Игры и упражнения на развитие психических процессов



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игры и упражнения на развитие психических процессов



Запретная картинка. И/Г

Цель: развитие внимания (устойчивость, концентрация).

Ведущий определяет «запретную» картинку (или группу картинок), например, запретными являются картинки с изображением явлений природы. Дальше: либо ведущий показывает картинки по очереди, а игроки хлопают в ладоши на «запретной» картинке, либо колода пускается по кругу «вслепую» (т.е. изображением вниз), а тот, кто вытащит «запретную картинку», выполняет условленное задание (выкрикивает условное слово, выходит из круга, встает и т.п.)

 

Моментальное фото. И/Г

Цель: диагностика объема внимания, оперативной зрительной памяти.

Участник игры выбирает картинку вслепую. По команде ведущего картинка открывается на 10 секунд, после чего переворачивается. Задача игрока как можно точнее описать увиденное. Ведущий может фиксировать то, что, что воспроизводит игрок, а после сравнить с картинкой. По объему воспроизведенных элементов можно определить объем внимания и оперативной зрительной памяти.

Предостережение! Это – не тест. В целях диагностики нужно использовать стандартные методики. Информация от упражнения - только ориентировочная!

В малой группе (до 10 человек) можно провести упражнение так. На стол выложить 10 (можно 2-3 группы) картинок (группа их не видит!). Причем картинки подбираются так, чтобы их изображения содержали близкие элементы (сюжеты, например серии из № 10, 47, 49, 51, 54, 57; 9, 31, 32, 37; 16, 17, 34, 38, 48). Один из участников подходит к столу и, выбрав картинку, молча запоминает ее 10 секунд, после чего описывает увиденное группе.

Малышам можно описывать увиденное напрямую (т.е. по сюжету) но детям постарше игру стоит усложнить. Для этого вводится условие: при описании можно использовать только 1 (или 2) части речи (заодно их и повторите!). Для описаний предметов можно использовать только прилагательные или глаголы, для сюжетных – прилагательные и числительные (но не глаголы).

Любой из группы, кто считает, что понял, о чем идет речь, может сообщить об этом, подойти к столу и выбрать картинку, загаданную игроком. Если картинка угадана, отгадывающий становится игроком и загадывает картинку сам. Одну и ту же картинку загадывать можно! (Получается очень интересные ситуации!). Если же картинка не отгадана, игрок опять повторяет описание и т.д. Игра может проходить достаточно весело, и, к тому же дает возможность группе ощутить, насколько по разному каждый воспринимает одно и то же!

Предостережение! Эта «разность» может подвигнуть некоторых особо «заводящихся» участников на спонтанные некорректные замечания, поэтому при проведении групповой формы игры ознакомьте игроков с правилами.

 

Шерлок Холмс Г

Цель. Развитие внимания и сообразительности.

Это упражнение похоже на предыдущее. Отличие в том, что игрок, загадавший карту, не описывает ее а отвечает на вопросы группы по увиденному (один вопрос – одно предложение), причем в ответе можно использовать только слова самого вопроса, например или Да/Нет:

Вопрос: На картинке изображены люди?

Ответ: Нет, на картинке людей нет. (Нет, не люди).

Можно использовать прямое описание и по частям речи.

«Деза». И/Г

Цель. Развитие гибкости мышления.

Это упражнение похоже на «Моментальное фото». Однако все усложняется тем, что игрок описывает увиденное «от противного», т.е. изображение на картинке меняется на противоположное (высокое дерево – низкая трава, вечернее море - утренняя пустыня и т.п.). Задачка не из легких для всех! Но тем и интересно.

Что пропало? И/Г

Цель. Развитие оперативной памяти.

На столе выкладывается ряд картинок. Игрок за 10 секунд запоминает ряд и отворачивается. Ведущий убирает карточку и

1 вариант. Игрок описывает, какой не хватает.

2 вариант. Игрок находит карточку среди других ( 5-7 шт.)

3 вариант. Ведущий убирает карточку, а взамен кладет другую. Игрок должен определить лишнюю и найти пропажу.

Играть можно и в малой группе, тогда роль ведущего и игрока могут выполнять сами играющие по очереди.

Переставлялки

Цель. Развитие оперативной памяти.

Упражнение похоже на предыдущее, только карты не убираются, а меняется их последовательность (порядок). Можно менять от 2 до 5 карточек (из 10) или переставить все!

 

Жестовые этюды. Г

Цель. Развитие воображения, раскрепощение креативности.

На столе выкладываются картинки (сходные по сюжету). Игроку предлагается пантомимой передать содержание картинки, которую группа не видит. Любой, кто понял, о чем речь, может найти загаданную картинку из нескольких. Если не угадал – пантомима продолжается!

Вариант для большой группы: картинку молча показывает одна группа другой!

 

«Немо-слепой» агент. Г

Цель. Развитие воображения, раскрепощение креативности.

