Особенности развития внимания и его свойств при нарушениях зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития внимания и его свойств при нарушениях зрения



Развитие внимания В НОРМЕ

К 3 годам внимание ребенка непроизвольно и крайне неустойчиво: ребенок 3 лет может забыть, что он шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. новую сюжетную картинку он рассматривает в среднем в тече­ние 8 секунд. Даже самой увлекательной деятельностью не занимается больше 10—15 минут (важно помнить об этом при проведении занятий в младшей группе). Многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут — в таком возрасте это естест­венно. Распределять свое внимание между несколькими предмета­ми пока не могут. Переключить свое внимание быстро, по первому указанию взрослого, малышу тоже трудно.

В 4 года боль­шинство детей может сосредоточенно заниматься какой-либо дея­тельностью в течение 15 -20 минут, а игры некоторых детей длятся более 30 минут. в игровой ситуации может действовать сразу с 2 - 3 предме­тами, одна­ко вне игры это вызывает затруднения.

В 5 лет Если ре­бенок сосредоточен на каком-либо предмете, например для игры ему нужен мяч и он идет за ним, по пути к мячу он не будет отвлекаться на другие интересные предметы. к 5 годам в деятельности ребенка появля­ется действие по правилу — первый необходимый элемент произ­вольного вниманияРебенку 5 лет можно предложить следующую игру на вни­мание. На листе бумаги в случайном порядке изображены ряды ква­дратов, кругов и треугольников (см. рис. 6). Взрослый просит ре­бенка закрасить один вид геометрических фигур, например треугольники. К 5 годам дети легко справляются с такой задачей.

Пятилетним дошкольникам доступна и более сложная игра, На 10 карточках изображены различные животные, причем на одной карто­чке могут одновременно присутствовать разные виды животных (например, курица и утка). Взрослый предлагает детям внима­тельно рассмотреть карточки и отобрать те из них, на которых есть хотя бы одно изображение из двух заданных (например, ку­рицы или лошади).

Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте игры детей могут длить­ся более часа, занятия в детском саду — около 30 минут. Ребенок 6 — 7 лет в среднем рассматривает интересную сюжетную картин­ку около 10 минут. мо­гут переключать свое внимание с одного сложного объекта на другой: в одно и то же утро дети занимаются математикой, а потом грамотой. способен одно­временно распределять свое внимание между несколькими пред­метами. Необходимо помнить, что существуют индивидуальные особенности развития внимания — один ребенок подолгу играет с одной и той же игрушкой, другой часто меняет игры и занятия. Некоторые дети с трудом переходят от одной деятельности к дру­гой. Эти различия вполне допустимы.

В старшем дошкольном возрасте происходит переход от не­произвольного внимания к произвольному, при этом главным сред­ством его организации является речь. В частности, детям стано­вятся доступны следующие задания, требующие проявления произвольного внимания. Во-первых, это описанная выше дидактиче­ская игра «Выбор указанного животного», в которую вводится еще одно правило — нельзя брать карточки с запрещенным изоб­ражением (например, медведя). Некоторые карточки являются кон­фликтными — на них нарисованы и животные, которые должны быть отображены, и запрещенные. Задание достаточно сложное, дети обычно повторяют инструкцию несколько раз, при этом 6-летние чаще всего произносят ее обычным голосом, а 7-летние — шепотом или даже про себя. Старшим дошкольникам будет ин­тересной игра «Вам барыня прислала туалет». Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правило игры. Необходи­мо помнить, что это задание является достаточно сложным даже для старшего дошкольника, поэтому не следует ожидать безо­шибочных ответов: хорошо, если ребенок может удержаться от нарушения правила 2-3 раза подряд. В том случае, когда за­дание вызывает очень большие трудности, можно предложить помощь — карточку с запретным цветом (наглядное вспо­могательное средство), что обычно приводит к существенному улуч­шению выполнения задания. Однако важно помнить, что непроиз­вольное внимание преобладает над произвольным на протяжении всего дошкольного детства.

__________________________________________________________________________________________

Особенности внимания детей с НЗ.

