Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности развития внимания и его свойств при нарушениях зрения↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитие внимания В НОРМЕ К 3 годам внимание ребенка непроизвольно и крайне неустойчиво: ребенок 3 лет может забыть, что он шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. новую сюжетную картинку он рассматривает в среднем в течение 8 секунд. Даже самой увлекательной деятельностью не занимается больше 10—15 минут (важно помнить об этом при проведении занятий в младшей группе). Многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут — в таком возрасте это естественно. Распределять свое внимание между несколькими предметами пока не могут. Переключить свое внимание быстро, по первому указанию взрослого, малышу тоже трудно. В 4 года большинство детей может сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью в течение 15 -20 минут, а игры некоторых детей длятся более 30 минут. в игровой ситуации может действовать сразу с 2 - 3 предметами, однако вне игры это вызывает затруднения. В 5 лет Если ребенок сосредоточен на каком-либо предмете, например для игры ему нужен мяч и он идет за ним, по пути к мячу он не будет отвлекаться на другие интересные предметы. к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного вниманияРебенку 5 лет можно предложить следующую игру на внимание. На листе бумаги в случайном порядке изображены ряды квадратов, кругов и треугольников (см. рис. 6). Взрослый просит ребенка закрасить один вид геометрических фигур, например треугольники. К 5 годам дети легко справляются с такой задачей. Пятилетним дошкольникам доступна и более сложная игра, На 10 карточках изображены различные животные, причем на одной карточке могут одновременно присутствовать разные виды животных (например, курица и утка). Взрослый предлагает детям внимательно рассмотреть карточки и отобрать те из них, на которых есть хотя бы одно изображение из двух заданных (например, курицы или лошади). Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте игры детей могут длиться более часа, занятия в детском саду — около 30 минут. Ребенок 6 — 7 лет в среднем рассматривает интересную сюжетную картинку около 10 минут. могут переключать свое внимание с одного сложного объекта на другой: в одно и то же утро дети занимаются математикой, а потом грамотой. способен одновременно распределять свое внимание между несколькими предметами. Необходимо помнить, что существуют индивидуальные особенности развития внимания — один ребенок подолгу играет с одной и той же игрушкой, другой часто меняет игры и занятия. Некоторые дети с трудом переходят от одной деятельности к другой. Эти различия вполне допустимы. В старшем дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному, при этом главным средством его организации является речь. В частности, детям становятся доступны следующие задания, требующие проявления произвольного внимания. Во-первых, это описанная выше дидактическая игра «Выбор указанного животного», в которую вводится еще одно правило — нельзя брать карточки с запрещенным изображением (например, медведя). Некоторые карточки являются конфликтными — на них нарисованы и животные, которые должны быть отображены, и запрещенные. Задание достаточно сложное, дети обычно повторяют инструкцию несколько раз, при этом 6-летние чаще всего произносят ее обычным голосом, а 7-летние — шепотом или даже про себя. Старшим дошкольникам будет интересной игра «Вам барыня прислала туалет». Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правило игры. Необходимо помнить, что это задание является достаточно сложным даже для старшего дошкольника, поэтому не следует ожидать безошибочных ответов: хорошо, если ребенок может удержаться от нарушения правила 2-3 раза подряд. В том случае, когда задание вызывает очень большие трудности, можно предложить помощь — карточку с запретным цветом (наглядное вспомогательное средство), что обычно приводит к существенному улучшению выполнения задания. Однако важно помнить, что непроизвольное внимание преобладает над произвольным на протяжении всего дошкольного детства. __________________________________________________________________________________________ Особенности внимания детей с НЗ. Æ При нормальном и нарушенном зрении - о бщие закономерности формирования и развития внимания (его развитие связано с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности в условиях активной деятельности). Æ Развитие несколько замедленно во времени (у младших школьников преобладающим остается непроизвольное внимание, Объем - 2- 3 объекта. Распределение слабое.) И все же у младших школьников с нарушением зрения начинает формироваться произвольное внимание. В подростковом возрасте оно становится более интенсивным, концентрированным, устойчивым. Однако импульсивность, свойственная психике подросткового возраста, нередко затрудняет управление вниманием. И тем не менее произвольное внимание у подростков продолжает развиваться и связано с формированием интересов и их дифференциацией.Высокая работоспособность в юношеском возрасте обеспечивается дальнейшим развитием внимания, как непроизвольного, так и в большей степени произвольного. Форма подачи материала не имеет существенного значения. Основная роль, так же как и у зрячих, принадлежит уже содержательной стороне учения. В старшем школьном возрасте учащиеся с глубоким нарушением зрения начинают задумываться над тем, какую профессию вы -брать, куда пойти учиться, работать, как войти в жизнь. У них появляется цель, мотив, стремление к ее реализации, последнее невозможно без концентрации внимания. В отличие от зрячих, у слепых в этом возрасте все большее значение приобретает развитие слухового внимания как при пространственной ориентировке, так и при общении с другими людьми. Концентрация слухового внимания требуется слепому при передвижении в пространстве. При разговоре с собеседником свое слуховое внимание незрячий направляет на речь собеседника, ее тембр, интонацию, Т. е. так называемую вокальную мимику, на основе которой у них формируется представление о человеке, его искренности, характере.
