты?

Дети очень любят играть в «Мозаику», так как вместо ее словесного описания, они могут просто нарисовать картину с помощью цветных карандашей или мелков.

Обсуждение после упражнения:

- Что дает дополнение картинки?

- Как ты думаешь, как это умение может помочь в жизни?

 

Упражнения, ориентированные на поиск решения проблемы.

Чувство-действие.

Цель. Помощь в поиске выхода из трудной ситуации.

Выбери картинку, которая символизировала бы для тебя ситуацию, которую ты переживаешь. Положи рядом с картинкой другую, которая бы отражала твои чувства. Озвучь свои чувства. Рядом положи еще одну картинку – свой способ действия. Озвучь ее. Посмотри на картинку с чувствами и действиями. Что ты можешь при этом думать (о себе, о ситуации, о последствиях и т.п.). Запишем мысли на листок. (Таким образом выстраивается ассоциативный ряд «проблема-чувства-действия-мысли». Задача помогающего – найти альтернативную цепочку)

Теперь попробуй найти картинку, которая символизировала бы для тебя чувство боле приятное (спокойное), чем это (показываем на соответствующую картинку в первом выборе). Теперь к этой картинке выбери соответствующий способ действия (как ты это делал в первом выборе). Теперь попробуем поймать мысли! Что ты думаешь, глядя на эти две картинки?

Теперь вместо «мыслей №1» поместим «мысли №2». Как ты думаешь, что изменится?

Попробуй из тех картинок, которые ты выбрал, или из колоды создать для себя «оберег» (картина+слова), который поможет тебе справиться с этой ситуацией. Как ты будешь действовать? Кого попросишь тебе помочь?

Важно вместе с ребенком продумать реальные способы преодоления ситуации и течение ближайшего времени не упускать его из вида, скрыто или явно поддерживая.

Три козыря.

Цель. Помощь в поиске резерва для выхода из трудной ситуации.

Выбери карточку, символизирующую для тебя трудную ситуацию. Представь себе, что прилетел волшебник и оставил для тебя три волшебных козыря (выбери наугад эти козыри). Это – то, что есть в тебе (черты характера, качества, умения, знания и т.п.). Переверни карты и попробуй догадаться, какие твои козыри здесь выражены? Озвучь их. Теперь определи, как эти козыри помогут тебе справиться с трудной ситуацией. Начни предложение так: «Мой козырь - …Я могу…» (Для помогающего – это очень важно! Так ребенок программирует себя на преодоление и активизацию резервов!) Какой козырь главный? Как это реализовать в жизни?

Важно вместе с ребенком продумать реальные способы преодоления ситуации и течение ближайшего времени не упускать его из вида, скрыто или явно поддерживая.

 

Прошлые уроки. И/Г

Цель. Активизация прошлого позитивного опыта.

Можно проводить индивидуально и в группе.

Вспомни ситуацию, которая доставила тебе массу хлопот и переживаний, но закончилась благополучно. Выбери картинку, которая эту ситуацию символизировала бы. Озвучь.

Жизнь нас чему-то учит. Чему научила тебя эта ситуация? Какой вывод ты сделал? Если бы это было принципом жизни, то как бы это прозвучало? Выбери картинку, которая бы выражала этот принцип. Озвучь.

Как этот принцип поможет тебе справиться с трудной ситуацией?

В варианте для группы озвучивание проходит сразу по двум картинкам. Лучше, если ведущий начнет с себя: «В моей жизни случилось…Это кончилось хорошо, так как…Я понял, что…Мой жизненный принцип…Поэтому в трудной ситуации я…»

 

Режиссер. И/Г

Цель. Дать возможность дистанцироваться от проблемы, посмотреть на нее со стороны и так найти выход.

Можно использовать индивидуально и в группе.

Выбери картинку, которая выражала бы какую-то проблему. Теперь представь, что это – кадр из фильма. Он остановлен, но в воображении мы можем прокрутить фильм от начала к концу. Попробуй восстановить сюжет: кто герои картины, с чего все началось, как развивались события, как действовали герои до этого момента.

Теперь ты – режиссер! Ты сам определяешь сюжет, действия героев и конец фильма. Пофантазируй, придумай продолжение и конец.