Æ При нормальном и нарушенном зрении - о бщие закономерности формирования и развития внимания (его развитие свя­зано с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности в условиях активной деятельности).

Æ Развитие несколько замедленно во времени (у младших школьников преобладающим оста­ется непроизвольное внимание, Объем - 2- 3 объекта. Рас­пределение слабое.)

И все же у младших школьни­ков с нарушением зрения начинает формироваться произвольное внимание. В подростковом возрасте оно становится более интен­сивным, концентрированным, устойчивым. Однако импульсив­ность, свойственная психике подросткового возраста, нередко затрудняет управление вниманием. И тем не менее произвольное внимание у подростков продолжает развиваться и связано с фор­мированием интересов и их дифференциацией.Высокая работоспособность в юношеском возрасте обеспечивается дальнейшим развитием внимания, как непроизвольного, так и в большей степени произвольного. Форма подачи материала не имеет существенного значения. Основная роль, так же как и у зрячих, принадлежит уже содержательной стороне учения.

В старшем школьном возрасте учащиеся с глубоким нарушени­ем зрения начинают задумываться над тем, какую профессию вы -брать, куда пойти учиться, работать, как войти в жизнь. У них появляется цель, мотив, стремление к ее реализации, последнее невозможно без концентрации внимания. В отличие от зрячих, у слепых в этом возрасте все большее значение приобретает развитие слухового внимания как при про­странственной ориентировке, так и при общении с другими людь­ми. Концентрация слухового внимания требуется слепому при пе­редвижении в пространстве. При разговоре с собеседником свое слуховое внимание не­зрячий направляет на речь собеседника, ее тембр, интонацию, Т. е. так называемую вокальную мимику, на основе которой у них формируется представление о человеке, его искренности, харак­тере.

 

Æ Сокращение количества и разнообразия внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование свойств вни­мания:

ü темп переключения снижается вместе с замедленностью восприятия, осуществляемого на основе нарушенного зрения, или осязания

ü снижение объема, ус­тойчивости – из-за не­полноты и фрагментарности образов, а однообразие слуховых раздражителей быстро утомляет слепых и ведет к рассеиванию внимания. Так, например, при выполнении корректурной пробы первоклассники безоши­бочно выполняли в течение первых 5-7 минут, после чего наблюдались пропуски четырех и более букв (нормально видящие - на протяжении 15 мин они не делали ни одной ошибки). Четвероклассники успешно выполняли задание на протяже­нии 10-12 мин. Отставание в развитии свойств внимания у слабовидящих - ≈ 3 года

У первоклассников с нормальным зрением показатели соответствовали результатам слабовидящих четвероклассников. Недостаточный уровень концентрации произвольного зрительного внимания у слабовидящих школьников подтверждается как школьной практикой, таки исследованиями, направленными на изучение у них письма и чтения. Данные, свидетельствующие о зрительной и общей утомляе­мости слабовидящих учащихся, подтверждают правильность уста­новленного режима зрительной нагрузки, ее длительности для сла­бовидящих - 15 мин.

НО с возрастом свойства внимания улучшаются.

Æ Неравнозначность свойств внимания в деятельности: при ориентировке в большом пространстве необходима хорошая распределяемость внимания (у зрячих - концентрация).

Æ Доминирует слуховое внимание (в пространственной ориентировке, при общении слуховое внимание не­зрячий направляет на речь собеседника, ее тембр, интонацию), прочно связано с развитием и со­зданием широкого осязательного поля.

Æ У сла6овидящих слуховое внимание не по­лучило такого развития, как у незрячих - надеясь на зрение, не развивают слуховое произвольное восприятие, не учатся его концентрировать. Внешнее проявление внимания в мимике и пантомимике – недостаточно (чаще всего не могут видеть точно вы­ражение лица собеседника, и представления о нем могут формироваться неточные).

Æ для детей с нз имеет значение развитие произволь­ного осязательного внимания

Æ Ограниченность внешних стимуля­ций сказывается в большем внимании к своему «я», в превалиро­вании среди слепых по сравнению со зрячими количества интро­вертов, в избирательном общении с узким кругом хорошо знако­мых людей

Æ Состояние внимания ребенка с нормальным зрением находит выражение в мимике и пантомимике, усвоенной по подражанию.