Æ Сокращение количества и разнообразия внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование свойств внимания: ü темп переключения снижается вместе с замедленностью восприятия, осуществляемого на основе нарушенного зрения, или осязания ü снижение объема, устойчивости – из-за неполноты и фрагментарности образов, а однообразие слуховых раздражителей быстро утомляет слепых и ведет к рассеиванию внимания. Так, например, при выполнении корректурной пробы первоклассники безошибочно выполняли в течение первых 5-7 минут, после чего наблюдались пропуски четырех и более букв (нормально видящие - на протяжении 15 мин они не делали ни одной ошибки). Четвероклассники успешно выполняли задание на протяжении 10-12 мин. Отставание в развитии свойств внимания у слабовидящих - ≈ 3 года У первоклассников с нормальным зрением показатели соответствовали результатам слабовидящих четвероклассников. Недостаточный уровень концентрации произвольного зрительного внимания у слабовидящих школьников подтверждается как школьной практикой, таки исследованиями, направленными на изучение у них письма и чтения. Данные, свидетельствующие о зрительной и общей утомляемости слабовидящих учащихся, подтверждают правильность установленного режима зрительной нагрузки, ее длительности для слабовидящих - 15 мин. НО с возрастом свойства внимания улучшаются. Æ Неравнозначность свойств внимания в деятельности: при ориентировке в большом пространстве необходима хорошая распределяемость внимания (у зрячих - концентрация). Æ Доминирует слуховое внимание (в пространственной ориентировке, при общении слуховое внимание незрячий направляет на речь собеседника, ее тембр, интонацию), прочно связано с развитием и созданием широкого осязательного поля. Æ У сла6овидящих слуховое внимание не получило такого развития, как у незрячих - надеясь на зрение, не развивают слуховое произвольное восприятие, не учатся его концентрировать. Внешнее проявление внимания в мимике и пантомимике – недостаточно (чаще всего не могут видеть точно выражение лица собеседника, и представления о нем могут формироваться неточные). Æ для детей с нз имеет значение развитие произвольного осязательного внимания Æ Ограниченность внешних стимуляций сказывается в большем внимании к своему «я», в превалировании среди слепых по сравнению со зрячими количества интровертов, в избирательном общении с узким кругом хорошо знакомых людей Æ Состояние внимания ребенка с нормальным зрением находит выражение в мимике и пантомимике, усвоенной по подражанию. При НЗ: визуальное восприятие невозможно¶нет потребности в подражании. Резкое снижение возможностей выполнения отдельных движений лицевой мускулатурой, значительное снижение мышечной силы, работоспособности. Движения, которые обычно контролируются зрением, незрячие выполняют значительно хуже.Ì Обычные для проявления внимания выразительные движения лица или отсутствуют, или проявляются слабо. Маскообразное выражение лица и фиксированное положение головы и тела (поворот вполоборота к говорящему, для отчетливого слухового восприятия).