Для помогающего. Не пугайтесь, если в «фильме» герой всех поубивал или погиб сам, или вообще «все умерли». В этом случае, напомните ребенку, что он – режиссер, это игра, а Вы в ней – продюсер. И как продюсер теперь заказываете фильм с хеппи-эндом. Вы очень надеетесь на гениальность режиссера, который уже не раз побеждал на киноконкурсах именно благодаря тому, что во всех его фильмах герои все преодолевали, да так, что ими остальные гордились. Пусть ребенок придумает изменения к сюжету.

Когда «фильм» снят окончательно, сравните два сюжета и попросите ребенка найти отличия.

Если хеппи-энд был с самого начала, то просто обсудите с ребенком, что именно помогло героям его фильма преодолеть трудности.

 

Давать и получать

Цель. «Научиться получать, не чувствуя себя оскорбленным и униженным, научиться давать, не возгордившись собой».

Ведущий перетасовывает карты и кладет их на стол двумя стопками, рубашками вверх. Затем он говорит ребенку: «Та стопка, что по правую руку тебя, содержит все, что тебе бы хотелось получить от этого мира. Та стопка, что по левую руку содержит все, что тебе хотелось бы дать этому миру. Перетасуй каждую стопку по отдельности, а затем открой в каждой из них по одной верхней карте. Теперь ты готов получить ответы на свои вопросы:

1. «Что я научился получать в результате пережитых проблем?»

2. «Что я научился давать в результате пережитых проблем?»

Игра может быть продолжена, если игрок будет продолжать по очереди брать карты из обеих стопок. Ответы можно записывать в виде двух вертикальных столбцов.

Предостережение. Игру можно предложить с 13-14 лет при уверенности в том, что ребенок хорошо ассоциирует (показал это при выполнении упражнений)

 

 

Игры для личностного роста

 

Мир – это. И/Г

Цель. Осознание своих убеждений.

Упражнение можно использовать и с целью коррекции.

Игра аналогична приведенной выше «Любовь – это…» (напомним, группа выбирает карточки и интерпретирует их согласно заданию). Развивающее направление задает обсуждение (групповое или в паре):

1. Откуда пришли твои убеждения, что мир это…? Представь, что здесь твои родные, друзья, учителя… Разложи карточки по группам так, как если бы это убеждение исходило от них. Есть ли карточки, которые выражают только твои убеждения? Как эти убеждения появились?

2. В каждом убеждении зашифрованы ценности. Их можно выразить одним-двумя словами. Например…(вытягиваем любую карточку из колоды, приводим по ней свое убеждение и ценность). Назови ценности, которые зашифрованы в твоих убеждениях.

3. Разложи карточки по порядку так, чтобы на первом месте оказалась наиболее значимая, на последнем – наименее.

4. Представь, что ты решаешь какую-то проблему (делаешь выбор). Какие из убеждений и ценностей помогут тебе? А какие могут помешать? Можно ли повлиять на те убеждения, которые тебе мешают? Как?

 

Радуга Я. И

 

Цель. Осознание частей своего Я (субличностей)

Процедура проведения похожа с предыдущей.

Ответь на вопрос Я – это…

1. Как ты понял, что ты именно такой? Представь, что здесь твои родные, друзья, учителя… Разложи карточки по группам так, как если бы это определение тебя исходило от них. Есть ли карточки, которые выражают только твое мнение о тебе? Как это мнение появились?

2. Человека иногда сравнивают с кристаллом, есть такое выражение – «многогранный человек». Представь, что каждая картинка, выбранная тобой – грань кристалла твоей личности. Как будут называться эти грани?

3. Какие из граней ты считаешь в себе самыми ценными? Какие хотелось бы еще «отшлифовать»? (С целью коррекции здесь можно остановиться и обсудить конкретные «способы шлифовки»)

4. Какие из граней помогут тебе решить проблему, сделать выбор, а какие наоборот – помешают? Можно ли повлиять на эти грани? Как?

 

Триптих. И

Цель. Осознание моральных якорей.

Можно играть и в малой группе.

Выбери из колоды три карты, которые на твой взгляд можно объединить общим смыслом. Разложи их на «прошлое», «настоящее» и «будущее». Сочини притчу (короткий рассказ с поучением в конце).

Определи, чем эта притча будет ценна человечеству и самому тебе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.04 с.)