При НЗ: визуальное восприятие невозможно¶нет потребности в подражании. Резкое снижение возможностей выполнения отдельных движений лицевой мус­кулатурой, значительное снижение мышечной силы, работоспособности. Движения, которые обычно конт­ролируются зрением, незрячие выполняют значительно хуже.Ì Обычные для проявления внимания выразительные движения лица или отсутствуют, или проявляются слабо. Маскообразное выражение лица и фиксированное положение головы и тела (поворот вполоборота к говорящему, для отчетливого слухового восприятия).

 

Способы компенсации нарушений внимания

Y включение в деятельность, в процессе выполнения которой формируются духовные потребности, интересы, волевые качества и осознание себя как личности, определяет и характери­зует уровень развития внимания и его направленность. Например, необходимость отчетливо, рельефно воспринимать многочисленные свойства и признаки предметов – развивает свойства внимания

Y при активной помощи взрослого в организации общения и активизации деятельности всех сохран­ных анализаторов вторичных отклонений в развитии внимания можно избежать.

Y Одним из важных направлений, способствующим развитию вни­мания у детей с глубоким нарушением зрения, является исполь­зование сочетания дистантного слухового и контактного тактиль­ного восприятий, на основе которых укрепляют связи между зву­ковой характеристикой объекта и его осязательным образом.

// внимание слепых может достигать нормального уровня развития. Это обусловлено тем, что внимание, не будучи связано с каким-либо определенным психическим процессом и тем более с функционированием какого-либо анализатора, формируется в деятельности и зависит от приобретенных интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств личности.

 

Задания для самостоятельной работы с текстом по теме «Внимание…»:

1. Изучите классификации лиц с НЗ (клиническая; предложенная Денискиной) для устного опроса.

2. Изучите классификации видов внимания. Из курса общей психологии уточните непонятные термины. Будьте готовы определить виды и свойства внимания в приготовленных для вас примерах.

3. Из курса общей психологии вспомните свойства внимания. Подберите примеры, иллюстрирующие проявления отдельных свойства внимания в жизни человека.

4. Из текста определите причины нарушения внимания при НЗ.

5. Определите место нарушения внимания в структуре (предложенной А.Г.Литваком) нарушения психического развития при патологии зрения.

6. Каково влияние нарушений внимания на другие психические процессы, стороны личности и деятельность человека с глубоким НЗ?

7. Определите тенденции развития качеств, свойств внимания с возрастом.

8. Изучите развитие внимание при нормальном зрении. Будьте готовы определить возраст ребёнка по описанию проявлений его внимания.

 

 

Физиологические механизмы

<следы> процессов возбуждения в нервной системе. Важная роль в физиологических механизмах памяти принадлежит условным рефлексам, образованию временных связей, а также биохимическим и биофизическим процессам, которые возникают при запечатлении <следов> в отдельных нервных клетках коры мозга.

Для образования связей в коре мозга требуется подкрепление, которое является средством достижения цели действия индивида. Все виды подкреплений (предметное действие, слово, совпадение мотива) представляют собой слияние физиологического и психического. Память формируется на основе нейрофизиологического механизма как подкрепленное социальное действие человека. Поэтому закрепление результатов успешных действий составляет основу памяти и воспроизведения не только того, что было в прошлом и есть в настоящем, но и того, что должно быть в будущем при достижении предстоящих целей.

N Уменьшение притока сенсорной ин­формации при функциональных (косоглазие) и органических заболеваниях (атрофия нерва) зрительно-нервного аппарата приводит к изменению нейрофизиологических меха­низмов восприятия и памяти: в полно­ценную деятельность не вовлекаются нейронные ансамбли выделения и запечатления информатив­ных признаков объектов и перцептивный образ не является точным аналогом оригинала.