Способы компенсации нарушений внимания Y включение в деятельность, в процессе выполнения которой формируются духовные потребности, интересы, волевые качества и осознание себя как личности, определяет и характеризует уровень развития внимания и его направленность. Например, необходимость отчетливо, рельефно воспринимать многочисленные свойства и признаки предметов – развивает свойства внимания Y при активной помощи взрослого в организации общения и активизации деятельности всех сохранных анализаторов вторичных отклонений в развитии внимания можно избежать. Y Одним из важных направлений, способствующим развитию внимания у детей с глубоким нарушением зрения, является использование сочетания дистантного слухового и контактного тактильного восприятий, на основе которых укрепляют связи между звуковой характеристикой объекта и его осязательным образом. // внимание слепых может достигать нормального уровня развития. Это обусловлено тем, что внимание, не будучи связано с каким-либо определенным психическим процессом и тем более с функционированием какого-либо анализатора, формируется в деятельности и зависит от приобретенных интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств личности.
Задания для самостоятельной работы с текстом по теме «Внимание…»: 1. Изучите классификации лиц с НЗ (клиническая; предложенная Денискиной) для устного опроса. 2. Изучите классификации видов внимания. Из курса общей психологии уточните непонятные термины. Будьте готовы определить виды и свойства внимания в приготовленных для вас примерах. 3. Из курса общей психологии вспомните свойства внимания. Подберите примеры, иллюстрирующие проявления отдельных свойства внимания в жизни человека. 4. Из текста определите причины нарушения внимания при НЗ. 5. Определите место нарушения внимания в структуре (предложенной А.Г.Литваком) нарушения психического развития при патологии зрения. 6. Каково влияние нарушений внимания на другие психические процессы, стороны личности и деятельность человека с глубоким НЗ? 7. Определите тенденции развития качеств, свойств внимания с возрастом. 8. Изучите развитие внимание при нормальном зрении. Будьте готовы определить возраст ребёнка по описанию проявлений его внимания.
Физиологические механизмы <следы> процессов возбуждения в нервной системе. Важная роль в физиологических механизмах памяти принадлежит условным рефлексам, образованию временных связей, а также биохимическим и биофизическим процессам, которые возникают при запечатлении <следов> в отдельных нервных клетках коры мозга. Для образования связей в коре мозга требуется подкрепление, которое является средством достижения цели действия индивида. Все виды подкреплений (предметное действие, слово, совпадение мотива) представляют собой слияние физиологического и психического. Память формируется на основе нейрофизиологического механизма как подкрепленное социальное действие человека. Поэтому закрепление результатов успешных действий составляет основу памяти и воспроизведения не только того, что было в прошлом и есть в настоящем, но и того, что должно быть в будущем при достижении предстоящих целей. N Уменьшение притока сенсорной информации при функциональных (косоглазие) и органических заболеваниях (атрофия нерва) зрительно-нервного аппарата приводит к изменению нейрофизиологических механизмов восприятия и памяти: в полноценную деятельность не вовлекаются нейронные ансамбли выделения и запечатления информативных признаков объектов и перцептивный образ не является точным аналогом оригинала. Виды 1. по особенностям соотношения двух сигнальных систем. При преобладании наглядно-образного вида дети запоминают любой материал с помощью конкретных образов, предметов и явлений (память о событиях, вызвавших яркие эмоции). Словесно-логический вид основан на использовании словесных обозначений, логических связей, устанавливаемых с помощью словесно формулируемых понятий; // В формировании обоих видов памяти участвует двигательная память- служит основой для формирования практических и трудовых навыков (ходьбы, речи, письма и др.) 2. по степени участия воли – произвольная, непроизвольная; 3. по наибольшему участию анализаторов в восприятии запоминаемого материала-различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанные виды памяти (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный и слухо-двигательный). // В процессе запоминания участвуют все перечисленные виды памяти, но у разных людей могут преобладать разные способы запоминания (преимущественно наглядный, или с помощью мышечно-двигательных ощущений,…) N У зрячих, незрячих и слабовидящих первоначально преобладает наглядно-образный вид памяти, который формируется на основе сенсорного воспитания. Позже происходит формирование словесно-логического вида памяти. Процессы памяти: Запоминание: o При непроизвольном запоминании не ставится определенная цель в отношении того, что надо запомнить. Запоминание происходит как бы само собой. o Произвольное запоминание осуществляется преднамеренно и имеет целенаправленный характер, когда ставится задача. В значительной мере зависят от направленности интересов, внимания и действий детей. При произвольном запоминании слепые и слабовидящие дети используют специальные ПРИЕМЫ наилучшего усвоения знаний. N Память слепых и слабовидящих младших школьников характеризуется меньшей