Ведущий говорит группе примерно следующее: «Представьте, что вы - резиденты иностранной разведки (для тех, кто не знает, резидент – разведчик, формирующий шпионскую сеть). Ваших двух лучших агентов поймали контрразведчики и долго пытали. Но агентам удалось сбежать. Правда, они серьезно пострадали: один онемел (видит и слышит, но не говорит), другой – ослеп (не видит, но слышит и говорит). Задача агентам:

1. Выбрать картинку.

2. Используя свои возможности, донести ее сюжет до группы».

Усложнить игру можно, поставив немого за тканевую ширму (натянуть простыню, штору), тогда он может только передавать двигательную информацию «слепому», которую тот будет озвучивать.

Можно объявить конкурс на лучшего дешифровщика, а можно разбить группу на две части – разведчиков и конрразведчиков (СБУ и ФБР). Во втором варианте выигрывает та разведка, которая догадалась о картинке раньше и определила ее правильно.

 

10 идей. И/Г

Цель. Развитие креативности и гибкости мышления.

Игроки вслепую вытаскивают из колоды по две карты. По команде переворачивают и выполняют задание:

1. Найти 10 способов объединить карточки.

2. Найти 10 способов того, как одна карточка может стать альтернативой другой (напомним – альтернатива – это не просто противоположность, а и способ увидеть по-другому, иной выход).

 

«Какой кошмар! – Какая прелесть!» И/Г

Цель. Развитие креативности и гибкости мышления. Эмоциональная гимнастика.

Игра подходит для небольшой группы (до 10 человек)

Группа встает в круг. Первый игрок вытаскивает карточку. Его задача – определить, как изображение на карточке можно интерпретировать как «кошмар». Например: «Какой кошмар! Ежище колючий!»

Второй игрок, принимая карточку, должен выразить свой восторг: «Какая прелесть! Ежичек-лапочка!»

Важно, чтобы игроки передавали соответствующие эмоции. Можно прокрутить 3-4 карточки со сменой начала (первый игрок теперь восхищается, а второй ужасается)

После игры проводится небольшое обсуждение:

- Что легче было: восхищаться или ужасаться?

- Почему удалось выполнить оба задания?

- Как это умение может помочь в жизни?

 

Телеграф. Г

Цель. Развитие креативности и гибкости мышления.

Подходит для небольшой группы (до10 человек)

Перед началом игры выбирается отгадывающий, который на время покидает помещение. Остальная группа выбирает 5 карточек (можно серию сходных по сюжету) и раскладывает их на столе изображениями вверх. Затем из карточек выбирается одна. Группа стает в круг. Игроки по очереди внимательно смотрят на карточку и молча придумывают к ней слово-ассоциацию. После этого карточка кладется на место в ряд.

Отгадывающий заходит. Ему сообщают, что группа загадала карточку, но каждый может сказать о ней только одно слово – ассоциацию (т.е. то, что, по его мнению, карточка выражает). Задача отгадывающего – выслушать всех и найти карточку среди других на столе.

 

Игры и упражнения для работы с группой

 

Представление ассоциацией

Цель. Знакомство. Начало тренинга (для хорошо знакомых).

Игрокам предлагается выбрать по карточке (вслепую или открыто) и (варианты)

1. Представиться, рассказав, что общего у картинки с ним самим

2. Как эта картинка похожа или не похожа на самого игрока

3. Как эта картинка отражает настроение сейчас

4. Как эта картинка отражает ожидания от работы

5. И т.д. по тем задачам, какие ставит перед собой тренер.

Предостережение! Могут быть некорректные комментарии, поэтому ознакомьте детей с правилами (лучше заранее, на развивающих упражнениях).

 

Карточная группировка

Цель. Сформировать подгруппы, разделить группу. Диагностика группового взаимодействия (принцип объединения).

По выбору от предыдущего упражнения предложите игрокам объединиться с теми, образ или состояние которых созвучно. После объединения группы представляют себя и принцип, который их объединил.

Предостережение! Для того, чтобы не было изолированных, ведущий может подсоединиться к «оставшимся за бортом» или помочь им найти «своих». При этом стоит мягко «подсоединить» человека к наиболее толерантной группе (они ведут себя наиболее активно и открыто). Хорошо это сделать в игре: «Кто купит клад?!» Оставшийся вне групп игрок объявляется «кладом». Ведущий рекламирует его качества (выявленные по первому заданию) и предлагает группам «забрать этот клад себе». После «продажи» можно в шутку поздравить «покупателей» с удачной покупкой или поблагодарить группу вцелом за внимание к каждому.

 

Групповой рассказ.

Цель. Сплочение группы. Развитие речи и воображения.

Колода карт лежит рубашкой вверх. Каждый по очереди берет одну карту и, не переворачивая, кладет ее перед собой. Первый игрок переворачивает карту и начинает рассказывать историю, навеянную картой. Нужно уложиться в 1-2 предложения, причем так, чтобы следующий игрок мог продолжить историю. Тот, к кому переходит ход, открывает свою карточку, и по ней составляет продолжение истории. Линии сюжета не ограничиваются выбором первого или любого другого участника: каждый может «завернуть» сюжет по-своему. Главное – чтобы история была общей!



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.51.151 (0.011 с.)