Виды

1. по особенностям соотношения двух сигнальных систем. При преобладании наглядно-образного вида дети запоминают любой материал с помощью конкретных образов, предметов и явлений (память о событиях, вызвавших яркие эмоции). Словесно-логический вид основан на использовании словесных обозначений, логических связей, устанавливаемых с помощью словесно формулируемых понятий;

// В формировании обоих видов памяти участвует двигательная память- служит основой для формирования практических и трудовых навыков (ходьбы, речи, письма и др.)

2. по степени участия воли – произвольная, непроизвольная;

3. по наибольшему участию анализаторов в восприятии запоминаемого материала-различают зрительный, слуховой, двигательный и смешанные виды памяти (зрительно-слуховой, зрительно-двигательный и слухо-двигательный).

// В процессе запоминания участвуют все перечисленные виды памяти, но у разных людей могут преобладать разные способы запоминания (преимущественно наглядный, или с помощью мышечно-двигательных ощущений,…)

N У зрячих, незрячих и слабовидящих первоначально преобладает наглядно-образный вид памяти, который формируется на основе сенсорного воспитания. Позже происходит формирование словесно-логического вида памяти.

Процессы памяти:

Запоминание:

o При непроизвольном запоминании не ставится определенная цель в отношении того, что надо запомнить. Запоминание происходит как бы само собой.

o Произвольное запоминание осуществляется преднамеренно и имеет целенаправленный характер, когда ставится задача.

В значительной мере зависят от направленности интересов, внимания и действий детей. При произвольном запоминании слепые и слабовидящие дети используют специальные ПРИЕМЫ наилучшего усвоения знаний.

N Память слепых и слабовидящих младших школьников характеризуется меньшей продуктивностью, снижением запоминания наглядного материала. Эти особенности памяти обусловлены недостаточной полнотой, четкостью и стойкостью, низким уровнем обобщенности представлений, связанным со слабой дифференцировкой существенных и второстепенных признаков.

Сохранение. Различают виды:

– Для кратковременной памяти считается характерным удержание предъявленного материала от нескольких секунд и даже долей секунды до 1-2 суток.

– Более длительные сроки сохранения материала в памяти (месяцы, годы) относят обычно к деятельности долговременной памяти. Наличие механизмов кратковременной памяти имеет важное значение для процессов отбора поступающих в головной мозг человека сведений о предметах и явлениях окружающего мира. Запоминание этих сведений на короткое время позволяет постепенно и дифференцированно перевести указанные сведения в долговременную память. Такой механизм ограждает долговременную память от огромного потока второстепенных впечатлений.

N У незрячих и слабовидящих детей наблюдается высокая степень сохранения материала в долговременной памяти. Этот факт объясняется:

1) наименьшей сохранностью материала в кратковременной памяти, быстрым переводом в долговременную;

2) процессом отбора материала в долговременную память - переводится лишь то, что имеет более существенное значение в учебе, работе и жизни.

Воспроизведение

ú Непроизвольное воспроизведение осуществляется без специальной цели что-либо вспомнить, оно возникает непреднамеренно.

ú Произвольное воспроизведение вызывается сознательной постановкой задачи вспомнить что-либо. При этом типе воспроизведения ребенок преднамеренно стремится вспомнить определенные сведения, события, обстоятельства. Важной чертой воспроизведения, в особенности произвольного, является его избирательный характер. Воспроизведение одних и тех же событий разными детьми отличается в зависимости от их интересов, эмоционального состояния, жизненного опыта.

Развитие памяти

Развитие структуры и функций памяти происходит под влиянием условий жизни, воспитания и обучения. Благоприятным условием является разнообразие учебного материала и разностороннее гармоническое сенсорное воспитание детей.

NПри этом должны учитываться индивидуальные различия в памяти детей с нарушением зрения: выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению (связаны с типом ВНД, состоянием здоровья (зрячие, незрячие и т. д.), навыками точной и аккуратной деятельности, наличием интереса, настойчивости и ответственного отношения к ней).

______________________________________________________________________________________________________________

В 3 года ребенок с нормой развития может запомнить и воспроизвести не более 2 — 3 слов или 3 — 4 названия предметов, изображенных на картин­ках, которые предъявляются ребенку для запоминания. Дети это­го возраста могут заучить понравившиеся им небольшие песенки, потешки, стихотворения.