продуктивностью, снижением запоминания наглядного материала. Эти особенности памяти обусловлены недостаточной полнотой, четкостью и стойкостью, низким уровнем обобщенности представлений, связанным со слабой дифференцировкой существенных и второстепенных признаков. Сохранение. Различают виды: – Для кратковременной памяти считается характерным удержание предъявленного материала от нескольких секунд и даже долей секунды до 1-2 суток. – Более длительные сроки сохранения материала в памяти (месяцы, годы) относят обычно к деятельности долговременной памяти. Наличие механизмов кратковременной памяти имеет важное значение для процессов отбора поступающих в головной мозг человека сведений о предметах и явлениях окружающего мира. Запоминание этих сведений на короткое время позволяет постепенно и дифференцированно перевести указанные сведения в долговременную память. Такой механизм ограждает долговременную память от огромного потока второстепенных впечатлений. N У незрячих и слабовидящих детей наблюдается высокая степень сохранения материала в долговременной памяти. Этот факт объясняется: 1) наименьшей сохранностью материала в кратковременной памяти, быстрым переводом в долговременную; 2) процессом отбора материала в долговременную память - переводится лишь то, что имеет более существенное значение в учебе, работе и жизни. Воспроизведение ú Непроизвольное воспроизведение осуществляется без специальной цели что-либо вспомнить, оно возникает непреднамеренно. ú Произвольное воспроизведение вызывается сознательной постановкой задачи вспомнить что-либо. При этом типе воспроизведения ребенок преднамеренно стремится вспомнить определенные сведения, события, обстоятельства. Важной чертой воспроизведения, в особенности произвольного, является его избирательный характер. Воспроизведение одних и тех же событий разными детьми отличается в зависимости от их интересов, эмоционального состояния, жизненного опыта. Развитие памяти Развитие структуры и функций памяти происходит под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. Благоприятным условием является разнообразие учебного материала и разностороннее гармоническое сенсорное воспитание детей. NПри этом должны учитываться индивидуальные различия в памяти детей с нарушением зрения: выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению (связаны с типом ВНД, состоянием здоровья (зрячие, незрячие и т. д.), навыками точной и аккуратной деятельности, наличием интереса, настойчивости и ответственного отношения к ней). ______________________________________________________________________________________________________________ В 3 года ребенок с нормой развития может запомнить и воспроизвести не более 2 — 3 слов или 3 — 4 названия предметов, изображенных на картинках, которые предъявляются ребенку для запоминания. Дети этого возраста могут заучить понравившиеся им небольшие песенки, потешки, стихотворения. К 4 годам ребенок уже в состоянии удержать в памяти до 5 -6 названий предметов (из 10 - 15), изображенных на картинках. Некоторые дети могут принять задачу на запоминание и приложить определенные усилия, чтобы запомнить. В 4 года, получив поручение от взрослого, малыш повторит его не один раз и довольно точно передаст другому ребенку или взрослому. Играя в «магазин», 4-летний ребенок способен запомнить названия 5 — 6 предметов, которые ему необходимо купить. Некоторые дети в состоянии нарисовать по памяти простой узор. В 5 лет ребенок может запомнить уже 7 — 8 предметов (из 10 — 15), изображенных на картинках. Для ребенка 6-7 лет доступно прямое задание — запомнить как можно больше слов. Если старшему дошкольнику назвать подряд 10 коротких слов, не связанных по смыслу, он в первый раз назовет от 2 до 5 слов. Можно называть те же слова еще несколько раз, каждый раз спрашивая, какие слова он запомнил. После 3 — 4 предъявлений ребенок 6 — 7 лет обычно называет больше половины слов, причем количество запоминаемых слов чаще всего увеличивается от предъявления к предъявлению. Если ребенок 6-7 лет не может запомнить больше 3 слов с 4-го предъявления, следует обратить внимание на общее психосоматическое состояние ребенка, — возможно, ему необходима консультация невропатолога. Помимо не связанных между собой слов старшие дошкольники легко заучивают наизусть стихотворения, иногда очень длинные. Если ребенок испытывает трудности при запоминании даже одного четверостишия, необходимо организовать активное действие с этим материалом: показ картинок, игру-драматизацию. В том случае, когда и это не приводит к улучшению результата, нужна консультация психолога или врача. Если младшие дошкольники при запоминании чаще всего не используют никаких специальных средств, то в старшем дошкольном возрасте картина меняется. Помимо самого простого способа — повторения дети (особенно 7 лет) используют группировку материала по смыслу, так как им уже доступно такое мыслительное действие, как классификация. Появление элементов словесно-логического мышления приводит к тому, что для лучшего запоминания рассказа или сказки дети выделяют их структуру (сюжет, основные герои, их взаимоотношения). Поэтому ребенок 6, а особенно 7 лет способен изложить содержание небольшого рассказа или сказки. Тем не менее, необходимо помнить, что даже у старших дошкольников эффективность непроизвольного запоминания обычно все-таки выше произвольного.