К 4 годам ребенок уже в состоянии удержать в памяти до 5 -6 названий предметов (из 10 - 15), изображенных на картинках. Некоторые дети могут принять задачу на запоминание и прило­жить определенные усилия, чтобы запомнить. В 4 года, получив поручение от взрослого, малыш повторит его не один раз и доволь­но точно передаст другому ребенку или взрослому. Играя в «мага­зин», 4-летний ребенок способен запомнить названия 5 — 6 пред­метов, которые ему необходимо купить. Некоторые дети в состоя­нии нарисовать по памяти простой узор.

В 5 лет ребенок может запомнить уже 7 — 8 предметов (из 10 — 15), изображенных на картинках.

Для ребенка 6-7 лет доступно прямое задание — запомнить как можно больше слов. Если старшему дошкольнику назвать подряд 10 коротких слов, не связанных по смыслу, он в первый раз назовет от 2 до 5 слов. Можно называть те же слова еще несколько раз, каждый раз спрашивая, какие слова он запомнил. После 3 — 4 предъявлений ребенок 6 — 7 лет обычно называет больше половины слов, причем количество запоминаемых слов чаще всего увеличивается от предъявления к предъявлению.

Если ребенок 6-7 лет не может запомнить больше 3 слов с 4-го предъявления, следует обратить внимание на общее пси­хосоматическое состояние ребенка, — возможно, ему необходима консультация невропатолога.

Помимо не связанных между собой слов старшие дошколь­ники легко заучивают наизусть стихотворения, иногда очень длин­ные. Если ребенок испытывает трудности при запоминании даже одного четверостишия, необходимо организовать активное дейст­вие с этим материалом: показ картинок, игру-драматизацию. В том случае, когда и это не приводит к улучшению результата, нужна консультация психолога или врача.

Если младшие дошкольники при запоминании чаще всего не используют никаких специальных средств, то в старшем до­школьном возрасте картина меняется. Помимо самого простого способа — повторения дети (особенно 7 лет) используют груп­пировку материала по смыслу, так как им уже доступно такое мыслительное действие, как классификация. Появление элементов словесно-логического мышления приводит к тому, что для лучшего запоминания рассказа или сказки дети выделяют их структуру (сюжет, основные герои, их взаимоотношения). Поэтому ребенок 6, а особенно 7 лет способен изложить содержание небольшого рас­сказа или сказки. Тем не менее, необходимо помнить, что даже у старших дошкольников эффективность непроизвольного запоми­нания обычно все-таки выше произвольного.

 

N В тифлопсихологии процессы памяти изучены не столь полно и разносторонне, не­смотря на особую значимость памяти при зрительном дефекте: приходится запоминать многое из того, что не требует запоминания у зрячих.

В первых работах по изучению памяти при недостатках зрения, появившихся в начале XX в., объектом были незрячие. Авторами исследований зачастую были также незрячие. Результаты их наблюдений и исследований неоднозначны.

1. Долгое время существовало представление, что память у слепых развивается интенсивнее (Бюрклен, Кречмер). Объяснялось это как дополнительным высвобождением <специфической энергии> зрительного анализатора, направленного на сохранение психических процессов, так и результатом мнемических упражнений.

2. В то же время некоторые авторы не отмечали существенных различий между памятью слепых и нормально видящих. Л.С.Выготский, анализируя исследования по памяти незрячих, объяснял некоторые преимущества в развитии их памяти тем, что у них есть «тенденция к повышенному развитию памяти, развива­ется ли она на деле очень высоко — это зависит от многих и слож­ных обстоятельств»

В 1950— 1960 -е гг. особое внимание уделяется изучению памяти слабовидящих школьников в связи с открытием специальных школ для детей этой категории и задачами совершенствования учебно-воспитательного процесса и мероприятий по охране и развитию слабого зрения. Впервые экспериментальное изучение памяти слабовидящих было проведено Т.Н.Головиной (1954) - посвящено процессу узнавания. Второе многоплановое и разностороннее сравнитель­ное исследование осуществлено В. А. Лениной (1962—1985). В даль­нейшем М. И. Земцовой, Л.И.Солнце­вой - исследовали запоминание словесного материала.

Вербальная память

Исследований запоминания вербального материала у детей дошкольного возраста с НЗ не проводилось.

В тифлопсихологии в основном изучалось произвольное запо­минание слов, чисел и связных текстов у школьников в разных условиях восприятия и деятельности.

В произвольном запоминанииряда из12 слов, лучше и точнее при меньшей затрате времени запоминается и воспроизводится слова старшими учащи­мися. Продуктивность запоминания увеличивается с количеством повторений и воспроизведений материала (значительно - после 3-го предъявления во всех возрастах, незначительное — при последующих предъявлениях). При первых трех воспроизведениях действует «закон края», + частота употребления слов, степень знакомства с предметом.

N У незрячих и слабовидящих младших школьников меньшие объем, точ­ность и скорость запоминания слов, более медленное их воспро­изведение (и после 4-го воспроизведения число слов не увеличилось. Сказывались повышенная утомляемость, истощаемость; снижалась концентрация внимания).

N Требуется больше времени на чтение слов (при зрительном восприятии у слабовидящих, ося­зательном — у незрячих).

N Отмечается тенденция некоторого преимущества слухового восприятия.

N Многократное (шестикратное) предъявление слов нерезультативно.

Изучение В.Ф. Моревой произвольного запоминания у слабовидящих учащихся среднего возраста

◊ преимущество слухового восприятия менее вы­ражено, но сохраняется (играет роль педагогическая установка на охрану зрения). Все большее значение приобретает осязательное восприятие и слуховое (продолжают пользоваться «говорящими книгами»).

◊ Значительны индивидуальные различия в продуктивности запоминания чисел и слов.

◊ неточность зрительных/осязательных образов тормозит запо­минание слов и актуализацию значенийÒменьше предметных связей (цветок, бабочка, солнце– объединяются по ассоциации в группу) Ò Это снижает возможности перегруппировывать слова и затрудняет овладение опосредствованным запомина­нием (больше ошибок-замен).

 

Y С повышением компенсаторной роли мышления в познании

у средних и старших возрастов память со­вершенствуется.

Незрячие старшеклассники Слабовидящие старшеклассники
успеш­нее запоминают и актуализируют слова, запоминают их блоками, в кото­рых мало смысловых связей Меньше точность воспроиз­ведения. Больше замен по функциональному признаку. слова чаще объединяются в смысловые группы (инструменты, мебель) и присоединяются слова по функциональным признакам (ведро и чашка – для воды)
Сравнение объема кратковременной памяти при запоминании 15 пар слов, связанных и не связанных по смыслу в условиях ося­зательного и слухового восприятия - существенных различий не выявило.
Показатели долговременной памяти
при слуховом запоминании - несколь­ко выше У боль­шинства преобладает зрительный тип

// Прямой зависимости успешности запоминания и непосред­ственного воспроизведения слов от остроты центрального зрения и диагноза заболевания не наблюдается.

Отсроченное воспроизведение

Изучение произвольного запомина­ния текстов (В.А.Ленина и Л.В.Егорова).

ü Умение устанавливать причинно-следственные связи, логиче­ские отношения у младших школьников с НЗ не на должном уровне: понимание смысла одних частей и механическое заучивание других, особенно начала и конца рассказа.

ü Проявление «закона края» при актуали­зации рассказов у НЗ весьма выраже­но.

ü Запоминание рассказа, большого по объему и более сложного по логической структуре, вызывает затруд­нения. Одноразовое его восприятие для НЗ было недостаточным для запоминания.

ü Пересказы чаще всего начинались с первых микротем, сообщающих о месте действия, состоянии погоды. Однако при выделении главных мыслей в виде плана эти микротемы нередко отсут­ствовали.

ü Углубленный смысловой анализ за­поминаемого материала, его мыслительная переработка у детей с нарушением зрения зачастую еще недостаточно сформированы.