N В тифлопсихологии процессы памяти изучены не столь полно и разносторонне, несмотря на особую значимость памяти при зрительном дефекте: приходится запоминать многое из того, что не требует запоминания у зрячих. В первых работах по изучению памяти при недостатках зрения, появившихся в начале XX в., объектом были незрячие. Авторами исследований зачастую были также незрячие. Результаты их наблюдений и исследований неоднозначны. 1. Долгое время существовало представление, что память у слепых развивается интенсивнее (Бюрклен, Кречмер). Объяснялось это как дополнительным высвобождением <специфической энергии> зрительного анализатора, направленного на сохранение психических процессов, так и результатом мнемических упражнений. 2. В то же время некоторые авторы не отмечали существенных различий между памятью слепых и нормально видящих. Л.С.Выготский, анализируя исследования по памяти незрячих, объяснял некоторые преимущества в развитии их памяти тем, что у них есть «тенденция к повышенному развитию памяти, развивается ли она на деле очень высоко — это зависит от многих и сложных обстоятельств» В 1950— 1960 -е гг. особое внимание уделяется изучению памяти слабовидящих школьников в связи с открытием специальных школ для детей этой категории и задачами совершенствования учебно-воспитательного процесса и мероприятий по охране и развитию слабого зрения. Впервые экспериментальное изучение памяти слабовидящих было проведено Т.Н.Головиной (1954) - посвящено процессу узнавания. Второе многоплановое и разностороннее сравнительное исследование осуществлено В. А. Лениной (1962—1985). В дальнейшем М. И. Земцовой, Л.И.Солнцевой - исследовали запоминание словесного материала. Вербальная память Исследований запоминания вербального материала у детей дошкольного возраста с НЗ не проводилось. В тифлопсихологии в основном изучалось произвольное запоминание слов, чисел и связных текстов у школьников в разных условиях восприятия и деятельности. В произвольном запоминанииряда из12 слов, лучше и точнее при меньшей затрате времени запоминается и воспроизводится слова старшими учащимися. Продуктивность запоминания увеличивается с количеством повторений и воспроизведений материала (значительно - после 3-го предъявления во всех возрастах, незначительное — при последующих предъявлениях). При первых трех воспроизведениях действует «закон края», + частота употребления слов, степень знакомства с предметом. N У незрячих и слабовидящих младших школьников меньшие объем, точность и скорость запоминания слов, более медленное их воспроизведение (и после 4-го воспроизведения число слов не увеличилось. Сказывались повышенная утомляемость, истощаемость; снижалась концентрация внимания). N Требуется больше времени на чтение слов (при зрительном восприятии у слабовидящих, осязательном — у незрячих). N Отмечается тенденция некоторого преимущества слухового восприятия. N Многократное (шестикратное) предъявление слов нерезультативно. Изучение В.Ф. Моревой произвольного запоминания у слабовидящих учащихся среднего возраста ◊ преимущество слухового восприятия менее выражено, но сохраняется (играет роль педагогическая установка на охрану зрения). Все большее значение приобретает осязательное восприятие и слуховое (продолжают пользоваться «говорящими книгами»). ◊ Значительны индивидуальные различия в продуктивности запоминания чисел и слов. ◊ неточность зрительных/осязательных образов тормозит запоминание слов и актуализацию значенийÒменьше предметных связей (цветок, бабочка, солнце– объединяются по ассоциации в группу) Ò Это снижает возможности перегруппировывать слова и затрудняет овладение опосредствованным запоминанием (больше ошибок-замен).
Y С повышением компенсаторной роли мышления в познании у средних и старших возрастов память совершенствуется.