ü немалая часть запоминаемого материала сохра­нялась в памяти на уровне ее «скрытого» слоя. Поэтому кроме обычной установки на запоминание и последующее воспроизведе­ние для них необходимы дополнительные условия, в большей мере активизирующие мнемические и мыслительные процессы.

ü На запоминание влияло быстро наступающее общее утомление.

! Положительное влияние на процессы запоминания и воспро­изведения рассказа оказывало повторное чтение, ответы на вопросы

Память детей с НЗ характеризуется меньшей продуктивностью запоминания наглядного и словесного материала. По объему, точности, полноте и скорости запомина­ния, особенно младшие школьники, отстают.

Запоминаемое недостаточно осмысливается,Ìснижается продуктивность логической памяти.

Действие «закона края» выра­жено слабее: лучше запоминается конец ряда, очевидно, повышенная истощаемость мешает удерживать в памяти нача­ло.

Более низкий уровень долговременной зрительной памяти по сравнению с долговременной слуховой памятью у млад­ших школьников.

Вариативность индивидуальных по­казателей процессов памяти значительно большая.

Наряду с успешным запоминанием и длитель­ным сохранением у них чаще наблюдается быстрое забывание, которое происходит из-за недостаточной прочности и полноты имеющихся представлений предметов и объектов, их изображений, а также соответствующих понятий.

Узнавание объектов замедленно, не полно (ограниченность чувственно­го опыта). Характерно менее конкретное узнавание, причиной которого явля­ется выделение второстепенных признаков предметов.

В ходе обучения, овладения навыками зрительного восприятия и выработки умения правильно анализировать объекты, выделять их информативные признаки, сопоставлять их, узнавание совершен­ствуется.

 

Задания для самостоятельной работы с текстом по теме «Память..»:

1. Знать классификации лиц с НЗ (клиническую; предложенную Денискиной) для устного опроса без опоры на конспект!!!

2. Знать виды и процессы памяти для разбора примеров.

3. Выявите в тексте ПРИЧИНЫ нарушений разных процессов памяти у детей с нз. Продумайте пути, способы профилактики нарушений развития процессов памяти и компенсации нарушенных видов и процессов.

 

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ И ЕГО СВОЙСТВ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ЗРЕНИЯ

ВНИМАНИЕна­правленность и сосредоточенность психической деятельности человека,

активность его личности в данный момент и при данных условиях. Внимание, не являясь самостоятельным психическим процессом, проявляется внутри других процессов как сосредоточение сознания на отражаемом объекте. Включение внимания превращает психические процессы в направленную деятельность (восприятие - в наблюдение, случайное течение мыслей - в обдумывание).

Виды внимания (классификация по разным основаниям):

Непосредственное – опосредствованное

Непроизвольное – произвольное – постпроизвольное

Чувственное – интеллектуальное

Природное – социально опосредованное

При глубоких нарушениях зрения наблюдается снижение ак­тивности, проявляющееся наиболее четко в ранние периоды раз­вития, что связано с невозможностью воспринимать раздражите­ли нарушенным зрительным анализатором и реагировать на них. Отсутствие зрительных впечатлений снижает уровень внешней сти­муляции деятельности ребенка, что приводит к меньшей познавательной ак­тивности по отношению к внешнему миру, снижению двигательной активности (проявляется это и в ориентировочно-поисковой деятельности). В связи с этим внима­ние как направленность деятельности, ее избирательность, име­ют своеобразные особенности.

Практически все качества внимания, такие как активность (про­извольное и непроизвольное внимание), направленность (внешняя и внутренняя), его широта (объем, распределение), переключе­ние (трудное, легкое), интенсивность, сосредоточенность (высо­кая, низкая), устойчивость (устойчивое или неустойчивое), ока­зываются под влиянием нарушенного зрения, но способны к вы­сокому развитию, достигая уровня его развития у зрячих, а порой и превышая его. Сокращение количества и разнообразия внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование качеств вни­мания. Замедленность процесса восприятия, осуществляемого как на основе осязания (последовательно, сукцессивно), таки на основе нарушенного зрительного анализатора, сказывается на темпе переключении внимания; не­полнота и фрагментарность образов — на снижении объема, ус­тойчивости внимании (А.Г. Литвак). Активное включение лиц с нарушением зрения в совместную деятельность со зрячими тре­бует со стороны первых большей самостоятельности и умения управлять своей деятельностью.

В зависимости от видов деятельности для ее успешного выполнения необходимо развитие различных свойств внимания. Так, в учебной деятельности важным условием является наличие произ­вольного внимания, умения сосредоточиться на задании.

В то же время в такой специфической деятельности, как про­странственная ориентация, а также трудовая деятельность, условием эффективности и результативности является умение переключать внимание в процессе решения конкретных практических задач. Слепому и сла6овидящему необходимо для компенсации зрительной недостаточности активно использовать информацию, получаемую от всех сохранных нарушенных анализаторов; кон­центрация же внимания на анализе информации от одного из видов рецепции не создает адекватного и полного образа, что приводит к снижению точности ориентировочной и трудовой деятельности.

Процесс реабилитации и интеграции слепых и сла6овидящих в современное общество с его техническими успехами требует от них большей самостоятельности и активности, что связано также с развитием таких качеств, как произвольность организации деятельности, устойчивость и интенсивность деятельности, широта объема внимания, умение его распределять и переключать в зави­симости от условий и требований деятельности__________________________________________________________________________________________

Развитие внимания В НОРМЕ

К 3 годам внимание ребенка непроизвольно и крайне неустойчиво: ребенок 3 лет может забыть, что он шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. новую сюжетную картинку он рассматривает в среднем в тече­ние 8 секунд. Даже самой увлекательной деятельностью не занимается больше 10—15 минут (важно помнить об этом при проведении занятий в младшей группе). Многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут — в таком возрасте это естест­венно. Распределять свое внимание между несколькими предмета­ми пока не могут. Переключить свое внимание быстро, по первому указанию взрослого, малышу тоже трудно.

В 4 года боль­шинство детей может сосредоточенно заниматься какой-либо дея­тельностью в течение 15 -20 минут, а игры некоторых детей длятся более 30 минут. в игровой ситуации может действовать сразу с 2 - 3 предме­тами, одна­ко вне игры это вызывает затруднения.

В 5 лет Если ре­бенок сосредоточен на каком-либо предмете, например для игры ему нужен мяч и он идет за ним, по пути к мячу он не будет отвлекаться на другие интересные предметы. к 5 годам в деятельности ребенка появля­ется действие по правилу — первый необходимый элемент произ­вольного вниманияРебенку 5 лет можно предложить следующую игру на вни­мание. На листе бумаги в случайном порядке изображены ряды ква­дратов, кругов и треугольников (см. рис. 6). Взрослый просит ре­бенка закрасить один вид геометрических фигур, например треугольники. К 5 годам дети легко справляются с такой задачей.

Пятилетним дошкольникам доступна и более сложная игра, На 10 карточках изображены различные животные, причем на одной карто­чке могут одновременно присутствовать разные виды животных (например, курица и утка). Взрослый предлагает детям внима­тельно рассмотреть карточки и отобрать те из них, на которых есть хотя бы одно изображение из двух заданных (например, ку­рицы или лошади).

Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте игры детей могут длить­ся более часа, занятия в детском саду — около 30 минут. Ребенок 6 — 7 лет в среднем рассматривает интересную сюжетную картин­ку около 10 минут. мо­гут переключать свое внимание с одного сложного объекта на другой: в одно и то же утро дети занимаются математикой, а потом грамотой. способен одно­временно распределять свое внимание между несколькими пред­метами. Необходимо помнить, что существуют индивидуальные особенности развития внимания — один ребенок подолгу играет с одной и той же игрушкой, другой часто меняет игры и занятия. Некоторые дети с трудом переходят от одной деятельности к дру­гой. Эти различия вполне допустимы.

В старшем дошкольном возрасте происходит переход от не­произвольного внимания к произвольному, при этом главным сред­ством его организации является речь. В частности, детям стано­вятся доступны следующие задания, требующие проявления произвольного



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 1095; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.108 с.)