// Прямой зависимости успешности запоминания и непосредственного воспроизведения слов от остроты центрального зрения и диагноза заболевания не наблюдается. Отсроченное воспроизведение Изучение произвольного запоминания текстов (В.А.Ленина и Л.В.Егорова). ü Умение устанавливать причинно-следственные связи, логические отношения у младших школьников с НЗ не на должном уровне: понимание смысла одних частей и механическое заучивание других, особенно начала и конца рассказа. ü Проявление «закона края» при актуализации рассказов у НЗ весьма выражено. ü Запоминание рассказа, большого по объему и более сложного по логической структуре, вызывает затруднения. Одноразовое его восприятие для НЗ было недостаточным для запоминания. ü Пересказы чаще всего начинались с первых микротем, сообщающих о месте действия, состоянии погоды. Однако при выделении главных мыслей в виде плана эти микротемы нередко отсутствовали. ü Углубленный смысловой анализ запоминаемого материала, его мыслительная переработка у детей с нарушением зрения зачастую еще недостаточно сформированы. ü немалая часть запоминаемого материала сохранялась в памяти на уровне ее «скрытого» слоя. Поэтому кроме обычной установки на запоминание и последующее воспроизведение для них необходимы дополнительные условия, в большей мере активизирующие мнемические и мыслительные процессы. ü На запоминание влияло быстро наступающее общее утомление. ! Положительное влияние на процессы запоминания и воспроизведения рассказа оказывало повторное чтение, ответы на вопросы Память детей с НЗ характеризуется меньшей продуктивностью запоминания наглядного и словесного материала. По объему, точности, полноте и скорости запоминания, особенно младшие школьники, отстают. Запоминаемое недостаточно осмысливается,Ìснижается продуктивность логической памяти. Действие «закона края» выражено слабее: лучше запоминается конец ряда, очевидно, повышенная истощаемость мешает удерживать в памяти начало. Более низкий уровень долговременной зрительной памяти по сравнению с долговременной слуховой памятью у младших школьников. Вариативность индивидуальных показателей процессов памяти значительно большая. Наряду с успешным запоминанием и длительным сохранением у них чаще наблюдается быстрое забывание, которое происходит из-за недостаточной прочности и полноты имеющихся представлений предметов и объектов, их изображений, а также соответствующих понятий. Узнавание объектов замедленно, не полно (ограниченность чувственного опыта). Характерно менее конкретное узнавание, причиной которого является выделение второстепенных признаков предметов. В ходе обучения, овладения навыками зрительного восприятия и выработки умения правильно анализировать объекты, выделять их информативные признаки, сопоставлять их, узнавание совершенствуется.
Задания для самостоятельной работы с текстом по теме «Память..»: 1. Знать классификации лиц с НЗ (клиническую; предложенную Денискиной) для устного опроса без опоры на конспект!!! 2. Знать виды и процессы памяти для разбора примеров. 3. Выявите в тексте ПРИЧИНЫ нарушений разных процессов памяти у детей с нз. Продумайте пути, способы профилактики нарушений развития процессов памяти и компенсации нарушенных видов и процессов.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ЕГО СВОЙСТВ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЗРЕНИЯ ВНИМАНИЕ – направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, активность его личности в данный момент и при данных условиях. Внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом, проявляется внутри других процессов как сосредоточение сознания на отражаемом объекте. Включение внимания превращает психические процессы в направленную деятельность (восприятие - в наблюдение, случайное течение мыслей - в обдумывание). Виды внимания (классификация по разным основаниям): Непосредственное – опосредствованное Непроизвольное – произвольное – постпроизвольное Чувственное – интеллектуальное Природное – социально опосредованное При глубоких нарушениях зрения наблюдается снижение активности, проявляющееся наиболее четко в ранние периоды развития, что связано с невозможностью воспринимать раздражители нарушенным зрительным анализатором и реагировать на них. Отсутствие зрительных впечатлений снижает уровень внешней стимуляции деятельности ребенка, что приводит к меньшей познавательной активности по отношению к внешнему миру, снижению двигательной активности (проявляется это и в ориентировочно-поисковой деятельности). В связи с этим внимание как направленность деятельности, ее избирательность, имеют своеобразные особенности. Практически все качества внимания, такие как активность (произвольное и непроизвольное внимание), направленность (внешняя и внутренняя), его широта (объем, распределение), переключение (трудное, легкое), интенсивность, сосредоточенность (высокая, низкая), устойчивость (устойчивое или неустойчивое), оказываются под влиянием нарушенного зрения, но способны к высокому развитию, достигая уровня его развития у зрячих, а порой и превышая его. Сокращение количества и разнообразия внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование качеств внимания. Замедленность процесса восприятия, осуществляемого как на основе осязания (последовательно, сукцессивно), таки на основе нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключении внимания; неполнота и фрагментарность образов — на снижении объема, устойчивости внимании (А.Г. Литвак). Активное включение лиц с нарушением зрения в совместную деятельность со зрячими требует со стороны первых большей самостоятельности и умения управлять своей деятельностью. В зависимости от видов деятельности для ее успешного выполнения необходимо развитие различных свойств внимания. Так, в учебной деятельности важным условием является наличие произвольного внимания, умения сосредоточиться на задании. В то же время в такой специфической деятельности, как пространственная ориентация, а также трудовая деятельность, условием эффективности и результативности является умение переключать внимание в процессе решения конкретных практических задач. Слепому и сла6овидящему необходимо для компенсации зрительной недостаточности активно использовать информацию, получаемую от всех сохранных нарушенных анализаторов; концентрация же внимания на анализе информации от одного из видов рецепции не создает адекватного и полного образа, что приводит к снижению точности ориентировочной и трудовой деятельности. Процесс реабилитации и интеграции слепых и сла6овидящих в современное общество с его техническими успехами требует от них большей самостоятельности и активности, что связано также с развитием таких качеств, как произвольность организации деятельности, устойчивость и интенсивность деятельности, широта объема внимания, умение его распределять и переключать в зависимости от условий и требований деятельности__________________________________________________________________________________________ Развитие внимания В НОРМЕ К 3 годам внимание ребенка непроизвольно и крайне неустойчиво: ребенок 3 лет может забыть, что он шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. новую сюжетную картинку он рассматривает в среднем в течение 8 секунд. Даже самой увлекательной деятельностью не занимается больше 10—15 минут (важно помнить об этом при проведении занятий в младшей группе). Многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут — в таком возрасте это естественно. Распределять свое внимание между несколькими предметами пока не могут. Переключить свое внимание быстро, по первому указанию взрослого, малышу тоже трудно. В 4 года большинство детей может сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью в течение 15 -20 минут, а игры некоторых детей длятся более 30 минут. в игровой ситуации может действовать сразу с 2 - 3 предметами, однако вне игры это вызывает затруднения. В 5 лет Если ребенок сосредоточен на каком-либо предмете, например для игры ему нужен мяч и он идет за ним, по пути к мячу он не будет отвлекаться на другие интересные предметы. к 5 годам в деятельности ребенка появляется действие по правилу — первый необходимый элемент произвольного вниманияРебенку 5 лет можно предложить следующую игру на внимание. На листе бумаги в случайном порядке изображены ряды квадратов, кругов и треугольников (см. рис. 6). Взрослый просит ребенка закрасить один вид геометрических фигур, например треугольники. К 5 годам дети легко справляются с такой задачей. Пятилетним дошкольникам доступна и более сложная игра, На 10 карточках изображены различные животные, причем на одной карточке могут одновременно присутствовать разные виды животных (например, курица и утка). Взрослый предлагает детям внимательно рассмотреть карточки и отобрать те из них, на которых есть хотя бы одно изображение из двух заданных (например, курицы или лошади). Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте игры детей могут длиться более часа, занятия в детском саду — около 30 минут. Ребенок 6 — 7 лет в среднем рассматривает интересную сюжетную картинку около 10 минут. могут переключать свое внимание с одного сложного объекта на другой: в одно и то же утро дети занимаются математикой, а потом грамотой. способен одновременно распределять свое внимание между несколькими предметами. Необходимо помнить, что существуют индивидуальные особенности развития внимания — один ребенок подолгу играет с одной и той же игрушкой, другой часто меняет игры и занятия. Некоторые дети с трудом переходят от одной деятельности к другой. Эти различия вполне допустимы. В старшем дошкольном возрасте происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному, при этом главным средством его организации является речь. В частности, детям становятся доступны следующие задания, требующие проявления произвольного
|
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.239.50 (0.013 с.) |